Автор конспекта:
Автор(ы): — Милькова Елена Юрьевна
Место работы, должность: — учитель истории МОУ «Сольвычегодская средняя общеобразовательная школа» Котласского района
Регион: — Архангельская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дополнительное образование детей
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Краеведение
Цель урока: — Цель: воспитание патриотизма у школьников.
Тип урока: — Комбинированный урок
Используемая методическая литература: — 1. Н. Н. Аруев «Крестьянские свадьбы около г. Сольвычегодска до 1917 года». Записки Северо – Двинского Общества изучения местного края. Выпуск 5. В-Устюг. С 1-11
2. Ноговицын В. У Соли Вычегодской. Котлас, 1992г.
3. Сборник «Песчанница – уголок России». Котлас, 2002г. С 22-26
Используемое оборудование: —
проектор, экран, компьютер
Используемые ЦОР: —
презентация
Краткое описание: — Предлагаю разработку внеклассного мероприятия в форме фольклорного занятия из истории прошлого и настоящего нашего города «Русский северный обряд». Мероприятие задумывалось как творческое дело с элементами поисковой деятельности, с использованием инсценировки (по описанию свадебного обряда, сделанного местным краеведом Николаем Аруевым до 1917 года) и требовало предварительной подготовки. На помощь привлекались родители в изготовлении костюмов. На занятии была показана презентация «Русский обряд». Эти вставки оживили мероприятие и, безусловно, имели большое воспитательное значение: уважение к своим корням, ответственность за сохранение исторической памяти.
Ход внеклассного мероприятия
Учитель: Сегодня на занятии по краеведению мы познакомимся с одним из обрядов нашего Северного края.Работа будет проходить в форме творческой мастерской, где ученики 7 класса будут краеведами -исследователями, зрителями и актерами.
1. Что такое обряд? Виды обрядов.
Учитель: Ребята, кто знает, что такое обряд? (ответыучащихся).
Учитель: Давайте обратимся к словарю Ожегова (См. презентацию, слайд 2).
Обряд – это традиционные действия, сопровождающие важные действия человеческого коллектива. Действительно различные обряды сопровождали крестьянина на протяжении всей его жизни. Человек родился – крещение. А вы знаете какие — то обряды? (ответыучащихся).
Учитель: Обрядов очень много, поэтому их можно разбить на 3 группы (вида): календарные, семейные, религиозные. (См. презентацию, слайд 3).
Семейные обряды – обряды, связанные со свадьбой, смертью, рождением. (См. презентацию, слайд 4).
Календарными называются сельскохозяйственные обряды. (См. презентацию, слайд 5).
Религиозные обряды — регулярное посещение церкви, прием священника на дому, участие в крестных ходах, соблюдение постов, домашние моления. (См. презентацию, слайд 6).
2. Свадебный русский обряд.
Учитель: Сегодня на занятии мы подробнее рассмотрим русский северный свадебный обряд. Ребята, свадебный обряд относится к какому виду обрядов? (ответыучащихся).
Учитель: На Севере, да и в других регионах нашей страны, свадьба состояла из множества обрядовых действий. Проходила в определенное время и обряды совершались в течение длительного времени. Давайте мы с вами рассмотрим основные характеристики свадебного обряда и запишем их в тетрадь: (См. презентацию, слайд 7).
Русский свадебный обряд является одним из важнейших семейных обрядов.
Свадебный обряд состоит из множества элементов, среди них: обрядовые песни, причеты, обязательные обрядовые действия невесты, дружки и других участников.
Русский свадебный обряд очень разнится в разных регионах.
Временем формирования свадебного обряда принято считать XIII—XIV век. При этом в некоторых региональных традициях в структуре и некоторых деталях обряда ощущаются дохристианские истоки, присутствуют элементы магии.
При всей вариативности обряда его общая структура остается неизменной.
—
Учитель: Как мы уже отметили свадьба состояла из множества обрядов и в разных регионах ее структура оставалась неизменной. Давайте познакомимся с этими обрядами. Сватовство; «Чаепитие» (смотр); Подготовка приданого; Оглашение решения о свадьбе; Смотрины; Сватанье; Баня; Обряд одевания невесты; Обряд дарения жениха; Венчание; Выкуп; Первый день свадьбы.
4. Н. Н. Аруев «Крестьянские свадьбы около г. Сольвычегодска до 1917 года».
Учитель: Сегодня на занятии мы познакомимся с крестьянскими свадьбами, которые проходилиоколо г. Сольвычегодска до 1917 года. Записал свадебные обряды наш местный краевед Николай Николаевич Аруев. (См. презентацию, слайд 9).
Ребята 7 класса подготовили небольшой театрализованный фрагмент «Сватовства» по произведению Н.Н. Аруева. Во время просмотра обратите внимание на действия участников и на предметы обихода, которые играли важную роль в обряде сватовства.
(показ театрализованного фрагмента)
Учитель: Кто обратил внимание, какой предмет был важен на этом крестьянском столе во время сватовства? (ответыучащихся).
Учитель: Это рыбный пирог, делали его обычно из трески и подавали только тогда, когда приходили в дом к невесте сваты с женихом. Если девушка не выходила замуж, то про нее говорили « у девушки пирог заплесневел».
5. Работа с документами
текстом Н.Н. Аруева
Учитель: Представьте себе, что вам в руки попал документ , в котором время уничтожило отдельные слова, а вам хотелось бы его восстановить. Сейчас вы, ребята, на короткое время станете исследователями – краеведами и восстановите в фрагментах текста Н.Н. Аруеваслова. Это свадебные обряды и в каждом фрагменте текста, говорится об одном обряде.
(самостоятельная работа учащихся в парах)
Учитель: Какие обряды вы вставили? (ответыучащихся).
Учитель: Проверяем, смотрим на презентацию.(См. презентацию, слайд 10,11,12).
Фрагмент текста из обрядовых действий
Учитель: Соотнесите виды обрядов и представленные фрагменты текста под цифрами 1.2,3,4,5.
(самостоятельная работа учащихся)
Учитель: Проверяем, смотрим на презентацию.(См. презентацию, слайд 13).
— 6. Закрепление изученного.
Учитель: Сегодня на занятии мы с вами узнали много нового о обрядах,свадебном обряде. Мне хотелось бы узнать, что вы запомнили. Поэтому мы сейчас проверим ваши знания? Отвечаем на вопросы. (См. презентацию, слайд 14,15,16,!7,18).
Что такое обряд? (ответыучащихся).
Какие бывают обряды? (ответыучащихся).
Свадебный обряд относится к какому виду обрядов? (ответыучащихся).
Как звали местного краеведа, описавшего свадебный обряд? (ответыучащихся).
Учитель: Проверяем, смотрим на презентацию.(См. презентацию, слайд 15,16,17,18).
Учитель: Что вы нового узнали на занятии? С каким настроением вы уходите с нашего мероприятия? (ответыучащихся).
—
Файлы: Презентация Русский обряд .ppt
Размер файла: 4557824 байт.