Автор конспекта:
Автор(ы): — Сахаутдинова Лариса Владимировна
Место работы, должность: — МОУ «СОШ с. Терса Вольского района Саратовской области»
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 3 класс
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: —
Цель урока:
· Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки. Осознать единство темы. Выявить интонационное сходство через хар-р звучания, лад, динамику.
· Задачи урока:
· Уметь на слух определить характер и настроение музыки, соединение слуховых впечатлений детей со зрительными.
· Воспитывать умение чутко вслушиваться в музыкальную ткань произведения.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: —
•Учебник• Е.А.Критской Г.П. Сергеева. М. «Просвещение», 2003г.
•Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 3класс.
Краткое описание: — Тема урока: «Древнейшая песнь материнства». «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» (3 класс) Учитель: Сахаутдинова Л.В. Цель урока: • Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки. Осознать единство темы. Выявить интонационное сходство через хар-р звучания, лад, динамику. • Задачи урока: • Уметь на слух определить характер и настроение музыки, соединение слуховых впечатлений детей со зрительными. • Воспитывать умение чутко вслушиваться в музыкальную ткань произведения. Тип урока: углубление знаний. Вид урока: урок – исследование. Музыкальный материал: • Тропарь Владимирский иконе Божией матери. Протонерий о. Борис Писарев. • «Мама» муз. В. Гаврилина, сл. А.Шульгиной • «Мама» муз. Ч.А. Бикано, сл.Б. Керубин. Перевод Эм. Александровой. «Музыка» Доп. Мат: •Учебник• Е.А.Критской Г.П. Сергеева. М. «Просвещение», 2003г. •Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 3класс. •Презентация. Тема: «Древнейшая песнь материнства»
МОУ « СОШ с. Терса Вольского района Саратовской области»
Учитель: Сахаутдинова Л.В.
2010
Тема урока: «Древнейшая песнь материнства». «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» (3 класс)
Учитель: Сахаутдинова Л.В.
Цель урока:
· Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки. Осознать единство темы. Выявить интонационное сходство через хар-р звучания, лад, динамику.
· Задачи урока:
· Уметь на слух определить характер и настроение музыки, соединение слуховых впечатлений детей со зрительными.
· Воспитывать умение чутко вслушиваться в музыкальную ткань произведения.
Тип урока: углубление знаний.
Вид урока:урок – исследование.
Музыкальный материал:
· Тропарь Владимирский иконе Божией матери. Протонерий о. Борис Писарев.
· «Мама» муз. В. Гаврилина, сл. А.Шульгиной
· «Мама» муз. Ч.А. Бикано, сл.Б. Керубин.
Перевод Эм. Александровой.
«Музыка»
Доп. Мат: •Учебник• Е.А.Критской Г.П. Сергеева. М. «Просвещение», 2003г.
•Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 3класс.
•Презентация. Тема: «Древнейшая песнь материнства»
Ход урока:
1. Организационный момент.
Тема нашего урока «Древнейшая песнь материнства». Сегодня мы продолжим изучать духовный образ матери, художественный образ матери в живописи, поэзии и музыки.
Слайд №2.(стих) Углубление темы урока.
1. Чтение стихотворения М. Волошина.
•Кто главный герой этого стихотворения, про кого идет речь?(про маму, Богоматерь Владимирскую или про особого человека.) Обратите внимание на слова: они просты, но в тоже время благородны и величественны. Как точно подчеркивает величие иконы.
Слайд №3(Богоматерь Владимирская)
2. Работа по учебники стр.44.
На Руси есть иконы с удивительно поэтическими названиями: «Утоли мои печали», «Неувядаемый цвет», «Милостивая», «Нечаянная радость», «Все скорбящих радость». Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской-небесной заступницы Москвы. Эта икона-величайшая святыня Руси. Предполагают, что икона «Богоматерь Владимирская» была написана с натуры великим евангелистом Лукою и из Византии попала в Вышгород, что близ Киева, в начале XIIв. Потом икону увез во Владимир князь Андрей Боголюбский, где она находилась в Успенском соборе, а затем была временно в 1395 г. перенесена в Москву. Во время нашествия войск татарского хана Темерлана, Железного Хромца, икона спасла город от гибели. в 1480 г. икона окончательно водворилась в Успенском соборе Московского Кремля, став небесной заступницей города и всего Русского государства. После октября 1917 г. хранится в Третьяковской галерее. На иконе – поясное изображение Девы Марии, держащей на правой руке младенца Христа, который обхватил своей левой ручкой шею матери, нежно прильнув к ее щеке. Такой тип изображения получил название «Богоматерь Умиление».Художник Грабарь назвал эту икону «Древнейшая песнь материнства»
Слайд№4(Тропарь)
По уставу Русской православной церкви каждому празднику полагается свой ТРОПАРЬ. Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери, а их в церковном календаре более ста.В нем частично рассказана история иконы.
Существует тропарь и к Владимирской иконе Божией матери.
3. Слушание Тропаря.
•Определить особенности мелодии. Разбор. Подвести к тому, что тропарь поется на определенный глас, т.е. имеет навсегда закрепленную за ним мелодию.
•О чем поется в тропаре. Разбор текста.(Хрестоматия музыкального материала)
• Почему икону назвали «Древнейшая песнь материнства» (Потому что она давно написана. Нарисована не обычная женщина, а Богоматерь, которая прежде всего мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Все обращенной к ней несет характер светлой печали, скорби, умиления, прошения за самое дорогое.
4. Физминутка.
Слайд№5
• Каковы значения слов в столбцах.
• Взаимосвязаны ли эти слова.Ведь все самое дорогое, родное, святое, связано с мамой.
Слайд№6(«Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама»)
5.Работа по учебнику стр.46.
6.Рассмотреть картину Петрова-Водкина «Петроградская Мадонна». Охарактеризовать мать.
Вывод:
•Что хотел изобразить художник образ матери остается чистым, возвышенным.
7.Работа с учебником стр47.
Слайд№7(Мадам Шарпанье с детьми)
Картина передает атмосферу уюта, любви, счастья. Непринужденные поза матери, детей собаки полны покоя и умиротворения.
Вывод(с двух картин):
•Мамы какие на картинах,заботливые,любящие своих детей.
Слайд№8(Мама)
•Каков характер песен? (У Гаврилина песня(стр.45) по характеру спокойная, с благородно спокойными скачками. Итальянская песня про маму-чувствуется национальный калорит, музыка страстная)
Вывод:
Слайд№9(Стих)
Итог урока
В любом из видов искусств образ матери является неизменным символом доброты, любви, счастья, величия. Стих по слайду№9.
8. Пение песен.
Домашнее задание: вспомнить песню про маму.
Файлы: Древнейшая песнь материнства.rar
Размер файла: 1595865 байт.