Автор конспекта:
Автор(ы): — Кириллова Н.Ф.
Место работы, должность: —
МАОУ "Гимназия №39", учитель биологии
Регион: — Камчатская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Биология
Предмет(ы): — Экология
Цель урока: —
Цель урока: изучить особенности информационных связей человека
Задачи:
Обучающие: сформулировать понятие: информационные связи, изучить особенности информационных связей человека;
Развивающие: развитие коммуникативных способностей, продолжить формировать умение работы с мобильным классом;
Воспитательные: обратить внимание на развитие информационных связей, которые в настоящее время объединяют все популяции людей на Земле в единую систему. Воспитывать культуру поведения, умение общаться в группе.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
Базовый учебник: Экология. 10(11) кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений /Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов ; под ред. Н.М. Черновой. – М.: Дрофа, 2012
Используемая методическая литература: —
- Ширинская летопись : от века камня до современности. Хакасское книжное издательство. Абакан. 2007
- История информационных связей человека. Социальная экология. Дрофа. Москва. 2012
Используемое оборудование: —
Необходимое техническое оборудование: мобильный класс, инструкция по использованию мобильного класса, презентация к уроку, интерактивная доска, компьютер учителя.
Используемые ЦОР: —
презентация к уроку
Краткое описание: —
Приложение №1
Текст к слайдам
- Изучить передачу информации между живыми организмами
- Проследить способы сохранения и передачи информации с древнейших времен и до нашего времени
- Провести социологический опрос среди жителей г. Петропавловска-Камчатского
- Проанализировать полученные данные
Способность организма воспринимать и перерабатывать информацию об изменениях окружающей среды и внутренней среды организма; Возбудимость, способность реагировать на действие раздражителей; Самоорганизация, проявляемая как изменения организма для адаптации к условиям внешней среды;
Дистанция их действия ограничена (от непосредственного физического контакта до сотен метров или нескольких километров) Информативные сигналы фиксируются крайне редко и в простейшей форме (здесь был я — пахучие метки)
В течение ограниченного времени
Признаки
Биологические виды
Человек
Сложность сигналов
Визуальные ,слуховые, обонятельные, тактильные
Дальность передачи
Космические расстояния
Скорость передачи
Возможность фиксации и накопления
Численность охвата
Возможность передачи в поколениях
Только в ныне живущей популяции
Человек разработал технические средства, благодаря которым дальность действия информационных сигналов в пределах Земли стала практически безграничной, а скорость их передачи практически мгновенной;
Человек научился фиксировать информацию (рисунки, письменность, магнитная и электронная память), накапливать ее (книги архивы, музеи, фоно- и видеотеки, информационные банки) и передавать ее в пользование всем последующим поколениям
- Информация, которую оставляет и передает человек направлена в будущее.
- Значение и объем получаемой информации увеличилось
- Изменились источники и носители информации
- Большинство опрошенных нами жителей города Петропавловска-Камчатского в качестве основного источника информации предпочитают сеть Интернет.
- Фото из личного архива Н. Ф. Кирилловой
Структура и ход урока
№
Этап урока
Цель
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
1
2
3
4
5
6
1
Организационный момент
Приветствие учащихся.
Проверка готовности учащихся, их настроя на работу.
Подготовьте ноутбуки к работе , действуйте по инструкции, соблюдайте технику безопасности.
Приветствуют учителя, включают ноутбуки, работают по инструкции
——
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
1
Мотивация к учебной деятельности
Проверка готовности учащихся, их настроя на работу
Вопрос:
1. В чем заключается биологическая и социальная природа человека?
2. Каким образом социальный опыт передается из поколения в поколение?
3.Просмотрите видеофрагмент. В чем заключается главная мысль?
Сформулируйте проблему.
Сформулируйте гипотезу.
Ответ:
1. Биологическая – биологические св-ва живых организмов, социальная – мышление, самосознание, осознанная целенаправленная деятельность (труд).
2. Передача информации в поколениях.
3. Проблема: Информация, получаемая человеком требует определенных способов передачи и хранения.
Гипотеза:
Предположим, что изменение значения и объема информации, получаемой человеком ежедневно приводит к изменению способов получения и передачи этой информации.
Уметь называть биологические и социальные признаки человека и факторы их формирования
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точнос- постановка и формулирование проблемы (П)
-самоопреде-ление (Л)
-смыслообра-зование (Л)
-нравственно-этического оценивание (Л)
2
Актуализация знаний
Актуализировать знания учащихся по пройденному материалу
Сформулируйте тему урока.
Запишите в тетрадь, укажите дату.
Формулируют и записывают тему урока:«Особенности информационных
связей человека»
-смыслообра-зование (Л)
-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)
3
Постановка учебной задачи
Подведение учащихся к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
Как вы думаете, какие задачи необходимо решить для доказательства гипотезы?
Предполагаемые ответы:
1. Изучить передачу информации между живыми организмами
2. Проследить способы сохранения и передачи информации с древнейших времен и до нашего времени
3. Провести социологический опрос среди жителей г. Петропавловска-Камчатского (предварительное домашнее задание)
4. Проанализировать данные социологического опроса
-целеполагание (Р)
-планирование (Р)
-прогнозирова
ние (Р)
-формулирова-ние познавательной цели (П)
4
«Открытие нового знания»
- Формировать умения у учащихся выявлять, обобщать, синтезировать, анализировать
- Подведение учащихся к самостоятельному выводу
- Проверка понимания учащимися способа действия изучаемого явления
Мини-лекция с использованием презентации:
Слайд 6: Все живые организмы способны обмениваться информацией с себе подобными для согласования своих действий и ответных реакций на проявление факторов окружающей среды.
Слайд 7: Живая природа сложна и разнообразна. Источниками и приемниками информации в ней являются живые организмы и их клетки. Организм обладает рядом свойств, отличающих его от неживых материальных объектов. Основные из них:
Непрерывный обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой;
Способность организма воспринимать и перерабатывать информацию об изменениях окружающей среды и внутренней среды организма;
Возбудимость, способность реагировать на действие раздражителей;
Самоорганизация, проявляемая как изменения организма для адаптации к условиям внешней среды;
Слайд 8: В соответствии с особенностями органов чувств информацию, воспринимаемую организмом, можно классифицировать как: Визуальную, Слуховую, Вкусовую , Обонятельную, Тактильную
Слайд 9: Используемые сигналы, как правило, просты и конкретны (предупреждение об опасности, сообщение о пище, обращение к половому партнеру или потомству)
Дистанция их действия ограничена (от непосредственного физического контакта до сотен метров или нескольких километров)
Информативные сигналы фиксируются крайне редко и в простейшей форме («здесь был я» — пахучие метки)
Слайд 10: Информационные связи в природных популяциях обеспечивают передачу конкретных сигналов на ограниченную дистанцию
В течение ограниченного времени
Слайд 11: Реакция на воздействия внешнего мира проявляется у всех организмов, поскольку она обусловлена раздражимостью. У высших организмов адаптация к внешней среде носит характер сложной деятельности, которая эффективна лишь при достаточно полной и своевременной информации об окружающей среде. Приёмниками информации из внешней среды у них являются органы чувств.
Ученики слушают мини-лекцию:
-анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных(П)
-подведение под понятие, выведение следствий
-выбор оснований и критериев для сравнения (П)
-установление причинно-следственных связей (П)
-построение логической цепи рассуждений (П)
5
Первичное закрепление
Освоение учащимися способа проверки
Используя полученные знания, текст учебника & 24 (стр.167-169) и собственный опыт заполните недостающие ячейки таблицы по образцу (Слайд 12)
Сравнительная характеристика информационных связей человека и биологических видов
Признаки
Биологические виды
Человек
Сложность сигналов
Визуальные ,слуховые, обонятельные, тактильные
Дальность передачи
Космические расстояния
Скорость передачи
Возможность фиксации и накопления
Численность охвата
Возможность передачи в поколениях
Только в ныне живущей популяции
Работают с презентацией (мобильный класс), заполняют таблицу
-анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных(П)
-выбор оснований и критериев для сравнения (П)
-классификации объектов (П)
опора на жизненный опыт учащихся (П)
-поиск и выделение информации (П)
-самостоятель-ное создание способов решения проблем поискового характера (П)
-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (П)
6
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Осознание учащимися степени овладения способом проверки
Признаки
Биологические виды
Человек
Сложность сигналов
Визуальные ,слуховые, обонятельные, тактильные
Любой сложности, слова и фразы
Дальность передачи
от непосредственного контакта, до нескольких км.
Безграничные расстояния
Скорость передачи
Ограничена скоростью передвижения
Мгновенная
Возможность фиксации и накопления
Крайне редко, через простейшие формы (например, пахучие метки)
Научился фиксировать и накапливать
Численность охвата
От единиц, до десятков, редко сотен особей
Население Земли и за ее пределами
Возможность передачи в поколениях
Использование информации последующими поколениями невозможна
Адресована всем будущим поколениям
Взаимопроверка
самост. раб. (в малых группах) по эталону.
(работа в парах)
-управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) (К)
-разрешение конфликтов (К)
7
Включение нового знания в систему знаний и повторение
Установление взаимосвязи нового знания с предыдущими знаниями
Слайды 13-46 Самостоятельная работа
с презентацией (мобильный класс)
1. Проследите историю развития средств передачи информации на расстоянии в человеческом обществе.
2. Сравните различные современные формы хранения и передачи информации, опишите их достоинства и недостатки.
См. приложение «Текст к слайдам»
Проанализируем результаты социологического опроса «Какие источники получения информации Вы используете чаще всего»?
Предполагаемые ответы:
Современные формы передачи информации:
Достоинства: объем хранимой и передаваемой информации увеличился, увеличилась и скорость передачи информации;
Недостатки: необходимость дублирования информации на разных носителях, невозможность ее воспроизведения без аппаратуры и электричества.
Выступление творческой группы. Предполагаемый вывод: Проанализировав изученные материалы и получив результаты опроса, мы пришли к выводу, что информация, которую оставляет и передает человек направлена в будущее. Сейчас, по сравнению с данными прошлых лет, значение получаемой информации увеличилось, а также изменились источники и носители информации в связи с особенностями нашего времени и с изменением потребностей современного человека в объеме необходимой для него информации. Большинство опрошенных нами жителей города Петропавловска-Камчатского в качестве основного источника информации предпочитают сеть Интернет.
-анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений (П)
-действия постановки и решения проблем поискового характера (П)
-оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения) (Р)
-опора на жизненный опыт учащихся (Л)
8
Рефлексия деятельности (итог урока)
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей
Рефлексия деятельности:
Рефлексия содержания учебного материал:
-контроль (Р)
-оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения) (Р)
9
Домашнее задание
Д/з
-целеполагание (Р)
-планирование (Р)
-прогнозирова-ние (Р)
-волевая саморегуляция (Р)
-действия постановки и решения проблем (П)
-самоопределе-ние (Л)
-смыслообразо-вание (Л)
-нравственно-этического оценивания (Л)