Автор конспекта:
Автор(ы): — Ларионова И.Ю.
Место работы, должность: — МОУ СОШ №15, учитель начальных классов
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Технология
Предмет(ы): — Другое
Цель урока: — 1.Познакомить с техникой вышивания «двойной крест» и научить применять её. 2.Развивать творческие способности. 3.Формировать художественный вкус. 4.Воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости. 5.Формировать интерес к русской культуре. 6.Способствовать овладению навыками ручного труда.
Тип урока: — Комбинированный урок
Используемое оборудование: —
компьютер, проектор, доска, демонстрационные таблицы, магнитофон, раздаточный материал по технике безопасности
Краткое описание: — Интегрированный урок ИКН и трудового обучения в 4 классе.Изучение русской культуры и усвоение навыков вышивки крестом
Ходурока:
I Организационный момент:
Если только рассмеяться,
То настанут чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей,
Что бы стало на планете
И светлее и теплей.
II. Проверка домашнего задания.
Рассказы детей о русской традиционной вышивке, ее видах технике исполнения.
На прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с русской традиционной вышивкой и узнали, что, несмотря на разнообразие, как орнаментальных мотивов, так и технических приемов, можно выделить две основные группы. Какие это группы? Какие виды швов туда входят?
Сейчас давайте перейдем на наиболее распространенный вид счетной верховой вышивки. Расскажите о ее технике исполнения. Ответы детей.
Вышитый на изделии орнамент олицетворял силы природы, изображая сцены поклонения тому или иному божеству. Эта вышивка сохранила традиционные мотивы, рожденные фантазией народных мастеров еще в дохристианские времена. Итак, представление о мире в вышивке выражалось в виде условных знаков. Давайте вспомним, что они обозначают (показ рисунков).
III. Работа над новым материалом.
Сегодня мы с вами поговорим о вышивке крестом. Вышивка крестом является наиболее распространенным украшением предметов быта и костюма. Такая вышивка в прошлом была хорошо известна русским крестьянкам.
В северных областях России вышивали крестом только красными нитками. Там были широко распространены декоративные узоры с изображением фигур птиц, барсов, коней, львов и мотивов цветущих деревьев, которые в основном выполняли на полотенцах.
На Рязанщине и Смоленщине и в других местностях среднерусской полосы, вышивка крестом, которой украшали главным образом рубахи, была более многоцветной и сочеталась часто с другими швами: мережкой, счетной гладью, «набором», «косичкой».
Вышивальщицы Рязанской области, следуя традициям местной народной вышивки, до сих пор создают красочные многоцветные декоративные изделия. Вышивка крестом так же распространена в Ивановской и Калужской областях.
Современные мастерицы, как и русские крестьянки в старину, вышивают крестом, главным образом по счету нитей. Различают крест в две, три или четыре нитки.
Для получения плотного коврового рисунка при более крупном кресте, рекомендуется либо применять толстую пушистую нитку, либо делать не две, а четыре перекрещивающихся стежка. В результате этого получается звездочка.
Шов звездочка более подходит для портьер, занавесей, диванных подушек, скатертей, для салфеток желателен средний крест, для вышивки блузок из тонких тканей – очень мелкий крест.
Красота сложна, вам скажут… Должно быть и вправду не так она проста, если может вызывать чувства самые противоречивые: зависть, удивление, восторг и да же досаду. Видишь в музее произведения искусства, вазу, узорную ткань, шкатулку, и поражаешься. Умели же люди создавать такую красоту! Какая легкость, и какая смелость! Какое богатство, какая красота! Но есть способ утешиться, смиренно скопировать то, что так восхищает. Тем самым вы приобретаете красивую вещь, постигаете глубже красоту оригинала, обучаетесь некоторым приемам мастеров прошлого. Копирование лучших образцов считалось единственной школой воспитания художника в те далекие времена.
Рассказ ученицы.
Я держу в руках пяльцы. Маленький кружочек, в котором натянута ткань с нарисованным узором. Я втыкаю иголку и протягиваю нитку. Один стежок, другой стежок… Хорошо у меня получится? Не знаю. Но мне нравится делать то, что я делаю, и очень хочется, чтобы вышло красиво. Как в музее, как в книге. Но ведь все эти драгоценные вышивки тоже когда-то были просто тканью с нарисованным узором. Давно-давно чьи-то руки продевали сквозь ткань иголку с ниткой: один стежок, другой стежок… Безвестная мастерица час за часом терпеливо склонялась над работой. Под тонкими перстами в маленькой плоской вселенной медленно раскрывались цветы и тихо-тихо, незаметно расцветали в сердце рукодельницы доброта и покой. Откуда я это знаю? Попробуйте сами…
Один стежок, другой стежок,
Не спи моя иголка,
Раскрылся лист, расцвел цветок
Лазоревого шелка.
К себе я птиц веселых жду,
Они вернутся к маю,
И это дерево в саду
Для них я вышиваю.
IV. Показ и анализ образца.
Но перед работой давайте повторим правила техники безопасности при работе с ножницами и иголкой.
Ответы детей.
Приступаем к работе. Первым этапом вы должны с помощью ручки перенести узор себе на ткань. Следующим этапом вы начнете вышивать узор.
V. Практическая работа.
Вышивание это творческий труд. Вы держите в руках пяльцы, пусть не серебряные, а деревянные или пластмассовые, настройте душу на радость и попробуйте выразить себя. И произойдет чудо, как в сказке: «Вышьете цветы – будто живые цветут, листья зеленью распускаются, а птицы вот сейчас вспорхнут стайкою, в дальней роще скроются, и огласится она песней веселою». (Исполнение русской народной песни детьми).
- А вы хотите попробовать? Теперь приступим к работе.
VI. Выставка изделий.
VII. Домашнее задание: составить и нарисовать свой узор для вышивки
Файлы: Презентация2.ppt
Размер файла: 343040 байт.