Автор конспекта:
Автор(ы): — Арлашкина Татьяна Федоровна

Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы МОУ «Порецкая средняя общеобразовательная школа» Порецкого района Чувашской Республики

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Цели урока: — продолжить знакомство с произведениями на нравственную тему;

— развивать умение определять сюжетные линии произведения

-вызвать чувство сострадания к герою

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 26

Используемое оборудование: —

Текст рассказа, проектор, аудиозапись "Лунная соната" Бетховена

Краткое описание: — На уроке анализа рассказа "Горе" ученикам предлагается выделить сюжетные линии рассказа, восстановить историю семьи главного героя определить правильность поступков героев. Дети подводятся к выводу, что человек приходит в этот мир для счастья.

Ход урока.

1.Обращение к эпиграфу урока.

Этими прекрасными стихами Д. Голубкова мы начинаем наш урок. На нём продолжим знакомство с произведениями, в которых герои решают нравственные проблемы, ищут ответы на вечные вопросы бытия.

Вечные вопросы бытия.. .Кто из нас не задавал себе их?

И вы, конечно, ищете ответы на них, но нередко человек так и не находит ответа. Что же это за вопросы?

-Какие из них волнуют вас?

2.Этими же вопросами задаются и герои произведений В. М. Шукшина. Сегодня мы поговорим о его рассказе «Горе».

Этот рассказ прочитан вами дома, и мне хочется послушать ваше мнение о прочитанном.

-Что удивило, поразило вас в нём?

-Что показалось необычным?

Итак, перед нами небольшой рассказ, но какой богатый жизненный материал вместил в него писатель.

Он обладал большим даром через малое сказать о многом. Ему важно обратить внимание на самые существенные стороны жизни, выделить наиболее острые моменты человеческой судьбы, т.к. именно в таких ситуациях раскрывается человеческая суть.

-Сколько сюжетных линий вы выделили бы в этом рассказе?

1 .Нечай и его жена.

2.Нечай и дед мальчика.

3.Фронтовая история.

4.Мальчик и Нечай.

3.Итак, обратимся к 1-ой сюжетной линии.

-В какой момент жизни мы знакомимся с Нечаем?

-Почему он безутешен? Почему так безгранично горе старика? В чём его трагедия?

Но ведь было у него всё по-другому. Давайте восстановим историю жизни семьи Нечаевых,

оставшуюся вне сюжета.( Заслушать несколько историй, подготовленных дома)

-Можно ли назвать жизнь Нечая счастливой?

И он предаётся своему горю ночью на задах огородов. Он страдает.

-О чём он говорит?( чтение монолога)

В его словах слышна и боль, и любовь, и привязанность, и уважение.

Вглядимся в портрет Нечая. Каким его показывает автор? Почему Шукшин неоднократно повторяет определение маленький?

-Как поступить в такой ситуации? Не мешать человеку предаваться скорби или…?

4.Переходим ко 2 и З-ей сюжетным линиям.

Прав ли дед мальчика, вторгаясь в мир переживаний Нечая?

-Испытывал ли дед в своей жизни подобную ситуацию?

-А для чего введена фронтовая история?

-Правильно ли поступил Николай, скрыв от жены смерть сына?

-А кому из них тяжелее: Нечаю или Николаю?

-Стало ли легче Нечаю после рассказанной истории?

Человек должен помнить, что он не один на этой земле. Нужно уметь и прийти на помощь и принять её от других.

5.Эта беседа двух пожилых людей, испытавших в жизни многое, не оставляет равнодушным читателей.

Трогает нас за живое. Почему? В какой-то степени благодаря их речи. Заметили, как говорят герои

рассказа? Их язык прост, тот язык, который они переняли от своих родителей, исконно русский язык. В наше время, когда язык засорен иноязычной лексикой, речь героев Шукшина как глоток свежей

родниковой воды в жару. Давайте выделим эти крупицы.

-А в жизни вы слышали такую речь? Кто носитель такого выразительного языка?

6.Заслушался мальчик. Эта ночь для него стала ночью открытий. И повествование ведётся от его имени.

-Почему события переданы именно через детское восприятие?

Душа его открыта для познания этого мира. Каким он его воспринимает?

Но в эту ночь ему пришлось узнать, понять, как тяжко бывает одинокому человеку. Он не остался

равнодушным к горю старика.

— После того, как он узнал о трагедии старика, изменилось ли что-либо?

Идёт развитие души. И в роли воспитателя у Шукшина выступает страдание. Через страдание человек приходит к пониманию смысла жизни.

-Каким человеком он вырастет?

7.И обрамляет эти сюжетные линии чудная картина природы. Давайте обратимся к пейзажу в начале рассказа. (чтение отрывка)

-Каковы ключевые образы пейзажа? Что настораживает читателя в этой картине? Почему ночь ядовита?

Что отравляет её?

(Предлагается детям вдохнуть запах полыни)

-Изменяется ли что в природе в конце ? Почему?

Через эту картину пейзажа Шукшин даёт нам понять, что природа мудрее людей. И она учит нас, как нужно жить, для чего нужно жить. Она даёт понять, что человек должен преодолеть всё, что выпадает на его долю.

8.Да, в жизни много зла и страданий, но человек приходит в этот мир для радости и счастья.

И смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы каждый из нас умел дарить свет и тепло своей души близким. И только тогда человек обретёт бессмертие, когда научится любить этот мир.

И тогда Вселенная станет светлее.

9.На фоне звучания «Лунной сонаты» Бетховена детям предлагается написать творческую работу:

«О чём заставил задуматься меня сегодняшний урок?»

Файлы: литра 10кл Короченко.doc
Размер файла: 194560 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология