Автор конспекта:
Автор(ы): — Арлашкина Татьяна Федоровна
Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы МОУ «Порецкая средняя общеобразовательная школа» Порецкого района Чувашской Республики
Регион: — Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
Цели урока: — продолжить знакомство с произведениями на нравственную тему;
— развивать умение определять сюжетные линии произведения
-вызвать чувство сострадания к герою
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): — 26
Используемое оборудование: —
Текст рассказа, проектор, аудиозапись "Лунная соната" Бетховена
Краткое описание: — На уроке анализа рассказа "Горе" ученикам предлагается выделить сюжетные линии рассказа, восстановить историю семьи главного героя определить правильность поступков героев. Дети подводятся к выводу, что человек приходит в этот мир для счастья.
Ход урока.
1.Обращение к эпиграфу урока.
Этими прекрасными стихами Д. Голубкова мы начинаем наш урок. На нём продолжим знакомство с произведениями, в которых герои решают нравственные проблемы, ищут ответы на вечные вопросы бытия.
Вечные вопросы бытия.. .Кто из нас не задавал себе их?
И вы, конечно, ищете ответы на них, но нередко человек так и не находит ответа. Что же это за вопросы?
-Какие из них волнуют вас?
2.Этими же вопросами задаются и герои произведений В. М. Шукшина. Сегодня мы поговорим о его рассказе «Горе».
Этот рассказ прочитан вами дома, и мне хочется послушать ваше мнение о прочитанном.
-Что удивило, поразило вас в нём?
-Что показалось необычным?
Итак, перед нами небольшой рассказ, но какой богатый жизненный материал вместил в него писатель.
Он обладал большим даром через малое сказать о многом. Ему важно обратить внимание на самые существенные стороны жизни, выделить наиболее острые моменты человеческой судьбы, т.к. именно в таких ситуациях раскрывается человеческая суть.
-Сколько сюжетных линий вы выделили бы в этом рассказе?
1 .Нечай и его жена.
2.Нечай и дед мальчика.
3.Фронтовая история.
4.Мальчик и Нечай.
3.Итак, обратимся к 1-ой сюжетной линии.
-В какой момент жизни мы знакомимся с Нечаем?
-Почему он безутешен? Почему так безгранично горе старика? В чём его трагедия?
Но ведь было у него всё по-другому. Давайте восстановим историю жизни семьи Нечаевых,
оставшуюся вне сюжета.( Заслушать несколько историй, подготовленных дома)
-Можно ли назвать жизнь Нечая счастливой?
И он предаётся своему горю ночью на задах огородов. Он страдает.
-О чём он говорит?( чтение монолога)
В его словах слышна и боль, и любовь, и привязанность, и уважение.
Вглядимся в портрет Нечая. Каким его показывает автор? Почему Шукшин неоднократно повторяет определение маленький?
-Как поступить в такой ситуации? Не мешать человеку предаваться скорби или…?
4.Переходим ко 2 и З-ей сюжетным линиям.
Прав ли дед мальчика, вторгаясь в мир переживаний Нечая?
-Испытывал ли дед в своей жизни подобную ситуацию?
-А для чего введена фронтовая история?
-Правильно ли поступил Николай, скрыв от жены смерть сына?
-А кому из них тяжелее: Нечаю или Николаю?
-Стало ли легче Нечаю после рассказанной истории?
Человек должен помнить, что он не один на этой земле. Нужно уметь и прийти на помощь и принять её от других.
5.Эта беседа двух пожилых людей, испытавших в жизни многое, не оставляет равнодушным читателей.
Трогает нас за живое. Почему? В какой-то степени благодаря их речи. Заметили, как говорят герои
рассказа? Их язык прост, тот язык, который они переняли от своих родителей, исконно русский язык. В наше время, когда язык засорен иноязычной лексикой, речь героев Шукшина как глоток свежей
родниковой воды в жару. Давайте выделим эти крупицы.
-А в жизни вы слышали такую речь? Кто носитель такого выразительного языка?
6.Заслушался мальчик. Эта ночь для него стала ночью открытий. И повествование ведётся от его имени.
-Почему события переданы именно через детское восприятие?
Душа его открыта для познания этого мира. Каким он его воспринимает?
Но в эту ночь ему пришлось узнать, понять, как тяжко бывает одинокому человеку. Он не остался
равнодушным к горю старика.
— После того, как он узнал о трагедии старика, изменилось ли что-либо?
Идёт развитие души. И в роли воспитателя у Шукшина выступает страдание. Через страдание человек приходит к пониманию смысла жизни.
-Каким человеком он вырастет?
7.И обрамляет эти сюжетные линии чудная картина природы. Давайте обратимся к пейзажу в начале рассказа. (чтение отрывка)
-Каковы ключевые образы пейзажа? Что настораживает читателя в этой картине? Почему ночь ядовита?
Что отравляет её?
(Предлагается детям вдохнуть запах полыни)
-Изменяется ли что в природе в конце ? Почему?
Через эту картину пейзажа Шукшин даёт нам понять, что природа мудрее людей. И она учит нас, как нужно жить, для чего нужно жить. Она даёт понять, что человек должен преодолеть всё, что выпадает на его долю.
8.Да, в жизни много зла и страданий, но человек приходит в этот мир для радости и счастья.
И смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы каждый из нас умел дарить свет и тепло своей души близким. И только тогда человек обретёт бессмертие, когда научится любить этот мир.
И тогда Вселенная станет светлее.
9.На фоне звучания «Лунной сонаты» Бетховена детям предлагается написать творческую работу:
«О чём заставил задуматься меня сегодняшний урок?»
Файлы: литра 10кл Короченко.doc
Размер файла: 194560 байт.