Автор конспекта:
Автор(ы): — Максимов Дмитрий Сергеевич
Место работы, должность: — УЧитель МБОУ «Гатчинская СОШ №8″
Регион: — Ленинградская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Предмет(ы): — История
Цель урока: —
Обобщение и систематизация знаний по теме
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Краткое описание: — Урок-лекция как продолжение цикла интегрированных уроков по истории и музыке
Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы
Лекция-концерт
«Русская хоровая музыка вчера и сегодня».
1в. Здравствуйте уважаемые ученики, мы продолжаем цикл музыкальных уроков, знакомящих вас с историей, искусством и культурой различных эпох и стран; и сегодня наше музыкально-историческое путешествие будет посвящено русской хоровой музыке. А эпиграфом к нашему уроку послужат слова Ф. И. Тютчева:
«Чему бы жизнь нас не учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса».
2 в. Действительно, хоровое пение можно назвать «нескудеющей силой и нетленной красой», которую русский народ на протяжении многих веков бережно передает своим потомкам.
1 в. Интересно, а когда появились первые упоминания о русском пении?
2 в. Ну, если говорить об упоминании, то относится оно еще к 10 веку, ведь профессиональные певчие появились сразу же после крещения Руси в 988 году. А уже в 11 веке стали создаваться первые ноты, только выглядели они не совсем привычно для нас…
Слайд № 2, 3
1 в. Если мы посмотрим на экран, то увидим, что наши первые русские ноты записывались в форме каких-то закорючек, видимо поэтому такую крюкообразную нотацию и стали называть крюковой или знаменной, от слова знамена, т. е. знаки.
2 в. Материал письма также являлся не совсем обычным – вместо бумаги использовали кожу животных. Назывался такой род бумаги пергамен, а писали по нему гусиными перьями. Бумагу изобрели лишь в 15 веке, да и ксерокса в те времена не было…
Слайд № 4
1 в. Тяжело представить в наше время, сколько же времени занимало переписывание одной книги…
2 в. Да, на завершение одной рукописи иногда уходил не один год… Поэтому эту работу выполняли особо терпеливые и самые образованные на то время люди – монахи в монастырях.
Слайд № 5
1 в. Более того, не только музыкальные, но и все остальные рукописи были очень дорогими, ведь их переплеты украшались даже драгоценными камнями, и поэтому обладать ими могли только очень знатные люди.
2 в. А вот мне интересно,неужели такую сложную нотацию смогли разгадать?
Слайд № 6
1 в. И да, и нет. Точно известно, что древнерусская музыка до 17 века была одноголосной. Нотация 12 века конечно сложна для расшифровки, но вот музыкальные знаки 17 века (они сейчас на экране) научились и читать и исполнять, только для нашего слуха эта музыка звучит очень строго, сурово и отрешенно.
Звучит фрагмент знаменного песнопения (тихо)
2 в. Ну это не удивительно, ведь исполняли знаменные песнопения только в церквях. Более того, если вспомнить древнерусскую архитектуру и иконы, написанные в этот период, они также пронизаны строгостью, аскетизмом и возвышенностью, за внешней простотой которых скрывается великая душа русского народа…
Показ слайдов №№ 7 — 15
Эти бедные селенья, эта скудная природа –
Край родной долготерпенья, край ты русского народа.
Не поймет и не заметит гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит в наготе твоей смиренной. Ф. И. Тютчев
Остановиться на слайде № 16 (Троица А. Рублева)
Музыка выключена.
2 в. Все произведения древнерусского искусства анонимны, но есть известные исключения, авторы которых нам известны. Кто из вас знает, как называется и кто автор этой иконы?
1 в. Я предлагаю вам сейчас побыть исследователями древней письменности, и разгадать названия древних знаков. Для этого нужно помнить одну вещь – все названия знаков описывают их внешний вид.
Слайд № 17
На экране вы видите древние знамена, я вам говорю название, а вы угадываете номер знака:
Запятая, палка, чашка, два в челну, стрела, змийца, крюк.
2 в. А мы с вами продолжаем постигать тайны русской хоровой музыки и попадаем в исторически важный 16 век, время правления Ивана IVили как его еще называют Ивана — ? Правильно, Грозного.
1 в. И чем же он так важен для хорового пения?
2 в. А все дело в том, что именно при дворе Ивана Грозного официальный статус получил хор Государевых певчих дьяков. И хотя первое упоминание о государевом хоре относится еще к 1479 году (в это время царствовал Иван III), но именно при Иване IVвозникло профессиональное обучение пению, и хор стал выступать не только в церкви, но и на так называемых «светских» собраниях. Именно этот хор явился родоначальником целой школы хорового пения, которая уже при Петре Iв 18 веке обоснуется в Петербурге, и будет иметь название Императорская певческая Капелла.
Слайд № 18
1 в. Выступления певчих капеллы поражали слух своими необычайными голосовыми возможностями и славили Петербургскую школу хорового пения на весь мир!
1 в. Но мы пропустили 17 век – век перемен и в истории России, и в хоровом пении. Дмитрий Сергеевич, расскажите нам, что важного произошло с Россией в это время?
2 в.
1 в. Не менее важные перемены происходят и хоровой музыке. Во времена правления Алексея Михайловича стало возможным не только петь на несколько голосов, но и записывать музыку другой нотацией, которая была к нам завезена с Запада. Нотация эта очень похожа на ту, которой мы пользуемся сейчас, только ноты были более квадратные.
Показ слайдов №№ 19 -23
2 в. Получается старая, знаменная нотация вышла из употребления?
1 в. Да, ее сменила более универсальная и простая. Все человечество двигается по пути упрощения, и музыка не исключение.
1 в. Между прочим, петербургская Капелла до сих пор выпускает хоровых мастеров! И наша хоровая школа, хоть и не напрямую, но является наследницей этих традиций. Встречайте ансамбль исполнителей-профессионалов, которые нам раскроют «нетленную красу» хоровой музыки. Одно из произведений уходит своими корнями в древнерусскую музыку. Оно написано П. И. Чайковским на текст молитвы «Отче наш».
«Серенада» Танеева представляет новое направление хоровой профессиональной музыки, возникшей в конце 19 века, когда в качестве текста для хорового произведения стали использовать стихи различных поэтов.
Выступление ансамбля педагогов
1 в. Нарядус профессиональной хоровой школой, которая оставила после себя богатейшее рукописное наследие, а в 18-20 веках и фамилии великих хоровых композиторов, существовала и другая традиция пения. Охарактеризовать такое творчество можно как устное, анонимное, собирательное, близкое и понятное каждому из нас. Я конечно же говорю о русском народном творчестве и о русской народной песне.
Слайд № 24
2 в. А кроме того, что русские народные песни передавались из поколения в поколение изустно, во время их исполнения зачастую использовали музыкальные инструменты, в отличие от хоровой церковной музыки, в которой использование любых инструментов кроме человеческого голоса было запрещено.
Слайд № 25
1 в. А я предлагаю провести викторину на знание русских народных инструментов.
Слайд № 26
1 сопель (свирель)
2 гусли
3 волынка
4 гудок
5 бубен
6 жалейка
1в. В исполнениисреднего хора музыкальной школы Апрель, продолжателей многовековой традиции хорового пения мы услышим и русскую народную песню, и произведение русского композитора А. Кюи.
Исполнение Р. н. п. Со вьюном я хожу
Кюи ?
1 в. А мы сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете русские народные песни. Маргарита Евгеньевна исполнит вам начало известных русских песен, а вы должны угадать и назвать слова песни.
Игра угадай мелодию.
2 в. Интересно, мы говорим о том, что русская народная песня передавалась изустно, однако сейчас существует большое количество и нот, и записей народных песен.
1 в. Вы абсолютно правы, Дмитрий Сергеевич. Русское народное пение является очень древней традицией, записывать которую на ноты стали лишь в конце 18 века. Сначала, исследователи народных традиций ездили по России-матушке и записывали только слова песен. В 19 веке, стали появляться первые ноты русских народных песен и возник большой интерес к народному пению среди композиторов. Так, например, П. И. Чайковский в в одной из своих симфоний написал целую часть на основе известной народной песни «Во поле береза стояла».
2 в. В 20 же веке, в связи с техническим прогрессом, передача песни устным способом стала немодной. В 21 веке стали появляться и популярные обработки старых известных мелодий. Одну из таких обработок в необычном сопровождении мы сейчас и услышим.
Танец «Думы» — р.н.п. в исполнении
1 в. Сочетание музыки и танца на Руси это еще одна древняя традиция, дошедшая до наших дней. Самая известная русская народная песня с танцем связана с обрядом поклонения солнцу, движениями по кругу и называется? … Хоровод.
Слайды № 27, 28
2 в. Но существуют и песни-пляски, которые исполнялись на народных гуляниях.
Слайд № 29
Известная песня-пляска «Камаринская» вдохновила композитора 19 века Михаила Ивановича Глинку на создание симфонического произведения «Камаринская», где он использовал народную мелодию.
1 в.Д. С., а знаете ли вы примеры песен-плясок в современной обработке?
2 в. Конечно, и один из таких примеров с современной музыкальной обработкой нам покажет танцевальная студия солнышко.
Танец «Разгулялись подружки»
1 в. Сегодня мы поняли, что традиция пения хоровой музыки имеет многовековую историю, что начиная с древних времен народная песня и профессиональное хоровое пение идут вместе рука об руку, передавая нам «нетленную красу» пения и мудрость веков в словах, звуках, чувствах и образах.
2 в.И наша с вами главная задача не только не растерять богатое наследие прошлого, но и передать его последующим поколениям.
А в заключении нашего урока подведем небольшие итоги:
Игра угадай портрет
Вопрос: Угадать русских царей, повлиявших на историю хоровой музыки