Автор конспекта:
Автор(ы): — Mищенко Гузаль Хасановна

Место работы, должность: — МКОУ Большеникольская СОШ, учитель русского языка и литературы

Регион: — Новосибирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Образовательная – отработка термина “автобиографическая повесть”, работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов.

Развивающая – учить анализировать прочитанное, составлять вопросы, выполнять различные творческие задания исследовательского характера.

Воспитательная – привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 10

Используемые учебники и учебные пособия: —

Коровина В.Я. Литература, 7 класс. Учебник для общеобразовательных школ с приложением на злектронном носителе. В 2 ч., часть 2. М., Просвещение, 2011.

Малышева З.Ф. Чтение, 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., Просвещение, 2010

Используемая методическая литература: —

Беляева Н.В. Проверочные работы для 5-9 классов. М., Просвещение, 2010

Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе 7класс. М., Просвещение, 2011

Королёва Н.С. Контрольно-измерительные материалы. Литература, 7 класс, М., Вако

Литература. Поурочное планирование для 5-7 классов.(компакт-диск). Волгоград, Учитель, 2011

Используемое оборудование: —

Компьютер, экран, проектор

Используемые ЦОР: —

Кроссворд, презентация

Краткое описание: — Литературная игра рассчитана на интеграцию знаний в области литературы, живописи и проявление творческих способностей семиклассников.Кроссворд направлен на выявление уровня усвоения текста повести. Задания игры могут использоваться как на уроках, так и во внеклассной работе и быть дифференцированы по уровню сложности.

Урок — литературная игра по повести М.Горького «Детство» в 7 классе

Тип урока – Обобщение изученного с применением ИКТ.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер

Ресурсы: кроссворд, иллюстрации

Цели урока:

Образовательная – отработка термина “автобиографическая повесть”, работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов.

Развивающая – учить анализировать прочитанное, составлять вопросы, выполнять различные творческие задания исследовательского характера.

Воспитательная – привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.

Урок проходит в форме литературной игры « По страницам прочитанной повести» в 3 тура. По итогам каждого тура по количеству набранных жетонов выявляются победители.

1 тур – Кроссворд

2тур – Литературный портрет

3тур – «Галерея художникаБ.А.Дехтерева»(иллюстрации к повести)

Ход урока

I.Организационный момент

Сегодня на уроке, завершая разговор о повести М.Горького «Детство», мы ещё раз перелистаем её страницы, встретимся с героями, постараемся дать оценку тем или иным событиям, описанным в повести. И самое главное, мы постараемся ответить на вопрос:

Почему автор назвал повесть «Детство», хотя ранее предполагал назвать её «Бабушка»?

Урок пройдет в форме литературной игры в 3 тура. По количеству набранных жетонов будет выявляться победитель в каждом туре.

1.Прежде чем начать игру, ещё раз вспомним, каков жанр произведения?

(Автобиографическая повесть – художественное описание автором своей жизни.)

2.Максим Горький – это псевдоним автора. Каково его настоящее имя? (Алексей Максимович Пешков).

3. Назовите все повести трилогии. («Детство», «В людях», «Мои университеты»)

Начинаем игру (слайд №1)

II.Игра

1 тур – разминка. Кроссворд (Слайд № 2)

Задание: решить кроссворд.

Учащиеся садятся за компьютер, выполняют задание. Время на выполнение – 7-10 мин.

На экран выводится кроссворд. Учитель следит за работой учащихся. За правильные ответы выдаются жетон. Ученик, набравший большее количество жетонов, является победителем 1 тура.

2 тур «Литературный портрет»

Задание: определить, о каком герое говорится в отрывке. (Слайды № 3-10)

«Её большое, стройное тело, темное, железное лицо, тяжелая корона заплетённых в косы светлых волос – вся она, мощная и твердая, вспоминается мне как бы сквозь туман или прозрачное облако; из него отдаленно и неприветливо смотрят прямые серые глаза…» (Мать)

«Тихая, пугливая…женщина с детским личиком и такими прозрачными глазами, что, мне казалось, сквозь них можно было видеть всё сзади её головы…» (Тетка Наталья, жена дяди Якова)

«Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую, шелковую рубаху… Блестели его волосы, сверкали раскосые веселые глаза под густыми бровями и белые зубы под черной полоской молодых усов…» (Цыганок Ваня)

«Весь он был складный, точеный, острый. Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты…» (Дед)

«Вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, весёлым и тёплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, — она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь» (Бабушка)

Какой прием использует автор, описывая бабушку? (Сравнение).

«Встряхнув кудрями, он сгибался над гитарой, вытягивал шею, точно гусь; круглое, беззаботное лицо его становилось сонным; живые, неуловимые глаза угасали в масляном тумане, и, тихонько пощипывая струны, он играл что-то разымчивое, невольно поднимавшее на ноги…» (Яков)

«Он поднялся на ноги, высокий, изможденный, похожий на образ святого, поклонился бабушке и стал просить ее необычно густым голосом…» (Григорий Иванович)

«Это был худощавый, сутулый человек, с белым лицом в черной раздвоенной бородке, с добрыми глазами, в очках. Был он молчалив, незаметен…» (Хорошее Дело)

Вручение жетонов. Определение победителя.

3 тур «Галерея художникаБ.А.Дехтерева»(иллюстрации к повести) (слайды № 11-20)

Задание: какой эпизод изображен на иллюстрации?

Какая черта характера подчеркнута автором?

На экран проецируются иллюстрации художника.

Работа с иллюстрациями к повести Б.А.Дехтерева. В них бьётся живая горьковская мысль, глубоко раскрыты характеры героев, действующие лица повести изображаются в тот момент, в который ярче всего раскрывается их внутренний мир.

Эпизод «Пляска бабушки» (слайд №15). Задание: найти эпизод в тексте.

Какие глаголы использует автор для передачи духовной, внутренней красоты бабушки?

Эпизод « Учение» (слайд №17) читать по ролям (стр. 81). Ответить на вопрос: почему напряжены «учитель» и «ученик»?

Если в классе есть рисующие дети, можно предложить нарисовать иллюстрацию к сцене гибели Цыганка и спроецировать её во время урока на экран.

Вручение жетонов. Определение победителя.

III. Итоги урока

Мы вновь перелистали страницы повести. Мы попытались понять смысл поступков героев, в конечном итоге мы учимся понимать людей, а, главное, себя. Необходимость оставаться человеком, во что бы то ни стало, в любой жизненной ситуации.

Первоначально автор хотел назвать её «Бабушка», но по мере написания замысел изменился и Горький назвал первую часть трилогии — «Детство». В чем причина?

Да, бабушка была светом для маленького Алеши. Она всячески пыталась скрасить жизнь его в семье, где царили жестокость, зависть, озлобленность. Но кроме бабушки рядом с Алешей оказывались и добрые, ласковые, любящие его люди. Это и Цыганок, и тихая тетка Наталья, и работник Григорий Иванович, и квартирант по прозвищу Хорошее Дело. Все они были с Алешей рядом в прекрасную пору, название которой Детство. В каком бы возрасте ни был человек, он всегда помнит детство. Лучше, чем сказал автор о героях своей повести, не скажешь. «Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт всё-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растёт доброе – человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой».(Слайд № 21)

«Главная тема повести говорит о том, что в недрах старого, отмирающего мира зарождается новое, светлое, жизнеутверждающее начало, и это новое прекрасно» .(Слайд № 22)

IV. Рефлексия

Что понравилось на уроке?

Что, на ваш взгляд, было неудачным?

Что было на уроке трудным, непонятным?

V. Домашнее задание (слайд № 23)

Подготовить письменное сочинение на следующие темы по выбору: «История Цыганка»,

«Почему почувствовал Алеша в бабушке близкого человека?»

Файлы: Презентация.pptx
Размер файла: 3812903 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология