Автор конспекта:
Автор(ы): — Кашапова Наталья Николаевна
Место работы, должность: — МБСКОУ школа-интернат №4, учитель русского языка и литературы
Регион: — Челябинская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Уровень образования: — специальное (коррекционное) образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Литература
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 11
Краткое описание: — Анализ стихотворений А. Блока
I. Тема Родины в творчестве А. Блока достаточно полно раскрывается как в литературоведении, так и в методической литературе. И всё же для учащихся символика Блоковских стихов остаётся сложной, особенно цикла «На поле Куликовом». Предлагаемый вариант работы не претендует на оригинальность подхода или какую-то новую трактовку, но он даёт возможность помочь учащимся понять смысл стихотворений, включённых в цикл, и почувствовать их настроение. Ученикам уже знакомы некоторые стихи А. Блока о России, и они знают, что образ Родины необычен: поэт показывает её в образе женщины — это возлюбленная, невеста, жена. Поэтому ярче видна связь личной жизни поэта с судьбой страны. В более ранних стихах Россия – колдовская, таинственная, дремучая, она хранит какие-то тайны, и сама она – тайна непостижимая. В ней дремлют неведомые силы. Загадочная и непонятная, но дорогая и любимая, она и влечёт, и пугает. Позже в образе страны меньше дремучего и колдовского, но загадка остаётся. Нищая, убогая и всё же — внутренне сильная. Поэтому настроения тревоги, предчувствия перемен не делают стихи трагическими; поэт верит, что Русь всё вынесет, с ней «и невозможное возможно». II. Всё это уже знакомо учащимся: стихотворение «Россия» с его мотивами дороги, вечного движения, вечного боя рассматривалось на уроках в основной школе. Так что некоторое представление о символике Блока дети имеют. Цикл «На поле Куликовом» – продолжение работы над темой. В нём нет стихотворений, которые рассказывают об историческом событии. Блок не описывает ход битвы. Но до нас доносятся голоса воинов, нами переживается их настроение. Стихи цикла – это отражение восприятия поэтом прошлого, попытка осмыслить роль исторического события, понять его значение для настоящего. Написан цикл в период реакции. Поэт чувствует, что Россия накануне событий, которые по своей значимости не уступят Куликовской битве. Русь, как страдающая женщина, зовёт на помощь. Впереди тревоги, перемены, новые бои. И помочь современникам осознать это, пробудить в них стремление к борьбе – задача поэта. «Опять с вековою тоскою…» — С какого слова начинается стихотворение? Какую роль играет его повтор? — Как даётся описание степи? Какие чувства вызывает и почему (роль эпитетов: «звериная», «ущербной», «дикие»)? — Почему лирический герой стихотворения сравнивает себя с волком? — О чём скорбит лирический герой? Что дают для понимания смысла стихотворения образы «степных кобылиц», «далёкого и тихого пожара»? — Какое отношение к происходящему имеют образы туч? — Почему лирический герой «рыщет» на коне, но не вступает в битву? — Какие сомнения удерживают его? Как понять метафору «И падают светлые мысли, сожжённые тёмным огнём»? — Каков смысл метафоры «за ветром взывают мечи»? — Как вы думаете, какой выбор сделает лирический герой? Образ Руси в этом стихотворении – это просторы, степи без конца и без края. Но простор вызывает не восторг, а тревогу и тоску. Это чувство возникает из картины степи под ущербной луной («под игом»: иго – гнёт, порабощаюшая сила; ущербной луны»: ущерб – потеря, урон, недостаток, луна на ущербе – уменьшающийся серп, мало света), тумана над рекой, с тоской пригнувшегося к земле ковыля. Стихотворение начинается со слова «опять», которое потом ещё повторяется. В сочетании с эпитетом «вековая» (тоска) этот повтор заставляет задуматься: а были ли, вообще, на Руси счастливые времена. Именно потому, что тоска вековая, появляется ощущение безнадёжности, отчаяния. Эта могучая, какая-то звериная тоска заложена в памяти поколений, поэтому лирический герой стихотворения не просто знает о веках жизни под игом – он ощущает её на себе, не просто помнит, а слышит «трубные крики татар», не представляет, а видит зарево бесконечных пожарищ, и всё это отзывается в сердце его скорбью от бессилия что-то изменить. Трагическое ощущение остаётся от образа умчавшихся табунов степных кобылиц – символа древней воли. Древняя дикая воля исчезла безвозвратно, а дикие страсти остались, более того, их ничто не удерживает. Метафора «развязаны дикие страсти» помогает почувствовать: что-то страшное ждёт Родину. Что же делать герою стихотворения, если он не видит возможности положить предел первобытной страсти к человекоубийству? Страшен образ общей тьмы (луна – ущербная), освещаемой только заревом пожарищ. Нет покоя Руси: вечный рокот сечи, вечное зарево пожарищ, пожар «широкий и тихий» – битва ещё далеко, но ею охвачена, кажется, вся земля. Эта земля ему родная, и сердце истерзано болью за неё. Русь, как страдающая женщина, зовёт его («Опять за туманной рекою ты кличешь меня издали»), а он не может ничем помочь. Почему? Какие сомнения терзают душу лирического героя? Почему он не знает, «что делать с собою»? Его подавляет чувство безнадёжности, когда светлые мысли о счастье, любви, вера и надежда угасают от сознания того, что было уже столько жертв, а ничего не изменилось. Как среди этого вечного побоища сохранить доброе, светлое, человеческое, если всё это побеждено, сожжено будет «тёмным огнём» ненависти, скорби, тоски! А как жить без веры? И лирический герой взывает: «Явись, моё дивное диво! Быть светлым меня научи.» Он оглядывается в прошлое: там вечный бой, а в настоящем – отражение земных битв – картина сталкивающихся в тёмной вышине неба туч. Это предчувствие грядущих битв, и лирический герой стихотворения не знает, как принять их. Он пока не в гуще сечи, он как бы видит её со стороны, мучаясь в смятении: броситься ли в бой. А если нет веры? Как можно вступать в бой, не веря в победу?! Лирический герой «рыщет на белом коне», и это символическое выражение поисков своего пути в жизни. Личный путь переплетается с историческим путём Родины. И жизнь не оставляет возможности какого-то иного решения, кроме двух: идти в бой или нет – и всё, выбор надо делать сейчас. «Вздымается конская грива, за ветром взывают мечи». Не будет покоя. Иди и сражайся. Ведь Россия страдающая зовёт! И пока есть возможность бороться, надо надеяться и верить. В битве жизни отступит тоска. Может, и эта битва ничего не изменит и принесёт только новые страдания, но поэт-воин не может быть в стороне от неё. Это настроение героя событий прошлого и одновременно человека сегодняшнего дня. От начала стихотворения, от слова «опять», показывающего, что уже были дни, когда решалась судьба страны, и до конца стихотворения, где снова «взывают мечи», — символические образы испытаний, которые были и будут. И современники поэта должны быть готовы к будущим сражениям. «Русь моя, жизнь моя…» 1910г. Стихотворение начинается со слов «Русь моя, жизнь моя», эти понятия неразделимы для поэта. Его жизнь – это продолжение жизней русичей на протяжении всего времени существования страны, поэтому лирический герой стихотворения не просто знает историю страны, а переживает всё, что с ней когда-то происходило. История Руси – сплошная маята (маяться – томиться, мучиться), вечная каторга («Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма»). Она может внушить ужас и отчаяние, желание распрощаться с ней навсегда («Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться? Вольному сердцу на что твоя тьма»). И современность не лучше – тьма невежества, угнетение, молчаливая покорность. Разве к этому шла Русь через тернии истории? В стихотворении много вопросов: поэт стремится понять душу народа и видит в ней что-то загадочное, дикое, необузданное. Может быть, история Руси покажет («Знала ли ты, или в Бога ты верила? Что там услышишь из песен твоих…»), что случилось с прежде непокорным народом? Какой путь пройден! Тяжёлый, но великий: проложены дороги через непроходимые леса и топкие болота, выросли города в некогда диких местах. (Чудь – название эстов и других финских племён, живших по реке Онеге и Северной Двине, меря – финно-угорское племя, жившее между Окой и Волгой и слившееся потом с восточными славянами). Это подвиг тяжкого труда. В прошлом были и боевые подвиги: в дальние половецкие степи залетали храбрые русские соколы. Как же случилось, что жизнь великого в боях и труде народа превратилась в каторгу? Как совместить это с вольным духом народа? Но именно история и показывает: были и раньше времена, когда подвиги труда и битв сменялись временами молчаливой покорности, мучительного терпения. Когда «кинулась из степи чёрная мгла», дни и ночи страны стали временем рабства. Русь как бы замерла под монгольским игом: «Дико глядится лицо онемелое», страшно от сознания, что закончилась история Руси. Но ведь не закончилась же! Победным громом Куликовской битвы завершились годы покорности — годы накопления сил. Так, может, и сейчас такое же время? Русь просто замерла, но молчание её обманчиво: нельзя навсегда усмирить страну. Недаром видится лирическому герою стихотворения «красное зарево», оно ещё тихое, оно скорее даже существует в воображении, чем в действительности, но это предчувствие грядущих страшных потрясений, когда страна очнётся. Вольный дух, перешедший к потомкам от предков, не утерян навсегда. Лирический герой стихотворения – наследник многих поколений – ощущает его в себе. Будут ещё битвы, и Русь народная покажет свою силу, своё желание быть свободной. III. Если таким образом «оживить» для учащихся образы стихотворений цикла «На поле Куликовом», им легче будет понять идейно-художественный смысл последнего значительного стихотворения А. Блока «Скифы», завершающего тему Родины в его творчестве.