Автор конспекта:
Автор(ы): — Лаунец Валерий Валерьевич
Место работы, должность: — МОУ ОМР Хаилинская средняя школа учитель русского языка и литературы
Регион: — Камчатская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Литература
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: — дидактический материал
Краткое описание ресурса: — Конспект урока литературы
Методическая разработка урока литературы в 6 классе.
Тема: Лирика как род литературы. Обобщающий урок (2 часа).
Дата:
Цель урока: актуализация знаний учащихся, обобщение знаний о лирике как роде литературы.
Тип урока: интегрированный урок с применением интерактивных форм обучения.
Задачи урока:
- 1.Совершенствование речевых и коммуникативных компетенций на основе локализованных интерактивных форм обучения (работа в группах).
- 2.Развитие интереса к поэзии, формирование языковой чуткости.
- 3.Воспитание чувства патриотизма, любви к своему языку и родной природе.
Оформление урока:
- 1.Раздаточный материал
- а)распечатка стихов,
- б)распечатка вопросов к стихам,
- в)распечатка кроссвордов.
- 2.Доска
- а)репродукции картины Э.Грабаря "Февральская лазурь",
- б)схема слова — разгадки кроссворда,
- в)новые литературные термины (оксюморон, лирический герой).
- 3.Стена
- а) иллюстрации детей к стихам, изученным ранее.
Ход урока:
1.Организационный момент (тема и задачи урока). Вступительное слово учителя:
- 1)О работе групп, задачах капитана, оценочных листах;
- 2)О работе на предыдущих уроках (учились понимать, анализировать стихи — выучили некоторые тропы; рисовали иллюстрации, учились выразительно читать стихи. Все эти навыки теперь нужно применить на практике).
2."Мозговой штурм" (разминка).
Цель — активизировать внимание учащихся.
Каждая группа выбирает одно из прочитанных стихотворений (см. учебник), определяет в нём 4 ключевых слова и предлагает их вниманию других команд, которые должны угадать стихотворение.
3.Короткая беседа о лирике как роде литературы
- 1)Назовите роды литературы, которые вы знаете?
- 2)Чем отличается лирика от эпоса? (Выражает чувства, переживания поэта. Не изображает, а выражает. Чаще существует в стихотворной форме.)
- 3)Что такое стихотворная речь? (Ритм, рифма, инверсия).
- 4)Как вы понимаете выражение "поэтический мир"? (Все стихи автора составляют картину "поэтического мира". У каждого человека свой, неповторимый, характер, который отражается в каждом стихотворении).
- 5)Что означает выражение лирический герой? (Лирический герой — тот, чей голос мы слышим в стихотворении).
Учитель: У каждого поэта свой неповторимый характер, свой поэтический мир. Мы прочитали дома много стихов, казалось бы, об одном и том же: о родной природе, о кровной связи человека с родной природой. Но какие разные, непохожие голоса звучали в них! Сегодня мы проанализируем пейзажные стихи Есенина, Бунина, Огарёва, Фета об одном, хорошо нам всем знакомом дереве — берёзе, постараемся понять, чем и почему они разли-чаются.
4.Анализ стихов по группам. Выполнение иллюстраций к стихам.
1) Н. Огарёв "Кривая берёза" (отрывок)
Вопросы к стихотворению Н.П.Огарёва "Кривая берёза":
1.Каким настроением проникнуто стихотворение?
2.Что почувствовали вы, читая его?
3.Что в берёзе увидел Огарёв?
4.С чем в памяти автора связана берёза?
5.Какие стихи других авторов напомнила вам "Кривая берёза"? Почему?
6.Почему в стихотворении нет нарочитой "красивости", мало метафор, эпитетов?
7.Определите размер и рифму стихотворения, приведите примеры образных средств.
8.Подумайте, какие опорные слова следует выделить при чтении, как расставить паузы. Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения.
2)И.А.Бунин Северная берёза"
Вопросы к стихотворению И. А. Бунина "Северная береза":
- 1.Каким настроением проникнуто стихотворение?
- 2.Что почувствовали вы, читая его?
- 3.Какой увидел берёзу Бунин?
- 4.Какие художественные средства помогают изобразить дерево как живое существо?
- 5.Как вы понимаете финал стихотворения? В какой символ вырастает берёза у Бунина?
- 6.Предложите своё название стихотворения.
- 7.Определите размер и рифму стихотворения, как они помогают понять замысел автора.
- 8.Подумайте, какие опорные слова следует выделить при чтении, как расставить паузы. Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения.
3)А.А.Фет "Печальная берёза"
Вопросы к стихотворению А.А.Фета "Печальная берёза":
- 1.Каким настроением проникнуто стихотворение?
- 2.Что почувствовали вы, читая его?
- 3.Какой увидел берёзу Фет?
- 4.Почему берёза "печальная"? Кто её такой увидел?
- 5.С помощью каких художественных средств поэт показывает, что сама берёза безучастна к происходящему?
- 6.Какие ещё средства художественной выразительности исполь-зованы в стихотворении?
- 7.Определите размер и рифму стихотворения.
- 8.Подумайте, какие опорные слова следует выделить при чтении, как расставить паузы. Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения.
4) С.А.Есенин "Берёза"
Вопросы к стихотворению С. А. Есенина "Береза":
- 1.Каким настроением проникнуто стихотворение?
- 2.Что почувствовали вы, читая его?
- 3.Рисуя берёзу, Есенин передаёт поэзию и нежность русской зимы. Какими художественными средствами поэт создал образ зимы?
- 4.Как красоту зимней природы дополняет берёза? Какой её увидел поэт?
- 5.Определите размер и рифму стихотворения.
- 6.Подумайте, какие опорные слова следует выделить при чтении, как расставить паузы. Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения.
После анализа: Следует выразительное чтение стихов (повторное).
Обобщение учителя:
Лирика — род литературы, цель которого не столько изображение, сколько выражение авторских чувств. Именно поэтому стихи, посвящённые одному дереву — берёзе, получились совершенно разными, ведь они отражают чувства, эмоции разных авторов.
Недавно мы изучали другой род литературы — эпос. Теперь вам предстоит определить отличительные черты эпоса и лирики.
5. Соотнести понятия
Эпос
Лирика
— 1
1
поэма, повесть, песня, роман
2
2
чувства, переживания, события, люди
3
3
я, он, изображения, выражения
4
4
стихи, проза
Вывод: Особенности лирики как рода литературы и её отличие от эпоса (делают ученики).
6.Кроссворд.
Цель — закрепление знаний по теории литературы.
Вступительное слово учителя. Анализируя стихи, мы вспомнили несколько средств художественной выразительности, пользовались лексикой, связанной с изучаемой темой. Теперь нам предстоит разгадать кроссворд, проверить свои теоретические знания.
Сначала каждый разгадывает САМОСТОЯТЕЛЬНО, затем ГРУППОЙ. (Представитель группы, закончившей первой, вписывает слово на доску.)
7. Написание буриме
… горят… на окошке… конь
… горят… в лукошке… огонь
… не ломай… шьют… день
… не срывай… поют… лень
Учитель читает ст. Ст. Куняева "Любите поэзию"
Домашнее задание (вариативное):
"сочинение-миниатюра "… берёза" (эпитет подставить самим).;
"подобрать музыку, подходящую по настроению к одному из прочитанных стихотворений;
"выучить одно из разобранных на уроке стихотворений.
9.Подведение итогов.
Капитаны команд сдают оценочные листы, мотивируя выставление оценок членам команды. Учитель подводит итоги, благодарит детей за работу.
Файлы: Маяковский В.В..ppt
Размер файла: 244224 байт.