Автор конспекта:
Автор(ы): — Лаунец Валерий Валерьевич

Место работы, должность: — МОУ ОМР Хаилинская средняя школа учитель русского языка и литературы

Регион: — Камчатская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Литература

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: — Конспект урока литературы

Методическая разработка урока литературы в 6 классе.
Тема: Лирика как род литературы. Обобщающий урок (2 часа).
Дата:
Цель урока: актуализация знаний учащихся, обобщение знаний о лирике как роде литературы.
Тип урока: интегрированный урок с применением интерактивных форм обучения.
Задачи урока:

  • 1.Совершенствование речевых и коммуникативных компетенций на основе локализованных интерактивных форм обучения (работа в группах).
  • 2.Развитие интереса к поэзии, формирование языковой чуткости.
  • 3.Воспитание чувства патриотизма, любви к своему языку и родной природе.

Оформление урока:

  • 1.Раздаточный материал
  • а)распечатка стихов,
  • б)распечатка вопросов к стихам,
  • в)распечатка кроссвордов.
  • 2.Доска
  • а)репродукции картины Э.Грабаря "Февральская лазурь",
  • б)схема слова — разгадки кроссворда,
  • в)новые литературные термины (оксюморон, лирический герой).
  • 3.Стена
  • а) иллюстрации детей к стихам, изученным ранее.

Ход урока:
1.Организационный момент (тема и задачи урока). Вступительное слово учителя:

  • 1)О работе групп, задачах капитана, оценочных листах;
  • 2)О работе на предыдущих уроках (учились понимать, анализировать стихи — выучили некоторые тропы; рисовали иллюстрации, учились выразительно читать стихи. Все эти навыки теперь нужно применить на практике).

2."Мозговой штурм" (разминка).
Цель — активизировать внимание учащихся.
Каждая группа выбирает одно из прочитанных стихотворений (см. учебник), определяет в нём 4 ключевых слова и предлагает их вниманию других команд, которые должны угадать стихотворение.
3.Короткая беседа о лирике как роде литературы

  • 1)Назовите роды литературы, которые вы знаете?
  • 2)Чем отличается лирика от эпоса? (Выражает чувства, переживания поэта. Не изображает, а выражает. Чаще существует в стихотворной форме.)
  • 3)Что такое стихотворная речь? (Ритм, рифма, инверсия).
  • 4)Как вы понимаете выражение "поэтический мир"? (Все стихи автора составляют картину "поэтического мира". У каждого человека свой, неповторимый, характер, который отражается в каждом стихотворении).
  • 5)Что означает выражение лирический герой? (Лирический герой — тот, чей голос мы слышим в стихотворении).

Учитель: У каждого поэта свой неповторимый характер, свой поэтический мир. Мы прочитали дома много стихов, казалось бы, об одном и том же: о родной природе, о кровной связи человека с родной природой. Но какие разные, непохожие голоса звучали в них! Сегодня мы проанализируем пейзажные стихи Есенина, Бунина, Огарёва, Фета об одном, хорошо нам всем знакомом дереве — берёзе, постараемся понять, чем и почему они разли-чаются.
4.Анализ стихов по группам. Выполнение иллюстраций к стихам.
1) Н. Огарёв "Кривая берёза" (отрывок)
Вопросы к стихотворению Н.П.Огарёва "Кривая берёза":
1.Каким настроением проникнуто стихотворение?
2.Что почувствовали вы, читая его?
3.Что в берёзе увидел Огарёв?
4.С чем в памяти автора связана берёза?
5.Какие стихи других авторов напомнила вам "Кривая берёза"? Почему?
6.Почему в стихотворении нет нарочитой "красивости", мало метафор, эпитетов?
7.Определите размер и рифму стихотворения, приведите примеры образных средств.
8.Подумайте, какие опорные слова следует выделить при чтении, как расставить паузы. Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения.
2)И.А.Бунин Северная берёза"
Вопросы к стихотворению И. А. Бунина "Северная береза":

  • 1.Каким настроением проникнуто стихотворение?
  • 2.Что почувствовали вы, читая его?
  • 3.Какой увидел берёзу Бунин?
  • 4.Какие художественные средства помогают изобразить дерево как живое существо?
  • 5.Как вы понимаете финал стихотворения? В какой символ вырастает берёза у Бунина?
  • 6.Предложите своё название стихотворения.
  • 7.Определите размер и рифму стихотворения, как они помогают понять замысел автора.
  • 8.Подумайте, какие опорные слова следует выделить при чтении, как расставить паузы. Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения.

3)А.А.Фет "Печальная берёза"
Вопросы к стихотворению А.А.Фета "Печальная берёза":

  • 1.Каким настроением проникнуто стихотворение?
  • 2.Что почувствовали вы, читая его?
  • 3.Какой увидел берёзу Фет?
  • 4.Почему берёза "печальная"? Кто её такой увидел?
  • 5.С помощью каких художественных средств поэт показывает, что сама берёза безучастна к происходящему?
  • 6.Какие ещё средства художественной выразительности исполь-зованы в стихотворении?
  • 7.Определите размер и рифму стихотворения.
  • 8.Подумайте, какие опорные слова следует выделить при чтении, как расставить паузы. Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения.

4) С.А.Есенин "Берёза"
Вопросы к стихотворению С. А. Есенина "Береза":

  • 1.Каким настроением проникнуто стихотворение?
  • 2.Что почувствовали вы, читая его?
  • 3.Рисуя берёзу, Есенин передаёт поэзию и нежность русской зимы. Какими художественными средствами поэт создал образ зимы?
  • 4.Как красоту зимней природы дополняет берёза? Какой её увидел поэт?
  • 5.Определите размер и рифму стихотворения.
  • 6.Подумайте, какие опорные слова следует выделить при чтении, как расставить паузы. Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения.

После анализа: Следует выразительное чтение стихов (повторное).
Обобщение учителя:
Лирика — род литературы, цель которого не столько изображение, сколько выражение авторских чувств. Именно поэтому стихи, посвящённые одному дереву — берёзе, получились совершенно разными, ведь они отражают чувства, эмоции разных авторов.
Недавно мы изучали другой род литературы — эпос. Теперь вам предстоит определить отличительные черты эпоса и лирики.
5. Соотнести понятия
Эпос
Лирика
— 1
1
поэма, повесть, песня, роман
2
2
чувства, переживания, события, люди
3
3
я, он, изображения, выражения
4
4
стихи, проза
Вывод: Особенности лирики как рода литературы и её отличие от эпоса (делают ученики).
6.Кроссворд.
Цель — закрепление знаний по теории литературы.
Вступительное слово учителя. Анализируя стихи, мы вспомнили несколько средств художественной выразительности, пользовались лексикой, связанной с изучаемой темой. Теперь нам предстоит разгадать кроссворд, проверить свои теоретические знания.
Сначала каждый разгадывает САМОСТОЯТЕЛЬНО, затем ГРУППОЙ. (Представитель группы, закончившей первой, вписывает слово на доску.)
7. Написание буриме
… горят… на окошке… конь
… горят… в лукошке… огонь
… не ломай… шьют… день
… не срывай… поют… лень
Учитель читает ст. Ст. Куняева "Любите поэзию"
Домашнее задание (вариативное):
"сочинение-миниатюра "… берёза" (эпитет подставить самим).;
"подобрать музыку, подходящую по настроению к одному из прочитанных стихотворений;
"выучить одно из разобранных на уроке стихотворений.
9.Подведение итогов.
Капитаны команд сдают оценочные листы, мотивируя выставление оценок членам команды. Учитель подводит итоги, благодарит детей за работу.

Файлы: Маяковский В.В..ppt
Размер файла: 244224 байт.

Рубрики: Литература Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология