Автор конспекта:
Автор(ы): — Костельцева Татьяна Ивановна
Место работы, должность: — МАОУ «Лицей №131″, учитель русского языка и литературы
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: — • Показать, как через стихотворения, выбранные к уроку, выступают определенные вехи жизненного и творческого пути их автора. • Проследить процесс становления основных тем и мотива творчества поэтов в соответствии с насущными, злободневными проблемами времени (лирическое осмысление эпохи), а также вечными темами поэзии (в чем их интерес для будущих поколений). • Определить условные темы творчества и проанализировать стихотворения с элементами филологического анализа.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемое оборудование: —
• Стенд, посвященный Е.А. Боратынскому (его жизненному и творческому пути).
• Слайды к рассказу учащихся о Боратынском, выставка книг-произведений Боратынского, грамзапись романса "Разуверение".
• На доске написана тема урока и слова Белинского: "Из всех по-этов, появившихся вместе с Пушкиным, первое место, бесспорно, принадлежит Боратынскому".
Краткое описание: — • Показать, как через стихотворения, выбранные к уроку, выступают определенные вехи жизненного и творческого пути их автора. • Проследить процесс становления основных тем и мотива творчества поэтов в соответствии с насущными, злободневными проблемами времени (лирическое осмысление эпохи), а также вечными темами поэзии (в чем их интерес для будущих поколений). • Определить условные темы творчества и проанализировать стихотворения с элементами филологического анализа.
На доске написана тема урока и слова Белинского: "Из всех по-этов, появившихся вместе с Пушкиным, первое место, бесспорно, принадлежит Боратынскому".
Ход урока:
Вступительное слово учителя, высказывания современников Боратынского о его творчестве:
Белинский: "Из всех поэтов, появившихся вместе с Пушкиным, первое место, бесспорно, принадлежит г. Боратынскому".
Пушкин: "Боратынский принадлежит к числу отличных наших поэтов. Он у нас оригинален, ибо мыслит. Он был бы оригинален и везде, ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко. Гармония его стихов, свежесть слова, живость и точность выражения должны поразить всякого, хотя несколько одаренного вкусом и чувством".
Боратынский показал в поэзии:
"Лица необщее выраженье".
"Он шел своею дорогой один и независимо," — писал о нем Пушкин.
- Давайте послушаем выступления учащихся "Жил поэт Боратынский" . (Мой текст составлен самими учащимися под руководством учителя).
Слово о поэте.
Прежде чем прослушать сообщения учащихся о Боратынском, я хочу вам задать вопрос: В чем, по-вашему, тайна поразительно простых и ясных без словесных изяществ строк Боратынского?
Итак…
Слово о поэте.
Он родился 19 марта на рубеже веков в тамбовском имении своего отца, отставного павловского генерала Абрама Андреевича Боратынского. Имение называлось Вяжля. Первое, что поражало здесь, были небо и земля. Небо казалось невероятно широким, бездонным и прозрачным, земля — черной и, как ночь, и сочной, как масло.
Вяжлей здесь называлось многое. Вяжля — это речка, узкая и извилистая. Вяжля — это общее название сел, разбросанных недалеко друг от друга. Вяжля — это степь, где просторно глазам и свободно душе.
Глушь и воля — вот что такое Вяжля.
Степного неба свод желанный,
Степного воздуха струи,
На вас я в неге бездыханной
Остановил глаза мои.
И мне увидеть было слаще
Лес на покате двух холмов,
И скромный дом в садовой чаще -
Приют младенческих годов.
Через всю жизнь пронес Боратынский любовь к своей тамбовской родине — уголку России, которую он воспел во многих своих стихах.
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепил мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед.
Сохранился детский портрет Евгения, изображающий симпатичного мальчика с большими и мечтательными глазами. Неудивительно, что этот мальчик скоро стал баловнем и любимцем всего обширного семейства Боратынских. Он рос, окруженный заботами родителей, которые всегда рассыпались в похвалах своему первенцу.
Безмятежное детство длилось недолго.
Промчалось ты, златое время!
С тех пор по свету я бродил
И наблюдал людское племя.
И, наблюдая, поскорбил.
12-летним мальчиком приехал Евгений Боратынский в Петербург, был определен в Пажеский корпус его императорского величества…, откуда четыре года спустя был исключен по указу Александра I. В Пажеском корпусе, где все было чинно и глупо, Боратынский организовал братство, наподобие шиллеровских разбойников. Они мстили наставникам за тупость, а все кончилось романтическим похищением денег, скандалом, высылкой 16-летнего Евгения к маменьке.
Их не высекли розгами, не отправили в полк в глухую губернию, не посадили в крепость, над их головами не ломали шпаг, и мундиры их не предавали огню.
Февраля 25-го вышло высочайшее повеление только об исключении из корпуса — с одной, правда, оговоркой: не принимать ни в какую службу, кроме солдатской.
…Боратынский — В.А. Жуковскому: "Я ожидал укоров, но нашел одни слезы, бездну нежности, которая меня тем более трогала, чем менее я ее был достоин. В продолжение четырех лет никто не говорил с моим сердцем… Я ужаснулся моего поступка. Здоровье мое не выдержало сил душевных движений. Я впал в жестокую нервическую горячку, и едва успели призвать меня к жизни".
Журнал "Благонамеренный", 1819 год, N4, страница 210. -"Женщине пожилой, но все еще прекрасной", — первое опубликованное стихотворение Боратынского.
Взгляните: свежестью младой
И в осень лет она пленяет,
И у нее летун седой
Ланитных роз не похищает:
Сам побежденный красотой,
Глядит — и путь не продолжает!
Одно за другим в столичных журналах и альманахах появляются произведения Евгения Боратынского.
Наслаждайтесь: все проходит!
То благой, то строгий к нам,
Своенравно рок приводит
Нас к утехам и к бедам.
Чужд он долгого пристрастъя:
Вы, чья жизнь полна красы,
На лету ловите счастья
Ненадежные часы.
ПОРТРЕТ В…
Как описать тебя? я, право, сам не знаю!
Вчера задумчива, я помню, ты была,
Сегодня ветрена, забавна, весела;
Во всем, что лишь в тебе встречаю,
Непостоянство замечаю, -
Но постоянно ты мила!
РАЗЛУКА
Расстались мы; на миг очарованьем ,
На краткий миг была мне жизнь моя;
Словам любви внимать не буду я,
Не буду я дышать любви дыханьем!
Я все имел, лишился вдруг всего;
Лишь начал сон…исчезло сновиденье! .’
Одно теперь унылое смущенье
Осталось мне от счастья моего.
Известность Боратынского быстро растет. Это больше всего радует его друзей — А. Пушкина, Кюхельбекера, Дельвига.
Боратынский поселился вместе с Дельвигом в Семеновском полку. Квартира была невелика — три небольших, симпатичных комнаты.
"Молодости было много, а денег мало", — писал впоследствии Вяземский. — Они везде задолжали: в гостиницах, в лавочках, в булочной нигде ничего в долг им более не отпускали. Один только лавочник, торговавший вареньями, доверчиво отпускал им свой товар…
Отчасти они и вправду жили, как писали, и писали, как жили. Лет через десять, когда все кругом остепенилось, когда годы их переменили, когда уже носили перчатки, чтобы не прятать руки в карманы от холода, имели квартиры не в Семеновских ротах, а ближе к Невскому, и обедали большей частью дома, — в них все по-прежнему сохранялось подобье жизни молодой. Времени жить тогда у них оставалось уже в обрез, хотя со стороны можно было думать, что они только
начинают. И память вновь и вновь возвращала их в этот счастливый 1819 год, который кончался надеждами, пирами, любовью, дружеством, стихами.
Вдруг Боратынский вынужден был оставить своих друзей и Петербург: 4 января 1880 года он переведен в Нейшлотский полк, стоящий в далекой и суровой Финляндии.
В свои расселины вы приняли певца,
Границы финские, граниты вековые,
Земли ледяного венца
Богатыри сторожевые.
Как все вокруг меня пленяет чудно взор!
Там необъятными водами
Суклоскамерной перисами;
Слилося во море с небесами;
Тут с каменной горы
К нему дремучий бор
Сошел тяжелыми стопами,
Сошел — и смотрится в в зерцале
Гладких вод! Уж поздно,
День погас; но ясен неба свод,
На скалы финские без мрака
Ночь нисходит,
И только что себе в убор
Алмазных звезд ненужный хор
На небосклон она выводит!
Некоторые стихотворения Боратынского были так популярны и любимы, что быстро становились романсами.
Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей:
Разочарованному чужды
Все оболъщенья прежних дней…
Издали, из Гельсингфорса…" как беззаконная комета в кругу расчисленных светил" сияет Боратынскому Аграфана Федоровна Закравская, жена финляндского генерал-губернатора.
"До сих пор эта женщина преследует мое воображение, я люблю ее и желал бы видеть ее счастливой", — писал Боратынский.
УВЕРЕНИЕ
Нет, обманула Вас молва:
По-прежнему дышу я Вами;
И надо мной свои права
Вы не утратили с годами.
Другим курил я фимиам,
Но Вас носил в святыне сердца;
Молился новым образам,
Но с беспокойством староверца.
В конце 1825 года Боратынский уезжает из Финляндии, где оставляет друзей, привязанности, любовь. Он выходит в отставку и поселяется в Москве. Здесь ему суждено было встретить ту, чей образ смог заслонить последний застывший в душе лик. И она придет, едва начнет таять снег. Это будет старшая дочь полковника в отставке Льва Николаевича Энгельгардта — Анастасия.
ОНА
Есть что-то в ней, что красоты прекрасней,
Что говорит не с чувствами — с душой;
Есть что-то в ней над сердцем самовластней
Земной любви и прелести земной,
Как сладкое душе воспоминанье,
Как милый свет родной звезды твоей,
Какое-то влечет очарованье
К ее ногам и под защиту к ней.
Судьба суровая, но догадливая привела сюда Боратынского, а Пушкина в это же время послала в берегам Черного моря. Душевный строй Боратынского и финская природа сходились. Финляндия поделилась с ним чистотою озер, холодом ночей и безмолвием.
Финляндия и отдалила петербургскую жизнь. Идут годы — один, другой, третий. Боратынский наезжает в Петербург, но не все друзья уже там. Нет Пушкина… Сумрачные предчувствия навещают его. Вот Бестужев и Рылеев пишут, что хотят издать собрание его стихотворений.
Но пройдет немного времени, и за участие в восстании декабристов казнят Рылеева, сошлют в далекую Сибирь Бестужева.
А что же сам Боратынский? Он сам в конце концов тоже сошлет себя в прекрасный мир поэзии.
"Настоящее мое место в мире поэтическом, ибо нет для меня места в мире действительном"
Но Боратынский был молод, и действительность не отпускала его. Судьба готовила ему новую встречу. Это была та самая, со множеством странностей и проказ, но очаровательная Софья Дмитриевна Пономарева, которую воспел Боратынский, влюбленный в нее по уши.
Когда вы менее прекрасной
Случайно слыли у молвы;
Когда бы прелестью опасной
Не столь опасны были вы…
Когда б еще сей голос нежный
И томный пламень сих очей
Любовью менее мятежной
Могли грозить душе моей;
Когда бы больше мне на долю
Даров послал цитерский бог, -
Тогда я дал бы сердцу волю,
Тогда любить я вас бы смог.
Да и не мудрено: всякий, кто только знал ее, был к ней неравнодушен более или менее. В ней, с добротою сердца и веселым характером, соединялась бездна самого милого, природного кокетства, перемешанного с каким-то ей только свойственным детским проказниче-ством.
Приманкой ласковых речей
Вам не лишить меня рассудка!
Конечно, многих вы милей,
Но Вас любить - плохая шутка.
Пройдут годы, но образ зеленоглазой красавицы будет тревожить сердце Боратынского.
Вам не нужна любовь моя,
Не слишком заняты Вы мною,
Не нежность — прихоть Вашу я
Признаньем страстным успокою.
Вам дорог я, твердите Вы,
Но лишний пленник Вам дороже:
Вам очень мил я, но, увы!
Вам и другие милы тоже.
С толпой соперников моих
Я состязаться не дерзаю
И превосходной силе их
Без битвы поле уступаю.
Она умерла совсем молодой 4 мая 1824 года. Боратынский был тогда в Финляндии. Он заканчивал элегию "Признание", над которой работал мучительно трудно, выверяя каждое слово. Стихи привели в восторг Пушкина. Он писал Бестужеву из Одессы: "Боратынский -прелесть и чудо "Признание" — совершенство. После него никогда не стану печатать своих элегий.
ПРИЗНАНИЕ
Притворной нежности не требуй от меня,
Я сердца моего не скрою хлад печальный,
Ты права, в нем уж нет прекрасного огня
. Моей любви первоначальной.
Напрасно я себе на память приводил
И милый образ твой,
И прежние мечтанья:
Безжизненны мои воспоминанья,
Я клятвы дал, но дал их свыше сил.
Я не пленен красавицей другою,
Мечты ревнивые от сердца удали;
Но годы долгие в разлуке протекли, ‘
Но в бурях жизненных развлекся я душою.
Уж ты жила неверной тенью в ней;
Уже к тебе взывал я редко, принужденно,
И пламень мой, слабея постепенно,
Собою сам погас в душе моей.
Верь, жалок я один.
Душа любви желает,
Но я любить не буду вновь;
Вновь не забудусь я: вполне упоевает.
Нас только первая любовь.
Казалось бы, все благополучно: семейное счастье, литературные успехи. Но в письме своему другу Николаю Васильевичу Путяте поэт пишет:"Я скучаю в Москве. Мне несносны новые знакомства. Сердце мое требует дружбы. Часто думаю о друзьях испытанных, о прежних товарищах моей жизни — все они далеко! и когда увидимся? Москва для меня новое изгнание".
Тяжело переживал поэт смерть и каторгу своих друзей-декабристов.
Ко благу пылкое стремленье
От неба было мне дано.
Но обрело ли разделенъе,
Но принесло ли плод оно?
Я братьев знал, но сны младые
Соединили нас на миг:
Далече бедствуют иные,
И в мире нет уже других.
Зрелые годы ложатся на плечи тяжестью безвременья. Не понимая этого времени, Боратынский оказался не у дел. Его угнетал разгул в литературе личностей, подобных Булгарину, бесила цензура.
Боратынский отвечал на удары судьбы сообразно темпераменту и призванию. Он никому не навязывает своих размышлений: друзьям -их становится все меньше — он не докучает своим настроением, мрачным и стойким. Напротив, с ними он весел и мягок. Всю глубину и
тяжесть раздумий принимают стихи. Они останутся для потомства свидетелями титанической борьбы человека и времени.
Век шествует путем своим железным,
В сердцах корысть, и общая мечта
Час от часу насущным и полезным
Отчетливей, бесстыдней занята.
Исчезнули при свете просвещенья
Поэзии ребяческие сны,
И не о ней хлопочут поколенья,
Промышленным заботам преданы.
Пушкин — о Боратынском:" Первые юношеские произведения Боратынского были некогда приняты с восторгом. Последние — более зрелые, более близкие к совершенству, в публике имели меньший успех." Постараемся объяснить причину. Понятия, чувства 19-летнего поэта еще близки и сродни всякому, молодые читатели принимают его . и с восхищением в его произведениях узнают собственные чувства и мысли. Но лета идут — юный поэт мужает, талант его растет. Песни его уже не те — а читатели те же и разве только сделались холоднее сердцем и равнодушнее к поэзии жизни?
Боратынский почти не служил, выйдя в отставку. Редко и мало печатаясь, он был как бы на отшибе литературной жизни. Былая поэтическая слава меркла, о нем забывали.
1837 год. Убит Пушкин. Вместе с Жуковским Боратынский разбирает черновики поэта. Он поражен стихами, которых еще не знал. Пушкин вырастает в его глазах, далеко превосходя все старые оценки.
Вот и он пережил свою 36-ю осень. Это бедствие, эта смерть застала его на последних строках стихотворения, которое так и называется- "Осень".
И вот сентябрь! замедляя свой восход,
Сияньем хладным солнце блещет,
И луч его в зерцале зыбком вод
Неверным золотом трепещет.
Седая мгла вьется вокруг холмов:
Росой затоплены равнины;
Желтеет сень кудрявая дубов,
И красен круглый лист осины;
Умолкли птиц живые голоса,
Безмолвен лес, беззвучны небеса!
Зима идет, и тощая земля
В широких лысинах бессилья,
И радостно блиставшие поля
Златыми класами обилья,
Со смертью жизнь, богатство с нищетой -
Все образы годины бывшей
Сравняются под снежной пеленой,
Однообразно их покрывшей, -
Перед тобой таков отныне свет,
Но в нем тебе грядущей жатвы нет!
Боратынского суждено было пережить Пушкина на 7 лет. Умер он вдали от родины, в Италии, в 1844 году. Умер, полный замыслов, планов, надежд, которым так и не суждено было сбыться.
Много земель я оставил за мною;
Вынес я много смятенной душою
Радостей ложных, истинных зол;
Много мятежных решил я вопросов,
Прежде чем руки марселъских матросов
Подняли якорь - надежды символ!
Вопрос классу:
Так в чем же тайна обаяния, какого-то неизъяснимого колдовства строк Боратынского?
(сам Боратынский говорил: "Я правды красоту даю стихам мо
им")
(звучит грамзапись "Разуверение" — романс).
• Определите жанр "Разуверение?"
• Сравните элегию Боратынского с близким стихотворением его современников (Жуковский, Батюшков)
• Кто сложнее? И что такое сложность в поэзии? (Что вы предпочитаете — простоту, ясность или сложность, и трудность поэзии?)
"Разуверение" дает нам возможность изучить одну из наиболее характерных черт поэзии Боратынского, умение анализировать свои чувства.
• Каким размером написано стихотворение?
• Из каких частей состоит стихотворение?
• Какую рифму применяет в нем поэт?
• Давайте рассмотрим 1-ое четверостишие. На какую главную тему, стихотворения оно указывает?
• О чем же 2-ое четверостишие?
• Третье?
• Обратите внимание на эпитет "заботливый". Что мы слышим в голосе героя?
• Каким художественным приемом Боратынский подчеркивает это отсутствие, способности любить?
• Каков же вывод 4-го четверостишия?
• Как изображается процесс разочарования?
• Почему же эта элегия как и многие другие не оказалась забытой и входит во все хрестоматии?
• Обратите внимание, в стихотворении нет ни одного стиха, где бы ни было пропущено ударение. Почему?
• Но гармоническое единство формы и содержания проявляется также в звуковом богатстве стихотворения. Покажите, где?
• Подобно другим поэтам Боратынский создал образ своей Музы. Оставил нам ее портрет, показал "лица необщее выражение".
Чтение уч-ся стихотворения "Муза".
• Странная особенность отличает этот портрет. Какая?
• Присмотритесь к тексту. Какие слова господствуют у Боратынского в этом стихотворении.
• В тени этих слов таится героиня стихотворения. Где она?
• Удивительна ли его Муза?
• С чего это вдруг поэт знакомит нас с ней?
• Как он создает ее образ?
• Это ваша первая встреча с Музой, тема ее вечна в поэзии, и мы услышим ее не раз…Почему?
• У Боратынского часто встречаются неологизмы. Найдите их. Что он ими выражает?
• Какова же его Муза?
Чтение уч-ся стихотворения "Мой дар убог…" *
• К кому обращено стихотворение?
• Как об этом друге говорит поэт?
• Какова интонация речи поэта, обращенная к самому себе?
• Что происходит в стихотворении Боратынского?
Итак, какой вывод мы можем сделать.
- В чем неповторимость поэзии Боратынского?
(сложность простоты в поэзии Боратынского. Тайны человеческого сердца, голос чувства в гармонической строгости и спокойствии лирического монолога, в его сдержанной страстности. Психологическая точность слова, обнаженность признания. Диалектика чувства в эмоциально-психологических контрастах стихотворения, в его парадоксальности. Поэзия мысли в философских и эстетических прозрениях Боратынского.
Человек и Природа. Человек и поэзия как неотступные мотивы.
Опорные слова урока — лексические формулы своеобразия поэзии Боратынского (сдержанная эмоциональность, пронзительная точность
лексики, противоречивость чувства, монологичность стихотворения, непритязательность поэтического голоса, благородство скромности, доверительный разговор с читателем — собеседником, откровение поэтической мысли, прозрение…)
Домашнее задание: чтение стихотворения Боратынского. Мое любимое стихотворение (обосновать свой выбор). Одно стихотворение Боратынского наизусть.
Файлы: Бежин луг.ppt
Размер файла: 2202112 байт.