Автор конспекта:
Автор(ы): — .Михайлова Елена Юрьевна
Место работы, должность: — МАОУ СОШ № 9, учитель начальных классов
Регион: — Новгородская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Все целевые аудитории
Класс(ы): — 2 класс
Предмет(ы): — Литературное чтение
Цель урока: — сравнить и проанализировать структуры произведений одного жанра
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 24
Используемые учебники и учебные пособия: — учебник «Литературное чтение», Свиридова Н. А., 2 класс издательство «Учебная литература», корпорация «Фёдоров», 2010 год,
Используемое оборудование: — портрет В. Даля, толковый словарь, лента времени, ноутбук, интерактивная доска.
Краткое описание: — Конспект урока литературного чтения по системе Л.Занкова
Урок литературного чтения, 2 класс (система Л. В. Занкова) Михайлова Елена Юрьевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №9 г. Боровичи Тема: В. Даль «Старик – годовик». Сравнительный анализ структуры произведений одного жанра. Цель: сравнить и проанализировать структуры произведений одного жанра. Задачи: • Раскрыть творческий потенциал учащихся и приобщить к искусству через инсценировку сказки. • Развитие навыка чтения и говорения на основе эмоциональной передачи художественных особенностей сказок • Формирование понятий «время и пространство в сказке» • Учить наблюдать за построением нескольких литературных произведений • Побуждать к самостоятельному поиску материалов об авторе Оборудование: учебник «Литературное чтение», Свиридова Н. А., 2 класс издательство «Учебная литература», корпорация «Фёдоров», 2010 год, портрет В. Даля, толковый словарь, лента времени, ноутбук, интерактивная доска. Ход урока. 1. Вхождение в тему урока Учитель: Ребята, на экране написаны прекрасные слова о литературе. Вы их видите не в первый раз. Прочитаем по предложению, не будем жалеть эмоций. Ученики: Литература – это увидеть во всём красоту. Литература – это сделать из слов красоту. Литература – это поделиться красотой с другими. 2. Проверка домашнего задания. Учитель: Сделайте из слов красоту и поделитесь ею с нами. Вы к этому готовы? Сейчас мы обратимся к домашнему заданию и поработаем коллективно. Распределитесь в группы. (Ученики распределяются в группы). Учитель: Сегодня последний календарный день осени. В нашей шкатулке остались последние осенние листочки. Какие вопросы они нам приготовили? (Раздаются листочки с вопросами каждой группе). Вопросы на листках: 1. О какой сказке можно сказать: Сказывается, словно печальная песня поётся, а какая сказывается, словно прибаутка: с лукавством да с усмешечкой и почему? 2. «Мужик и медведь» — русская народная сказка. Найдите приметы этого жанра. ( Это бытовая сказка. Есть зачин: жили – были, концовка; троекратные повторения; приём олицетворения.) 3. Пометьте на нити сюжета узелки событий. Есть ли в сказке точка высшего натяжения? (Завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. Точка высшего натяжения — кульминация.) 4. Подготовьтесь и проинсценируйте небольшой отрывок из сказки. Каждая группа получила по листочку с заданием. Ученикам даётся несколько минут для обсуждения задания, затем один ученик читает вопрос и отвечает, остальные при необходимости дополняют. Одна из групп показывает небольшую сценку к сказке. 3. Знакомство с творчеством В. И. Даля. Учитель: Вернитесь на свои места. Откройте учебники на странице 108. Прочтите название произведения, жанр, фамилию автора. Ученики: В. Даль «Старик – годовик», сказка – загадка. Учитель: Что слышали об авторе? Ученики рассказывают о В. И. Дале на основе сведений, найденных заранее в дополнительной литературе. Некоторые принесли книги: толковый словарь, сборники сказок; продемонстрировали портрет писателя. Знакомство с творчеством В. И. Даля производится с применением ИКТ. 4.Первичное восприятие текста. Учитель: Прежде, чем приступим к чтению, проведём дыхательную гимнастику. ↑ 3 ↓ ↑ 3 ↓ ↑ 1↓ ↓ 1 ↓ ↓ ↓ 5 5 5-10 10-5 2 5 10 5-5 10 10 Учитель: Прочтём текст вслух. Ученики читают сказку Работа по вопросам по тексту. Учитель: На чём основана сказка? Это просто выдумка или в ней есть научная основа? (Учитель открывает на доске календарь). Ученики: Вылетающие тройки птиц – месяцы в составе времён года. Четыре крыла у птиц – недели в месяце. Перья в крыльях птиц – 7 дней недели. Часть крыла белая – день, часть крыла чёрная – ночь. Учитель: Вот они – настоящие птицы: столбики календаря. А то, что В. И. Даль сравнил их с птицами – это литературный приём. Какой? Ученики: Литературный приём – сравнение. 5. Анализ произведения. Учитель: Перечитайте сказку про себя. Ученики читают сказку. Учитель: Выделите в произведении элементы сюжета. Ученики: В произведении есть завязка и развитие сюжета. Нет кульминации и развязки. Учитель: Посмотрите на ленту времени. Учитель: Поместите на ленту времени русские — народные сказки и сказки – загадки. Ученики: Русские — народные сказки поместим к временам седой старины, а сказки – загадки — в 19 век. 6. Итог урока. Учитель: На прошлых уроках мы прочитали две русские – народные сказки, а сегодня – сказку – загадку. Жанр один. А одинаковы ли сюжетные нити? Ученики: Сюжетные нити разные. Прежде мы читали сказки, где были завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. У В. И. Даля мы увидели только завязку и развитие сюжета. Учитель: Почему различны сюжетные линии? Ученики: Произведение В. И. Даля – загадка, поэтому в ней и осталась недосказанность, нет кульминации и развязки. Читателям самим надо подумать. 7. Домашнее задание Учитель: Домашнее задание такое: узнать, есть ли у В. И. Даля другие сказки. Если есть, то прочитать 1- 2 сказки и рассказать о них.
Файлы: Урок риторики.docx
Размер файла: 20661 байт.