Автор конспекта:
Автор(ы): — Лавренцова Н..А.
Место работы, должность: — МОУ лицей №3 г.Зернограда Ростовской области
Регион: — Ростовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Предмет(ы): — Литературное чтение
Цель урока: — — дать учащимся представление о литературном творчестве Даля, его толковом словаре, — продолжать учить различать литературную сказку и обработку народной сказки, — в анализе художественных достоинств сказки и лексической игре развивать чутье к слову, чувство рифмы, образность речи.
Краткое описание: — Виды деятельности: • Обобщающее повторение, • ориентировка в авторстве отрывков, • работа с авторским текстом- выборочное чтение, • рассказ о В.Дале, его словаре, • практическая работа со словарем, • лексическая игра « Кузовок», • чтение и анализ сказки, • упражнения в совершенствовании выразительности чте-ния.
Ход урока:
1. Психологический настрой:
2. Обобщающее повторение материала предыдущего урока в беседе.
А) На доске помещены портреты писателей. Ученики узнают и называют их.
- Что объединяет этих русских поэтов? ( 1831г на даче в Царском селе состоялось поэтическое состязание Пушкинаи Жуковского на лучшийпересказ народной сказки. « Судил» состязание Гоголь.)
Б) Различия между литературной сказкой и обработкой народной сказки.
- Вчерамы выяснили, что написанные на основе народных, сказки Пушкина и Жуковского являются литературными, авторскими сказками, анехудожественными обработками.
- Вспомните в чем разница между литературнойсказкой и обработкойнародной сказки, имеющими один и тот же сюжет? ( Для обработки – характерен пересказ народной сказки.Он сохраняет сюжет и персонажей. Литературная сказка на народный сюжет- новая, самостоятельная сказка.Она может иметь сложный сюжет, большее количество героев. В ней глубже прописаны характеры героев, она красивее.В нейчувствуется стиль автора, его идеи. Главная мысль шире, глубже чем в обработке.)
В) Определение авторства сказки по отрывку.
— Вы сказали, что в литературной сказке видно лицо автора. Попробуйте определитьавторство двух сказочных отрывков.( Читаются отрывки из сказок Пушкина и Жуковского) ( По отрывку первой сказки видно, что он написан для детей. А для детей писал Жуковский. Второй отрывок написан слогом, очень похожим на слог Пушкина. Написан легко, понятно.
Г) Откройте учебник. Найдите и зачитайте отрывки, из которых мы узнали о том, как хотел писать для детей Жуковский и как писал всегда Пушкин.
3. Новый материал урока.
В.И. Даль- автор толкового словаря,собиратель слов, пословиц, сказок инародных игр. Даль учит нас бережному отношению к русскому языку.
— Сегодня мы встретимся с одним из писателей, который помогает нам понимать поэзию, развивать слух к красоте, выразительность нашего языка.
Работа по учебнику ( стр 124)
— Что вы узнали о В.И. Дале? ( Дети пересказывают то , что запомнили из прочитанного)
В.И. Даль был офицером, потом окулистом ( главным врачом), но самым главным делом в его жизни, которое принесло его имени славу и известность, а нам дало великолепный « Словарь живого великорусского языка», было собирание русских слов, уяснение их значения. За свою жизнь В.И.Даль собрал около 200000 слов ( словарь).
— Откроем егои посыпятся на нас звонкие, сочные, мягкие,громкие, тихие, шуршавые, звенящие – разные живые русские слова. Те которыми мы с вами пользуемся каждый день. И те, значение которых, может быть, не знаем. Выпало из словаря одно русское слово – кузовок. Что такое? Из чего сделано?Для чего предназначено?
— 4.Практическая работа со словарем.
— Не будем теряться в догадках, поищем ответа у Даля.
Кузовок – плетеная корзиночка для ягод и грибов.
- С таким кузовком не только в лес по ягоды и грибыходили, но играли в интересную, развивающую речь игру. Такую игруДаль увидел, когда впоискахновых слов для своего словаря бывал в деревне. Давайте прочитаем,как он описывает ее.
( Дети читают « Кузовок» В. Даля.)
— Понятны ли вам правила игры?( Она похожа на игру в фанты)
А какимсловом назван у Даля фант – залог?
- Что нужно сделать, чтобы не отдатьзалог? ( Правильно подобрать слова, чтобы не ошибиться)
5. Лексическая игра « Кузовок».
— Сыграем в игру, которой нас учил Даль. Будем называть слова, заканчивающиеся на – ка, с ударением на последнем слоге. ( машинка,корзинка,пружинка, снежинка, перинка)
— 6. Чтение и анализ сказки « Война грибов с ягодами»
-литературнаяобработкаВ. Далем народной сказки.
- Закончили играть. Пора и сказку послушать. ( Учитель читает сказку)
-Какому типу принадлежит эта сказка: волшебная или бытовая? ( Сказка ближе
к шутке,забаве, прибаутке).
- Обратите внимание на характеры грибов – персонажей. ( Зачитываются
диалоги)
- Обратите внимание, что в разговоре грибов есть рифма. Найдите ее.
- А найдете ли вы пословицу?
— 7. Практическая работа с текстом.
— Найдите и отметьте в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для
русского простонародного языка.
( Под дубочком сидючи, на грибы глядючи, сила великая, сладка ягодка,
помочь полным – полнешенько, всем грибам голова…)
- Какие определения дает В.И.Даль всказкеперсонажам? (волнушки –
старушки, сморчки – старички, тетка Варвара – широкие карманы).
-Много в сказке и просторечий « помочь окликать», « из земли прет», « отказалися», « пятой затопчим», « пыжится», « дуется».
— Как вы думаете почему В.Даль пересказывая сказку сохранил просторечия?Дальне ставил целью написать литературную сказку, а хотел передать в обработке ее народное значение. Он сам обогащал сказки народнымипословицами, загадками, присказками).
— Послушайте, как писали о сказках В.И.Даля вжурнале « Москвитянин» в 1842 году «Не сказки сами по себе были ему важны, а русское слово, и сказка служила ему предлогом, народный колорит сказок был усилен Далем множеством пословиц, поговорок, метких образных словечек, введенных в текст сказки».
- Перечитайте последний абзац сказки, где описан процесс сортировки грибов.
- Почувствовали ли вы рифму?
- Наверное, так, приговаривая в рифму, русские крестьяне, междуделом занимались своей работой, создавали « живой великорусский язык»,который так хорошо знал, любил В.И.Даль.
8. Совершенствование выразительного чтения.
- Теперь,разобравшисьв особенностях сказки, мыготовы к ее выразительному чтению. Прочитаем сказку в лицах,стараясь передать характер персонажей.
— 9. Итог урока.
- С творчеством какого писателя мы познакомились сегодня на уроке?
— Что вы расскажите дома родителям о В.И. Дале?
— Чем отличается сказка В.И.Даля от сказки А.С.Пушкина?