Автор конспекта:
Автор(ы): — Петров Игорь Олегович
Место работы, должность: — МАОУ «Гимназия №4″, г.Великий Новгород
Регион: — Новгородская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Краеведение
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — дидактический материал
Краткое описание ресурса: — Викторина содержит многочисленные данные новгородских и Владимиро-Суздальских летописей о повседневной жизни Великого Новгорода, Суздаля и Владимира на-Клязьме.
Господин Государь Великий Новгород
Славится Великий Новгород со времен древних. Коли вы верно обойдёте по порядку указанному храмы древние: храм святых Бориса и Глеба в Детинце; Никольский собор; церковь святой Параскевы Пятницы; Десятинный монастырь; Антониев монастырь; церковь Фёдора Стратилата, что на Ручью; церковь Иоанна Предтечи, что на Опоках; храм Спаса Преображения на Ильине улице, то прочтёте имя князя, сына Мстислава Великого, коего новгородцы изгнали за вину его прочь из города.
И уехал тот князь во Псков, и там умер. Положили его в соборе Живоначальной и Животворящей Троицы. За кротость свою да набожность был тот князь прославлен как святой, и у гробницы его свершались чудеса и исцеления. Тогда новгородцы задумали тело сего святого благоверного князя взять в Новгород. Но как не старались послы новгородские – не могли они сдвинуть мощи с места, и только ноготь малый с руки княжеской увезли в Новгород, ведь сам князь по смерти своей не хотел ехать туда, откуда его изгнали.
А вот описание тех храмов новгородских, что обойти надлежит в перечисленном порядке:
Один храм соответствует букве – С, сей храм самый большой на Дворище Ярославовом, большая глава его – как Христос, что над апостолами возвысился, а другие четыре главы – четыре евангелиста.
Другой храм соответствует букве – Е, его поставили купцы, торговавшие со странами заморскими, а ставили его, как говаривают, смоленские мастера. Сей храм посвящён святой, что торговле помогает да рукоделию.
Третий храм соответствует букве – Д, оставил в сем храме росписи дивные великий изограф Феофан Грек.
Четвёртой букве – В монастырь соответствует, сооружённый, по сказаниям, на том самом месте, где случилось чудо с иконой Божьей Матери Знамение.
Пятой букве – В соответствует храм, водружённый в Детинце стараниями купца Сотка Сытиныча. В нём хранилися палицы Перуна, кои тот бросил на Великий мост.
Шестой букве – О соответствует монастырь, в коем зодчий Пётр выстроил храм Рождества пресвятой Богородицы на те сокровища, что были святым Антонием на родине его в бочку положены, и которую из Волхова вытащили.
Седьмой букве – Л храм соответствует, что поставлен в память о святом воине, за Христа пострадавшего, попечением боярина новгородского Семеона Онрдеевича и боголюбивой матери его Наталии.
Букве О соответствует храм, поставленной купцами сотни, что воском торг держала, в сем храме хранились образцы мер и весов, с коими все купцы, на торжище торговлю ведущие, сверяться были обязаны за особую плату.
Теперь буквы по порядку располагайте, да имя князя читайте. (Всеволод)
Ныне волен Новгород в князьях, нет их в самом городе, нет в городе и княжьей дружины, не могут князь и дружинники въехать в Новгород без разрешения веча. А где жил князь со своею дружиною? Куда к князю отправится? (На Городище, теперь – Рюриково Городище)
Проживают в Новгороде люди разные: тиуны, холопы, закупы, челядь разная. Кто из них у бояр управителями? (Тиуны) Кто обязан долги отрабатывать? (Закупы) А кто слугами в большом тереме? (Челядь) Кто свободу из них потерял навек? (Холопы)
Торгует Великий Новгород с городами ганзейскими. Какие дворы иноземные стояли на стороне Торговой? (Готский и Немецкий)
Какой город у купцов немецких ганзейских главным считается? (Любек)
А какой город на Готланде принимал купцов новгородских? (Висбю)
Живут немецкие купцы на своих дворах замкнуто, новгородцев к себе не допускают, даже пиво – и то сами варят. Как грамота называется, в которой закон немецким купцам прописан: как в Новгород приезжать, как двор свой держать и преступить тот закон никак нельзя? (Скра)
Шумит-гремит Торжище. И чего только не продают, чего только не купят! Глаза разбегаются!
Вот жемчугом торгуют купцы славные. А откуда новгородцы жемчуг добывали? (Из Волхова)
Какой товар новгородцы рыбьим зубом называли? (Моржовые клыки)
Чем торгуют мастера калитники? (Кошельками, калита – денежный кошель)
Сии товары из Югры привезены. А где такая земля лежит? (У Уральских гор)
На сих товарах клеймо стоит «товар Божий». На каком из товаров такую надпись делали? (Воск)
Требуют за товар куну, да векшу, ногату да резану. Что это за деньги такие чудные? (Шкурки куниц и белок)
Вот идут новгородцы бочки бить, чтоб товар в них вкусней был. Ох и грешники, не боятся запрета архиепископа, владыки Великого Новгорода. А что за товар в тех бочках, которые били? (Квас)
Зазвенел вечевой колокол, зовёт всех на вече. А куда на вече идти? К собору Софийскому, к собору Никольскому, к собору Пресвятой Троицы, али на Торжище? (К Никольскому собору на Ярославовом Дворище)
Зашумело вече, и избрали люди новгородские трёх мужей добрых, записали их имена на жребиях, возложили их на престол Святой Софии, чтоб слепец или малый ребёнок те жребии тянул. Кого выбирали новгородцы на вече том? (Новгородского архиепископа)
Вот гусляр-слепец песню складывает. Поёт гусляр про дела стародавние, про богатыря новгородского, что набрал дружинушку храбрую, в ней один кривой, а другой хромой, да ещё девица-портомойница, что коромыслом побьёт с пол-Новгорода. А тот богатырь ездил к Иордань-реке, голышом там искупался, на черницу зело ругался. Обратно в Новгород поплыл, да о камень лоб разбил. Как того богатыря звали-величали? (Василий Буслаев)
Да поёт гусляр о купце новгородском, что ездил к князю Владимиру стольно-киевскому. И обидел он князя словами гордыми, посадил князь купца в темницу-поруб. А жена того купца в Киев поехала да Владимира вокруг пальца обвела, и мужа своего из беды спасла. О каком купце та былина? (Ставр Годинович)
О Садко-купце поёт гусляр, как попал он в царство подводное, к царю моря Словенского. И помог Садко на землю вернуться святой, что людей торговых выручает. Что новгородцы прозывали морем Словенским и какой святой помог Садко? (Словенским морем называлось озеро Ильмень, Садко помог святой Николай Угодник)
Песнь поёт гусляр про войну Новагорода с полоцкими князьями, один князь Новгород захватил да ограбил весь, не пожалел и колоколов софийских. А сын того князя-волхва вновь пошёл на Новгород, да не помогло ему чародейство отцовское, разбили его новгородцы у Гзени-реки. О каких двух полоцких князьях песнь гусляра? (Брячислав и Всеслав)
Нет над вольным городом господина, кроме Господа Бога. Осенён Великий Новгород куполами собора Софийского. Не зря изрёк князь Мстислав Мстилавич, по прозванью Удатный али Удалой: «Где святая София – там и Новгород». И повёл Мстислав Мстиславич новгородцев против князей низовской земли – Юрия и Ярослава Всеволодовичей, что хотели землю новгородскую под свою руку взять. Увидели новгородцы несметную силу низовских полков и сказали своему князю: «Хотим мы умереть, как отцы наши умирали на Колокше. Дозволь, князь, слезть с коней и биться пешими, ибо не привычны мы к конному бою». Князь им дозволил. Новгородцы сметали с себя порты и сапоги, и, как олени, поскакали на полк Ярослава, обратив его в бегство. Мстислав же, призвав свою дружину на помощь новгородцам, привязал топор ремнём к руке и прорубился сквозь вражий полк. Бежали прочь полки низовские, неудачливые Ярослав и Юрий едва на конях ускакали, доспехи свои бросив. Мстислав же дочь свою, жену Ярослава, себе взял и долго зятю своему не отдавал. Когда случилась эта битва и как она прозывается? ( Липецкая битва 1216 года)
Владимиро-Суздальская земля
Убийство по-древнерусски
Вот сказание летописное об убиении князя владимирского Андрея, что Боголюбским прозван. Был тот князь горд и славен, захватил Киев, разорил город за убийство отца своего Юрия Владимировича, дружины свои посылал на Новгородскую землю. Прочтите писание человека, знающего многое об убийстве сего князя, да ответьте на вопрошания:
Почему убийцы задумали князя извести?
Почему их заговор удался, а князю защиты не было?
Современный вид Лестничной башни в Боголюбове и княжьих покоев, где произошло убийство.
Реконструкция облика Андрея Боголюбского, выполненная М.М. Герасимовым на основе изучения останков князя. При изучении скелета были обнаружены следы ударов, нанесённых убийцами. Несколько позвонков шеи скелета утеряли подвижность, поэтому князь ходил с высоко поднятой головой, что создавало впечатление горделивости.
А вот что об убийцах князя ведомо: сказывают, что Кучковичи были сынами боярина Стефана али Степана Ивановича, боярина суздальского, убитого отцом князя Андрея, Юрием за некую провинность. Домысливают люди, что возжелал князь Юрий жену Кучки, потому велел того боярина казнить. На дочери Стефана Кучки Улите женил Юрий своего сына Андрея, сыновей же Кучки при себе держал, а земли боярские захватил. Якобы те Кучковичи, не любя князя Юрия, советовали Андрею уехать прочь от отца, в Суздальскую землю.
Потом прогневался Андрей на старшего брата Кучковича и велел предать его смерти, младший же Кучкович, именем Яким, замыслил за него отомстить. А ещё поговаривают, что Якима Кучковича его сестра Улита поддержала в замыслах об убийстве князя, ибо князь другую жену себе взял. Потому и говорили в народе: «Отлились Андрюше Кучкины слёзы». Примкнул же к Якиму Кучковичу ключник Анбал, родом яс, по-современному – осетин.
Итак, состоялся в пятницу на обедне коварный совет злодеев преступных. И был у князя Яким, слуга, которому он доверял. Узнав от кого-то, что брата его велел князь казнить, возбудился он по дьявольскому наущению и примчался с криками к друзьям своим, злым сообщникам, как когда-то Иуда к евреям, стремясь угодить отцу своему, Сатане, и стал говорить: «Сегодня его казнил, а завтра — нас, так промыслим о князе этом!» И задумали убийство в ночь, как Иуда на Господа.
Лишь настала ночь, прибежав и схвативши оружие, пошли на князя, как дикие звери, но, пока они шли к его спальне, пронзил их и страх, и трепет. И бежали с крыльца, спустясь в погреба, упились вином. Сатана возбуждал их в погребе и, служа им незримо, помогал укрепиться в том, что они обещали ему. И так, упившись вином, взошли они на крыльцо. Главарем же убийц был Петр, зять Кучки, Анбал, яс родом, ключник, да Яким, да Кучковичи — всего числом двадцать зловредных убийц, вошедших в греховный сговор в тот день у Петра, у Кучкова зятя, когда настала субботняя ночь на память святых апостолов Петра и Павла.
Когда, схватив оружие, как звери свирепые, приблизились они к спальне, где блаженный князь Андрей возлежал, позвал один, став у дверей: «Господин мой! Господин мой…» И князь отозвался: «Кто здесь?» — тот же сказал: «Прокопий…», но в сомненье князь произнес: «О, малый, ты не Прокопий!» Те же, подскочив к дверям и поняв, что здесь князь, начали бить в двери и силой выломали их. Блаженный же вскочил, хотел схватить меч, но не было тут меча, ибо в тот день взял его Анбал-ключник, а был его меч мечом святого Бориса. И ворвались двое убийц, и набросились на него, и князь швырнул одного под себя, а другие, решив, что повержен князь, впотьмах поразили своего; но после, разглядев князя, схватились с ним, ибо он был силен. И рубили его мечами и саблями, и раны копьем ему нанесли, и воскликнул он: «О, горе вам, бесчестные, зачем уподобились вы Горясеру? Какое вам зло я нанес? Если кровь мою прольете на земле, пусть Бог отомстит вам за мой хлеб!» Бесчестные же эти, решив, что убили его окончательно, взяв раненого своего, понесли его вон и дрожа ушли. Князь же, внезапно выйдя за ними, начал рыгать и стонать от внутренней боли, пробираясь к крыльцу. Те же, услышав голос, воротились снова к нему. И пока они были там, сказал один: «Стоя там, я видел в окно князя, как шел он с крыльца вниз». И воскликнули все: «Ищите его!» — и бросились все взглянуть, нет ли князя там, где, убив его, бросили. И сказали: «Теперь мы погибли! Скорее ищите его!» И так, запалив свечи, отыскали его по кровавому следу.
Князь же, увидев, что идут к нему, воздев руки к небу, обратился к Богу, говоря: «Если, Боже, в этом сужден мне конец — принимаю его. Хоть и много я согрешил, Господи, заповедей твоих не соблюдая, знаю, что милостив ты, когда видишь плачущего, и навстречу спешишь, направляя заблудшего». И, вздохнув от самого сердца, прослезился, и припомнил все беды Иова, и вникнул в душу свою, и сказал: «Господи, хоть при жизни и сотворил я много грехов и недобрых дел, но прости мне их все, удостой меня, грешного, Боже, конец мой принять, как святые его принимали, ибо такие страданья и различные смерти выпадали праведникам; и как святые пророки и апостолы с мучениками получили награду, за Господа кровь свою проливая; как и святые мученики и преподобные отцы горькие муки и разные смерти приняли, и сломлены были дьяволом, и очистились, как золото в горниле. Их же молитвами, Господи, к избранному тобой стаду с праведными овцами причти меня, ведь и святые благоверные властители пролили кровь, пострадав за народ свой, как и Господь наш Иисус Христос спас мир от соблазна дьявольского священною кровью своею». И, так говоря, ободрялся, и вновь говорил: «Господи! взгляни на слабость мою и смотри на смиренье мое, и злую мою печаль, и скорбь мою, охватившую ныне меня! Пусть, уповая, стерплю я все это. Благодарю тебя, Господи, что смирил ты душу мою и в царстве твоем сонаследником сделал меня! Вот и ныне, Господи, если кровь мою и прольют, то причти меня к лику святых твоих мучеников, Господи!»
И пока он так говорил и молился о грехах своих Богу, сидя за лестничным столбом, заговорщики долго искали его — и увидели сидящим подобно непорочному агнцу. И тут проклятые подскочили и прикончили его. Петр же отсек ему правую руку. А князь, на небо взглянув, сказал: «Господи, в руки тебе предаю душу мою» — и умер. Убит был с субботы в ночь, на рассвете, под утро уже воскресенья — день памяти двенадцати апостолов.
Проклятые же, возвращаясь оттуда, убили Прокопия, любимца его, оттуда прошли в палаты и забрали золото, дорогие каменья и жемчуг, и всякие украшения, — все, что дорого было князю. И погрузив на лучших его лошадей, до света еще отослали себе по домам. А сами, схватив заветное княжье оружие, стали собирать воинов, говоря: «Ждать ли, пока пойдет на нас из Владимира дружина?» — и собрали отряд, и послали к Владимиру весть: «Не замышляете ли чего против нас? Хотим мы с вами уладить: ведь не только одни мы задумали так, и средь вас есть наши сообщники». И ответили владимирцы: «Кто ваш сообщник — тот пусть будет с вами, а нам без нужды» — и разошлись, и ринулись грабить: страшно глядеть!
Файлы: Дополнительная образовательная программа.doc
Размер файла: 81408 байт.