Автор конспекта:
Автор(ы): — Клипова И.А.

Место работы, должность: — средняя школа

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — все уровни образования

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: — — рассмотреть особенности развития Владимиро – Суздальского княжества в XII – XIII вв.; — акцентировать внимание учащихся на особенностях взаимоотношений князей и бояр Владимиро –Суздальского княжества в данный период; — развивать умения устанавливать причинно – следственные связи; — развивать навыки работы с историческими источниками и статьями критиков; — через изучение материала воспитывать любовь и уважение к родному краю; — обратить внимание учащихся на позитивные и негативные особенности характера Андрея Боголюбского;

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: — «История России» 10 класс авт. А.Н. Сахаров, В.И. Буганов

Используемое оборудование: — персональные компьютеры, карта «Русские земли в XII – нач. XIII вв.», раздаточный материал,

Краткое описание: — Урок входит в раздел "Политическая раздробленность на Руси".Тип урока: комбинированный с использованием новых информационных технологий;

Цели урока: — рассмотреть особенности развития Владимиро – Суздальского княжества в XII – XIII вв.; — акцентировать внимание учащихся на особенностях взаимоотношений князей и бояр Владимиро –Суздальского княжества в данный период; — развивать умения устанавливать причинно – следственные связи; — развивать навыки работы с историческими источниками и статьями критиков; — через изучение материала воспитывать любовь и уважение к родному краю; — обратить внимание учащихся на позитивные и негативные особенности характера Андрея Боголюбского; Тип урока: комбинированный с использованием новых информационных технологий; Оборудование: персональные компьютеры, карта «Русские земли в XII – нач. XIII вв.», раздаточный материал, учебное пособие «История России» 10 класс авт. А.Н. Сахаров, В.И. Буганов Термины и понятия: феодальная раздробленность, Великий князь 1. Повторение домашнего задания — 5 чел. Выполнение тестового задания на компьютерах — С классом фронтальная беседа по материалам д/з. с использованием мультимедийной установки. Вопросы для фронтальной беседы: — Что такое феодальная раздробленность? — Когда феодальная раздробленность настигла Русь? — Глядя на карту, помещенную на экране ( слайд №1) назвать образовавшиеся крупные удельные княжества Руси периода феодальной раздробленности — Назвать причины распада Древнерусского государства ( проверьте, все ли причины были названы?) слайд №2 — Что представляла из себя Русь после феодальной раздробленности? 2. Переход к изучению нового материала: Итак, в ходе нашей беседы мы вспомнили, что в результате распада Киевской Руси, Русь представляла собой «лоскутное одеяло» (слайд №3), в каждом княжестве управлял свой князь. — как вы думаете, как феод. раздробленность повлияет на дальнейшее развитие княжеств? — одинаковым ли будет управление внутри каждого княжества? Сегодня мы рассмотрим управление Владимиро – Суздальским княжеством. Слайд №4 Тема урока «Владимиро – Суздальские князья и боярство. Проблема взаимоотношений» Давайте рассмотрим, что же собой представляло географическое положение Владимиро – Суздальской земли Выступление 1 учащегося Возвышаться Северо – Восточная Русь стала при Владимире Мономахе. (слайд № 5) Сюда он прибыл на княжение в возрасте 12 лет, посланный отцом Всеволодом Ярославичем. С тех пор Ростово-Суздальская земля прочно вошла в состав «отчины» Мономаховичей. В пору трудных спытаний, в пору жестоких поражений дети и внуки Мономаха знали, что здесь они всегда найдут помощь, поддержку. Здесь они смогут набраться новых сил для жестоких политических схваток со своими соперниками. Сюда в свое время Владимир Мономах послал на княжение одного из своих младших сыновей – Юрия. 1 вариант Выступление 2 ученика : Рассказ о правлении Юрия Долгорукого, его политика. ( слайды 6,7) После смерти Юрия Долгорукого на престол в Ростово – Суздальском княжестве встает его сын Андрей, рожденный от половецкой княжны, первой жены Юрия. Андрея на престол призвали бояре Ростова и Суздаля, т.к. стремились утвердить у себя собственного князя и прекратить порядок, при котором великие князья киевские посылали в эти земли на княжение то одного, то другого из своих сыновей. — Почему боярам не нравился такой порядок передачи престола? — Работа с документом «Ключевский о Андрее Боголюбском», Карамзин о Андрее Боголюбском – по группам. — Как можно охарактеризовать характер Андрея? Как характер Андрея повлияет на взаимоотношения с боярами? — Какую цель преследовал Андрей придя на престол? Сравните с Юрием Долгоруким. Итак, Андрей Боголюбский, вопреки ожиданиям бояр стремился сам стать «самовластцем» в Северо – Восточной Руси. — Работа с учебником с. 104 — Найдите на какие слои населения опирался Андрей Боголюбский в своей борьбе против бояр? Подведем итог: как складывались взаимоотношения с боярами у Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского. В ходе подведения итогов на экране высвечивается 2 схемы: — Выставление оценок за урок — дом. Задание Закрепление изученного – тесты на компьютерах (по самоконтролю) Презентация: Приложения: Н. М. Карамзин о Андрее Боголюбском Андрей Боголюбский (ок. 111 1—1174) — князь владимиро-суздальский с 1157 г., сын Юрия Долгорукого. Сделал город Владимир столицей государства. В 1169 г. завоевал Киев. Убит боярами в своей резиденции в с. Боголюбово. «Сей князь набожный, вместо иных сокровищ, взял с собою греческий образ Марии, украшенный, как говорят летописцы, пятнадцатью фунтами золота, кроме серебра, жемчугу и камней драгоценных; избрал место на берегу Клязьмы, в прежнем своем уделе: заложил каменный город Боголюбов, распространил основанный Мономахом Владимир, украсил зданиями каменными, златыми и серебряными вратами. Как нежный сын оплакал кончину родителя, он воздал ему последний долг торжественными молитвами, строением новых церквей, обителей в честь умершему или для спасения его души; и между тем как народ киевский злословил память Георгия (Юрия Долгорукого), священный клирос благославлял оную в Владимире. Суздаль, Ростов, до толе управляемые наместниками Долгорукого, единодушно признали Андрея государем. Любимый, уважаемый подданными, сей князь, славнейший добродетелями, мог бы тогда же завоевать древнюю столицу (Киев); но хотел единственно тишины долговременной, благоустройства в своем наследственном уделе; основал новое Великое княжение Суздальское или Владимирское, и приготовил Россию северо-восточную быть, так сказать, истинным сердцем государства нашего, оставив полуденную в жертвам бедствиям и раздорам кровопролитным» Ключевский об Андрее Боголюбском Андрей не был похож на отца. Он родился в 1111 году. Это настоящий северный князь, истинный суздалец – залешанин по своим привычкам и понятиям, по своему политическому воспитанию. Он, кажется, и родился на севере и прожил там большую половину своей жизни, совсем не видавши юга. Отец дал ему управление Владимир — на – Клязьме, маленький, недавно возникший пригород, и там Андрей прокняжил далеко за 30 лет своей жизни, не побывав в Киеве. «…» Андрей скоро выделился из толпы тогдашних южных князей своими личными особенностями, своеобразным характером. Он в удали не уступал своему удалому сопернику Изяславу, любил забываться в разгар сечи, залетать в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем. Все это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство князьях. Но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения. Тотчас после боя он становился осторожным, благоразумным политиком, мирным распорядителем. У Андрея всегда все в порядке; его нельзя было застать врасплох; он умел не терять голов во время переполоха… Андрей носил звание великого князя, живя на своем суздальском севере. «…» До сих пор звание старшего князя нераздельно соединено было с обладанием старшим киевским престолом. Князь, признанный старшим среди родичей, обыкновенно садился в Киеве; князь, сидевший в Киеве, обыкновенно признавался старшим среди родичей. Андрей впервые отделил старшинство от места: заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской области и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда. Таким образом, княжеское старшинство, оторвавшись от места, получило личное значение и сделана была попытка сообщить ему авторитет настоящей верховной власти. Н. М. Карамзин о Юрии Долгоруком Юрий Долгорукий (90-е гг. ХI в. — 1157) — князь суздальский и великий князь киевский, сын Владимира Мономаха. В 1125 г. перенес столицу Ростово-Суздальского княжества из Ростова в Суздаль. С начала ЗО-х годов боролся за южный Переяславль и Киев, за что получил прозвище Долгорукий. При нем впервые упомянута под 1147 г. Москва, укрепленная Юрием Долгоруким в 1156 г. В 1155 г. вторично овладел Киевом. Причина смерти неясна, вероятно, отравлен киевскими боярами. «Георгий» (второе имя Юрия Долгорукого. — Авт.) властолюбивый, но беспечный, прозванный Долгоруким, знаменит в нашей истории гражданским образованием восточного края древней России, в коем он провел все цветущие лета своей жизни. Распространив там веру христианскую, сей князь строил церкви в Суздале, Владимире, на берегах Нерли, умножил число духовных пастырей, тогда единственных наставников во благонравии, единственных просветителей разума; открыл пути в лесах дремучих, оживил дикие, мертвые пустыни знамениями человеческой деятельности; основал новые селения и города: кроме Москвы, Юрьев Польский, Переяславль-Залесский (в 1152 г.), украшал их для своего воображения сими, ему приятными именами и самым рекам давал названия южных… Но Георгий не имел добродетелей великого отца; не прославил себя в летописях ни одним подвигом великодушия, ни одним действием добросердечия, свойственного Мономахову племени. Скромные летописцы наши редко говорят о злых качествах государей и только любят хвалить добрые; но Георгий, без сомнения, отличался первыми, когда, будучи сыном князя столь любимого, не умел заслужить любви народной…»
Файлы: слайды к открытому уроку.ppt
Размер файла: 8071680 байт.

Рубрики: История Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология