Автор конспекта:
Автор(ы): — Борисова Лилия Владимировна
Место работы, должность: — БМДОУ – детского сада комбинированного вида №24 «Непоседы» г.Балаково Саратовской области.
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дошкольное образование
Целевая аудитория: — Воспитатель
Предмет(ы): — Искусство
Цель урока: —
Цель: формировать у детей представления о зиме.
Тип урока: — Урок закрепления знаний
Краткое описание: — Рассматривание детьми картины великих русских художников. С помощью музыки определяли настроение картины, ее особенности. Сравнивали цвет снега в картинах о зиме, выясняли почему в картинах художников снег разного цветаи от чего зависит цвет снега.
Комитет образования администрации Балаковского муниципального района
Конкурс
«Воспитатель года-2012»
Волшебные краски зимнего пейзажа.
Борисова Лилия Владимировна
Воспитатель БМДОУ – детского
сада комбинированного
вида №24 «Непоседы»
г.Балаково Саратовской области.
26.01.2012г.
Цель: формировать у детей представления о зиме.
Задачи: 1. Продолжать закреплять знания детей о пейзаже как жанре живописи, его особенностях, видеть образ зимней природы в разных видах искусства (живопись, музыка, поэзия).
2. Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образцы живописи, музыки, поэзии. Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой, эстетически и искусствоведческими терминами.
3.Закрепить счет и форму, понятие четырехугольника.
4.Воспитывать у детей чувство прекрасного , любви к природе через искусство.
5. Индивидуальная работа: С Катей Ш., Лешей И., Викой С., закрепить умение называть приметы зимы.
Материал: Репродукции картин: А.Саврасов « Зима», С.Жуковский «Лесная дорога», Ю.Клевер «Закат в еловом лесу», стихи С. Есенина «Пороша» , Ф.Тютчев « Чародейкою зимою…», приметы о зиме, игра «Составь картинку».
Литература: программа «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; А.А.Грибовская « Ознакомление дошкольников с графикой и живописью»; « Стихи к зимним детским праздникам» под ред. Ладыгиной Т. Б.; программа « Внесем в свой мир красоту» В.Н.Степаненко Е.А.Шустова.
Предварительная работа:
« Чародейкою зимою.», Сурикова «Зима.».
Цель: продолжать знакомить детей с зимой как временем года. Формировать первичного исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование с водой и льдом. Расширение и обобщение знаний об особенностях зимней природы: холода, заморозки, снегопады, сильные ветры; особенности деятельности людей; безопасность поведения зимой.
Ход мероприятия.
Iчасть:
Дети входят в зал, здороваются.
Воспитатель: Ребята ,рассаживайтесь поудобнее и послушайте музыку. Слушайте внимательно, а потом расскажите мне кто что услышал.
( Звучит музыка Вивальди «Зима» )
Высказывания детей:
— Я услышал как падал снег;
— А я –скрип снега под чьими-то шагами;
-Как гудит зимний холодный ветер, воет вьюга…
Воспитатель: Как можно назвать все о чем вы рассказывали двумя словами. Дети: Приметы зимы, явления природы.
Воспитатель: Да, композиторы пишут музыку о зиме, а художники картины. Вот сегодня я приглашаю вас в гости к художнику. Путь нам предстоит не близкий, трудный, потому что на улице много снега , да и холодно! Вы готовы отправиться в дорогу?
Дети : Да.
Упражнение « С неба падают снежинки»
(пока дети выполняют упражнение, воспитатель переодевается в художника).
IIчасть:
Художник обращается к детям:
— Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Сегодня в моей мастерской три картины великих русских художников. Рассмотрите их .Кто из вас сможет назвать художников и картины
Дети отвечают.
-Что изображено на всех картинах?
( Дети: снег, голые деревья, зеленая елочка-природа)
-Как называется произведения искусства на которых изображена природа ?
( Пейзаж)
-А кто хочет сказать по-другому:
Дети: Если видишь на картине
Нарисована река
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш
То подобная картина
Называется пейзаж.
— Какое настроение у картины Алексея Кондратьевича Соврасова «Зима»?
( Дети: я думаю настроение картины морозного , тихого, безветренного дня).
— А что вам об этом говорит?
( Дети: елочка принакрылась снегом, люди топят печку, снегири прилетели погреться поближе к жилью человека, дым идет столбом и тд…)
— А кто сможет доказать , что погода безветренная , морозная?
( Дети: Если дым из трубы идет столбом- к безветренной, морозной погоде).
— Да ребята от картины веет холодом , но зима завораживает нас и мы попадаем с вами в зимнюю сказку.
— А сейчас посмотрите на картину Станислава Юлиановича Жуковского
« Лесная дорога». Какое настроение у этой картины
( Дети: когда я смотрю на картину «Лесная дорога» у меня настроение ясное , бодрое, мне хочется пройти по этой аллее, подышать морозным воздухом. )
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна
Словно белою косынкой
Подвязался сосна.
Солнце зимнее не мечет
На него свой луч косой-
В нем ничто не затрепещет
Ослепительной красой.
— Ребята , а что навевает на вас картина Юлия Юрьевича Клевера « Закат в еловом лесу?
( Дети: когда я смотрю на эту картину, мне грустно, что день закончился, солнце садится за лес , озаряет его своими лучами. А я хочу про закат народную примету сказать «Розовый закат- жди на другой день ясной погоды.»)
-Чем отличаются эти зимние пейзажи? ( Разное время суток).
— Какого цвета снег на всех этих картинах?
( Дети: на картине « Зима» — белый, сероватый, коричневый; на картине «Лесная дорога» — белый , голубой; на картине « Закат в еловом лесу»-розовый, серый.)
— Почему художник так изобразил цвет? (выслушиваем ответы детей).
IIIчасть.
— Сейчас я вам что-то покажу, подойдите к столу за ширмой.
-Что лежит на разносе? (снег)
-Какого он цвета? ( белый)
( Включает гирлянду, снег окрашивается в цвета лампочек)
— Так от чего зависит цвет снега?
( дети: от части суток, от погоды).
Художник: вам понравилось у меня? Приходите ко мне еще, а на прощанье я подарю вам снежинки.
Музыкальный руководитель проводит дыхательное упражнение со снежинками.
IVчасть.
Воспитатель: Мне очень понравилось как вы делали упражнение . Молодцы.
А сейчас мы станем реставраторами. Подойдите к столам , возьмите конверты и посмотрите что в них лежит? ( Фигуры).
-Скажите какие у вас фигуры и сколько их?
( спрашивает 4-5 детей).
— Теперь составьте из частей картины.( дети составляют).
— Все картины восстановили. Какую ты Саша составила картину?
( спросить нескольких детей.)
Итог занятия.
— Ребята , что нового вы узнали сегодня? Где мы побывали? Что показал нам художник? Какое полезное дело мы сделали? Что вам сегодня понравилось?
Все были молодцы. Спасибо ребята. Досвиданье!