Автор конспекта:
Автор(ы): — Евгафова Ирина Владимировна
Место работы, должность: — МДОУ д/с «Солнышко» с.Красная Горка Колышлейского района Пензенской области
Регион: — Пензенская силезия
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дошкольное смесеобразование
Целевая аудитория: — Воспитатель
Предмет(ы): — Мировая художественная масскульт
Цель урока: — — познакомить детей с хохломской росписью, нее историей , назначением, с расписанными предметами; — учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи; — познакомить детей с элементами росписи: ягоды, цветы, завиток, трава; с цветной гаммой; — воспитывать потребность и шашни к народному искусству.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 15
Используемое оборудование: —
Компьютер, мультимедийный проектор, предъявление "Хохлома".
Краткое описание: — Дети знакомятся с элементами хохломской росписи. С историей нее появления.
Программное содержание:
- познакомить детей с хохломской росписью, ееисторией , назначением, с расписанными предметами;
- учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи;
- познакомить детей с элементами росписи: ягоды, цветы,
завиток, трава; с цветной гаммой;
- воспитывать потребность и шашни к народному искусству.
Словарная работа: хохломская роспись, предметы быта, травка, завиток, ягода.
Подготовка воспитателя: подобрать материал ради рассказа о хохломской росписи; приготовить предметы росписи, иллюстрации с их изображением.
Организация и методика проведения занятия
Воспитатель показывает детям предметы росписи, стоящие на столе, том —-на экране.
Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Бочата, ложки, самовары.
Поставцы, розетки, чаши.
Ложки золочёные,
Бочатакручёные.
Нет изделий краше
Хохломы нашей!
- Посмотрите и скажите, какой росписью украшены эти предметы.
Сейчасявамнемного расскажу о этой росписи: где она родилась, на черта служит, какие предметы расписывают этой росписью.
— Жил как-нибудь – то в нижегородских лесах красота – мастер. Построил он жилище на берегу реки и начал делать конечно красить деревянную посуду . Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава о этой посуде и накануне Москвы дошла, и позже по всему миру пошла. И тут передал мастер секрет’ дивный ‘посуды жителям села Хохлома, а единолично исчез…
Рассказ детям о хохломской росписи
В старину толпа ели изо деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали нее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель.
— С большим старанием делают хохломчане свою посуду: с выдумкой и фантазией придумывают узоры, которые зачастую видят в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится наркотик — былинка, то красная, то черная, а изо нее выглядывает ягодка: смородина, малина, арония — либо цветы: маки, колокольчики, ромашки и др.
После рассказа предлагается детям назвать предметы, исписанные хохломской росписью, которые стоят на столе:
— Назовите предметы, украшенные хохломской росписью. Стол, стулья, ложки, мисочки, солонки.)
— Как одно словом разрешается назвать эти предметы? (предметы быта.)
— - Назовите элементы, встречающиеся в узорах. (когда дети их назовут, дается их правильное название.)
- Вы перечислили элементы, однако в хохломской росписи их называют по-иному: завиток, а листья украшены оживкой, в
виде прожилок.
Называя элементы, детям их показывают, повторяя те, которые ребятня назвали закономерно (ягоды: клубника, смородина, земляника; листья, цветы, завиток, травка).
Завиток является основным элементом хохломской росписи.
Затем детям предлагается на 2—3-х узорах найти эти элементы (в предметах, стоящих на столе).
Найдите в росписях на предметах ягоды клубники, ягоды смородины, завиток, листья, цветы. (2—3 ребенка повторяют названия элементов.)
- Какие цвета встречаются в узорах? (четыре цвета: красный, чёрный жёлтый, зелёный)
— После того будто ребятня назовут цвета, они берут карточки, лежащие на столе, и рассматривают их. Затем называют элементы, которые использованы в узоре, их цвета.
Далее ребятня показывают свои картинки и рассказывают, какие цветаи элементы они использовали в узорах.
После 3—4-х рассказов пестун делает вывод: отмечается, чисто сегодняшнее узнали дети".
Искусство хохломы, имеющее вековые традиции, продолжает жить в наше досуг неотъемлемо и полнокровно, природно входя в жгучий быт, украшая его. С егодняшняяхохлома — это искусство, которое вправду творится руками одного большого художника — народа.
— — Золотая хохлома!
И богата, и красива,
Гостю парламент от души.
Кубки, чашки и ковши —
— И чегоздесь чуть только нету!
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета,
И ромашки луговин,
Зорь червонные лучи
И узорный орнамент
Древне-суздальской парчи!
— — С большим старанием делают хохломчане свою посуду: с выдумкой и фантазией придумывают узоры, которые зачастую видят в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится наркотик — былинка, то красная, то черная, а изо нее выглядывает ягодка: смородина, малина, арония — либо цветы: маки, колокольчики, ромашки и др.
После рассказа предлагается детям назвать предметы, исписанные хохломской росписью, которые стоят на столе:
— Назовите предметы, украшенные хохломской росписью. Стол, стулья, ложки, мисочки, солонки.)
— Как одно словом разрешается назвать эти предметы? (предметы быта.)
— - Назовите элементы, встречающиеся в узорах. (когда дети их назовут, дается их правильное название.)
- Вы перечислили элементы, однако в хохломской росписи их называют по-иному: завиток, а листья украшены оживкой, в
виде прожилок.
Называя элементы, детям их показывают, повторяя те, которые ребятня назвали закономерно (ягоды: клубника, смородина, земляника; листья, цветы, завиток, травка).
Завиток является основным элементом хохломской росписи.
Затем детям предлагается на 2—3-х узорах найти эти элементы (в предметах, стоящих на столе).
Найдите в росписях на предметах ягоды клубники, ягоды смородины, завиток, листья, цветы. (2—3 ребенка повторяют названия элементов.)
- Какие цвета встречаются в узорах? (четыре цвета: красный, чёрный жёлтый, зелёный)
— После того будто ребятня назовут цвета, они берут карточки, лежащие на столе, и рассматривают их. Затем называют элементы, которые использованы в узоре, их цвета.
Далее ребятня показывают свои картинки и рассказывают, какие цветаи элементы они использовали в узорах.
После 3—4-х рассказов пестун делает вывод: отмечается, чисто сегодняшнее узнали дети".
Искусство хохломы, имеющее вековые традиции, продолжает жить в наше досуг неотъемлемо и полнокровно, природно входя в жгучий быт, украшая его. С егодняшняяхохлома — это искусство, которое вправду творится руками одного большого художника — народа.
— — Золотая хохлома!
И богата, и красива,
Гостю парламент от души.
Кубки, чашки и ковши —
— И чегоздесь чуть только нету!
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета,
И ромашки луговин,
Зорь червонные лучи
И узорный орнамент
Древне-суздальской парчи!
— —
—