Автор конспекта:
Автор(ы): — Лыгановская Р.Н.

Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы МБОУ ТСОШ №1

Регион: — Ростовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

  • Раскрыть композиционное и художественное своеобразие рассказа.
  • Научить определять роль контраста как приема, помогающего раскрыть позицию автора
  • 3.Воспитывать гуманное отношение к человеку

    Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Учащихся в классе (аудитории): — 20

    Используемые учебники и учебные пособия: —

    Литература 8 класс В.Я.Коровина Москва "Просвещение" 2010 ч.2

    Используемая методическая литература: —

    Диск "Литература 8-9 класс" Издательство "Учитель"

    "Методика преподавания литературы" Богданова О.Ю.

    Используемое оборудование: —

    Компьютер, доска

    Краткое описание: — технология проблемного обучения и групповая метод работы с текстом помогли ученикам определить художественный прием и ответить на вопрос: почему Л.Н.Толстой положил в основу композиции рассказа "После бала" антитезу?( это способ выразить свой протест против зла)

  • Выявление восприятия рассказа
  • Актуализация
  • 1.Расскажите, что произвело на вас впечатление?

    2. В чем особенность построения рассказа?

    ( выходим на термин «композиция»)

    3.Как соотносятся обе части рассказа друг с другом?

    (противопоставлены)

  • Давайте вспомним, как называется этот прием в литературе?
  • ( обращаем внимание на запись терминов)

    Проблемный вопрос:

    Выясним, почему же Толстой положил в основу рассказа противопоставление?

  • Работа с текстом (усвоение нового материала)
  • Разберемся в прочитанном обстоятельнее и попытаемся понять позицию автора

  • Где можно обнаружить в рассказе антитезу?(в изображении сцен бала и экзекуции)
  • Что и кто в этих сценах противопоставляется?
  • Учащиеся составляют план-схему:

    (Самостоятельная работа)


    Iч.

    -зала;

    -хозяева бала;

    -Варенька;

    -полковник

    IIч.

    -описание улицы;

    -солдаты;

    -наказуемый;

    -полковник


    ( Об И.В. на следующем уроке)


    Итак, перед учащимися план-схема, по которой они будут подбирать материал из

    текста.

    Вид работы групповой ( 4 группы)

    Задание 1й группе на карточке:сравните обстановку в 1й и 2й частях. Какие

    эпитеты использованы для описания залы и поля, музыки на балу и после бала?

    Задание 2й группе на карточке:сравните хозяев бала и солдат на плацу .

    Задание 3й группе на карточке:расскажите о главных действующих лицах

    в первой и второй части: о Вареньке и наказываемом татарине.

    Задание 4й группе на карточке:каким показан отец Вареньки на балу и на плацу?

    Задание для всех групп общее :какова роль языковых и выразительных средств

    В изображении картин бала и наказания солдата

    ( Время групповой работы обязательно регламентируется)

    Оцениваются мини-ответы каждого лидером в группе. Отчитывается представитель

    группы .

    1-я группа при ответе обращает внимание на роль эпитетов при описании залы,

    улицы и предметный ряд во второй части ( извозчики, рогожи, мокрый снег)

    Их роль – создать образ праздника жизни, беззаботного существования,

    а предметный ряд во второй части выполняет противоположную функцию)

    2-я группа наблюдает контраст в музыке. Образы хозяев жизни и бесправной

    массы. Темные краски оттеняют мрачную картину жизни

    3-я группа ( Грациозная, вся в белом В. и «спотыкающийся, корчащийся человек,

    который, «дергая всем телом, шлепая по ….снегу подвигался….»

    « Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное»)

    Эмоционально окрашенные причастия и деепричастия работают на образ и

    выявляют авторскую позицию.

    4-я группа выявляет роль образа полковника. Его контрастное изображение

    На балу и после бала Толстой выбирает, чтобы подчеркнуть социальное

    неравенство и выразить свое отношение к этому.

  • Закрепление усвоенного.
  • Составить и записать опору в тетрадь « Функции антитезы » (запись может быть

    такая)

    Антитеза

  • усиливает впечатление;
  • подчеркивает различие;
  • помогает раскрыть авторскую позицию;
  • Итак, почему же Толстой вложил в основу рассказа противопоставление?

    (это способ выразить свой протест против зла)

    Итог урока:

    обращаемся к целям урока

    Комментирование оценок

    Домашнее задание:1. Развернутое устное выступление «Полковник на

    балу и после бала»

    2.конспект статьи учебника «Композиция»

    Файлы: урок чтения.DOC
    Размер файла: 44032 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология