Автор конспекта:
Автор(ы): — Лыгановская Р.Н.
Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы МБОУ ТСОШ №1
Регион: — Ростовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
3.Воспитывать гуманное отношение к человеку
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 20
Используемые учебники и учебные пособия: —
Литература 8 класс В.Я.Коровина Москва "Просвещение" 2010 ч.2
Используемая методическая литература: —
Диск "Литература 8-9 класс" Издательство "Учитель"
"Методика преподавания литературы" Богданова О.Ю.
Используемое оборудование: —
Компьютер, доска
Краткое описание: — технология проблемного обучения и групповая метод работы с текстом помогли ученикам определить художественный прием и ответить на вопрос: почему Л.Н.Толстой положил в основу композиции рассказа "После бала" антитезу?( это способ выразить свой протест против зла)
1.Расскажите, что произвело на вас впечатление?
2. В чем особенность построения рассказа?
( выходим на термин «композиция»)
3.Как соотносятся обе части рассказа друг с другом?
(противопоставлены)
( обращаем внимание на запись терминов)
Проблемный вопрос:
Выясним, почему же Толстой положил в основу рассказа противопоставление?
Разберемся в прочитанном обстоятельнее и попытаемся понять позицию автора
Учащиеся составляют план-схему:
(Самостоятельная работа)
Iч.
-зала;
-хозяева бала;
-Варенька;
-полковник
IIч.
-описание улицы;
-солдаты;
-наказуемый;
-полковник
( Об И.В. на следующем уроке)
Итак, перед учащимися план-схема, по которой они будут подбирать материал из
текста.
Вид работы групповой ( 4 группы)
Задание 1й группе на карточке:сравните обстановку в 1й и 2й частях. Какие
эпитеты использованы для описания залы и поля, музыки на балу и после бала?
Задание 2й группе на карточке:сравните хозяев бала и солдат на плацу .
Задание 3й группе на карточке:расскажите о главных действующих лицах
в первой и второй части: о Вареньке и наказываемом татарине.
Задание 4й группе на карточке:каким показан отец Вареньки на балу и на плацу?
Задание для всех групп общее :какова роль языковых и выразительных средств
В изображении картин бала и наказания солдата
( Время групповой работы обязательно регламентируется)
Оцениваются мини-ответы каждого лидером в группе. Отчитывается представитель
группы .
1-я группа при ответе обращает внимание на роль эпитетов при описании залы,
улицы и предметный ряд во второй части ( извозчики, рогожи, мокрый снег)
Их роль – создать образ праздника жизни, беззаботного существования,
а предметный ряд во второй части выполняет противоположную функцию)
2-я группа наблюдает контраст в музыке. Образы хозяев жизни и бесправной
массы. Темные краски оттеняют мрачную картину жизни
3-я группа ( Грациозная, вся в белом В. и «спотыкающийся, корчащийся человек,
который, «дергая всем телом, шлепая по ….снегу подвигался….»
« Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное»)
Эмоционально окрашенные причастия и деепричастия работают на образ и
выявляют авторскую позицию.
4-я группа выявляет роль образа полковника. Его контрастное изображение
На балу и после бала Толстой выбирает, чтобы подчеркнуть социальное
неравенство и выразить свое отношение к этому.
Составить и записать опору в тетрадь « Функции антитезы » (запись может быть
такая)
Антитеза
Итак, почему же Толстой вложил в основу рассказа противопоставление?
(это способ выразить свой протест против зла)
Итог урока:
обращаемся к целям урока
Комментирование оценок
Домашнее задание:1. Развернутое устное выступление «Полковник на
балу и после бала»
2.конспект статьи учебника «Композиция»
Файлы: урок чтения.DOC
Размер файла: 44032 байт.