Автор конспекта:
Автор(ы): — Азизбаева Людмила Николаевна
Место работы, должность: — МОУ СОШ№36 им. И.Ф.Артамонова, учитель русского языка и литературы
Регион: — Воронежская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Литература
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые ЦОР: —
Краткое описание: — Заочное путешествие в Карабиху
Ход урока:
Мы продолжаем перелистывать страницы русской литературы. Новым этапом развития классической русской литературы было творчество Николая Алексеевича Некрасова (слайд – портрет поэта) – великого русского поэта ХIХ века, человека чрезвычайно деятельного, энергичного и чистосердечного. Истоками творчества служили события, из которых складывалась жизнь поэта.
Родился Н.А.Некрасов на Украине, неподалёку от Винницы в местечке Немиров. Мальчику не было и трёх лет, как отец его, ярославский помещик и отставной офицер, перевёз семью в родовое имение Грешнёво. Здесь прошло детство – среди яблонь обширного сада, вблизи Волги, которую Некрасов назвал своей колыбелью, и рядом со знаменитой Владимиркой, о которой вспоминал: «…Всё, что по ней ехало и шло и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства». А ещё была ловля птиц и грибы, крепкая дружба с крестьянской ребятнёй. Младенческие вирши семилетнего стихотворца, посвящённые «любезной маменьке», тяжёлые впечатления от «безумных забав» отца, от его деспотизма.
На одиннадцатом году – Ярославская гимназия, чтение книг, мечты о славе…Тетрадь лирики и рукопись романа – это уже в 17 лет. С ними Некрасов приехал в Петербург: отец велел поступать в полк, а он решил – в университет. Отец лишил его средств. Начинается жизнь впроголодь, нищета.
Некрасов впитал стихию народной жизни с её простотой. Впоследствии уже не народная песня диктовала Некрасову, а он создавал песни, которые подхватывал и пел народ.
С творчеством Н.А.Некрасова вы начали ознакомление еще в 5 классе.
— Назовите стихотворения поэта, которые вы знаете.
— Какие из произведений вам особенно нравятся? Чем?
Тема народной жизни, судьбы народа в царской России, доли крестьянской женщины стала основной темой всего творчества поэта. По праву его считают певцом народной жизни. Эпиграфом нашего урока являются строки Н.А.Некрасова:
«Я лиру посвятил народу своему
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…»
Н.А.Некрасов.
— Как вы понимаете эти строки?
— Каковы истоки творчества Н.А.Некрасова?
Сегодня, продолжая рассматривать тему «Художник – голос своей эпохи», мы отправляемся в заочное путешествие в музей-усадьбу Н.А.Некрасова Карабиху для того, чтобы пройтись по комнатам, хранящим память о поэте. Кроме того, мы познакомимся и проанализируем его стихотворение «Железная дорога», определим значение нового литературоведческого термина – контраста.
1-ый докладчик:
В километрах двадцати от Ярославля открывается гряда холмов, охраняющих подступы к городу. На вершине среднего холма, левее взметнувшегося вверх шоссе, среди островка зелени виднеются белые здания Карабихской усадьбы Николая Алексеевича Некрасова. Десять летних сезонов – в годы с 1862 по 1875 – провёл здесь поэт.
Это были годы расцвета поэтического таланта Некрасова, годы работы его над крупнейшими произведениями о деревне, о народе, о России. Поэмы «Мороз, Красный нос», обе части «Русских женщин», «Дедушка», первая часть «Современников», стихотворения «Орина, мать солдатская», «Калистрат», «Возвращение» и ряд других написаны в Карабихе. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» также создавалась в эти годы: в ней широко представлены названия ярославских и костромских деревень, фамилии местных помещиков, отзвуки ярославских событий, наблюдаемых поэтом во время охотничьих странствий по родному краю.
2-ой докладчик (слайд главного усадебного дома):
Строилась усадьба в конце ХVIII– начале ХIХ века князем М.Н.Голицыным.
Большой двухэтажный дом с примыкающими к нему флигелями, конный двор, около 12 других хозяйственных строений, оранжерея, два парка с прудами, беседками и другими сооружениями после реформы 1861 года были приобретены Н.А.Некрасовым (слайд-карта усадьбы).
Более 130 лет прошло с тех пор, как Николай Алексеевич уже больным в последний раз уехал из Карабихи. А память о нём, частица его тепла живут в усадьбе до сих пор.
Также шелестят берёзки вдоль дроги к усадьбе. Такие же каменные ворота стоят при въезде.
Большой дом, оба флигеля, здания конного двора выглядят такими же, как при жизни поэта.
3-ий докладчик:
После передачи усадьбы в собственность брату Фёдору Николай Алексеевич, посещая Карабиху, останавливался в восточном флигеле (слайд).
Маленькая прихожая с вешалкой и зеркалом. Широкая лестница на второй этаж, мягкая ковровая дорожка (так было у поэта).
Чуть скрипнула ступенька под ногою – и вы уже в столовой (слайд).
Возле накрытого белой скатертью обеденного стола – диван и два кресла. В углах – столики со свечами в канделябрах. Здесь, в этой комнате, в разное время обедали с хозяином дома А.Н.Островский, М.Е.Салтыков-Щедрин. Сюда приходили Гаврила, Кузьма и другие «друзья-приятели» приглашать Николая Алексеевича на охоту.
4-ый докладчик (слайд гостиной):
Богатой и просторной кажется после столовой гостиная. Белые с золотом обои. Белого мрамора камин. По сторонам его – чучела птиц – охотничьи трофеи поэта. Удобное для отдыха кресло с полочкой для бумаг и книг. На рабочей конторке – наброски стихов…
Тихо в комнате. Сквозь раскрытую балконную дверь доносятся из парка голоса птиц.
5-ый докладчик (слайд кабинета):
Кабинет. Письменный стол, привезённый из петербургской квартиры. Ружья на стенах. Бюро для бумаг. Колокольчик с подставкой на столе. Сюда приходила почта. Здесь писались письма, читались новые книги.
Николай Алексеевич ревниво оберегал свой кабинет от посторонних посещений. Анна Алексеевна, сестра поэта, называла кабинет «святая святых». В 1863 году к ней приезжали погостить в Карабиху две молодые девушки, родственницы близкого знакомого Некрасова. И Анна Алексеевна могла только украдкой, когда поэт уезжал на охоту, показывать кабинет барышням, жаждавшим увидеть рабочую комнату Некрасова.
6-ой докладчик (слайд):
Большой дом и два флигеля стоят на вершине холма. Сразу за ними начинается спуск к реке Коростели. На нём был разбит «ближний парк» с большими лужайками, живописно разбросанными группами деревьев и скамейками. Более половины старых деревьев шумят по-прежнему, по-некрасовски и сейчас в парке. Поэту особенно нравилась западная часть парка, примыкающая к оврагу. По-видимому, густая растительность и обилие птиц, голоса которых сливались с журчанием ручейка, протекавшего по дну оврага, напоминали собою естественный лес, с которым поэта сдружила охота.
В овраге располагается верхний пруд с островом. Со дна пруда бьёт множество ключей. Избыток воды из пруда с шумом спадает по камням в виде небольшого водопада и затем по ручью уходит в нижний пруд.
Карабиха привлекает внимание всех, кому дорого имя Некрасова Н.А. Сейчас в музее-усадьбе оберегают всё, что связано с именем поэта.
- История создания (ученик-докладчик).
- Работа с эпиграфом к стихотворению.
— Как вы понимаете эти строки?
— Для чего даются авторские ремарки и что они обозначают?
8. Словарная работа.
Слова – десятник, колтун, Ватикан, термы, лобазник, подрядчик в процессе первичного чтения самостоятельно осмысливаются детьми (слайды со значением слов).
- Выразительное чтение (подготовленный ученик или сам учитель).
- Первичное восприятие текста. Обмен первыми впечатлениями.
— Какие слова трудны для понимания? (рассматриваются, если возникли вопросы).
— Какие чувства вызывает стихотворение?
— Из скольких частей состоит произведение?
— Как они связаны между собой?
Первая учебная ситуация. «Славная осень…». Чтение и анализ части (слайд «Осень», Левитан).
— Почему Некрасов открывает стихотворение описанием осени?
— Какие средства выразительности использует автор для создания картины «славной осени»?
— Какими чувствами проникнута эта картина?
— Озаглавим 1 часть.
Вторая учебная ситуация. «Вынесет всё – и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе». Чтение и анализ части (слайд).
— Чем можно объяснить желание поэта не рассказывать Ване о труде строителей, а показывать картины каторжного труда?
— Какую роль в этих картинах играют тени умерших и песня мертвеца?
Сравните слова из песни мертвецов: «В ночь эту лунную/Любо нам видеть свой труд!» — и: «Мы надрывались под зноем, под холодом,/ С вечно согнутой спиной,/ Жили в землянках, боролися с голодом,/ Мёрзли и мокли, болели цингой».
— Чем Некрасов объясняет противоречие в чувствах строителей железной дороги?
— Что даёт основу автору верить в будущее народа?
— Как вы понимаете строки: «Вынесет всё – и широкую, ясную/ Грудью дорогу проложит себе»?
— Почему за этими строками, полными веры в будущее, следуют другие:»Жаль только – жить в эту пору прекрасную/ Уж не придётся ни мне, ни тебе»?
— Озаглавим 2 часть.
Третья учебная ситуация «… Рабочий народ/ Тесной гурьбой у конторы собрался…»Чтение и анализ частей (слайд).
— В стихотворении выражено два взгляда на народ – поэта и генерала. В чём суть данных взглядов?
— Как это объясняет эпиграф к произведению?
— Что добавляет последняя часть к сказанному о народе во второй части?
— Почему «светлая картина» кажется такой безотрадной?
— Какие чувства она вызывает у поэта?
— Как следует прочитать последнюю фразу поэта, обращённую к генералу?
— Какое слово выделить?
— Озаглавим 3 – 4 части.
8. Работа над языком, художественными средствами.
— Сравните больного белоруса и подрядчика. Что даёт такое сопоставление?
— Найдите в тексте, что чему противопоставляется?
— Какую цель преследует автор, прибегая к приёму противопоставления?
Учитель:(вводит понятие контраста) Приём контраста (противопоставления) – одна из особенностей построения стихотворения «Железная дорога».
9. Итог урока.
На протяжении всего стихотворения поэт охвачен разнообразными чувствами: это и горечь, и тоска, и восхищение, и ирония, и негодование, и надежда. Может быть, вы назовёте и другие. И каждое проявление чувств говорит о том, что автор тесно связан с народом, сопереживает его судьбе. Определите, чем вызвана смена чувств поэта.
10. Задание на дом.
Выучить наизусть отрывок стихотворение.
Файлы: Технология развития критического мышления.ppt
Размер файла: 89088 байт.