Автор конспекта:
Автор(ы): — Шафигуллина Эльвира Ильгисовна

Место работы, должность: — Татарская гимназия №1, учитель

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

Провести наблюдения за зимними изменениями в природе; систематизировать и обогатить знание детей о природных связях; познакомить детей с особенностями жизнью животных.

Краткое описание: — Тема: Живая природа зимой Класс: 2 класс Предмет: Окружающий мир Цели урока: Провести наблюдения за зимними изменениями в природе; систематизировать и обогатить знание детей о природных связях; познакомить детей с особенностями жизнью животных.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и целей урока

-Нет человека, который бы не слышал и сам не произносил с восхищением фразу: «Какая природа. Красота». А что же такое природа? Давайте попробуем ответить на этот вопрос. (Все, что существовало, существует и будет существовать, независимо от человека и его усилий, называется природой)

-А сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни растений и животных. Как зимуют деревья?(Лиственные сбросили листву, хвойные — стоят зеленые.)

-Как зимуют кустарники и травы?(Кустарники сбрасывают листву, травы желтеют, но не все.)

-Есть травянистые растения: земляника, озимая рожь и озимая пшеница, которые уходят под снег зе­леными. Как вы думаете, почему они не замерзают?(Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы.)

Совершенно безжизненными кажутся нам растения зимой. А между тем и зимой, в самые трескучие морозы, жизнь не вполне покидает деревья и кустарники. Растения в это время лишь отдыхают, накапливают силы, чтобы с наступлением весны сбросить зимние оковы. "То, что мы называем сном природы,- писал С. Покровский,- есть лишь особая форма жизни, полная глубокого смысла и значения". Такая форма жизни растительных организмов называется состоянием покоя.

— А как звери готовятся к зиме?

— Готовят запасы на зиму или достают корм из-под снега.

-Как зимуют лиса, волк, кабан, лось?

-Волки, лисы, лоси, кабаны зимуют, но не делают запасов на зиму. Хищные звери — волки, лисы охотятся на мышей, зайцев. Лисица бродит по берегам рек и ручьев, высматривает молодых неопытных уточек.

-Как зимуют насекомые, птицы, рыбы?

— Насекомые: жуки, пауки, мухи — забиваются в щелки в коре деревьев и кустов, прячутся под листвой, зимуют в сухих пнях и корягах.

-В октябре улетают в теплые края перелетные птицы. Птицы, которые улетают на юг: иволги, цапли, грачи, ласточки, соловьи, жаворонки. А вот воробьи, вороны, сороки, дятлы, синицы остаются зимовать в наших краях. На осень и зиму многие из них прилетают поближе к человеческому жилью. Здесь и корма побольше раздобыть можно, и есть куда от ветра и мороза спрятаться. Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая их из-под коры деревьев. Сойки, щеглы, синицы собирают оставшиеся плоды и семена растений. Прилетели к нам на зимовку из северных районов: клесты, снегири, свиристели, щуры, чечётки, щеглы. Ягоды рябины для них — лучшее лакомство.

-Зимовка — это такой сезонный период в жизни рыб, когда резко снижается их активность, практически полностью прекращается потребление пищи, а обмен веществ в организме поддерживается за счет накопленных летом жировых запасов. Некоторые представители семейства осетровых (белуга, русский осетр, севрюга, шип) из Азовского и Каспийского морей осенью заходят в реки и коротают зиму на дне глубоких участков русла. Многие речные рыбы зиму проводят в ямах на дне реки, объединяясь в большие группы.
Труднее всего приходится рыбам, постоянно живущим в мелких непроточных озерах арктической области, — обыкновенному карасю и черной рыбе — даллии. С наступлением зимы они зарываются в ил. Но в крайне суровых условиях севера такие водоемы промерзают до самого дна, и рыбы часто оказываются вмерзшими в лед. Если для большинства наших пресноводных рыб самым благодатным временем года является лето, то для широко распространенного в реках России налима благоприятный период — зима. Теплая летняя вода его угнетает. При температуре выше 15-16о налим перестает питаться и впадает в спячку, забившись в береговые норы, под крупные камни или коряги. Лишь осенью, когда вода в реках заметно остывает, он пробуждается и начинает интенсивно откармливаться. А уж когда грянут трескучие морозы и реки покроются толстым слоем льда, налим становится еще более активным и приступает к размножению, выметывая свою икру на каменистых участках дна.

-Учитель читает стихотворение о жизни птиц в зимнем лесу:

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Кто там ловко и упорно

Лазит острым клювом вниз?

Это поползень проворный

Перед стайкою синиц.

Пестрый дятел крикнет громко,

Разогнав лесную тишь,

А на вырубках, на липах,

Отзовется бойкий чиж.

-Зима — трудное время в жизни животных, поэтому человек подкармливает их. Главная задача человека — сохранять и умножать природные богатства. Ведь природа — наш дом. Без нее люди не смогут прожить. Поэтому наш долг бережно относиться к природе.

-Как ты можешь помочь птицам перенести трудное время?

Сделать кормушку, повесить на дереве, приносить туда корм.

3. Итог урока

4. Домашнее задание

Прочитать в учебнике текст «Зимняя жизнь зверей» (стр.136-137), ответить на вопросы.

Файлы: Живая природа зимой.ppt
Размер файла: 6430720 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология