Автор конспекта:
Автор(ы): — Смирнова Ольга Анатольевна
Место работы, должность: — МБОУ СОШ №3 с.Александров Гай, Саратовской обл.
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 1 класс
Предмет(ы): — Литературное чтение
Цель урока: —
Познакомить учащихся с новой буквой Ц, ц; звуком [ц].
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 24
Используемые учебники и учебные пособия: —
Используемая методическая литература: —
Используемое оборудование: —
Мультимедийная установка, компьютер, интерактивная доска, презентация.
Используемые ЦОР: —
Презентация
Краткое описание: — По характеру учебно-познавательной деятельности урок проблемно-поисковый. По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический. По степени педагогического управления со стороны учителя: метод опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.
Урок литературного чтения (обучение грамоте)
УМК «Начальная школа XXIвека»
1 класс
Тема:Знакомство с буквой Ц, ц.
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Дидактическая цель: познакомить учащихся с новой буквой Ц, ц; звуком [ц].
Задачи:
— учить находить новый звук в словах;
— образовывать слова, предложения, словосочетания с новой буквой.
2.Метапредметные:
а) познавательные:
— развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
— строить речевое высказывание в устной форме;
— выдвигать гипотезу;
— проводить сравнение и классификацию слов;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— делать обобщение;
— искать и выделять необходимую информацию;
— моделировать информацию.
б) коммуникативные:
— формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
— учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве.
в) регулятивные:
— учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем;
— принимать и сохранять учебную задачу;
— осуществлять контроль по результату и способу действия.
3. Личностные:
— формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношение к школе;
— учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи;
— способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Методы обучения:
3. По степени педагогического управления со стороны учителя:
метод опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.
Педагогические технологии:
проблемно-диалогическая, информационно-коммуникативная, игровая, здоровьесберегающая, ТРИЗ.
Формы организации учебно-познавательной деятельности:
фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Средства обучения:
Планируемые результаты:
Предметные:
— научатся выделять новый звук, характеризовать его;
— читать слова, словосочетания с новой буквой;
Метапредметные:
а) познавательные:
— ученик получит возможность учиться добывать информацию;
— осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии;
— строить логические рассуждения, включая причинно-следственные связи;
б) коммуникативные:
— ученик получит возможность учиться, выслушивать разные точки зрения;
— учитывать координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличия от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве.
в) регулятивные:
— ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу в познавательную;
— составлять простейший план действий, осуществлять итоговый контроль по результату.
Личностные:
— ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.
Ход урока.
— Ребята, вы верите в чудеса? Закройте глаза на минутку. Откройте.
(В руках у учителя яйцо из папье-маше, внутри цыплёнок).
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое.
— Кто это?
— Правильно – это цыплёнок, зовут его Цып.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
а) – Ребята, посмотрите, какой он хорошенький, маленький, беспомощный.
— Как подзывают цыплят? (Цып-цып-цып).
— Давайте позовём цыплёнка.
б) — Представим, что мы его взяли в руки, погладили, успокоили. На улице холодно, морозно. Согреем цыплёнка своим дыханием. Через нос вдыхаем прохладный воздух, а выдыхаем тёплый. (4-5 раз).
– Цыпне случайно пришёл к нам на уроке. Он принёс новый звук. Вы догадались какой?
— Почему вы так решили?
III. Постановка учебной задачи.
-Ребята, сформулируйте тему нашего урока?
— Какие цели мы поставим перед собой?
— Цыплёнок, как все малыши, хочет многому научиться. Ему хочется узнать всё о своём любимом звуке, букве.
— Поможем ему.
IY. Построение проекта выхода из затруднения.
— Начать работу я предлагаю в группах. Рассаживаемся. Давайте вспомним «Правила работы в группе». (Слайд)
1) – Я предлагаю вам упражнение «Лифт». (Таблица)
— В чём оно заключается? Поднимаясь на лифте вверх, мы будем работать по алгоритму:
5. Предложение.
4. Словосочетание.
3. Слово.
2. Слог.
1. Звук, буква.
— Итак, начинаем исследовать звук…
(Учащиеся на листе ватмана изображают: звук (согл. – глас.; твёр. – мягк.; звонк. – глух.) – печатают букву (Ц, ц)- составляют слоги (ца, цо, ци, це…)– слова( цирк, цапля, циркуль…) –словосочетания (весёлый цирк, новый циркуль,…) –устно составляют предложения (Мы с папой ходили в весёлый цирк. Сестра подарила мне новый циркуль.)).
2)Физминутка для глаз
— Посмотрите, скорлупки от яйца разлетелись по всему классу, а на них написаны буквы.
— Сколько карточек с буквой Ц в классе? (8).
— Сколько карточек с заглавной печатной буквой? Со строчной печатной?
— Сколько карточек с письменными буквами?
3) Проверка, обобщение. (На доску вывешиваются все листы)
а) Звук, буква.
— Посмотрим на вашу работу. Что общего? Есть ли разногласия? Давайте придем к общему мнению.
— Что вы скажите о звуке [ц]?
— Какой буквой обозначается? Цэ.
— На что похожа буква? (Рисунки)
— С какими буквами гласных звуков она дружит?
— Со всеми ли гласными будет дружить Ц? ( Интерактивная доска)
— Ребята, я открою вам секрет, что звук [ц] обязательно подружиться со звуками [ж], [ш].
— Попробуйте, отгадать, почему?
[ж, ш] – всегда твёрдые. (Лента букв)
б) Слог, слово, словосочетание, предложение.
— Чтение слогов, слов с буквой Ц, словосочетаний.
— Какие слова можно назвать? (Слайд)
— Чтение предложений.
— Молодцы! Вы многое рассказали и объяснили цыплёнку Цыпу.
— Рассаживаемся по местам.
в) Физминутка (Слайд)
Шёл цыплёнок по дорожке,
Прыгал он на тонкой ножке.
А ещё кружился смело,
Крылышком махал умело.
Он спешил к себе домой,
К маме – курочке рябой.
Y.Первичное закрепление. (Букварь ч. 1 с.138)
а) звуковой анализ слов: синица, цапля.
— Откроем книгу, рассмотрим схемы рядом с рисунками и самостоятельно проведём звукобуквенный анализ предложенных слов.
(2 ученика работают у доски с фишками).
б) Проверка.
— Есть ли ошибки на доске? Поможем их исправить?
— Чем похожи звуковые схемы. Чем отличаются?
— Сравнить звуки, указанные в схемах стрелочкой. Что вы скажите о них?
Вывод: [ц] – согласный, твёрдый, непарный глухой, обозначается буквой цэ.
YI. Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по эталону.
— Работаем в парах по карточке «Составь словосочетания».
зелёное
лицо
радостное
лягушка
весёлый
цирк
широкая
скворец
голосистый
улица
— Проверка на интерактивной доске.
— Молодцы!
YII. Рефлексия.
а) – Давайте, вспомним, какие цели мы поставили в начале урока?
— Как вы думаете, мы справились с ними?
б) – Оцените свою работу.
- Мне было трудно на уроке. Мне нужна помощь.
- Я могу лучше работать на уроке. У меня не всё получилось.
- Я молодец, был активным на уроке. У меня всё получилось, я всё понял!