Автор конспекта:
Автор(ы): — Ибатуллина Эндже Эльбрусовна

Место работы, должность: — МБОУ «СОШ им. Г.Г.Гарифуллина с. Ядыгерь» Кукморского района РТ

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Приставка», углубить знания по правописанию приставок, совершенствовать умение писать слова с приставками, с приставками на з (с), находить их в предложениях, употреблять в речи, развивать устную и письменную речь учащихся, обогатить словарный запас, воспитать уважительное отношение к предмету.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 11

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. Л.З.Шакирова "Русский язык 5 класс"

Используемая методическая литература: —

1. Юсупова З.Ф. "Дидактический материал по русскому языку" 5 класс

2. Березина С.Н. "Русский язык в таблицах"

Используемое оборудование: —

презентация, раздаточные карточки, иллюстрация замка, Белоснежка, Баба Яга

Краткое описание: — Ход урока 1. Орг. Момент Муз.приветствие по песней « Здравствуйте» Сегодня у нас необычный урок. На нем присутствуют гости. Я думаю, что у нас с вами все получится. 2. Актуализация опорных знаний -Объяснение пропущенных орфограмм. -Какие слова произносим одинаково? Как их напишем? (За)р.вел м.две.ь(со)сна, И( в) густом л.су, Вздрогнув,стукнула (со)сна Ш.шкою л.су. -Что такое приставка? -Что такое предлог? 3. Изучение нового материала. -Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (ответы учащихся) -Мы будем совершенствовать умение писать слова с приставками, с приставками на з (с) , находить их в предложениях, употреблять в речи. -Запишем в тетрадях число, тему урока. За, во, на над, по , у из, об, с, от, о, про. -Как вы думаете, что это такое? -Даны слова: Кричать – закричать Вода- наводнение — подводный -Чем они отличаются? Объяснение значений и правописаний слов. ( правило: гласные и согласные в приставках пишутся одинаково независимо от произношения, кроме согласных в приставках на з-с) Вбежать, добежать, пробежать, надкусить, записать, напомнить, подтянуть. Выводы учащихся. Даны слова: здесь, здание, здоровье ( почему в этих словах в начале пишется з?) Сделать, сберечь, сбегать (почему в этих словах в начале пишется с?, так как она стоит перед звонким согласным д, б, то произносится как з) Приставки з не бывает!!! -Ребята, даны слова Гадать, колоть нам нужно составить два новых слова с приставкой раз.. и рас.. -. Какие слова получились? (разгадать и расколоть). Как мы напишем приставку в этих словах? (важно вызвать детей на спор, выслушать разные мнения и прийти к выводу, что пока они не владеют нужными знаниями). Как же узнать, как грамотно написать эти слова? (нужно обратиться к словарю). Оказывается, в слове разгадать пишется приставка раз-, а в слове расколоть – приставка рас-. Как же так? Вы говорили, что приставки пишутся одинаково, а в данном случае приставки пишутся по-разному? На самом деле, в русском языке есть группа приставок, которые могут оканчиваться на з или с. Это приставки: раз- рас- без- бес- из- ис- воз- вос- через- черес- Правило: Если после приставки глухой согласный, то в приставке буква с, а если после приставки звонкий согласный, то в приставке з. 4. Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес- 1. Ребенок без забот (беззаботный) 2. Небо без звезд (беззвездное) 3. Жидкость без цвета (бесцветная) 4. Дорога без конца (бесконечная) 5. Плач без звука (беззвучный) 6. Движение без шума (бесшумное) 7. Шоколад без вкуса (безвкусный) 8. Вход без платы (бесплатный) 9. Ребенок без помощи (беспомощный) 10. Облако без формы (бесформенное) 11. Пустыня без воды (безводная) 5. Физкультминутка «Приставки» 6. Игра « В замке». В некотором царстве, в некотором государстве жила- была Баба Яга. В один из прекрасных дней она похитила Белоснежку. Чтобы освободить ее, нам, ребята, нужно угадать, какие буквы пропущены в словах: Бе вредный бе честный Ра ведчик Ра печатка И вестный и коса Во глас Бе__помощный. И_ мученный -Молодцы, вы справились с этим заданием!!! 7. Ребята, Клава Ошибкина выполнила задание. Ей очень хочется получить “5”. Помогите ей. Спишите данные слова, выделите приставки. Исправьте ошибки, если есть. Бесчувственный, безшумный, расстановка, безжизненный, зжигать, восстановление, зделать, расделить, рассердиться, восдать, разпределить. Вы помогли Клавочке выполнить это задание. 8. Чтобы успешно завершить урок, вам необходимо выполнить задание в форме теста: 1.Из предложенных ответов, выберите верный и запишите соответствующую ему букву. Приставка со словом пишется: О) слитно С) раздельно 2. Приставки на-, за-, по-, под-, над, от- пишутся: Б) всегда одинаково В) по-разному 3. Выбор буквы в приставках, оканчивающихся на З (С) зависит от: Ж) последней буквы корня Е) первой буквы корня 4. Если корень начинается с глухого согласного, то в приставке пишется: Т) З Д) С 5. Если корень начинается со звонкого согласного, то в приставке пишется: А) З Б) С 8. Итог 9. Д.З.: выучить стихотворение Живут на свете, людям помогая, Приставки воз-, раз-, через-, из- и без-, Но звук глухой согласный их встречает, И мы их пишем только с буквой С.

Ход урока

1. Орг. Момент

Муз.приветствие по песней « Здравствуйте»

Сегодня у нас необычный урок. На нем присутствуют гости. Я думаю, что у нас с вами все получится.

2. Актуализация опорных знаний

-Объяснение пропущенных орфограмм.

-Какие слова произносим одинаково? Как их напишем?

(За)р.вел м.две.ь(со)сна,

И( в) густом л.су,

Вздрогнув,стукнула (со)сна

Ш.шкою л.су.

-Что такое приставка?

-Что такое предлог?

3. Изучение нового материала.

-Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (ответы учащихся)

-Мы будем совершенствовать умение писать слова с приставками, с приставками на з (с) , находить их в предложениях, употреблять в речи.

-Запишем в тетрадях число, тему урока.

За, во, на над, по , у из, об, с, от, о, про.

-Как вы думаете, что это такое?

-Даны слова:

Кричать – закричать

Вода- наводнение — подводный

-Чем они отличаются?

Объяснение значений и правописаний слов.

( правило: гласные и согласные в приставках пишутся одинаково независимо от произношения, кроме согласных в приставках на з-с)

Вбежать, добежать, пробежать, надкусить, записать, напомнить, подтянуть.

Выводы учащихся.

Даны слова: здесь, здание, здоровье ( почему в этих словах в начале пишется з?)

Сделать, сберечь, сбегать (почему в этих словах в начале пишется с?, так как она стоит перед звонким согласным д, б, то произносится как з)

Приставки з не бывает!!!

-Ребята, даны слова Гадать, колоть

нам нужно составить два новых слова с приставкой раз.. и рас..

-. Какие слова получились? (разгадать и расколоть).

Как мы напишем приставку в этих словах? (важно вызвать детей на спор, выслушать разные мнения и прийти к выводу, что пока они не владеют нужными знаниями). Как же узнать, как грамотно написать эти слова? (нужно обратиться к словарю). Оказывается, в слове разгадать пишется приставка раз-, а в слове расколоть – приставка рас-. Как же так? Вы говорили, что приставки пишутся одинаково, а в данном случае приставки пишутся по-разному? На самом деле, в русском языке есть группа приставок, которые могут оканчиваться на з или с. Это приставки:

раз- рас-

без- бес-

из- ис-

воз- вос-

через- черес-

Правило: Если после приставки глухой согласный, то в приставке буква с, а если после приставки звонкий согласный, то в приставке з.

4. Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) .

Распределить в два столбика: без-, бес-

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

8. Вход без платы (бесплатный)

9. Ребенок без помощи (беспомощный)

10. Облако без формы (бесформенное)

11. Пустыня без воды (безводная)

5. Физкультминутка «Приставки»

6. Игра « В замке». В некотором царстве, в некотором государстве жила- была Баба Яга. В один из прекрасных дней она похитила Белоснежку. Чтобы освободить ее, нам, ребята, нужно угадать, какие буквы пропущены в словах:

Бе вредный бе честный

Ра ведчик Ра печатка

И вестный и коса

Во глас Бе__помощный.

И_ мученный

-Молодцы, вы справились с этим заданием!!!

7. Ребята, Клава Ошибкина выполнила задание. Ей очень хочется получить “5”. Помогите ей. Спишите данные слова, выделите приставки. Исправьте ошибки, если есть.

Бесчувственный, безшумный, расстановка, безжизненный, зжигать, восстановление, зделать, расделить, рассердиться, восдать, разпределить.

Вы помогли Клавочке выполнить это задание.

8. Чтобы успешно завершить урок, вам необходимо выполнить задание в форме теста:

1.Из предложенных ответов, выберите верный и запишите соответствующую ему букву.

Приставка со словом пишется:

О) слитно

С) раздельно

2. Приставки на-, за-, по-, под-, над, от- пишутся:

Б) всегда одинаково

В) по-разному

3. Выбор буквы в приставках, оканчивающихся на З (С) зависит от:

Ж) последней буквы корня

Е) первой буквы корня

4. Если корень начинается с глухого согласного, то в приставке пишется:

Т) З

Д) С

5. Если корень начинается со звонкого согласного, то в приставке пишется:

А) З

Б) С

8. Итог

9. Д.З.: выучить стихотворение

Живут на свете, людям помогая,

Приставки воз-, раз-, через-, из- и без-,

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой С.

Файлы: 5 клаас Морфемика.doc
Размер файла: 44544 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология