Автор конспекта:
Автор(ы): — Куличенко Елена Вадимовна
Место работы, должность: — МОУ СОШ №16 учитель технологии
Регион: — Краснодарский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Технология
Цель урока: — занятия направлены на развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей учащихся; создание условий для самореализации ученика в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; познакомить с профессиями вышивальщицы, художника-дизайнера, оформителя; знакомство с творчеством народных умельцев города и края;
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
1. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. — М.: Легпромбытиздат, 1993.
2. Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. — С.-П.: , Детство-Пресс, 2007.
Используемая методическая литература: — 1.СД — диск «Вышивка по картону (Знаки зодиака)». — @ Alisa Studio, 2002.
2.Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. — С.-П.: Литеро, 2005.
3.Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. — М.: Легпромбытиздат, 1993.
4.Журналы FacilFacil, Super Kit.
5. Golden Hands. Nore Pictures with pins. Книга по изонити на английском языке.
Краткое описание: — Программа элективного курса «Изонить» вводит ребенка в удивительный мир творчества. Эта техника выполняет не только функцию украшать, но и несёт в себе большой блок задач… Достоинство изонити: выполняется работа быстро и эффектно, что для ученика очень актуально. Надо научить ребенка радоваться результату своего труда, чтобы он получал от этого удовлетворение. Этому будет способствовать данный курс.
Элективный курс по технологии: «Народные промыслы. Изонить.»
Автор: Куличенко Елена Вадимовна, учитель высшей категории
МОУ СОШ №16 г. Кропоткина Краснодарского края.
Пояснительная записка
Элективный курс “Народные промыслы. Изонить” разработан для учеников 9-х классов и рассчитан на 17 часов, из них теории — 5часов, практических работ – 8часов, подготовка и защита проекта – 4 часа. Программа ориентирована на попытку воспитания у подростков стремления к творческому восприятию своего труда и развития чувства красоты, гармонии; познакомить учащихся с профессией вышивальщицы определить их возможности в углубленном изучении разделов «Технологии» и допрофессиональной подготовки школьников в рамках часовой вариативной части учебного плана.
Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям ДПИ, реализовать свои природные задатки. Что должно способствовать осознанному выбору профессии.
Актуальность программы — это связь искусства с жизнью человека, его роль в повседневном быту. Элективный курс тесно связан с изучением народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа. На данный момент пользуются большим спросом изделия эксклюзивные, оригинальные и неповторимые, выполненные индивидуально вручную, украшающие интерьер жилища.
Новизну курсу придает знакомство с конструированием и изготовлением картин необычного жанра с помощью цветных ниток и декоративных гвоздей – ниточным дизайном. В упрощённой версии данная техника выполняется как вышивка по картону и носит название “Изонить” или хордовой вышивки, или ниткографии. Такие картины весьма эффектны, вызывают восторг и удивление. Создание вышитых панно становится в последние годы все более популярным занятием
Цель программы – занятия направлены на развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей учащихся; создание условий для самореализации ученика в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности;познакомить с профессиями вышивальщицы, художника-дизайнера, оформителя; знакомство с творчеством народных умельцев города и края;
Задачи программы:
Обучающие:
· Ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства,
· продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных или плоскостных форм;
· приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Воспитательные:
осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
· воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
· добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Развивающие:
· развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственного воображения;
· развитие мелкой моторики рук и глазомера;
· пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;
· развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству вышивальщицы, художника-оформителя, дизайнера;
· формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности;
Тематическое планирование
№п/п
Содержание
Кол-во часов
Вид деятельности
I
Теоретическая часть.
5
1.
Особенности русской вышивки. История изонити.
1
Лекция. Беседа. Рефераты учащихся.
2.
Материалы и инструменты. Знакомство с техникой безопасности при работе с основными инструментами.
1
Лекция. Сообщения. Показ. Игра.
3.
Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла.
1
Показ презентации, рассказ, демонстрация проектов
4.
Приём в технике изонити. Заполнение дуги и окружности.
2
Сообщения, показ слайдов, готовые образцы
II
Практическая часть.
8
1.
Изготовление закладки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение угла
1
Инструктаж, Практическая работа.
2.
Изготовление открытки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение окружности
1
Инструктаж, Практическая работа.
3.
Орнамент в основном приеме изонити: заполнение дуги.
1
Инструктаж, Практическая работа.
4.
Изготовление открытки, панно.
5
Практическая работа.
III
Работа над проектом.
4
1.
Выбор темы, создание эскиза, изготовление проекта
3
Практическая работа. Консультации.
2.
Защита проектов.
1
Презентации.
Итого
17
Содержание программы.
Тема 1. Особенности национальной вышивки. История изонити.
Цели и задачи курса. Презентация курса «Народные промыслы. Изонить». План и особенности работы курса «Народные промыслы. Изонить»; История художественной культуры русского народа и нитяной графики, изонити, ниточного дизайна. Знакомство с работами мастеров родного города и Кубани. Профессия вышивальщица.
Тема 2. Материалы и инструменты. Знакомство с техникой безопасности при работе с основными инструментами (игла, ножницы, циркуль).
Цели и задачи курса. Техника изонити.Термины и определения. Необходимые материалы и инструменты. Условные обозначения.Техника безопасности при работе с инструментами на занятиях. Перевод рисунка на фон. Виды переводов рисунка. Копировальная бумага. Калька. Переводной карандаш. Шаблоны.
Тема 3. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла.
Цели и задачи курса. Подготовка к работе. Техника изонити. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла. Последовательность выполнения работы и оформление закладок для книг. Основы цветоведения. Понятие композиции.
Тема 4. Приём в технике изонити. Заполнение окружности.
Цели и задачи курса. Техника изонити. Приём в технике изонити. Заполнение окружности. Последовательность выполнения работы и оформление открыток. Профессия художник-оформитель.
Тема 5. Приём в технике изонити. Заполнение дуги.
Цели и задачи курса. Техника изонити. Приём в технике изонити. Заполнение дуги.
Подготовка эскиза рисунка в технике изонити с заполнением угла для открытки.
Тема 6 Изготовление закладки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение угла
Практическая работа: Подготовка эскиза рисунка в технике изонити с заполнением угла для закладки. Выполнение схемы. Изготовление закладки.
Тема 7. Изготовление открытки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение окружности
Цели и задачи курса. Последовательность изготовление открытки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение окружности
Практическая работа: Подготовка эскиза рисунка в технике изонити с заполнением окружности для открытки.
Выполнение схемы. Выполнение шаблона. Изготовление открытки.
Тема 8. Орнамент в основном приеме изонити: заполнение дуги.
Цели и задачи курса. Основные закономерности орнамента. Основы композиции. Средства выражения художественного образа. История орнамента. Композиция в работе, ее особенности. Основные этапы проектирования и создание изделия в технике «Изонить» – заполнения дуги.Орнамент в основном приеме изонити. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение дуги.
Практическая работа. Составление эскизов, схем, шаблонов. Изготовление орнамента в закладке для книг.
Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла.
Тема 9. Изготовление открытки, панно
Цели и задачи курса. Познакомить учащихся с последовательностью выполнения открытки в технике изонити, закреплять умение пользоваться иглой, ножницами.
Практическая работа: Подготовка эскиза рисунка в технике изонити для открытки.
Выполнение схемы. Изготовление открытки «Цветы и деревья», «Колокольчик», «Одуванчик», «Пальма».
Тема 10-13. Изготовление открытки, панно, картины.
Цели и задачи курса. Лекция. Демонстрация приемов и операций. Технология производства открытки, панно. Техника изготовления изделий – открытки и панно в технике изонити.
Практическая работа. Изготовление панно по готовому эскизу, схеме, шаблону «Животные», «Зайчик», «Бабочка», «Кошка», «Цыплята»
Тема 14. Работа над проектом. Выбор темы. Создание эскиза.
Цели и задачи курса. Лекция. Последовательность выполнения проекта. Постановка проблемы, исследование ее. Ответы на вопросы
Практическая работа. Подготовка материалов, инструментов и оборудования к практической работе. Создание эскиза проекта. Изготовление схемы, шаблонов. Освоение последовательности технологических приемов и операций. Изготовление проектируемого изделия.
Тема 15. Работа над проектом. Технология изготовления изделия. Выбор техники исполнения.
Консультации индивидуальные: Ответы на вопросы
Практическая работа. Технология изготовления изделия. Выбор техники исполнения. Оформление изделия. Контроль качества изделия. Изготовление проектируемого изделия.
Тема 16. Работа над проектом. Изготовление проекта.
Консультации индивидуальные: Ответы на вопросы
Практическая работа. Изготовление изделия Соблюдение правил техники безопасности, организация рабочего места для выполнения проектов. Освоение последовательности технологических приемов и операций. Себестоимость готового изделия. Мини-маркетинг. Изготовление проектируемого изделия. Окончательные выборы.
Тема 17 Защита проектов. Цели и задачи курса. Презентации проектов. Организация выставки проектов. Подведение итогов.
Вид урока: урок деловой игры, защита проектов. Форма проведения урока: Творческая мастерская по обмену опытом «Новые технологии ДПИ. Изонить.». На уроке моделируется ситуация деловой игры: ученики производят презентацию своих проектов, которые они выполнили заранее по выбору в зависимости от уровня знания и желания ознакомиться с технологией декоративно- прикладного искусства: изонить.
1. На каком содержательном материале построен курс?
В содержание данного курса вошли народные традиции, обряды, легенды, особенности национального интерьера, а также виды, способы, технологии выполнения ремесел.
2. Чем содержание курса будет отличаться от базового курса.
Содержание курса более глубоко и полно раскроет историю, особенности разновидности вышивки — изонити, её традиции и обычаи, Курс направлен на возможность закрепления на практике полученных знаний, что повлияет на положительную мотивацию учащихся к данной программе, на приобщение к народной культуре.
Данный курс явится одним из источников познавательного и нравственного развития учащихся.
3. Определение результатов обучения по предполагаемой программе.
Планируемый результат:
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 12-15 человек.
В результате проведенного учебного курса учащиеся
должны иметь представление:
- о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека
- о способах оформления работ;
- о видах работ из бумаги (закладки, открытки, панно);
- о свойствах и возможностях бумаги и нитей как материала для художественного творчества;
- познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения.
должны знать:
- основные понятия и термины изонити,
- историю развития изонити,
- последовательность выполнения проекта,
- элементарные способы презентации своего проекта,
должны уметь
- овладеют основными приемами работы с нитью, бумагой и тканью;
- научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способ изготовления, готовое изделие);
- научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
- научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
- научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления изделий (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
- научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании авторских проектов.
4. Определение видов учебной деятельности.
5.Определение времени, требуемого на изучение отдельных разделов и тем всей программы в целом.
Программа курса предлагает три раздела.
1. Теоретическая часть
5 часов.
2. Практическая часть.
8 часов.
3. Создание творческого проекта.
4 часа
6. Система оценивания достижений учащихся.
1. Подготовка сообщения.
10 балов.
2. Подготовка реферата.
20 балов.
3. Участие в выставке.
10 балов.
4. Результаты практической деятельности
20 балов.
5. Выполнение и защита проекта.
50 балов.
" 5 " — 100 балов и более.
" 4 " — 80 балов.
" 3 " — 50 балов.
7. Разработка контролирующих материалов, являющихся средством оценки степени обученности ученика, работающего по программе.
Оценить степень обученности учащихся помогут:
тестирование, рефераты по предложенным темам, выполнение проектов, результаты практической работы.
8. Какова доля самостоятельной работы ученика по данному курсу, в чем он может проявить инициативу.
Самостоятельная работа учащихся будет осуществляться при работе над проектом «Изонить». Где ученицы могут применить полученные знания и проявить своё творчество, а также во время выполнения практических работ по изготовлению открыток и панно.
9. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к данному курсу?
Анкетирование учащихся в начале и конце курса, регулярность посещения занятий, результаты деятельности учеников.
Планируемый результат:
На всех этапах обучения по данной программе учащиеся будут развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию, улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Предполагается расширить кругозор учащихся, познакомить с видами ДПИ, национальной вышивки, с обычаями оформления интерьера, вызвать интерес к профессии вышивальщицы, дизайнера, мастера — ремесленника, художника-оформителя, воспитывать интерес к истокам народной культуры, стремление возродить забытые традиции, связанные с украшением интерьера помещения.
Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.
Данный курс явится одним из источников познавательного и нравственного развития учащихся
Презентация курса.
Файлы: Элективный курс по технологии.ppt
Размер файла: 3353088 байт.