Автор конспекта:
Автор(ы): — Куличенко Елена Вадимовна

Место работы, должность: — МОУ СОШ №16 учитель технологии

Регион: — Краснодарский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Технология

Цель урока: — занятия направлены на развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей учащихся; создание условий для самореализации ученика в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; познакомить с профессиями вышивальщицы, художника-дизайнера, оформителя; знакомство с творчеством народных умельцев города и края;

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. — М.: Легпромбытиздат, 1993.

2. Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. — С.-П.: , Детство-Пресс, 2007.

Используемая методическая литература: — 1.СД — диск «Вышивка по картону (Знаки зодиака)». — @ Alisa Studio, 2002.
2.Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. — С.-П.: Литеро, 2005.
3.Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. — М.: Легпромбытиздат, 1993.
4.Журналы FacilFacil, Super Kit.
5. Golden Hands. Nore Pictures with pins. Книга по изонити на английском языке.

Краткое описание: — Программа элективного курса «Изонить» вводит ребенка в удивительный мир творчества. Эта техника выполняет не только функцию украшать, но и несёт в себе большой блок задач… Достоинство изонити: выполняется работа быстро и эффектно, что для ученика очень актуально. Надо научить ребенка радоваться результату своего труда, чтобы он получал от этого удовлетворение. Этому будет способствовать данный курс.

Элективный курс по технологии: «Народные промыслы. Изонить.»

Автор: Куличенко Елена Вадимовна, учитель высшей категории

МОУ СОШ №16 г. Кропоткина Краснодарского края.

Пояснительная записка

Элективный курс “Народные промыслы. Изонить” разработан для учеников 9-х классов и рассчитан на 17 часов, из них теории — 5часов, практических работ – 8часов, подготовка и защита проекта – 4 часа. Программа ориентирована на попытку воспитания у подростков стремления к творческому восприятию своего труда и развития чувства красоты, гармонии; познакомить учащихся с профессией вышивальщицы определить их возможности в углубленном изучении разделов «Технологии» и допрофессиональной подготовки школьников в рамках часовой вариативной части учебного плана.

Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям ДПИ, реализовать свои природные задатки. Что должно способствовать осознанному выбору профессии.

Актуальность программы — это связь искусства с жизнью человека, его роль в повседневном быту. Элективный курс тесно связан с изучением народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа. На данный момент пользуются большим спросом изделия эксклюзивные, оригинальные и неповторимые, выполненные индивидуально вручную, украшающие интерьер жилища.

Новизну курсу придает знакомство с конструированием и изготовлением картин необычного жанра с помощью цветных ниток и декоративных гвоздей – ниточным дизайном. В упрощённой версии данная техника выполняется как вышивка по картону и носит название “Изонить” или хордовой вышивки, или ниткографии. Такие картины весьма эффектны, вызывают восторг и удивление. Создание вышитых панно становится в последние годы все более популярным занятием

Цель программы – занятия направлены на развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей учащихся; создание условий для самореализации ученика в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности;познакомить с профессиями вышивальщицы, художника-дизайнера, оформителя; знакомство с творчеством народных умельцев города и края;

Задачи программы:

Обучающие:

· Ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства,

· продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных или плоскостных форм;

· приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Воспитательные:

осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

· воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;

· добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Развивающие:

· развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственного воображения;

· развитие мелкой моторики рук и глазомера;

· пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;

· развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству вышивальщицы, художника-оформителя, дизайнера;

· формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности;

Тематическое планирование

№п/п

Содержание

Кол-во часов

Вид деятельности

I

Теоретическая часть.

5

1.

Особенности русской вышивки. История изонити.

1

Лекция. Беседа. Рефераты учащихся.

2.

Материалы и инструменты. Знакомство с техникой безопасности при работе с основными инструментами.

1

Лекция. Сообщения. Показ. Игра.

3.

Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла.

1

Показ презентации, рассказ, демонстрация проектов

4.

Приём в технике изонити. Заполнение дуги и окружности.

2

Сообщения, показ слайдов, готовые образцы

II

Практическая часть.

8

1.

Изготовление закладки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение угла

1

Инструктаж, Практическая работа.

2.

Изготовление открытки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение окружности

1

Инструктаж, Практическая работа.

3.

Орнамент в основном приеме изонити: заполнение дуги.

1

Инструктаж, Практическая работа.

4.

Изготовление открытки, панно.

5

Практическая работа.

III

Работа над проектом.

4

1.

Выбор темы, создание эскиза, изготовление проекта

3

Практическая работа. Консультации.

2.

Защита проектов.

1

Презентации.

Итого

17


Содержание программы.

Тема 1. Особенности национальной вышивки. История изонити.

Цели и задачи курса. Презентация курса «Народные промыслы. Изонить». План и особенности работы курса «Народные промыслы. Изонить»; История художественной культуры русского народа и нитяной графики, изонити, ниточного дизайна. Знакомство с работами мастеров родного города и Кубани. Профессия вышивальщица.


Тема 2. Материалы и инструменты. Знакомство с техникой безопасности при работе с основными инструментами (игла, ножницы, циркуль).

Цели и задачи курса. Техника изонити.Термины и определения. Необходимые материалы и инструменты. Условные обозначения.Техника безопасности при работе с инструментами на занятиях. Перевод рисунка на фон. Виды переводов рисунка. Копировальная бумага. Калька. Переводной карандаш. Шаблоны.

Тема 3. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла.

Цели и задачи курса. Подготовка к работе. Техника изонити. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла. Последовательность выполнения работы и оформление закладок для книг. Основы цветоведения. Понятие композиции.

Тема 4. Приём в технике изонити. Заполнение окружности.

Цели и задачи курса. Техника изонити. Приём в технике изонити. Заполнение окружности. Последовательность выполнения работы и оформление открыток. Профессия художник-оформитель.

Тема 5. Приём в технике изонити. Заполнение дуги.

Цели и задачи курса. Техника изонити. Приём в технике изонити. Заполнение дуги.

Подготовка эскиза рисунка в технике изонити с заполнением угла для открытки.

Тема 6 Изготовление закладки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение угла

Практическая работа: Подготовка эскиза рисунка в технике изонити с заполнением угла для закладки. Выполнение схемы. Изготовление закладки.

Тема 7. Изготовление открытки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение окружности

Цели и задачи курса. Последовательность изготовление открытки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение окружности

Практическая работа: Подготовка эскиза рисунка в технике изонити с заполнением окружности для открытки.

Выполнение схемы. Выполнение шаблона. Изготовление открытки.

Тема 8. Орнамент в основном приеме изонити: заполнение дуги.

Цели и задачи курса. Основные закономерности орнамента. Основы композиции. Средства выражения художественного образа. История орнамента. Композиция в работе, ее особенности. Основные этапы проектирования и создание изделия в технике «Изонить» – заполнения дуги.Орнамент в основном приеме изонити. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение дуги.

Практическая работа. Составление эскизов, схем, шаблонов. Изготовление орнамента в закладке для книг.

Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла.

Тема 9. Изготовление открытки, панно

Цели и задачи курса. Познакомить учащихся с последовательностью выполнения открытки в технике изонити, закреплять умение пользоваться иглой, ножницами.

Практическая работа: Подготовка эскиза рисунка в технике изонити для открытки.

Выполнение схемы. Изготовление открытки «Цветы и деревья», «Колокольчик», «Одуванчик», «Пальма».

Тема 10-13. Изготовление открытки, панно, картины.

Цели и задачи курса. Лекция. Демонстрация приемов и операций. Технология производства открытки, панно. Техника изготовления изделий – открытки и панно в технике изонити.

Практическая работа. Изготовление панно по готовому эскизу, схеме, шаблону «Животные», «Зайчик», «Бабочка», «Кошка», «Цыплята»

Тема 14. Работа над проектом. Выбор темы. Создание эскиза.

Цели и задачи курса. Лекция. Последовательность выполнения проекта. Постановка проблемы, исследование ее. Ответы на вопросы

Практическая работа. Подготовка материалов, инструментов и оборудования к практической работе. Создание эскиза проекта. Изготовление схемы, шаблонов. Освоение последовательности технологических приемов и операций. Изготовление проектируемого изделия.

Тема 15. Работа над проектом. Технология изготовления изделия. Выбор техники исполнения.

Консультации индивидуальные: Ответы на вопросы

Практическая работа. Технология изготовления изделия. Выбор техники исполнения. Оформление изделия. Контроль качества изделия. Изготовление проектируемого изделия.

Тема 16. Работа над проектом. Изготовление проекта.

Консультации индивидуальные: Ответы на вопросы

Практическая работа. Изготовление изделия Соблюдение правил техники безопасности, организация рабочего места для выполнения проектов. Освоение последовательности технологических приемов и операций. Себестоимость готового изделия. Мини-маркетинг. Изготовление проектируемого изделия. Окончательные выборы.

Тема 17 Защита проектов. Цели и задачи курса. Презентации проектов. Организация выставки проектов. Подведение итогов.

Вид урока: урок деловой игры, защита проектов. Форма проведения урока: Творческая мастерская по обмену опытом «Новые технологии ДПИ. Изонить.». На уроке моделируется ситуация деловой игры: ученики производят презентацию своих проектов, которые они выполнили заранее по выбору в зависимости от уровня знания и желания ознакомиться с технологией декоративно- прикладного искусства: изонить.

1. На каком содержательном материале построен курс?

В содержание данного курса вошли народные традиции, обряды, легенды, особенности национального интерьера, а также виды, способы, технологии выполнения ремесел.

2. Чем содержание курса будет отличаться от базового курса.

Содержание курса более глубоко и полно раскроет историю, особенности разновидности вышивки — изонити, её традиции и обычаи, Курс направлен на возможность закрепления на практике полученных знаний, что повлияет на положительную мотивацию учащихся к данной программе, на приобщение к народной культуре.

Данный курс явится одним из источников познавательного и нравственного развития учащихся.

3. Определение результатов обучения по предполагаемой программе.

Планируемый результат:

Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 12-15 человек.

В результате проведенного учебного курса учащиеся

должны иметь представление:

  • о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека
  • о способах оформления работ;
  • о видах работ из бумаги (закладки, открытки, панно);
  • о свойствах и возможностях бумаги и нитей как материала для художественного творчества;
  • познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения.

должны знать:

  • основные понятия и термины изонити,
  • историю развития изонити,
  • последовательность выполнения проекта,
  • элементарные способы презентации своего проекта,

должны уметь

  • овладеют основными приемами работы с нитью, бумагой и тканью;
  • научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способ изготовления, готовое изделие);
  • научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
  • научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления изделий (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
  • научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании авторских проектов.

4. Определение видов учебной деятельности.

  • Подготовка сообщений. Сбор материалов по народным обычаям, связанных с ремеслом.
  • Участие в диспуте, беседе.
  • Практические работы.
  • Выполнение и защита проекта.
  • 5.Определение времени, требуемого на изучение отдельных разделов и тем всей программы в целом.

    Программа курса предлагает три раздела.

    1. Теоретическая часть

    5 часов.

    2. Практическая часть.

    8 часов.

    3. Создание творческого проекта.

    4 часа

    6. Система оценивания достижений учащихся.

    1. Подготовка сообщения.

    10 балов.

    2. Подготовка реферата.

    20 балов.

    3. Участие в выставке.

    10 балов.

    4. Результаты практической деятельности

    20 балов.

    5. Выполнение и защита проекта.

    50 балов.

    " 5 " — 100 балов и более.
    " 4 " — 80 балов.
    " 3 " — 50 балов.

    7. Разработка контролирующих материалов, являющихся средством оценки степени обученности ученика, работающего по программе.

    Оценить степень обученности учащихся помогут:
    тестирование, рефераты по предложенным темам, выполнение проектов, результаты практической работы.

    8. Какова доля самостоятельной работы ученика по данному курсу, в чем он может проявить инициативу.

    Самостоятельная работа учащихся будет осуществляться при работе над проектом «Изонить». Где ученицы могут применить полученные знания и проявить своё творчество, а также во время выполнения практических работ по изготовлению открыток и панно.

    9. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к данному курсу?

    Анкетирование учащихся в начале и конце курса, регулярность посещения занятий, результаты деятельности учеников.

    Планируемый результат:

    На всех этапах обучения по данной программе учащиеся будут развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию, улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Предполагается расширить кругозор учащихся, познакомить с видами ДПИ, национальной вышивки, с обычаями оформления интерьера, вызвать интерес к профессии вышивальщицы, дизайнера, мастера — ремесленника, художника-оформителя, воспитывать интерес к истокам народной культуры, стремление возродить забытые традиции, связанные с украшением интерьера помещения.

    Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.

    Данный курс явится одним из источников познавательного и нравственного развития учащихся

    Презентация курса.

    Файлы: Элективный курс по технологии.ppt
    Размер файла: 3353088 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология