Автор конспекта:
Автор(ы): — Большакова Ирина Алексеевна

Место работы, должность: — МБОУ «ООШ»пгтПарма, учитель русского языка и литературы

Регион: — Республика Коми

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Цели урока:

образовательные:

-совершенствовать навыки анализа художественного текста и

самостоятельной работы с литературным произведением;

-формировать читательскую культуру и навыки осознанного

чтения художественного произведения;

развивающие:

-совершенствовать навыки устной и письменной творческой

деятельности;

воспитательные:

-формировать нравственные качества личности учащихся,

умение оценивать поступки людей с нравственных позиций.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 7

Используемые учебники и учебные пособия: —

В.Я.Коровина "Литература", 7класс

Используемая методическая литература: — Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

1. «Уроки литературы- уроки нравственности». Методическое
пособие. Составитель: Н.М. Мищенко, КРИРО и ПК, город

Сыктывкар, 2006 год.

Используемое оборудование: — Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

-учебник-хрестоматия «Литература»,7класс,автор В.Я.Коровина,

-презентация(приложение №1), компьютер, мультимедийный проектор.

Используемые ЦОР: — Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Интернет- ресурсы: http://www.proshkolu. ru

http://www. nsportal.ru

Краткое описание: — Идея урока: в ходе литературоведческого анализа рассказа А.П.Платонова «Юшка» услышать нравственное звучание писателя, выявить особую структуру построения маленького рассказа. Рассмотреть, как конкретная жизнь человека расширяется для осмысления житейской мудрости и даёт повод для философских размышлений о нравственности. Проблема великодушия, милосердия, поднятая автором перерастает в разговор о праведной христианской душе. Данное учебное занятие имеет ярко-выраженную личностно-ориентированную направленность, так как даёт возможность учащимся выразить как в устной, так и в письменной форме ( синквейн, «пирамидальное письмо») своё понимание нрав- вственных понятий .

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

«Любить человека».

Рассказ А.П.Платонова «Юшка».

Методический замысел и обоснование темы урока литературы, проведённого

в 7 классе.

.

Идея урока: в ходе литературоведческого анализа рассказа А.П.Платонова «Юшка»

услышать нравственное звучание писателя, выявить особую структуру построения

маленького рассказа. Рассмотреть, как конкретная жизнь человека расширяется для

осмысления житейской мудрости и даёт повод для философских размышлений о

нравственности. Проблема великодушия, милосердия, поднятая автором перерастает

в разговор о праведной христианской душе.

Данное учебное занятие имеет ярко-выраженную личностно-ориентированную

направленность, так как даёт возможность учащимся выразить как в устной, так и

в письменной форме ( синквейн, «пирамидальное письмо») своё понимание нрав-

вственных понятий

.

Тип урока:

-урок формирования нравственных ценностей;

-формирование читательской, познавательной, информационной,

коммуникативной, общекультурной, социальной компетенций.

Форма урока: урок-размышление.

Цели урока:

образовательные:

-совершенствовать навыки анализа художественного текста и

самостоятельной работы с литературным произведением;

-формировать читательскую культуру и навыки осознанного

чтения художественного произведения;

развивающие:

-совершенствовать навыки устной и письменной творческой

деятельности;

воспитательные:

-формировать нравственные качества личности учащихся,

умение оценивать поступки людей с нравственных позиций.

Форма организации учебной деятельности:

-индивидуальная,

-фронтальная,

-в парах.

Методы и технологии, используемые на уроке:

-диалоговая технология;

-методика исследовательских заданий,

-личностно-ориентированнное обучение;

-технология развития критического мышления,

-элементы технологии проблемного обучения,

-ИКТ.

Приёмы деятельности учителя:

-эвристическая беседа,

-вызов к размышлению,

-работа со словом,

-использование презентации в качестве

иллюстративного материала.

Основные виды деятельности учащихся:

-диалог,

-анализ текста,

-самостоятельная работа(денотатный граф),

-работа со словарём,

-написание синквейна и «пирамидального письма».

Оборудование урока:

-учебник-хрестоматия «Литература»,7класс,автор В.Я.Коровина,

-презентация(приложение №1).

Использованная литература:

1. «Уроки литературы- уроки нравственности». Методическое
пособие. Составитель: Н.М. Мищенко, КРИРО и ПК, город

Сыктывкар, 2006 год.

2. Интернет- ресурсы: http://www.proshkolu. ru

http://www. nsportal.ru

( Урок- презентация «Любить человека»).

Сценарий урока литературы в 7 классе по рассказу А.П.Платонова «Юшка».

Тема урока не записана на доске, так как учащиеся

должны самостоятельно сформулировать её в

конце занятия.

(Это второй урок . На первом знакомились с биографией писателя,

слушали произведение в исполнении Алины Покровской).

1 слайд Тему урока, ребята, вы сформулируете сами, когда мы проанализируем

рассказ.

2 слайд Цели урока:

1.Углубить знания о личности и творчестве А.П.Платонова.

Формировать глубокое восприятие текста, помочь увидеть

проблемы и пути их решения в произведении.

2. Развивать информационную, коммуникативную компе-

тенции.

3.Воспитывать чувства милосердия, гуманизма.

3 слайд Вспомним настоящее имя писателя.( На слайде портрет писателя).

Беседа с учащимися:

-Кто был по профессии А.П.Платонов?

-В каком возрасте он издал первую книгу стихов «Голубая глина»?

-Почему перестают печатать его произведения?

-Куда он переехал из Воронежа?

-Кем был писатель во время ВОВ?

-Когда он умер и почему?

-Почему рассказ «Юшка» был опубликован в 1966 году?

4слайд Ключевые слова ( Сострадание…Праведник…Милосердие)

- Что такое сострадание?

- Праведник?

- Милосердие?

5 слайд Словарная работа.(Объяснение слов: сострадание, праведник, милосердие).

6 слайд Работа с текстом. Ученики читают первое предложение.

- На что похоже начало рассказа?

-Читаем 1 страницу.

- Каким человеком предстаёт Юшка?

- Где он жил и работал?

- Когда людям дают прозвища

7 слайд Шапка вопросов ( у учителя в руках шапка, в ней лежат вопросы, учащиеся

разбирают вопросы и отвечают на них по порядку)

1. Умеет ли народ любить?

2.Что значит уметь любить человека?

3.Всегда ли в жизни добро побеждает зло?

4.Какого человека можно назвать праведником?

5.Какие ассоциации вызывает слово Юшка?

6.Из скольких частей состоит композиция рассказа? Почему

само действие занимает меньшую часть?

7..Хотели бы вы, чтобы в вашей квартире или доме жил такой

человек?

8..Какой эпизод вам больше всего запомнился?

Молодцы!

8 слайд Работа в группах ( денотатный граф). Выписывают ключевые слова.

1 группа. Юшка и дети.

2 группа. Юшка и взрослые.

3 группа. Юшка и прохожий.

4 группа. Юшка и девочка-сирота.

9-12 слайды Проверка работы в группах. Ученики зачитывают выписанные слова..

Вопросы к 9слайду:

1.Как дети относились к Юшке?

2.Как Юшка реагировал на жестокость детей?

3.Почему Юшка верит, что дети его любят?

Вопросы к 10 слайду:

1.Как взрослые относились к герою рассказа?

2.Как автор объясняет, почему взрослые обижали его

3.Почему Юшка переносит безропотно издевательства сельчан?

4. Почему он их жалеет?

Вопросы к 11 слайду:

1.Хотел ли «весёлый» прохожий смерти Юшки?

2.Почему Юшка осерчал (впервые в жизни) на прохожего?

3.Почему прохожий, убивший Юшку, назван «весёлым»?

4.Почему у прохожего нет имени?

5.Можем ли мы сделать вывод, что иногда душевная

чёрствость может стоить людям жизни?

6.Умирает Юшка, обиженный жестокостью и равнодушием

людей. Хуже или лучше стало людям?

Вопросы к 12 слайду:

1.Умеет ли Юшка любить?

2. В каких поступках и деяниях проявляется любовь Юшки?

3. Как узнали люди о добром деле Юшки, которое он делал

всю свою жизнь?

4. Сравните портреты девушки, которая разыскивает Ефима

Дмитриевича, и самого Юшки. Что общего в их чертах? О чём

это говорит?

Учитель: Детям и взрослым незнакомы нравственные категории: незлобливость,

кротость, безответность, терпение, смирение.

У детей ожесточённые души, так как они живут в изуродованном мире.

Взрослым Ефим Дмитриевич был молчаливым упрёком их греховной жизни.

Хорошо рассуждаете!

13 слайд Из Нагорной проповеди.

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас благо творите

ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас»

14слайд Можно ли назвать главного героя рассказа А.П.Платонова праведником?

Докажите это.

-Как Юшка относится к природе?

15слайд Описание природы (От слов: «В июле или августе месяце» до слов : «..пахнущих влагой и солнечным светом», страница 140)

16слайд Анализ текста о природе:

1.Чем отличается отрывок от рассказа в целом?

2.Какие художественно-выразительные средства использует автор?

3.Найдите эпитеты, метафоры, олицетворения в описании природы.

17слайд Законы жизни

1. По каким законам живут Юшка и односельчане?

2.Что в представлении людей значило жить «просто» и «честно»?

3.Чем отличался Юшка от односельчан?

18слайд Но добро, любовь не уходят со смертью человека, добро прорастает, даёт

свои плоды.

19слайд В Библии сказано: «Побеждай зло добром».

Главный герой рассказа А.П.Платонова жил по законам Божьим и

человеческим и своим добром победил людское зло. Докажите это.

20 слайд «Не стоит село без праведника» (Русская пословица).

1.Стали бы когда-нибудь уважать Юшку, если бы он не умер от

удара «весёлого» человека?

2. Изменились ли люди хоть немного со времени смерти Юшки?

. 3. Как бескорыстная любовь Юшки к людям продолжается и после

его смерти?

4. Почему его неродная дочь стала самым необходимым человеком

в городе?

21 слайд Варианты тем уроков.

1.О любви и милосердии.

2.Любите друг друга.

3.Трагедия любви.

4.Уроки нравственности.

5.Побеждай зло добром.

6.Уметь любить человека.

Прекрасно поработали!

22 слайд « Пирамидальное письмо».

1.О чём этот рассказ? (1 слово).

2.Характер рассказа. ( 2 прилагательных).

3.Место и время действия ( 3-4 слова).

4. Главные события в рассказе ( 5-6слов).

5. Главные герои, какие они? (7-8 слов).

6.Что вы чувствовали, когда читали начало,

середину и конец рассказа? (8-9 слов).

7.О чём этот рассказ?(1 предложение).

8. Ваше мнение (10-12слов).

23 слайд Синквейн ( 1.Юшка.2.Прохожий.3.Дети.

4.Взрослые. 5.Девушка. 6.Автор)

1.Тема(Кто? Что? 1 Существительное).

2.Какой? (2 прилагательных или 2 причастия).

3. Что делает? (3 глагола).

4..Что пишущий думает о теме? (1 простое предложение)

5.Кто? Что? Какой? ( Словосочетание. Новое звучание темы)

24 слайд Умницы! У вас добрые сердца.

Заканчивая разговор, мне хотелось бы, чтобы в ваших душах были

всегда : доброта, искренность, милосердие, доброжелательность, бескорыстие,

великодушие…

Работы учащихся.

«Пирамидальное письмо»

1.О чём рассказ? О добре и зле.

2.Характер рассказа? Грустный, трагический, серьёзный

.

3.Место и время действия? В деревне, начало 20 века.

4. Главные события? Издевательства над Юшкой, его убийство, приезд девушки-

сироты.

5.Главные герои, какие они? Юшка — праведный, безответный; дети — злые, жестокие; взрослые – грубые, недобрые; прохожий – пьяный, гневный; девушка –

любящая, кроткая.

6. Что чувствовали, когда читали начало, середину, конец рассказа? В начале рассказа -

жалость, в середине — горечь, сострадание, в конце- светлая грусть.

7. О чём этот рассказ? Юшка- праведник победил зло добром после своей смерти.

8.Ваше мнение о рассказе? Рассказ очень интересный, учит быть милосердным, любить всех людей. Этот рассказ должен прочитать каждый.

( Казакова Ирина).

СИНКВЕЙН.

1.Юшка.

2.Добрый, безответный.
3.Любит, страдает, прощает.

4. Юшка своим добром побеждает людское зло.

. 5.Помогает сироте. ( Сорокин Евгений).

1.Взрослые.

2.Пьяные, ожесточившиеся.

3.Обижали, били, калечили.

4.Люди приходили в лютую ярость от злого горя.
5. Не понимали Юшку. ( Валиева Эля).

1.Дети.

2. Злые, вредные.

. 3.Кидали, толкали, дразнили.

4. Дети не умели любить. 5.Слепое сердце.(Дицул Александр).

Файлы: А.А.Платонов.Юшка.ppt
Размер файла: 462848 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология