Автор конспекта:
Автор(ы): — Долганина Мария Михайловна

Место работы, должность: — коррекционная школа-интернат, учитель

Регион: — Ставропольский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — все уровни образования
Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Уровень образования: — специальное (коррекционное) образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Литературное чтение
Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — в игровой форме повторить и дать дополнительную информацию о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Используемое оборудование: — портрет А.С. Пушкина в детстве; картинки с изображениями (рисунки, заранее подготовленные детьми) сюжетов из Сказок А.С. Пушкина; тексты сказок Пушкина; фото комнаты А.С. Пушкина в Царскосельском лицее, фото Царского Села; вернисаж героев; КОМПЬЮТЕР, ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Краткое описание: — урок-викторина

Тема:«А.С.Пушкин. «Лучший сказочник на свете»
Цель: в игровой форме повторить и дать возможность учащимся больше узнать о жизни и творчестве А.С. Пушкина.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина в детстве; картинки с изображениями (рисунки, заранее подготовленные детьми) сюжетов из Сказок А.С. Пушкина; тексты сказок Пушкина; фото комнаты А.С. Пушкина в Царскосельском лицее, фото Царского Села; вернисаж героев; КОМПЬЮТЕР, ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Ход:
1. Жизнь и творчество А.С. Пушкина
«Здравствуйте дорогие ребята!
26 мая (6 июня) 1799 г. на одной из окраинных улочек Москвы, в семье майора родился маленький мальчик — будущий знаменитый поэт А.С. Пушкин. (Портрет маленького Пушкина.)
Посмотрите, ребята, узнаете поэта?
Бабушка Александра Сергеевича так вспоминала о нем — «в детстве Саша был большой увалень и дикарь, кучерявый мальчик со смуглым личиком и лучистыми, живыми глазами».
Мальчик очень любил Москву. А особенно Кремль и Красную площадь, эти памятники старины, овеянные историческими (древними) легендами и сказаниями. Отец будущего поэта — Сергей Львович Пушкин — был отставным военным в отставке из старинного рода. Мать Пушкина — Надежда Осиповна была внучкой знаменитого Ибрагима Ганнибала.
Любимцем матери был младший сын Лев. Александра она не очень любила. Но были в доме Пушкиных две женщины, которые дали маленькому Саше недостававшие ему любовь и ласку. Это были бабушка — Мария Алексеевна Ганнибал и няня.(помните, как звали няню?) — Арина Родионовна Яковлева. Позже Пушкин писал о своей няне:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя.
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня…
Няня была крепостной крестьянкой, отпущенной на волю, но она не пожелала уйти от господ и воспитала всех детей и внуков в семье Пушкиных. Бабушка и няня рассказывали маленькому поэту интересные сказки, познакомили с Иванушкой — дурачком, Кощеем, Бабой Ягой, добрыми волшебниками и злыми колдунами.
Ты детскую качая колыбель
Мой юный слух напевами пленила…
И меж пелен оставила свирель…
Которую сама заворожила…
(так вспоминал о няне и бабушке взрослый Пушкин)
Особенно интересовали Сашу рассказы о предках. В семье часто говорили о Ганнибалах, о привезенном из далекой Африки маленьком Ибрагиме, крестнике и любимце великого Петра 1. Не менее интересными оказались и Пушкины — в их древнем роду были известные в истории бояре, храбрые воины. Воспитывали Александра Пушкина как и всех детей дворянской фамилии, французские гувернантки и гувернеры (учителя), жившие в их доме. Бабушка выучила будущего поэта писать и читать по-русски.
Учили маленького Сашу и танцам. Каждое воскресенье, запряженная тройкой лошадей, скромная карета возила его в знаменитому в Москве танцмейстеру Иогелю.
Но главным источником знаний для него были книги. Пушкин много читал. Рано пробудившемуся интересу к литературе способствовала вся атмосфера родительского дома, собиравшееся здесь общество. В доме Пушкиных бывали виднейшие писатели и поэты — Н.М. Карамзин, К.Н. Батюшков, В.А. Жуковский и др. Александр Пушкин рано начал пробовать свои силы в написании стихов. В восемь лет он начал сочинять на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей.
К сожалению, эти ранние работы поэта не сохранились до наших дней, мы знаем о них только из воспоминаний сестры Пушкина.
Лицей. Когда Саше исполнилось 12 лет, родители решили определить его в только что основанный Царскосельский лицей. Летом 1811 г. в сопровождении дяди — Василия Львовича — Пушкин отправился в Петербург, знаменитый и красивейший город на Неве, северную столицу России, детство закончилось. Он ехал в Лицей. Лицей был расположен в одном из живописнейших пригородов Петербурга — Царском селе (фото). Пушкин учился здесь 6 лет. Первый лицейский курс состоял из талантливых способных мальчиков. В лицее Саша Пушкин подружился с Иваном Пущиным, Вильгельмом Кюхельбекером (прозвище Кюхля), и др. мальчиками.
Подросток Пушкин… Порывистый и угрюмый,дерзкий, веселый, застенчивый и насмешливый, угловатый и изящный, откровенный и замкнутый баловник и озорник… Таким запомнили Александра Пушкина его лицейские товарищи. В 1817 г. Пушкин окончил лицей, и началась новая взрослая жизнь:
Промчались годы заточенья,
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединения
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порога,
Зовет нас дальний света шум.
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум. (Товарищами 1817г.)
Взрослая жизнь. В эти годы Пушкин создал много политических, свободолюбивых стихотворений. Его стихи очень быстро расходились по Петербургу, читались на шумных встречах молодежи, на заседаниях декабристского клуба «Зеленая лампа». Пушкин почти три года, не зная осторожности и страха, распространял свои свободолюбивые стихи. Он писал стихи о правителях. Об этом узнала полиция. Император хотел отправить Пушкина в Сибирь или заточить его в Соловецком монастыре. Только заступничество друзей поэта — Жуковского, Карамзина, Тургенева — смягчило наказание. Пушкин был выслан на юг на Кавказ (в Минеральные воды), а затем в Крым.
Поэт был снова отправлен в ссылку. Теперь в имение его матери, в Михайловское…Долгие зимние вечера Пушкин проводил в беседах с няней. Снова. Как в детстве, он слушал нянины сказки. Только теперь он их записывал, стараясь сохранять не только сюжеты, но и образные выражения, прелесть народной речи.
Женитьба. В1828—1829 гг. на одном из балов Пушкин познакомился с Натальей Николаевной Гончаровой, своей будущей женой. Ей было тогда16 лет.Через несколько лет они поженились и у них родились дети — 2 мальчика и 2 девочки. Однако не все было так безоблачно… За Натальей Николаевной — женой поэта начал открыто ухаживать молодой француз Жорж Дантес. Вокруг имени Пушкина и его жены поползли слухи. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, поэта было полученное Пушкиным анонимное письмо, в которомНатальяНиколаевнаобвиняласьвизмене.Ондолженбылдраться,чтобы сохранить честь жены и свое доброе имя.
Дуэль. 27 января 1837 г. на Черной речке — в пригороде Петербурга — была назначена дуэль. По знаку секундантов Дантес и Пушкин стали сходиться. Дантес выстрелил первым, Пушкин упал. Поэт жил еще два дня. Врачи не давали ни малейшей надежды на выздоровление, рана была смертельной. 29 января Пушкин умер.
Он был похоронен втайне, недалеко от Михайловского, имения его матери.
Однако нам с вами он оставил прекрасное наследство — свои гениальные произведения поэмы, стихотворения и, конечно же, сказки.
Ребята, какие вы знаете сказки А.С. Пушкина? Сегодня мы вместе с вами вспомним ваши любимые сказки А.С. Пушкина.


2 Сказки Пушкина.
Сказки нередко наполняют разные чудеса — то молодая царевна засыпает, проглотив кусочек отравленного яблока, то умелец Балда поучает чертей. Все это очень интересно.
-А теперь давайте с вами немного поиграем. Сейчас мы посмотрим и попробуем отгадать по иллюстрациям названия сказок Пушкина.
1.Сказка о золотом петушке
2.Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
Сказка орыбакеирыбке
Сказкаоцаре Салтане


II. Викторина:
«Сказка о рыбаке и рыбке»
1.- Жилстариксосвоеюстарухой усамого:
а)Синегоморя;
б)Чёрногоморя;
в)Красногоморя.
2. Старикловилневодомрыбу, старуха:
а) готовилаужин;
б) нянчилавнуков;
в) пряласвоюпряжу.
3. Воротилсястариккостарухе. Чтожонвидит? Высокийтерем. Накрыльцесидитегостаруха:
а) вкрасномпарчовомсарафане;
б) вдорогойсобольейдушегрейке;
в) вроскошнойнорковойшубе. .
4. Застоломсидитонацарицей,
Служатейбояредадворяне,
Наливаютейзаморскиевины;
Заедаетона:
а) чёрноюикоркой;
б) красноюрыбкой;
в) пряникомпечатным.
5. — Жил старик со своею старухой у синего моря;
они жили вветхой землянке тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Назовите жилище старика со старухой. (Землянка.)
Что отвечала рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой? («Не печалься, ступай себе с богом»)
Сколько раз закидывал старик невод в море? (Три.)
Кем хотела быть старуха? (Столбовою дворянкой, царицей, владычицей морскою.)
9. Как менялось море с каждым приходом старика? (Сначала море слегка разыгралось, потом помутилось, а потом почернело.)
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
1. Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна
а) Села ждать его одна.
б) Вместе со слугами
в) Легла спать
2. С какими словами царица обращалась к волшебному зеркалу? ( Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи, кто на свете всех милее, всех румяней и белее.)
3. Высока, стройна, бела,
И умом, и всем видна,
И зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива. (Мачеха, сказки о мертвой царевне)
4. Назовитекличкусобаки из «Сказкиомертвойцаревнеиосемибогатырях. (Соколко.)
5. Кто дал царевне отравленное яблоко? (Чернавка.)
6. Видит девица, что тут люди добрые живут.
Знать не будет ей обидно. О ком речь? (молодая царевна)
«Сказка о попе и работнике его Балде»
Расплачиваясь, с Балдой поп подставлял лоб. Что приговаривал Балда с укоризной? («Не гоняйся ты поп за дешевизной».)
2. Это кто? Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых,
Досветла все у него пляшет,
Лошадь запряжет,

Полосу вспашет. (Балда)
3. Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить,

да конец ее в море мочить. Для чего?
а) чтобы напугать чертей;
б) чтобы верёвка стала крепче;
в) чтобы рыбу ловить.
4.Кто знает, как рассчитался Балда с попом?
С первого шелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка,
А с третьего шелка
Вышибло ум у старика.
5. Как работал Балда?(Работает за семерых)
Оброк за сколько лет должен был собрать Балда с чертей? (За три года.)
Кого послал старый бес соревноваться с Балдой ? (Внука.)
Как Балда перехитрил бесенка в первый раз? (Поймал двух зайцев, одного пустил бежать наперегонки с бесенком, а другого приберег, чтобы выдать его за первого, когда прибежит бесенок.)
9. Как Балда перехитрил бесенка во второй раз? (Сделал вод, что собирается
зашвырнуть полку аж за тучу.)

— — — Викторина
- Из какой это сказки?
1. В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит, ( «Сказка о царе Салтане»)
2.В синем небе звёзды блещут.
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт. Сказка о царе Салтане»)
3. Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
да затейница какая!
Белка песенки поет да орешки все грызет…
- Из чего были сделаны ядра орешков, которые грызла белка?
(А орешки не простые, Все скорлупки золотые, Ядра— чистый изумруд…)
(Сказка о царе Салтане)
4.Он над ней жужжит, кружится —
Прямо на нос к ней садится,
Нос ужалил богатырь;
На носу вскочил волдырь. (Сказка о царе Салтане)
5.Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
6. …Весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице;
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят
И в глаза ему глядят. (Сказка о царе Салтане)
7. С какими словами обращался старик к рыбке?
— Не гневайся, сударыня рыбка…»
8.Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили — и толпой
Понесли в пустую гору?(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
8. Пустились бесёнок и зайка:
Бесёнок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот, море кругом обежавши,
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесёнок, задыхаясь(«Сказка о попе и работнике его Балде»
9. Вот открыл царевич очи;
Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей. (Сказка о царе Салтане)
10.Вдруг шатёр
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя. («Сказка о золотом петушке»)
11. Сколько раз закидывал старик невод в море? (Три.)
12.Дорогою ценой откупилась
Откупилась чем только пожелаю.(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
13.За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава (Сказка о царе Салтане)
14.Град на острове стоит,
Каждый день идёт там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге —
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить — (Сказка о царе Салтане)
15. И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
16. Бьётся лебедь средь зыбей.
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет… (Сказка о царе Салтане)
17. И промеж высоких гор
Видит шёлковый шатёр.
Всё в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит. («Сказка о золотом петушке»)
18. Глупый ты бес,
Куда ж ты за нами полез?
И руками-то снести не смог,
А я, смотри, снесу промеж ног”.(«Сказка о попе и работнике его Балде»
— — Пословицы:
- Как вы понимаете смысл народных пословиц?
* НА РАБОТУ ОН СЗАДИ ПОСЛЕДНИХ, А НА ЕДУ – ВПЕРЕДИ ПЕРВЫХ.
* ЛЕНЬ, ОТВОРИ ДВЕРЬ, СГОРИШЬ!
ХОТЬ СГОРЮ, ДА НЕ ОТВОРЮ!
Вопросы-итоги:
1.Как звали няню поэта? (Арина)
2. Имя жениха молодой царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».
(Елисей.)

Чудесный предмет, говорящий всю правду. (Зеркальце.)
Фрукт, которым была отравлена молодая царевна. (Яблоко.)
Имя царя в одной из сказки А. С. Пушкина. (Салтан.)
Исполнительница песни « Во саду ли, в огороде». (Белка.)
Жилище старика со старухой (Землянка.)
Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок А. С. Пушкина? (Бал да.)
Сказочный персонаж, исполняющий желания. (Рыбка.)
Название острова, мимо которого проплывали корабельщики (Буян.)
12. Насекомое, в которое превратился князь Гвидон в третий раз (Шмель.)
13. Любимая» вещь старухи (Корыто.)
14. Сколько раз закидывал старик невод в море? (Три.)
15. Имя царя в «Сказке о золотом петушке». (Дадон.)
Подведение итогов



Файлы: Лучший сказочник на свете.doc
Размер файла: 119296 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология