Автор конспекта:
Автор(ы): — Климов Сергей Александрович

Место работы, должность: — Билярская средняя общеобразовательная школа, учитель русского языка и литературы

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Воспитывающая: способствовать воспитанию активных жизненных позиций, побуждению веры в себя, ответственности за все человеческое; побудить к самосовершенствованию, помочь осмыслить вопрос о назначении человека. Развивающая: развивать творческие возможности учащихся, культуру диалогического общения в ходе обсуждения проблем, развивать умения выделять главное, обобщать и делать выводы. Обучающая: выявить философскую проблематику пьесы: проблема смысла жизни, назначение человека, лжи и правды; углубить понятие о пассивном и активном гуманизме на основе жизненного опыта учащихся, побудить к размышлению в связи с поставленными в пьесе проблемами.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 23

Используемые учебники и учебные пособия: —

«Поурочные разработки по литературе 19 века: 10 класс, 1 полугодие.- 4-е изд., М.: ВАКО, 2007., текст пьесы Горького «На дне».

Используемая методическая литература: —

: Сафонова « Изучение творчества Горького в школе», М.,1989 г., Егорова Н.В, Золотарева И.В.

Используемое оборудование: —

мультимедийная презентация ( или плакаты с высказываниями Бубнова, Луки, Сатина о человеке) или иллюстрации учащихся, аудиозапись песни «Солнце всходит и заходит».

Краткое описание: — Связь истории и литературы, рассотрение времени в произведении и связь с историческим временем.

Ход урока:

-оргмомент.

- Темой урока является цитата: «А ведь зачем-нибудь я родился… а?» ( 1 слайд). Кому из пьесы принадлежат эти слова? ( Барону). (Запишите эти слова себе в тетрадь).

- В чем смысл жизни героя, исходя из этой цитаты? (Задумывается над вопросами его предназначения на земле).

- Это вечные вопросы, которые задавали Достоевский, герои ранних рассказов Горького. Задаем их и мы. И сегодня продолжим размышления об этом.

Открываем 1 акт, анализируем сцену появления Луки в ночлежке ( ученики заранее подготавливают эту сцену для инсценировки).

- Как вы слышите первую цитату Луки? ( «Доброго здоровья, народ честной!»).

- Как это должно прозвучать? ( тихо, приветливо).

-Вглядитесь в Луку. Какой он? ( С опаской глядит: какие здесь люди) Как он должен произнести первую фразу? ( Так, чтобы расположить к себе людей).

-Чем повеяло от этих слов? (Добротой, впервые в пьесе прозвучало ласковое слово).

-С каким словом он обращается к Наташе? («Милая, где мне приспособиться?»). Почему он говорит «приспособиться»,а не «устроиться»? В чем разница между этими словами? ( Ничего менять здесь он не намерен).

- А что насторожило вас в этой сцене? ( «Я и жуликов уважаю…», — человек в его представлении нечто низменное). С кем сравнивает человека Лука? ( С блохой).

-А что вы одобряете в нем? ( Утешает Анну, вселяет надежду в Наташу, Актеру предлагает лечебницу, уехать в Сибирь, верить в любовь Насти).

-Чем руководствуется Лука, вселяя в них надежду? ( «Человек каков ни есть, всегда своей цены стоит», — (2 слайд) он знает психологию людей, заставляет задуматься над жизнью. Постепенно все герои втягиваются в спор о жизни).

Дома вы должны были найти цитаты героев о смысле жизни

( чтение цитат):

Актер: «Пропил я душу, старик, и веру…»

Пепел: «Слушай, старик, бог есть…»

-Найдите в этих цитатах ключевые слова. (вера, бог).

Можно записать: ВЕРА=БОГ (3 слайд)

-Почему можно поставить знак равенства? ( У Актера вера в себя. У Пепла Бог- вера во что-то). Можно говорить о вере, о том, что бог- это внутренний мир, стержень; это вера в самого себя. Отсутствие веры в себя и довело их до ночлежке. Это сталкивается с философией Луки- призрачная вера- он призывает быть милосердными, хотя знает о жестокости мира.

Из слов Луки «жалеть и любить» будут являться синонимами. Порассуждаем над этими понятиями. Это одно и тоже? ( Если любит, значит жалеет).

Философия ночлежников- это философия пессимизма. Подтвердите этот тезис словами Бубнова. Каково его высказывание о человеке? ( « Люди все живут, как щепки по реке плывут…»).

-Принимает ли он меры для изменения этой горькой правды? ( Нет, он равнодушен, даже к себе. Все умрут, и я умру).

Сопоставим 2 философии ( 4 слайд):

НОЧЛЕЖНИКИ (пессимизм)

ЛУКА (вера, но призрачная)

« Люди все живут, как щепки по реке плывут…».

« Человека приласкать никогда не поздно»

Философия Луки ярко выражена в притче о праведной земле. После каких слов Лука рассказывает её? ( После слов Бубнова: «вали всю правду, какая она есть…») Учащиеся зачитывают эту притчу.

-С какой целью Лука говорит эту притчу? ( Правда может погубить человека). Он поддержал Клеща, что правда может убить.

-Как вы считаете, Актер не стерпел обмана или не выдержал правды? (рассуждения учащихся)

-Ложь, как жизненный стимул, нужна каждому, чтобы дать окрепнуть и противостоять. (Человек умирает, какую позицию должен занять врач? (размышления учащихся).

Заглянем в 4 акт. Как о Луке отзываются ночлежники? ( По-разному)

С чем его сравнивают? ( «как мякиш для беззубых») Кому он нужен? ( беззащитным людям, детям, старикам). А если ребенку давать мякиш, что будет? ( у него не прорежутся зубы). Вывод: кому-то он нужен, кому-то временно.

Луку сравнивают с «пластырем для нарывов». Когда он нужен? ( пока рана не заживет, нужен временно). Вывод: слова Пепла: «Надо мне так жить, чтобы не стыдно было».

-Нужен Лука людям? (рассуждения учащихся).

-Последний акт- собираются жители ночлежки за общим столом. С какими словами Бубнов садится за стол? («Запоем- заплачу…») . Слушают исполнение аудиозапись песни «Солнце всходит и заходит..».

Песня прерывается в пьесе сообщением о смерти Актера. Какая реакция ночлежников? (молчание). Почему? Что их удивило? (Смерть Актера могла удивить ночлежников? Нет, их не удивишь смертью, их не удивила даже смерть Анны). Почему сейчас они удивились?

- «Эх, испортил песню, дурак». Кому адресованы финальные слова в пьесе? (Актеру). О чем он размышляет? ( О жизни: каждого ожидает такая участь. Каждый из них задумался о своей жизни. Это песня о их жизни. «Дурак»- это все они (жители ночлежки), прожили жизнь безответственно).

- Стоило ли вообще создавать такую пьесу? Ответ на этот вопрос можно найти в монологе Сатина (зачитывает учащийся этот отрывок).

« Человек свободен.. Он за все платит сам», — это слова Сатина. Как вы считаете, что такое свобода? ( рассуждение учащихся о свободе).

Каким видят Лука и Сатин свободного человека?

ЛУКА

САТИН

Маленький

Бессильный

Нуждающийся

Сострадающий

Свободный

Гордый

Достойный

Они оба призывают уважать человека. Но в чем разница? Сатин призывает уважать человека, а Лука- уважить. Он воздействует на всех, поэтому его можно поставить в центр среди всех героев.

- Вернемся к теме нашего урока: «А ведь зачем-нибудь я родился…а?». Постараемся ответить на вопрос: «В чем смысл вашей жизни?» ( учащиеся пишут мини-сочинение, размышляя над этим вопросом). В классе зачитываются 2-3 мини-сочинения.

-Сегодня на уроке вы были очень активны, но оценки я никому из вас не поставлю, оценку вам поставит ваша жизнь.

Домашнее задание:

1. Выучить монолог Сатина.

2. Подготовить сообщения 3-м учащимся о «Сценической судьбе пьесы».

Файлы: Рабочая программа..doc
Размер файла: 526336 байт.

Рубрики: Литература Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология