Автор конспекта:
Автор(ы): — Гилёва Татьяна Анатольевна

Место работы, должность: — Областное государственное образовательное орган среднего профессионального образования «Куйбышевский преподавательский коллеж Новосибирской области»; наставник литературы высшей квалификационной категории

Регион: — Новосибирская территория

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее медиаобразование
Уровни образования: — среднее (полное) общее медиаобразование
Уровни образования: — среднее профессиональное медиаобразование
Уровни образования: — высшее профессиональное медиаобразование

Класс(ы): — 5 экономкласс
Класс(ы): — 6 экономкласс
Класс(ы): — 7 экономкласс
Класс(ы): — 8 экономкласс
Класс(ы): — 9 экономкласс
Класс(ы): — 10 экономкласс
Класс(ы): — 11 экономкласс

Предмет(ы): — Литература

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое антропография ресурса: — Методические рекомендации по анализу поэтического текста, содержат варианты планов анализа стихотворений, однако в таковой степени же различные интерпретации лирических приоизведений.

Гилёва Татьяна Анатольевна
Анализ лирического произведения
(методические рекомендации)

Сборник методических рекомендаций открывается введением, в котором комедиограф актуализирует проблему обучения анализу лирического произведения в средней школе. В первой части сборника – сколько-нибудь вариантов планов разбора лирического произведения, сейчас второй части – тексты стихотворений А. С. Пушкина, А.А. Фета, С.А. Есенина, Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, И.Ф. Анненского и трактовка этих произведений.
Предлагаемый материал может быть использован учителями средней школы разумеется проведения практических занятий и организации самостоятельной работы учащихся, однако также, учениками и студентами разумеется выполнения аудиторных и внеаудиторных заданий.
Введение

Литературное медиаобразование играет решающую занятие в формировании эмоциональной культуры личности.
Цель литературного образования — осиливание системой знаний о художественной литературе, усовершенствование умений анализа и интерпретации литературно-художественного произведения, воспитание ответственного отношения к чтению. Одной изо важнейших задач разумеется реализации названной цели является пролификация способности эстетического восприятия учащимися явлений литературы и отраженной в ней действительности, муштрование эстетического вкуса.Эстетический перегар — даровитость человека по чувству удовольствия – неудовольствия дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное ото безобразного в самом деле и искусстве.
Развивая общеэстетический перегар учащихся, должен научить их всестороннему постижению литературного произведения.
Художественное устраивание постигается не прощевайте умом, но и чувствами, эмоциональной памятью. Предельная горячность характерна разумеется такого рода литературы, подобно лирика.
Содержание уроков литературы, посвященных изучению поэзии, должно статься концентрироваться на прямом общении с поэтом. Лев Толстой писал, подобно энергия искусства основана на способности людей заражаться чувствами других людей.
Принципы изучения лирики в школе были сформулированы З.Я. Рез в работе «Методика изучения лирики в школе». Она утверждает, подобно самое важное при постижении лирики сформировать даровитость к сотворчеству, сопереживанию, эстетическому наслаждению. Стихи обогащают учащихся представлениями о внутреннем мире человека, о мыслях, переживаниях, разнообразных проявлениях душевных явлений, присущих людям разных эпох.
Наблюдения надо отдельными элементами стихотворения, тропами, композицией, языком нужны разумеется того, разумеется постичь идеи и эмоции, образы и мотивы.
Специфика стихотворного текста состоит в том, подобно он, во-первых, подобно правило, бессюжетен, во-вторых, наполнен скрытым смыслом, выраженным жестоко сжато, свернуто и в особой форме. Преодолеть эту форму и раскрыть глубину содержания позволительно прощевайте при медленном, вдумчивом чтении, которому и должен научить школьников.
Учить школьников читать – это следовательно не просто складывать буквы в слова, однако слова в предложения и явственно их произносить, однако читать, значит внимать, понимать, сопереживать. Школа, заблаговременно всего, должна воспитать грамотного читателя, т.е. человека, прицельно интересующегося чтением, чай не секрет, подобно с каждым годом кругозор к чтению уменьшается и, заблаговременно всего, посредь молодого поколения. Какую занятие в этом играет школа, уроки литературы? Стоит династия сваливать важность этой проблемы прощевайте на повальное воодушевление детей компьютерными играми, на телевидение?
В таковой ситуации занятие учителя литературы становится исключительной, важной, особенной. Я частенько говорю студентам обо особой миссии, которая возложена на современного учителя литературы. Эта поручение — сохранения духовной культуры нации. Одна изо задач, способствующих реализации этой высокой цели, — тривиум общению с художественным произведением, что, естественно, формирует и общую культуру человека и его грамотность, и агитискусство общаться, и эмоциональную культуру.
Борис Корнилов, поэт, считает, подобно равнодушие к музыке говорит о неразвитости слуха, однако равнодушие к поэзии говорит о неразвитости души.
Почему такая водка занятие отводится поэзии? Лирика – это порода литературы, носящий субъективностью, прямым выражением чувств и переживаний автора, лаконичной, аккумулирующей природой стиха, и многозначностью поэтического образа.
Эти свойства лирики – в центре внимания при изучении стихотворных произведений на уроках литературы.
В статье Н.Гумилева «Анатомия стихотворения» говорится: «Стихотворение же — это поворотливый организм, подлежащий рассмотрению: и анатомическому, и физиологическому».
Организация работы с поэтическим текстом должна быть основана на главном принципе: от слова – к мысли и чувству, ото формы – к содержанию.
Предлагаем сколько-нибудь вариантов общего плана анализа стихотворного текста. Понятно, подобно применять тот разве другой порядок позволительно полностью разве более разве менее – в зависимости ото особенностей поэтического произведения, ото этапа работы, ото уровня подготовки учащихся, однако опять же ото цели урока. Различные варианты подачи и толкования лирического произведения обусловлены универсальностью и общечеловечностью проблематики, индивидуальностью восприятия.
План – это прощевайте «костыли». Они нужны на различный случай: разумеется чего-то не забыть. Необходимо искать собственный путь, свою «дверцу» в произведение. Этой «дверцей» может склад раздумывание надо значением лексических единиц, разбирание значения использованных тропов, но самое главное: должен обратить присмотр на то, подобно прямо работает на ваше восприятие, подобно углубляет и усиливает разумеется вас семантика произведения.


Часть 1

План анализа стихотворения

Вариант 1
1. Какие чувства вызывает стихотворение? Какие прямо ключевые слова формируют эти чувства? Как меняются чувства ото азбука к финалу стихотворения? В чем причины этих изменений?
2. Какие картины рисуются при чтении этого стихотворения? Сколько: одна, две, несколько? Опишите. Обратите присмотр на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?
3. Каким вас представляете себя лирического героя?
4. В каких словах комедиограф прямо выражает свое благодушие к изображаемому? В чем манера авторской позиции?

Вариант 2
1. Какое самочувствие становится разумеется стихотворения определяющим. Меняются династия чувства автора на протяжении стихотворения, буде разумеется – благодаря каким словам мы обо этом догадываемся?
2. Есть династия в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно разве фонетически (по ассоциациям разве по звукам).
3. Роль первой строки. Какая рейв звучит в душе поэта, когда он берется после перо?
4. Роль последней строки. На каком эмоциональном уровне, по сравнению с началом, заканчивает васин александр николаевич стихотворение?
5. Звуковой среда стихотворения.
6. Цветовой среда стихотворения.
7. Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего).
8. Категория пространства.
9. Особенности композиции стихотворения.
10. Жанр стихотворения. Тип лирики.
11. Литературное линия (если позволительно определить).
12. Значение художественных средств.
13. История создания, годок создания, семантика этого стихотворения в творчестве поэта. Есть династия в творчестве этого поэта стихотворения, сходные с ним разве противоположные по каким-либо признакам: форме, теме? Можно династия сравнить это шестистишие с произведениями других поэтов.

Вариант 3
Автор произведения. Время написания.
Лексика. Если есть слова, требующие пояснения их лексического значения, посмотрите по словарю. Какие лексические пласты использует комедиограф в произведении (профессиональную лексику, диалектную, разговорную, сниженную экспрессивную, книжную, возвышенную и др.)? Какую занятие они играют? В какие тематические группы позволительно объединить лексические единицы?
Морфологические особенности. Есть династия какие-либо закономерности в использовании автором частей речи? Преобладают династия глаголы, существительные, прилагательные разве другие части речи? Особенности использования форм частей речи. Какую занятие они играют в тексте?
Синтаксические особенности. Обратите присмотр на структуру предложений. Какие преобладают: сложные, простые? Каков поэтический образ предложений?
Образ-переживание. Как меняются чувства лирического героя ото азбука к концу произведения? Какие слова позволительно назвать ключевыми в отображении динамики образа-переживания?
Художественное продолжительность и пространство произведения. Какие художественные детали формируют пространственно-временной континуум произведения?
Цветовая гамма произведения. Имеются династия в тексте слова, прямо обозначающие цвет, либо слова и образы, подразумевающие фиксированный цвет? Каково совокупление цветовых элементов в тексте произведения? В какое расклад они вступают (дополняют, гладко переходят в единственном числе в другой, контрастируют)?
Звуковая гамма произведения. Имеются династия в тексте слова, прямо обозначающие звук, либо слова и образы, подразумевающие фиксированный звук? Какой образ носит звуковая гамма произведения? Меняется династия образ звука ото строфы к строфе, ото азбука к концу произведения?
Средства художественной выразительности. Какие тропы, фигуры использует комедиограф разумеется создания образов (эпитеты, метафоры, анафору, антитезу, синекдоху, инверсию, перенос и т.д.)? Охарактеризуйте их значение. Имеется династия выраженное первенство какого-либо приема? Его значение. Обратите присмотр на использование звукописи. Какой вид звукописи использует комедиограф (ассонанс, аллитерацию)? Какую занятие она играет?
Особенности ритмической структуры. Определите величина стихотворения (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), его особенности (пиррихий, спондей). Какую занятие в создании настроения, динамики образов играет размер? Опишите образ рифмы, интальо рифмовки, строфическую организацию произведения. Какие прямо слова рифмует автор? Почему?
Художественные детали. Какие сызнова детали и образы должен охарактеризовать? Какие изо них особенно выделяются в произведении? Какое зимовник в системе образов они занимают? Есть династия в тексте произведения детали и приемы, характерные разумеется творчества данного автора, проявляющиеся и в других его произведениях? Есть династия в тексте данного произведения детали и приемы, связанные с приверженностью автора к какому-либо литературному течению?
Лирический герой. Что вас можете сказать о характере лирического героя, о его чувствах, отношении к миру, к жизни?
Жанр произведения. Какие жанровые особенности проявляются в произведении (элегия, дума, сонет и др.)? К какому виду искусства близешенько данные устраивание (кино, драма, рейв и др.)? Почему?
Авторская позиция.
Тема произведения. О чем говорится в произведении? Какой предмет, проблема, чувство, эмоция нужно в центре изображения?
Идея произведения. Как воспринимает названый предмет, проблему, чувство, эмоция автор? О чем комедиограф заставляет задуматься читателя? Зачем написано это произведение?
Какое зимовник в творчестве автора занимает данные произведение?

Вариант 4
1. Внимательно прочитайте стихотворение.
2. Проанализируйте синтаксическую структуру стихотворения:
2.1 почем предложений входит в него;
2.2 каковы их микротемы, подобно они соотносятся промежду собой;
2.3 каковы их синтаксические особенности (наличие инверсии, простые разве сложные, союзные разве бессоюзные, сложные разве сложноподчиненные и пр.)?
3. Как соотносится синтаксическая геоблема стихотворения с делением на строфы и строки? (Это поможет понять смысловую структуру стихотворения, увидеть смысловые акценты).
4. Обратите присмотр на особенности пунктуации (употребление многоточий, тире, вопросительных и восклицательных конструкций), определите нее занятие (как ритмико-интонационную, в таковой степени и смысловую).
5. Обратите присмотр на повторы:
– синтаксический параллелизм;
– лексические и корневые повторы;
– повторы союзов;
– анафорические и эпифорические повторы.
Какую занятие они играют: ритмико-мелодическую, эмоциональную, смысловую?
6. Проанализируйте рифмующиеся слова, создающие смысловые и эмоциональные акценты в стихотворении:
6.1. в каких отношениях они находятся (сопоставление, противопоставление, утроение мысли разве чувства, дублирование и пр.);
6.2. к какому разряду лексики они принадлежат:
- по своему происхождению (устаревшие слова – архаизмы разве историзмы, неологизмы, заимствованная лексика, старославянизмы, галлицизмы и пр.);
– по эмоциональной окраске (окрашенная разве неокрашенная лексика, экспрессивные и оценочные слова и пр.);
– по сфере употребления (общеупотребительные, диалектизмы, просторечные слова);
6.3. какова их экспрессивная, эмоциональная и логическая занятие в стихотворении?
7. Проведите подобную лексическую работу сейчас всем стихотворном тексте:
7.1. выявите устаревшие слова разве неологизмы, заимствованные слова, объясните их (при объяснениях используйте синонимию, морфемный и деривационный анализ и т.д.), определите их занятие в данном тексте;
7.2. найдите слова, употребляющиеся в переносном смысле: какие изо них создают метафорические образы, какие используются разумеется создания таких разновидностей метафоры, подобно метонимия, синекдоха, воплощение и пр., какова смысловая занятие этих тропов;
7.3. какое ощущеньице разве самочувствие передают чувствительно окрашенные слова, повторяющиеся слова;
7.4. определите морфологическую принадлежность повторяющихся слов, какая отделение речи самый употребительна в стихотворении разве той разве другой его части, почему;
7.5. найдите в стихотворении синонимы, антонимы, омонимы, перифразы, объясните их роль.
8. Проанализируйте использование других средств точности и выразительности речи: сравнительных оборотов, двойного отрицания, обращения, морфологических средств (повелительного разве условного наклонения глагола, уменьшительных суффиксов существительного, кратких прилагательных и пр.), определите их занятие в стихотворении.
9. Сопоставьте предисловие и хрен стихотворения: частенько они представляют собой лексико-грамматическую и смысловую соотнесенность.
10. Сделайте обобщение обо эмоционально-содержательном смысле стихотворения (интерпретируйте стихотворение). Кратко запишите свое богопонимание основного содержания стихотворения.

Вариант 5
1. Дата создания.
2. Реально-биографический и фактический комментарий.
3. Жанровое своеобразие.
4. Структура стихотворения:
4.1. Форма строфы.
4.2. Тип рифмовки.
4.3. Размер.
5. Идейное содержание:
5.1. Внешнее впечатленьице и внутренняя преципитация на него.
5.2. Эмоциональная синева чувств, выраженных в стихотворении в их динамике.
5.3. Преобладание общественных разве личных интонаций.
5.4.Лирический герой. Его характерные качества.
5.5 Синтаксические фигуры: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, пышный вопрос, сэр и восклицание.
5.6. Основные изобразительные средства, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, самоирония (как троп), сарказм, перифраза. Виды звукописи.
5.7. Сопоставление основных словесных образов:
5.7.1. по сходству;
5.7.2. по контрасту;
5.7.3. по смежности;
5.7.4. по ассоциации;
5.8. Ведущая тема.
5.9.Основная мысль
Часть 2
Анализ поэтических текстов.

А.Пушкин. «На холмах Грузии…»
Стихотворение «На холмах Грузии…» написано в 1829 году, сейчас продолжительность путешествия в Арзрум (15 мая), когда васин александр николаевич оказался в местах, напомнивших ему дни его южной ссылки, поездку по побережью Черного моря гуртом с Раевским. Произведение посвящено Марии Раевской, в которую Пушкин был влюблен тогда, в годы юности. Позже она вышла замуж после декабриста С.Волконского, однако в 1829 году находилась гуртом с мужем в Сибири, на каторге.
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустненько и легко; сожаление моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И ретивое заново горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.
В этом стихотворении 3 предложения:
– бульон – это антропография места, где находится поэт;
– блюдо – нахлынувшие воспоминания о возлюбленной;
– третье – васин александр николаевич заново переживает ощущеньице любви.
Можно сказать, подобно наблюдение мест, в которых оказался поэт, вызывает в нем воспоминания о возлюбленной, и он заново переживает любовь.
Первое бессоюзное сложное предложение простой и ясной структуры в самом начале стихотворения подобно бы передает общие приметы, подобно бы опознавательные знаки пейзажа. Это даже не антропография природы в полном смысле слова, однако прямо беспредельно обобщенное помечание мест, которые наблюдает поэт, однако опять же цеу на продолжительность суток: холмы Грузии, Арагва, ночная мгла. Присутствие самого поэта кратко обозначено словами: Шумит Арагва предо мною.
Второе бессоюзное сложное предложение состоит изо тремя частей: двум первые этак не распространены, отнюдуже подобно в них грамматические основы передают самочувствие поэта, уточняют образ его состояния, однако второстепенные члены (дополнение вертолет и цеу моя) невообразимо указывают на того, кто испытывает это состояние. Последняя отделение распространена дополнением, которое трижды повторяется: …тобою, тобой, одной тобой…
Бессоюзные сложные предложения позволяют кратко и жестоко разборчиво и колоритно передать возникновение и пролификация чувств автора: ото внешних впечатлений к настроению и к воспоминаниям.
Последнее предложение (сложносочиненное с подчинением) передает и образ чувства поэта, и его попытку разобраться в этом чувстве, осознать и проанализировать его, потому краткость, отрывистость конструкций сменяется более плавной, раздумчивой интонацией.
Точки с запятой в начале стихотворения подчеркивают отдельность, отрывочность впечатлений и настроений поэта. Каждая отделение бессоюзных предложений тутовник произносится на одном дыхании, благодаря этому создаются манера и ритм, которые похоже передают дух самого автора.
Затем эти знаки сменяются запятыми при повторе (тобою, тобой, одной тобой), подобно создает заминка интонации, передавая медитация поэта на образе возлюбленной. Особенно колоритно тутовник многоточие, которое показывает, подобно на поэта нахлынули воспоминания, но он о них умалчивает. Эту паузу тайных воспоминаний и выражает многоточие. Тире в конце третьего предложения отделяет антропография чувств ото той части, где осмысливается их причина, осмысливается подобно бы внезапно, по какому-то вдохновению.
Синтаксически параллельные части первого предложения (инверсия: сказуемое – подлежащее) создают определенную ритмичность, напевность, ощущеньице спокойствия. Синтаксический дублирование сейчас втором предложении усиливается сызнова и лексическим повтором: сожаление моя светла; сожаление моя полна тобою. Это заостряет присмотр на внутреннем состоянии поэта: его сожаление – это определяющее ощущеньице в тот момент, но это сожаление легкая и светлая, в таковой степени подобно она связана с прекрасными воспоминаниями о возлюбленной.
Лексический возобновление тобою, тобой, одной тобой является эмоциональным и смысловым центром стихотворения, недаром этот возобновление соединяет бульон и блюдо четверостишия.
В конце ощущеньице автора обретает конкретность, опять же выраженную лексическим повтором любит – любить.
Рифмы мгла – светла построены на отношениях антонимии: явленность погружается в фрустрация покоя и сна, сейчас мрак, в темноту – в душе поэта пробуждаются воспоминания, светлая грусть.
Рифмы мной – тобою представляют подобно бы семантический чека стихотворения, связывая автора и незримую возлюбленную.
Здесь при помощи оксюморона передается манера чувства грусти и печали – светлая, легкая кручина и печаль.
Синонимы:
– грустненько – сожаление – унынье – это лексические синонимы, которые передают основное самочувствие поэта;
– припеваючи – не мучит – не тревожит – контекстуальные и лексические синонимы, которые уточняют образ грусти и печали, подчеркивают, подобно это самочувствие спокойное, светлое;
– горит – любит – контекстуальные синонимы, которые выражают пробудившиеся чувства поэта.
Слово горит употреблено в переносном значении: ретивое заново горит – это метафора, передающая пафос чувств автора.
Двойное опровержение не любить… не может означает, подобно ретивое непременно должно статься любить, безо любви дудки жизни, дудки смысла существования. Двойное опровержение усиливает горячность стихотворения.
Таким образом, это шестистишие о любви. Поэт, оказавшись в Грузии, вспоминает о своей давней возлюбленной, с которой встретился на Кавказе в годы южной ссылки. Глядя нынче на холмы в мрачный мгле, васин александр николаевич мало-помалу погружается в воспоминания. Они пробуждают в его душе кручина и сожаление о навеки ушедшем чувстве, но в то же время заставляют сызнова испытать любовь. Поэтому его печаль… светла и ретивое заново горит. Для Пушкина безо любви дудки жизни, и потому он непрерывно благодарен возлюбленной после пережитые минуты счастья и хранит воспоминания о них.
А.Фет. «Как богат я в безумных стихах!..»
В.А. Жуковский. «Невыразимое» (1819);
Ф.И. Тютчев. «Silentium!» (1830);
А.А. Фет. «Кому венец: богине ль красоты…» (1865);
А.А. Фет. «Как богат я в безумных стихах!..» (1887).

Все эти произведения написаны в русле романтизма и посвящены одной главной теме, которую позволительно сформулировать строкой Жуковского: Невыразимое подвластно ль выраженью? То есть в этих стихотворениях решается вопрос о том, позволительно династия в поэтическом слове удовлетворительно верно выразить бытье и нее красоту – подобно внешнюю (красоту природы, человека), в таковой степени и внутреннюю (красоту человеческих чувств и переживаний).
Как богат я в безумных стихах!
Этот ореол вертолет отраден и нужен:
Все алмазы мои в небесах,
Все росинки под ними жемчужин.
Выходи, красота, не робей!
Звуки есть, дорогие есть краски:
Это все я, поэт-чародей,
Расточу после минута ласки.
Но когда ты приколешь цветок,
Шаловливо иль с думой лукавой,
И, подобно в дымке, твой голубиный зрачок
Загорится сердечной отравой,
И слизь молодого стыда
Чуть ланиты овеет зарею, –
О, подобно беден, подобно жалок тогда,
Как беспомощен я предо тобою!
В стихотворении прощевайте 5 предложений: первая терцина состоит изо двух предложений, вторая – опять же изо двух предложений, однако третья и четвертая строфы представляют собой одна предложение.
В первых двух строфах пунктуация образует интонационную параллель: первая строка в каждой изо этих строф заканчивается восклицанием, однако вторая – двоеточием и паузой перед пояснением.
Последнее предложение занимает 3-ю и 4-ю строфы.
В первых двух строфах манера бодрая, динамичная (отсутствие союзов), уверенная, даже торжествующая. В последних двух строфах она замедляется, становится более плавной, неторопливой, отнюдуже подобно появляется перечисление однородных придаточных с повторяющимся союзом и.
Можно сказать, подобно интонационно шестистишие делится на 2 части: первые двум строфы, интонационно параллельные наперсник другу, бодрые, яркие, динамичные, – и последние двум строфы – плавные, напевные, интонационно стремящиеся к двум последним строкам, заканчивающимся восклицанием, но ранее не с торжествующими нотами, однако с горечью бессилия.
По смыслу это шестистишие опять же позволительно разделить на двум части, противопоставленные наперсник другу. Уверенное я в первой части, ощущеньице своей силы подобно поэта-чародея, которому подвластны красотища природы и красотища стиха, пир поэта – создателя красоты противопоставляется беспомощному «я» второй части. Сильнее поэта оказывается живая, неуловимая красотища его возлюбленной, когда на нее лице играют и сменяются оттенки любовного чувства. Антонимы богат – беден, подобно бы обрамляющие это стихотворение, довершают противопоставление.
Вторая отделение стихотворения недаром начинается с сочинительного противительного союза но. Этим союзом комедиограф в в единственном числе присест определяет, подчеркивает отношения противопоставления промежду первой и второй частями стихотворения.
Ряд контекстуальных синонимов в первой части:
блеск – алмазы – жемчужины – звуки – краски– красота.
Эти контекстуальные синонимы создают впечатленьице богатства, которое есть у поэта. Поэт творит новую, поэтическую действительность, которая не прощевайте вбирает в себя внешнюю красоту природы и нее блеск, но и сама полна красоты и блеска слова. Именно потому комедиограф чувствует себя волшебником-чародеем, которому есть чем заплатить после минута ласки. Слова блеск, алмазы, жемчужины употреблены тутовник в переносном, метафорическом значении.
Слова сердечная отрава тутовник являются метафорой любовного чувства.
В двух последних строфах васин александр николаевич стремится передать красоту изменчивого, живого, текучего чувства. Здесь дудки определенных и ярких красок. Слова подобно в дымке, налет, немного показывают расплывчатость нюансов красоты возлюбленной, нереальность сколько-нибудь подобно бы передать отбивание нее переживаний в поэтическом слове. Она прекрасна, отнюдуже подобно в нее душе разгорается любовь, но васин александр николаевич бессилен запечатлеть невыразимое.
Поэт ощущает себя творцом, когда в стихах создает новую красоту – красоту поэтического слова. Ему подвластен синкретический блеск, будь то ореол ярких демон красоты природы разве облика человека. Тут он ощущает себя богачом, всесильным чародеем.
Однако перед внешне тонкой внутренней красоты чувства, поворотливый красоты изменчивой человеческой души, бросающей собственный отсвет на черты внешности, васин александр николаевич бессилен и жалок и сознает себя бедняком.
Ф.И. Тютчев
В стихотворениях Ф. Тютчева филология и философия помогают понять наперсник друга.
В центре тютчевской философии – ювенильный Хаос. Хаос – изначальная пропасть бытия, бездна, которая обнажается ночью. Ему противостоит Космос – слаженный оборудованный мир. Хаос – первоматерия, грубая здоровая сила, ото которой особа отделился, создал цивилизацию. Но культура – это прощевайте индития надо бездной. Она не изолирует эти силы. Поэзия Тютчева – это совещание борьбы Хаоса и космоса.
Тютчевская явленность – это не пейзаж, людный растениями, животными и людьми, однако космос, в котором живут и действуют стихии воды, грозы, ночи, представляющие собой самостоятельные силы мироздания. Ночь разумеется поэта не прощевайте одним изо сторон бытия, но и воплощение его сути. День – исцеление души после мучительной ночи, время, когда человеческая натура чувствует себя освобожденной ото мучений и страданий. Это благостный индития рокового мира. Поэт равно малую толику к обеим сторонам действительности. Он понимает, подобно блондинистый златотканый индития – это прощевайте невообразимо вершина, однако не основание мироздания. Хаос – отрицательная беспредельность, зияющая тьма всякого безумия и безобразия, демонические порывы, восстающие насупротив прощевайте положительного и должного – сейчас глубочайшая явленность космический души.
Таким образом, после каждой пейзажной зарисовкой, созданной в стихотворениях, нужно философская полиптих мира.

Осенний вечер
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть;
Зловещий ореол и разнокалиберность дерев,
Багряных листьев томный, изящный шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землёю,
И, подобно предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, равнодушный ветер порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всем
Та кроткая улыбочка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
Это шестистишие написано Тютчевым в 1830 году сейчас продолжительность одного изо кратковременных приездов в Россию. Возможно, потому оно проникнуто таким тонким, подобно натянутая струна, чувством, сравнимым с чувством, возникающим мигом прощания с дорогим человеком, причем, прощания неизбежного. Что создает такое чувство?
Рассмотрим цветовую гамму стихотворения. Она, с одной стороны, удовлетворительно пестрая: ореол и пестрота, багряные листья, лазурь; но, в то же время, васин александр николаевич немножечко приглушает эту пестроту, делает её осторожной. С помощью чего? С помощью эпитетов: умильная, таинственная, томный, лёгкий, туманная, тихая, грустно-сиротеющая, стыдливая, кроткая. Вообще шестистишие насыщено эпитетами. Эпитет – это яркое, образное, художественное определение, назначение которого – словотворчество красочных образов, эмоциональной атмосферы, сдача авторской позиции.
В этом стихотворении эпитеты многообразны по структуре, значению. Составной троп грустно-сиротеющая передает и благодушие поэта к изображаемому, и фрустрация природы: грусть, сиротство, одиночество, прямо этот троп акцентирует тему прощания, расставанья. Но это расставанье, причиной которого является смерть.
Эпитеты контрастируют наперсник с другом. Вслед после «умильная, таинственная прелесть» появляется «зловещий блеск». Затем чередуется «туманная и тихая лазурь» и «порывистый, равнодушный ветр». Контрастные состояния васин александр николаевич не противопоставляет, однако соединяет, в таковой степени подобно стремится изобразить переливный фактор в жизни природы: разлука с осенью и предчувствие зимы.
Все шестистишие – это одна предложение. Предложение сложноподчиненное, в первой части – однородные члены с обобщающим словом. Местоимение с предлогом на всём вбирает в себя и шелест, и пестроту, и лазурь, и «ветр». Как бы неодинаково не были охарактеризованы эти детали, составляющие картину природы, объединяет и завершает этот очертания кроткая улыбочка увяданья. Текст произносится на одном дыхании, подобно последний выдох.
Осенняя красотища умирает. За образом природы возникает человеколюбивый образ. Созданию этой параллели способствует, в фолиант числе, и ранее терминованный троп грустно-сиротеющая. Еще более усиливается это воплощение в строках: Ущерб, изнеможенье — и на всем// Та кроткая улыбочка увяданья,// Что в существе разумном мы зовем// Божественной стыдливостью страданья.
Кроткая – незлобивая, покорная, смирная. Возникает очертания девушки, кротко ждущей неизбежности конца.
Н. А. Некрасов сказал по поводу стихотворения Ф. Тютчева «Осенний вечер»: «Впечатление, которое испытываешь при чтении этих стихов, позволительно прощевайте сравнить с чувством, какое овладевает человеком у постели молодой, умирающей женщины, в которую он был влюблен».
Стихотворение Ф. Тютчева перекликается со стихотворением А.С. Пушкина «Осень» написанным позже.
… … … Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На каюк осуждена,
Бедняжка клонится безо ропота, безо гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице кровавый цвет.
Она божество сызнова сегодня, будущее нет.
Пушкинский образ, в таковой степени же подобно и тютчевский, хранит отголоски минувший красоты и смущен ранее явными признаками увяданья. Оба стихотворения объединяет и предчувствие сызнова далеких, но приближающихся потрясений.
Стремление уловить переходное фрустрация подобно в жизни человека, в таковой степени и в жизни природы присуще разумеется творчества Ф. Тютчева. Тютчева интересуют наблюдения надо стихиями природы и нее закономерностями. С помощью таких наблюдений васин александр николаевич стремится познать явленность бытия, всеобщие законы вселенной.
****************************************************************
И гроб опущен контия в могилу,
И все столпилося вокруг…
Толкутся, дышат спустя силу,
Спирает сиська губительный дух…
И надо могилою раскрытой,
В возглавии, где гроб стоит,
Ученый пастор, сановитый,
Речь погребальную гласит…
Вещает бренность человечью,
Грехопаденье, ихор Христа…
И умною, пристойной речью
Толпа дифференциально занята…
А небосвод в таковой степени нетленно-чисто,
Так беспредельно надо землей…
И птицы реют голосисто
В воздушной бездне голубой…
В 1830-1836 г.г. Тютчев переживает имманентный грызня «поэзии» и «истории». Это происходит в связи с событиями 1830 годы — годы июльской революции, ставшего разумеется Европы эпохальным. Перелом в мировоззрении поэта приводит к тому, подобно заместо гармонии двух начал появляются в его поэзии образы двух непримиримых, несоединимых стихий. Оборотной стороной всерьез пережитой Тютчевым драмы стала самоирония его по отношению к себе, проявляющаяся и в поэтическом творчестве.
Стихотворение «И гроб опущен контия в могилу» написано в 1835 году.
Основная манера этого стихотворения – мрачно-ироническая, характерная разумеется поэта в метеоданные период, в палеоген предощущения космический катастрофы.
В стихотворении определенно прослеживается уд уровня: смерть — надо могилою — небо. Причем мрачно-ироническим настроением пронизаны первые уд строфы, создающие картину первых двух уровней, однако в четвёртой строфе формируется иное настроение, которое позволительно охарактеризовать подобно чистую, звенящую тоску.
Первая строка звучит подобно доведение какого-то действия, какого-то события, оставшегося после рамками произведения. Какое это событие? Очевидно, человеческая жизнь, которая закончилась тем, что… «и гроб опущен контия в могилу». Авторское благодушие к человеческой жизни обозначено прямо, откровенно: бренная, грешная. Мало того, могилу окружает толпа, безликая масса: «всё столпилося», «толкутся». Среди этой толпы выделяется одним король – пастор. Но эта король сызнова более подчеркивает авторскую иронию, чему способствует использование возвышенной лексики: «вещает», «гласит». Соответственно, народ должны «внимать» словам пастора, но… «и умною, пристойной речью массовка дифференциально занята». Контраст промежду «вещает», «гласит» и «толпа» подчеркивает несуразность, ерунда человеческую.
Последняя терцина начинается с противительного союза «а», противопоставляющего небосвод всему, подобно под ним. Образы, созданные в четвертой строфе, противопоставлены ото азбука поперед конца тем, подобно обрисованы в первых тремя строфах. Птицы «реют голосисто», они свободны, однако бытье людей омрачена тем, подобно они находятся на краю мрачной бездны («и надо могилою раскрытой»). Противопоставлены нетленная незапачканность неба и губительный вонища могилы, беспредельность неба и придурковатость человеческой жизни. Тему ограниченности создает семантическая цепочка: гроб, толкутся, спирает грудь, пристойная речь. Взору поэта открываются двум бездны: одним – мрачная – внизу, другая – воздушная, голубая – вверху. Человеческая бытье проходит промежду ними и заканчивается мраком, к сожалению, человеку недоступна незапачканность бездонная неба.
С. Есенин.
«Сорокоуст» (отрывок)
Видели династия вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунных поезд?
А после ним
По прописной траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребенок?
Милый, милый, веселый дуралей,
Ну, значительно он, значительно он гонится?
Неужель он не знает,
Что живых коней
Победила стальная конница?
Неужель он не знает, подобно в полях бессиянных
Той поры не вернет его бег,
Когда пару красивых степных россиянок
Отдавал после коня печенег?
По иному фортуна на торгах перекрасила
Наш зажженный скрежетом плёс,
И после тысчи пудов конской кожи и мяса
Покупают нынче паровоз.
………………………….
Сорокоуст – сорокадневная уставная церковная служба. Поминание по усопшем. В первой части произведения комедиограф в в единственном числе присест заявляет свою роль, свою задачу:
Только мне, подобно псаломщику, петь
Над родимой страной аллилуйя.
Что же произошло? Почему аллилуиа звучит надо родимой страной?
1917 — васин александр николаевич встретил, подобно и многие художники его круга, с надеждами на обновление, на фартовый кривизна в крестьянской доле. В есенинской поэзии в 1917 году появляется новость ощущеньице России: «Уж смыла, стерла деготь/ Воспрянувшая Русь». Чувства и настроения поэта этого времени жестоко сложны и противоречивы — это и надежды, и ожидания светлого и нового, но это и волнение после судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна изо них — содержание столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего нее гармонию — звучит в стихотворении С.Есенина «Сорокоуст». В нем центральным становится обретающее всерьез символичный семантика гандикап промежду жеребенком и поездом. При этом стригун подобно бы воплощает в себя всю красоту природы, нее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском «Сорокоусте» вечная содержание противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России.
В 1920 году рухнули утопические мечты поэта о социализме подобно "мужицком рае". Это свое пессимизм с особой лирической взволнованностью и драматизмом Есенин выразил в поэме «Сорокоуст». Поэма была написана Есениным сейчас продолжительность его поездки на юг России в августе 1920 года.
Все мучительнее встает перед поэтом вопрос: «Куда несет нас участь событий?» Особенно тяжело, временами трагически, в 1919—1921 годах переживает поэтреволюционную ломку старых, патриархальных устоев русской деревни. Глубокий имманентный семантика имеет в "Сорокоусте" байка о том, подобно паровозище обогнал тонконогого жеребенка. Именно в этой сцене фу достигает своего кульминационного звучания:
Пронзительно-тревожным «чувством родины», потерь озарена вся поэма. Образы «Сороокуста» — дерзкие, впечатляющие.
Есенин вводит очертания коня, подобно пентаграмма старой патриархальной деревни, сызнова не осознавшей суброгация к новой жизни. Образом этого «прошлого», которое пытается всеми силами бороться с переменами, является жеребенок, какой-нибудь предстает подобно составляющая в полость символическую ситуацию «соревнования» промежду «чугунным конем» — поездом и «красногривым жеребенком».
Стихотворение построено на противопоставлениях:
Бежит – скачет
Поезд – жеребенок
Лапы (у поезда) – ноги (у жеребенка)
Поезд движется «в туманах…кроясь» – стригун скачет подобно на празднике
Железный – красногривый
Таким образом, в первой строфе образы поезда и жеребенка противопоставлены на всех уровнях.
Это противопоставление усиливается сейчас второй строфе, где возникает противопоставление двух временных пластов: современности и древности, «Когда пару красивых степных россиянок //Отдавал после коня печенег?»
Во второй же строфе лучисто выражена авторская позиция: премиленький дуралей. Слово с лучисто выраженной экспрессивной окраской, сэр к кому-то жестоко близкому. Это впечатленьице усиливается употреблением местоимения наш (Наш зажженный скрежетом плёс). Образ лирического героя слит с образом деревни, таким образом, васин александр николаевич свою судьбу разделяет с судьбой деревни, т.к. позиция лирического героя отражает позицию автора.
Борьба деревни после выживание оказывается проигранной, все большее предпочтение отдается городу.
Стихотворение наполнено любовью к красногривому жеребенку, и гуртом с единица пронизано болью, отчаянием и ужасом перед роковым вторжением в бытье бездушного и жестокого врага – несгибаемый конницы. В нем слиты нежность, трогательность и трагичность. Красногривый стригун олицетворяет собой все прекрасное. Это шестистишие о душе и бездушии. Душа поэта переполнена болью и отчаянием. Жеребенок – подобно ребенок. Как явленность в изображении Есенина по-детски наивна и отнюдуже задавлена наступающей несгибаемый конницей. С приходом в нашу бытье несгибаемый конницы «большая трава» превратилась в «поля бессиянные», серое и тусклое: увядает все живое. Они потеряли волшебное ореол нетронутости.

Н. Некрасов. «Утро»
Ты грустна, ты страдаешь душою:
Верю – тутовник не страдать мудрено,
С окружающей нас нищетою
Здесь явленность сама заодно.
Бесконечно унылы и жалки
Эти пастбища, нивы, луга,
Эти мокрые сонные галки,
Что сидят на вершине стога,
Эта лошадь с крестьянином пьяным,
Через силу бегущая вскачь
В даль, сокрытую синим туманом,
Это мутное небо…Хоть плачь!
Но не красивей и город богатый:
Те же тучи по небу бегут;
Жутко нервам – железной лопатой
Там нынче мостовую скребут.
Начинается повсюду работа;
Возвестили пожар с каланчи;
На позорную агора кого-то
Провезли – тамо контия ждут палачи.
Проститутка свояси на рассвете
Поспешает, покинув постель;
Офицеры в наемной карете
Скачут после город: полно дуэль.
Торгаши просыпаются дружно
И спешат после прилавки засесть:
Целый будень им обмеривать нужно,
Чтобы вечером сытно поесть.
Чу! Из крепости грянули пушки!
Наводненье столице грозит…
Кто-то умер: на красной подушке
Первой степени Анна лежит.
Дворник вора колотит – попался!
Гонят рой гусей на убой;
Где-то в верхнем этаже раздался
Выстрел – кто-либо покончил собой…
В стихотворении двум части. По количеству строк они в отдалении не равны: первая часть, где добре антропография сельской природы, занимает гораздо минимальный объем, чем вторая часть, где возникает очертания города. Таким образом, получается, подобно сельский вид создает прощевайте один фон. Что же это после фон?
Серая, унылая картина, навевающая скуку, тоску. Обычная российская картинка, в отдалении не праздничная и не нарядная: поверхностный дождь, взъерошенные галки, грязь, кляча. Хотелось бы приблизительно изменить. Изменить, заблаговременно всего, настроение, но васин александр николаевич не дает читателю даже надежды, он знает, подобно нигде не найти глазу отрадной картины. Некрасов начинает вторую отделение (4 строфа) подобно бы с противопоставления: амфиктиония НО незамедлительно отрицается частицей НЕ:
Но не красивей и город богатый.
Бедная сельцо и зажиточный город похожи наперсник на друга: некрасивы!
Звуковая гамма стихотворения представляет собой какофонию грубых, режущих ухо, неприятных звуков: железной лопатой… мостовую скребут, гонят рой гусей, возвестили пожар с каланчи, грянули пушки.
Эти звуки единица более резки, подобно в первой части звучала тишина. В этой тишине даже не слышен шелест дождя, не слыхать и шлеп копыт по мокрой дороге – все покрыто туманом.
Город занят, казалось бы, деятельной жизнью: начинается повсюду работа.
Что это после работа? Офицеры скачут на дуэль, кого-то хоронят, гусей гонят на убой, кто-либо покончил с собой. Не сдельщина – убийство.
Но не прощевайте бытье людей в городе представляет собой канал в могилу. Как и в деревне, «с окружающей нас нищетою тутовник явленность сама после одно». Две противоположные стихии захлестнули город: пожар и наводнение.
Образ лирического героя отчетливее наблюдается в первой части. Именно в 1 – 3 строфах посетитель слышит его голос. Лирический персонаж обращается к своей любимой разве к своей Музе. В этих строфах более лучисто выражена авторская позиция: грустно, жалко, хотя плачь. Во второй части дудки ключевых слов, которые прямо выражали бы чувства лирического героя. Герой выступает подобно наблюдатель, констатирует факты. Некрасов строит предложения по принципу параллелизма:
Проститутка свояси на рассвете
Поспешает, покинув постель;
Офицеры в наемной карете
Скачут после город: полно дуэль…
…Торгаши просыпаются дружно…
…Дворник вора колотит – попался!…
Вторая отделение — жесткая установление фактов, безо чувств, безо эмоций, обыденная, бытовая. От того, подобно обыденным тоном персонаж нам описывает трагические события: каюк человека, наводнение, пожар, — становится страшно. В этом городе разрушены человеческие жизни, разрушены моральные ценности. Единственное чувство, которое возникает у лирического героя городским наутро – чертовски нервам.
Название стихотворения контрастирует с его содержанием. Слово утро вызывает ассоциации с чем-то чистым, зарёй, свежестью, росой, началом дня, началом жизни. Но образы стихотворения ни на волос противоположны данным ассоциациям.
Все в этом городе разрушительно разумеется человека. Гибнет, заблаговременно всего, душа, отнюдуже подобно в описании жизни города дудки ни одного высокого, нравственного мотива. Обман, мошенничество, растление: проститутка возвращается с работы, торгаши готовы обмеривать и общитывать.
В полость возникает очертания города-монстра.
И.Ф. Анненский.
Смычок и струны.
Какой тяжелый, мрачный бред!
Как эти выси мутно-лунны!
Касаться скрипки столько лет
И не узнать при свете струны!
Кому ж нас надо? Кто зажег
Два желтых лика, плохо унылых…
И сразу почувствовал смычок,
Что кто-либо взял и кто-либо слил их.
«О, подобно давно! Сквозь эту тьму
Скажи одно: ты та ли, та ли?»
И струны ластились к нему,
Звеня, но, ластясь, трепетали.
«Не правда ль, большей частью никогда
Мы не расстанемся? Довольно?…»
И скрипочка отвечала да,
Но сердцу скрипки было больно.
Смычок все понял, он затих,
Но в скрипке отклик все держалось…
И было мукою разумеется них,
Что людям музыкой казалось.
Но особа не погасил
До утра свеч…И струны пели…
Лишь соль их нашло безо сил
На черном бархате постели.
И. Анненский — васин александр николаевич прописной психологической силы и тонкости.
В своей поэзии Анненский неодинаково воплощает расклад динамики вещей и динамики отраженных в этих вещах душевных процессов. В стихотворении «Смычок и струны» эта синапс имеет символичный характер, тутовник скарб замещает человека и потому наделяется человеческими качествами.
Внешне шестистишие сочетает в себя признаки рассказа в стихах и драматического диалога. «Повествовательный» порядок этой лирической пьесы намечен пунктиром глаголов совершенного вида: «зажег…взял… слил…нашло».
Восприятию читателя разве слушателя предлагается невообразимо событийная рамка, подобно бы минимальная сюжетная мотивация звучащего в «пьесе» диалога. В качестве вещных знаков психологических отношений в нем использована вынесенная в наименование пара «Смычок и струны». Конкретность, материальность этих предметов контрастирует с крайней зыбкостью человеческого присутствия. Во второй строфе используются неопределенные местоимения: кто-то; вопросительные: кому, кто. Расстановка действующих лиц драмы проясняется прощевайте в конце стихотворения: человек, какой-нибудь всю морана играл на скрипке, всю морана горели свечи, и звучала музыка.
Стихотворение наполнено музыкой и страданием, сладкой мукой.
Стихотворение жестоко музыкально. Вопрос: ты та ли, та ли? – звучит ранее не подобно вопрос, однако подобно сладкоголосый такт». Словарное семантика слов «нас надо» и «ты та ли, та ли» похоже растворяется в самой ультразвуковой имитации игры на скрипке.
Большую занятие в создании музыкальности в этом стихотворении играет ассонанс. В 1, 2 и 5 строфах – ассонанс на [о,у], он создает томное, мучительное чувство. В 3 и 4 строфах вертолет становится более открытым, используется ассонанс на [а, э], в 6 строфе – сбалансированное совокупление [о,у], [а, э]. В 3 и 4 строфах мы находим лексические повторы: ластились, ластясь. Здесь же – внутренняя рифма: одно, давно. Стихи льются, подобно песня, точнее подобно романс, романсовую атмосферу подчеркивает и невеселый бархат, и желтые лики свечей.
Сначала голоса пробиваются подобно похоже чрез туман, звучат смутно. Но в 3 и 4 строфах голоса обретают силу, герои обретают наперсник друга. 4 терцина — кульминационная. В ней лучисто звучит содержание слияния любви и музыки, человека и музыки, муки и творчества.
Стихотворение написано 4-хстопным ямбом, подобно придает лёгкость звучанию. Во второй и третьей строфах ощутительно первенство одна – и двусложных слов: неровнота слов противодействует ритмической инерции четырехстопного ямба, насыщает строку сверхсхемными ударениями.
Синтаксическая геоблема многих предложений подчеркивает силу переживаний героев. В предложениях – недосказанность, взволнованность.
Миг переживаемого счастья неотделим ото импульса боли, рождаемого сознанием того, подобно благосостояние мимолетно. Мгновение гармонии – похоже короткий отбор на фоне «темного бреда» повседневности. Но домогательство к гармонии неустранимо, даже буде оно чревато гибелью, подобно неустранима роковая синапс музыки и муки – таковы смысловые ассоциации, рождаемые движением стиха. В стихотворении звучит рейв любви и прелесть музыки.
Литература
1. Выготский Л. С. Психология искусства. – Ростов н/Д: Феникс, 1998, 480 с.
2. Гиршман М.М. Литературное произведение: лжеучение и тривиум анализа. — М.: Олимп, 1991, 298 с.
3. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. — Л.: Просвещение, 1972, 356 с.
4. Методика преподавания литературы: Учебное помощь разумеется вузов. /Под ред. Рез З.Я. – М.: Просвещение., 1977, 384 с.
5. Методика преподавания литературы: Пособие разумеется студентов и преподавателей./ Под ред. Богдановой О. Ю., Маранцмана В. Г. в 2-х ч. — М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994, 228 с.
6. Некрасов Н.А. Стихотворения. Поэмы. – М.: Олимп, 1996, 688 с.
7. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый тезаурус русского языка/Российская АН.; Российский ресурс культуры. – М.: АЗЪ, 1995, 928 с.
8. Пушкин А.С. Сочинения в тремя томах. Т. 1. – М.: Художественная литература, 1985, 736 с.
9. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературы. – М.: 1963.
10.Серебряный век. Поэзия. – М.: АСТ, Олимп, 1996,672 с.
11.Толстой Л. Н. Что такое искусство? – М.: Современник, 1985, 592 с.
12.Тютчев Ф.И. Стихотворения. – М.: Просвещение, 1977, 320 с.
13.Фет А.А. Стихотворения. Проза. Письма. – М.: Советская Россия, 1988, 464 с.

Файлы: Роль инновационных методов в вопитании учащихся.doc
Размер файла: 54784 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология