Автор конспекта:
Автор(ы): — Сторожева Татьяна Юрьевна
Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №6″ г. Петровска
Характеристики урока (занятия) Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: — Учить применять знания и умения по анализу художественного произведения. Развивать навыки самостоятельной работы учащихся по анализу произведения в группах. Воспитывать заинтересованность в осознанном чтении произведений художественной литературы, воспитывать вдумчивого читателя.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 21
Используемое оборудование: —
Портрет Н.М. Рубцова, сборник стихотворений (стихотворения М.Ю. Лермонтов «Родина», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…», А.А. Блок «Россия», Н.М. Рубцов «Видение на холме»), Карточки-задания для работы в группах, шаблон таблицы-анализа стихотворения, фломастеры, карандаши, толковый словарь).
I.Организация внимания учащихся.
Эффект неожиданности. В математике есть тип задач на движение. (Пример). Что нужно сделать, чтобы быстро и правильно решить задачу?
(сделать рисунок- схему)
Сегодня на уроке мы с вами попытаемся, анализируя стихотворении, тоже нарисовать своеобразную таблицу-образ, которая поможет нам «увидеть» стихотворение, понять его смысл, то есть мы будем заниматься анализом.
Так как мы ограничены во времени , работу будем строить в группах, каждая из которых будет отвечать за свой объект анализа.
Форму работы мы с вами обговорили, теперь осталось выяснить, о чём же будет идти речь на сегодняшнем уроке.
II.Погружение в тему.
Прочитайте стихотворение
М.Ю. Лермонтов «Родина» — определите ключевую фразу («Люблю отчизну я, но странною любовью»)
Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…» — («Умом Россию не понять…В Россию можно только верить»
А.А. Блок «Россия» — («А ты всё та же – лес, да поле, Да плат узорный до бровей…»)
Анализ лексического ряда
О чём же пойдёт речь сегодня на уроке, что объединяет все эти высказывания?
(Россия)
III. Работа по теме урока
Россия, Русь, куда я ни взгляну…
( «образное» прочтение стихотворения
Н.М. Рубцова «Видение на холме»)
· Понятийная разминка (по шаблону
название,
композиция,
содержание лирического произведения,
средства художественной выразительности
метафоры
олицетворения
повтор однокоренных слов
эпитеты
ряд однородных членов
· Организация работы в группах (Карточки с заданиями смотри в приложении)
1. Истолкование названия
2. Анализ композиции
3. Анализ картин и ситуаций (мирное время)
4. Анализ картин и ситуаций (военное время)
Время работы 5 минут
· Отчёт каждой группы, целостный анализ стихотворения
IV. Вывод
Какова же тема данного стихотворения?
Идея стихотворения?
Какие слова можно считать ключевыми? (дополнение лексического ряда о России, начатого в начале урока)
Рубцова относят к представителям «тихой лирики». Согласны ли вы с этим?
Перед вами анализ стихотворения, представленный таблицей. Дайте характеристику положительных и отрицательных сторон такого анализа.
V. Домашнее задание.
Сделайте табличный анализ стихотворения
Спасибо за урок!
Приложение
ИСТОЛКОВАНИЕ НАЗВАНИЯ
Название обычно указывает на тему или идею, иногда на жанр.
Тема лирического произведения – предмет поэтического высказывания, вопроса, которого касается автор, жизненного явления, которое вызвало заключённое в стихотворении переживание.
Идея лирического произведения – обобщающее значение лирического произведения. Идея вытекает из анализа содержания.
В названии стихотворении – словосочетание, состоящее из двух слов
ВИДЕНИЕ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ХОЛМ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анализ значения данных слов, позволяет сделать предположение, что данное стихотворение – это взгляд из настоящего в прошлое;
возможно, тема стихотворения – тема памяти
АНАЛИЗ КОМПОЗИЦИИ
Лирика не создаёт сложных композиционных форм. Но возможно выделить композиционные части: кульминационная часть, повествовательный, описательный фрагменты, строфы, выражающие чувства и эмоции или, напротив, содержащие прямое высказывание. Стихотворение может иметь кольцевую композицию. Композиция может основываться на контрасте изображаемых явлений (выражений противоположности черт, явлений), на антитезе (резком противопоставлении явлений).
Антитеза – противопоставление слов, образов, персонажей, элементов композиции.
Это выразительный художественный приём, позволяющий писателям полнее охарактеризовать героев, выявить своё отношение к ним и к различным сторонам изображаемого.
Композиционная антитеза – один из принципов построения литературного произведения: это противопоставление сюжетных линий и эпизодов, сцен в эпосе и драматургии, фрагментов и строф в лирических стихотворениях.
Анализ композиции данного стихотворения позволяет выделить 5 частей
1 ___________________
Обращение
2_____________________
Обращение
3_______________________
Обращение
4_____________________
Обращение
5_____________________
Из полученного нами плана видно, что стихотворение состоит из ________частей, построено на антитезе – противопоставлении мирного настоящего и трагического прошлого (военные страницы истории России). При описании трагических страниц автор делает акцент не на подвиге, а на том, что любая война – это разрушение, боль, смерть.
Каждая часть разделяется (или соединяется!) обращением лирического героя к России. Эти обращения – (на наш взгляд) не столько к России, сколько к современному читателю
· Нельзя забывать прошлого
· Нужно сохранить мирное настоящее
АНАЛИЗ КАРТИН И СИТУАЦИЙ
Лексический ряд, передающий картины мирной жизни России
Художественно- выразительные средства
Ассоциации
Справочник
АНАЛИЗ КАРТИН И СИТУАЦИЙ
Лексический ряд, передающий картины венной жизни России
Художественно- выразительные средства
Ассоциации
Справочник
ИСТОЛКОВАНИЕ НАЗВАНИЯ
Название обычно указывает на тему или идею, иногда на жанр.
Тема лирического произведения – предмет поэтического высказывания, вопроса, которого касается автор, жизненного явления, которое вызвало заключённое в стихотворении переживание.
Идея лирического произведения – обобщающее значение лирического произведения. Идея вытекает из анализа содержания.
В названии стихотворении – словосочетание, состоящее из двух слов
ВИДЕНИЕ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ХОЛМ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анализ значения данных слов, позволяет сделать предположение, что данное стихотворение – это взгляд из ____________________ в ____________________;
возможно, тема стихотворения – тема ___________________________
АНАЛИЗ КОМПОЗИЦИИ
Лирика не создаёт сложных композиционных форм. Но возможно выделить композиционные части: кульминационная часть, повествовательный, описательный фрагменты, строфы, выражающие чувства и эмоции или, напротив, содержащие прямое высказывание. Стихотворение может иметь кольцевую композицию. Композиция может основываться на контрасте изображаемых явлений (выражений противоположности черт, явлений), на антитезе (резком противопоставлении явлений).
Антитеза – противопоставление слов, образов, персонажей, элементов композиции.
Это выразительный художественный приём, позволяющий писателям полнее охарактеризовать героев, выявить своё отношение к ним и к различным сторонам изображаемого.
Композиционная антитеза – один из принципов построения литературного произведения: это противопоставление сюжетных линий и эпизодов, сцен в эпосе и драматургии, фрагментов и строф в лирических стихотворениях.
Анализ композиции данного стихотворения позволяет выделить 5 частей
1 ___________________
Обращение
2_____________________
Обращение
3_______________________
Обращение
4_____________________
Обращение
5_____________________
Из полученного нами плана видно, что стихотворение состоит из ________частей, построено на ___________________ – противопоставлении мирного ________________ и трагического _________________ (военные страницы истории России).
При описании трагических страниц автор делает акцент не на подвиге, а на том, что любая война – это разрушение, боль, смерть.
Каждая часть разделяется (или соединяется!) ______________ лирического героя к России. Эти обращения – (на наш взгляд) не столько к России, сколько к современному читателю
· Нельзя забывать прошлого
· Нужно сохранить мирное настоящее
Файлы: урок павлюковой.doc
Размер файла: 61440 байт.