Автор конспекта:
Автор(ы): — Сторожева Татьяна Юрьевна

Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №6″ г. Петровска

Характеристики урока (занятия) Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — Учить применять знания и умения по анализу художественного произведения. Развивать навыки самостоятельной работы учащихся по анализу произведения в группах. Воспитывать заинтересованность в осознанном чтении произведений художественной литературы, воспитывать вдумчивого читателя.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 21

Используемое оборудование: —

Портрет Н.М. Рубцова, сборник стихотворений (стихотворения М.Ю. Лермонтов «Родина», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…», А.А. Блок «Россия», Н.М. Рубцов «Видение на холме»), Карточки-задания для работы в группах, шаблон таблицы-анализа стихотворения, фломастеры, карандаши, толковый словарь).

I.Организация внимания учащихся.

Эффект неожиданности. В математике есть тип задач на движение. (Пример). Что нужно сделать, чтобы быстро и правильно решить задачу?

(сделать рисунок- схему)

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся, анализируя стихотворении, тоже нарисовать своеобразную таблицу-образ, которая поможет нам «увидеть» стихотворение, понять его смысл, то есть мы будем заниматься анализом.

Так как мы ограничены во времени , работу будем строить в группах, каждая из которых будет отвечать за свой объект анализа.

Форму работы мы с вами обговорили, теперь осталось выяснить, о чём же будет идти речь на сегодняшнем уроке.

II.Погружение в тему.

Прочитайте стихотворение

М.Ю. Лермонтов «Родина» — определите ключевую фразу («Люблю отчизну я, но странною любовью»)

Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…» — («Умом Россию не понять…В Россию можно только верить»

А.А. Блок «Россия» — («А ты всё та же – лес, да поле, Да плат узорный до бровей…»)

Анализ лексического ряда

О чём же пойдёт речь сегодня на уроке, что объединяет все эти высказывания?

(Россия)

III. Работа по теме урока

Россия, Русь, куда я ни взгляну…

( «образное» прочтение стихотворения

Н.М. Рубцова «Видение на холме»)

· Понятийная разминка (по шаблону

название,

композиция,

содержание лирического произведения,

средства художественной выразительности

метафоры

олицетворения

повтор однокоренных слов

эпитеты

ряд однородных членов

· Организация работы в группах (Карточки с заданиями смотри в приложении)

1. Истолкование названия

2. Анализ композиции

3. Анализ картин и ситуаций (мирное время)

4. Анализ картин и ситуаций (военное время)

Время работы 5 минут

· Отчёт каждой группы, целостный анализ стихотворения

IV. Вывод

Какова же тема данного стихотворения?

Идея стихотворения?

Какие слова можно считать ключевыми? (дополнение лексического ряда о России, начатого в начале урока)

Рубцова относят к представителям «тихой лирики». Согласны ли вы с этим?

Перед вами анализ стихотворения, представленный таблицей. Дайте характеристику положительных и отрицательных сторон такого анализа.

V. Домашнее задание.

Сделайте табличный анализ стихотворения

Спасибо за урок!

Приложение

ИСТОЛКОВАНИЕ НАЗВАНИЯ

Название обычно указывает на тему или идею, иногда на жанр.

Тема лирического произведения – предмет поэтического высказывания, вопроса, которого касается автор, жизненного явления, которое вызвало заключённое в стихотворении переживание.

Идея лирического произведения – обобщающее значение лирического произведения. Идея вытекает из анализа содержания.

В названии стихотворении – словосочетание, состоящее из двух слов

ВИДЕНИЕ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ХОЛМ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализ значения данных слов, позволяет сделать предположение, что данное стихотворение – это взгляд из настоящего в прошлое;

возможно, тема стихотворения – тема памяти

АНАЛИЗ КОМПОЗИЦИИ

Лирика не создаёт сложных композиционных форм. Но возможно выделить композиционные части: кульминационная часть, повествовательный, описательный фрагменты, строфы, выражающие чувства и эмоции или, напротив, содержащие прямое высказывание. Стихотворение может иметь кольцевую композицию. Композиция может основываться на контрасте изображаемых явлений (выражений противоположности черт, явлений), на антитезе (резком противопоставлении явлений).

Антитеза – противопоставление слов, образов, персонажей, элементов композиции.

Это выразительный художественный приём, позволяющий писателям полнее охарактеризовать героев, выявить своё отношение к ним и к различным сторонам изображаемого.

Композиционная антитеза – один из принципов построения литературного произведения: это противопоставление сюжетных линий и эпизодов, сцен в эпосе и драматургии, фрагментов и строф в лирических стихотворениях.

Анализ композиции данного стихотворения позволяет выделить 5 частей

1 ___________________

Обращение

2_____________________

Обращение

3_______________________

Обращение

4_____________________

Обращение

5_____________________

Из полученного нами плана видно, что стихотворение состоит из ________частей, построено на антитезе – противопоставлении мирного настоящего и трагического прошлого (военные страницы истории России). При описании трагических страниц автор делает акцент не на подвиге, а на том, что любая война – это разрушение, боль, смерть.

Каждая часть разделяется (или соединяется!) обращением лирического героя к России. Эти обращения – (на наш взгляд) не столько к России, сколько к современному читателю

· Нельзя забывать прошлого

· Нужно сохранить мирное настоящее

АНАЛИЗ КАРТИН И СИТУАЦИЙ

Лексический ряд, передающий картины мирной жизни России

Художественно- выразительные средства

Ассоциации

Справочник

АНАЛИЗ КАРТИН И СИТУАЦИЙ

Лексический ряд, передающий картины венной жизни России

Художественно- выразительные средства

Ассоциации

Справочник

ИСТОЛКОВАНИЕ НАЗВАНИЯ

Название обычно указывает на тему или идею, иногда на жанр.

Тема лирического произведения – предмет поэтического высказывания, вопроса, которого касается автор, жизненного явления, которое вызвало заключённое в стихотворении переживание.

Идея лирического произведения – обобщающее значение лирического произведения. Идея вытекает из анализа содержания.

В названии стихотворении – словосочетание, состоящее из двух слов

ВИДЕНИЕ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ХОЛМ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализ значения данных слов, позволяет сделать предположение, что данное стихотворение – это взгляд из ____________________ в ____________________;

возможно, тема стихотворения – тема ___________________________

АНАЛИЗ КОМПОЗИЦИИ

Лирика не создаёт сложных композиционных форм. Но возможно выделить композиционные части: кульминационная часть, повествовательный, описательный фрагменты, строфы, выражающие чувства и эмоции или, напротив, содержащие прямое высказывание. Стихотворение может иметь кольцевую композицию. Композиция может основываться на контрасте изображаемых явлений (выражений противоположности черт, явлений), на антитезе (резком противопоставлении явлений).

Антитеза – противопоставление слов, образов, персонажей, элементов композиции.

Это выразительный художественный приём, позволяющий писателям полнее охарактеризовать героев, выявить своё отношение к ним и к различным сторонам изображаемого.

Композиционная антитеза – один из принципов построения литературного произведения: это противопоставление сюжетных линий и эпизодов, сцен в эпосе и драматургии, фрагментов и строф в лирических стихотворениях.

Анализ композиции данного стихотворения позволяет выделить 5 частей

1 ___________________

Обращение

2_____________________

Обращение

3_______________________

Обращение

4_____________________

Обращение

5_____________________

Из полученного нами плана видно, что стихотворение состоит из ________частей, построено на ___________________ – противопоставлении мирного ________________ и трагического _________________ (военные страницы истории России).

При описании трагических страниц автор делает акцент не на подвиге, а на том, что любая война – это разрушение, боль, смерть.

Каждая часть разделяется (или соединяется!) ______________ лирического героя к России. Эти обращения – (на наш взгляд) не столько к России, сколько к современному читателю

· Нельзя забывать прошлого

· Нужно сохранить мирное настоящее

Файлы: урок павлюковой.doc
Размер файла: 61440 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология