Автор конспекта:
Автор(ы): — Комарова Лариса Александровна

Место работы, должность: — учитель МОУ «СОШ р.п. Красный Текстильщик Саратовского района»

Характеристики урока (занятия) Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — — познакомить учащихся с жизнью и творческой деятельностью Владимира Высоцкого; — развивать интерес к поэзии; — прививать навыки работы с дополнительной литературой; — развивать у учащихся умение выразительного чтения стихов, их анализа; — на примере творчества Высоцкого воспитывать высокие нравственные качества.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 35

Используемое оборудование: —

плакаты:

1. «…он делал то, что сегодня настоятельно требуетсяот художника и на что раньше отваживались немногие».

2. « Артист и Поэт – оба эти определения по отношению к нему требуют употребления с большой буквы».

3. Стенд с фотографиями Владимира Высоцкого и егостихотворениями.

4. Плакат на доске: «Соплеменники, окажите честь – зачеркните «был» напишите «есть» П. Вегин

Урок внеклассного чтения

Учитель: Уже более 20-ти лет с нами нет Высоцкого.

Шок, вызванный его смертью, заставил задуматься, кем он был:

актером, бардом, поэтом, композитором? Талантом или посредственностью, сильным или безвольным?

Я при жизни был рослым и стройным,

Не боялся ни слова, ни пули

И в привычные рамки не лез.

1

1-ый ведущий:У Владимира Высоцкого есть песни, которые чем-то похожи на роли. Роли из никем не поставленных и – более того – никем

ещё не написанных пьес. И он хотел играть эти роли сегодня, сейчас,

немедленно! И потому сочинял их сам, сам был режиссером и исполнителем.

Учитель: Наверное, у каждого человека, знакомого с творчеством Владимира Высоцкого, есть «свой собственный Высоцкий», есть песни,

которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то

роднее, ближе, убедительнее.

Лучшие песни Высоцкого о жизни. В песнях этих есть то, что может

поддержать тебя в трудную минуту, — есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой. А ещё в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память…

Звучит песня «Сыновья уходят в бой».

2-ой ведущий : «Сыновья уходят в бой» … Эта песня из военного цикла,

самого значительного в творчестве Высоцкого. В ней создан образ воина –патриота: человек падает, грудью хватая свинец, то есть смертельно ранен-ный, но думает напоследок не о себе, а о Родине, о том, кто сменит его.

Мне почему-то представляется солдат, много воевавший, с сединой на висках, простой солдат из тысяч.

1-ый ведущий: Но рядом с этим старым солдатом, вернее вместо него,

в строй встанет другой – вон тот, одетый во все не по росту. Может показаться странным: почему умирающий герой выбирает именно его.

Ведь если форма для солдата велика, если ему даже не смогли подобрать

её по росту, — значит это совсем ещё юный воин, возможно, даже мальчишка. Почему именно он, а не какой-нибудь мускулистый, физически

сильный? Наверное, потому, что главная черта героя – сила духовная.

1-ый ученик: Я разовью эту мысль в другом направлении. В книге И.Руба-

новой о поэте есть детские фотографии Высоцкого. На обеих – он мальчишка лет 7-8 в военной форме. На одной из этих фотографий, рядом с ним отец – офицер, участник Великой Отечественной войны.

« Я, конечно, много говорил Володе о Пражской операции и о других боях, в которых мне довелось участвовать. Он вообще, когда у нас дома заходила речь о войне, напрочь забывал обо всем – об уроках, об играх с друзьями. Часами мог слушать взрослых. После окончания войны я остался служить в небольшом красивом немецком городке. Туда же в январе 1947

года переехали из Москвы моя жена и Володя. 2 стр.

Прожили мы там 2 года. Каким он был тогда? Да, пожалуй, самым обычным. Играя в «казаки-разбойники», лазил по деревьям, часами пропадал на речке Финнов, хотя купаться там было небезопасно: ещё не выловили со дна все снаряды и мины… Бывало, вместе с дружками находили в лесу патроны, бросали их в костёр… Вообще парень рос боевой. Думаю, будь он годков на 5 постарше, во время войны наверняка

бы удрал на фронт…», — из воспоминаний отца – Семёна Владимировича Высоцкого.

3-ий ведущий: Представьте: 9 мая 1945 года. Весть о том, что фашистская Германия капитулировала, уже долетела до самых окраин СССР, а в это время ещё шли тяжелые бои за Прагу, в которых сражался и отец поэта.

Жена и сын, уже радуясь вместе со всеми, глядели в победное небо Москвы, расцвеченное салютом, а в этот миг их самый близкий человек ещё

стоял на краю гибели. Это мгновение, в котором слились и радость, и боль,

горькая память и светлые надежды, навсегда запечатлелись в сердце поэта.

Он не только писал об этом в своих стихах и песнях, но и придал эмоциональную окраску этого мгновения всему своему творчеству: грусть и

надежда у Высоцкого неразделимы, как, например, в «Песне о конце войны»:

1-ый чтец: Сбивают из досок столы во дворе,

Пока не накрыли – стучат в домино.

Дни в мае длиннее ночей в декабре,

но тянется время и всё решено.

Вот уже довоенные лампы горят вполнакала,

И из окон на пленных глазела Москва свысока…

А где-то солдат ещё в сердце снарядом толкало,

А где-то разведчикам надо добыть «языка».

2-чтец : Вот уже обновляют знамена и строят в колонны.

И булыжник на площади чист, как паркет на полу.

А все же на Запад идут и идут эшелоны,

И над похоронкой заходятся бабы в тылу.

Вот от копоти свечек уже очищают иконы.

И душа и уста – и молитву творят, и стихи.

Но с красным крестом всё идут и идут эшелоны,

Хотя и потери по сводкам не так велики.

3 стр.

3-ий чтец: Уже не маячат над городом аэростаты.

Замолкли сирены, готовясь победу трубить.

А ротные все-таки выйти успеют в комбаты,

которых пока ещё запросто могут убить.

Вот уже зазвучали трофейные аккордеоны,

Вот и клятвы слышны жить в согласье,

любви, без долгов…

А все же на Запад идут и идут эшелоны,

А нам показалось, совсем не осталось врагов.

3-ий ведущий: Для этого стихотворения характерно и чувство тревоги. Тре-

воги за мир, добытый такой дорогой ценой.

Учитель: Это чувство тревоги, беспокойства пронизывает все творчество поэта. Не случайно и сборник поэта назван «Нерв». Высоцкого интересуют

прежде всего такие ситуации, в которых характер раскрывается до конца.

В стихотворениях и песнях военного цикла – это мгновение между жизнью и смертью. Так, в песне «Як-истребитель» рассказывается о гибели боевого самолета. Стихотворение посвящено двум героям, двум товарищам – погиб-

шему в воздушном бою Николаю Горбунову и, поклявшемуся на могиле друга мстить врагу до победы, дважды Герою Советского Союза Н.М. Скоморохову.

Звучит песня «Смерть истребителя» (Як-истребитель)

Учитель: Давайте попробуем представить образный мир песни.

2-ой ученик: Это произведение построено на метафоре. По такому же принципу созданы многие стихотворения Высоцкого: у него есть целый цикл, посвященный лошадям – умным друзьям человека. Лошади тоже говорят, думают и чувствуют, как люди. Говорят не только лошади, но и волки, на которых человек затеял жестокую охоту с вертолёта. У Высоц-кого плачут скалы, в которых жило горное эхо, поют корабли, и судьбы этих кораблей похожи на людские.

Учитель: Да, здесь и метафора и перевоплощение(в переносном смысле, конечно) поэта – певца в истребитель. В этой песне , наверное, как и во многих других выражена личность самого поэта.

4 стр.

«Як-истребитель» — одна из любимых его песен. Рассказывая о Высоцком, его товарищи часто цитируют её строки. Во многих из этих строк – черты его характера: Но тот, который во мне сидит, опять заставляет в штопор!

Приводя их Алла Демидова пишет: «он был неповторимым актёром …

А при всем этом какая-то самосъедающая неудовлетворимость. И нечеловеческая работоспособность. Я не помню Высоцкого просто сидящим или ничего не делающим, не видела его праздногуляющим или лениво, от нечего делать болтающим с приятелями. Всегда и во всем стремительность и полная самоотдача. Вечная напряженность , страсть, порыв. Крик. Предельные ситуации, когда надо выкладываться до конца, до изнанки».

3-ий ученик: Драматург А. Володарский рассказывал о том, что однажды

военные летчики уверяли его, что «Як-истребитель» написан воздушным асом. А сам Высоцкий получал письма от «однополчан», которые спрашивали: не тот ли он Высоцкий, который воевал на первом Украинском или выходил из окружения под Оршей.

Учитель: Как человеку, никогда не воевавшему удалось создать исключительно правдивые произведения о войне?

3-ий ученик: - У Высоцкого есть замечательные слова: «Моё поколение мучает чувство вины за то, опоздали родиться». Своим творчеством он как бы «довоевывал».

4-ый ученик: - Он не только «довоевывал». Он любил писать о сильных и красивых людях. Их он находил сразу среди героев – известных и неизвестных – Великой Отечественной.

Учитель: Есть у Высоцкого стихотворение о войне, которое Р.Рождественский по праву назвал лучшим, — «Он не вернулся из боя».

Послушаем его.

Звучит песня «Он не вернулся из боя».

Учитель: — Исследователи называют это стихотворение одной из самых странных эпитафий. Как вы думаете, почему?

5 стр.

Ученик: — Наверное, потому что не оставляет какое-то странное чувство:друг погиб, а его, оставшийся в живых товарищ предъявляет претензии к нему.

Учитель: — А если бы наоборот? Если бы он говорил о друге только хорошее?

Ученик: — Это был бы образ идеального, ни в чем непогрешимого человека.

Но ведь так не бывает. Мы бы не поверили такой песне.

Учитель: — Значит, «Не лгать ни единой буквой» — этот девиз поэта отразился и на художественных особенностях песни?

3-ий ведущий: Да. И хочется обратить внимание на точность даже тех деталей, которые вроде не имеют прямого отношения к образу погибшего

друга: «Отражается небо в лесу, на воде». Но подумав, вдруг понимаешь:

«Да ведь это раннее утро, выпала роса, и в ней отражается небо, и поэтому

лес стал голубым. То самое раннее утро, которое так любил друг!». Я представляю эту сцену так: раннее утро напоминало бойцу о погибшем друге, сделало боль утраты ещё острее. И тут, увидев, как красива, как чиста утренняя природа боец вдруг понял какой духовно-отзывчивый ко всему прекрасному человек жил рядом с ним. Вот поэтому стихотворение заканчивается словами: «Это я не вернулся из боя».

Учитель: — Сравните это стихотворение с тем, что мы читаем о Великой Отечественной войне. Какие общие черты мы можем отметить?

Ученик: — Эта песня по тематике очень близка к стихотворению А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом».

2-ой ведущий: — А мне кажется, что песня по настроению, по мировосприятию очень близка к повести Б.Васильева «А зори здесь тихие».

В обоих показана невосполнимая утрата, произведения пронизаны чувством трагизма.

Учитель: — Можно было бы сказать ещё точнее: эти произведения сближает чувство всеобщей человеческой связанности.«Хемингуэй вышел когда-то из круга подобных мыслей, написав роман «По ком звонит колокол», Маяковский ещё раньше пробовал выразить то же: «На братском кладбище, у сердца в яме легли миллионы…», — так исследователи определяют круг

идейно близких военной лирике Высоцкого произведений. 6 стр.

1-ый ведущий: Мысль о всеобщем человеческом братстве, единстве всего живого пронизывает все творчество Владимира Высоцкого. Об этом и стихотворение « К вершине», посвященное памяти грузинского альпиниста

М. Хергиани:

Ты идешь по кромке ледника,

взгляд не отрывая от вершины.

Горы спят, вдыхая облака,

выдыхая снежные лавины.

Но они с тебя не сводят глаз,

будто бы тебе покой обещан,

Предостерегая каждый раз

камнепадом и оскалом трещин.

Горы знают, к ним пришла беда,

Дымом затянуло перевалы.

Ты не отличал ещё тогда от разрывов

горные обвалы.

Если ты о помощи просил,

Громким эхом отзывались скалы.

Ветер по ущельям разносил эхо гор,

как радио сигналы.

И когда шел бой за перевал, чтобы не был

ты врагом замечен,

Каждый камень грудью прикрывая,

Скалы сами подставляли плечи.

Ложь, что умный в горы не пойдет, — ты пошел,

ты не поверил слухам.

И мягчал гранит и таял лёд,

И туман у нас стелился пухом.

Если в вечный снег навеки ты ляжешь –

над тобой,

Как над близким, наклоняются горные хребты

Самым прочным в мире обелиском.

Учитель: — Каким вы видите мир гор Высоцкого?

Ученик: — Он добрый: «Горы спят, вдыхая облака, выдыхая снежные лавины», «Если ты о помощи просил, громким эхом отзывались скалы»,

«Каждый камень грудью прикрывал, скалы сами подставляли плечи».

7 стр.

2-ой ведущий: — Природа у Высоцкого одушевлена.В том, как возникают метафоры, чувствуется что-то есенинское: человек – частица природы, мироздания. Для лирики Есенина тоже характерна идея единства всего земного.

Учитель: — Почему стихотворение названо «К вершине»?

Ученик: — Смысл названия как бы двоится: это и альпинист, стремящийся к покорению вершины, и символ духовного совершенствования человека.

3-ий ведущий: — К духовному совершенствованию стремился всю жизнь и сам поэт. Нравственный максимализм – таким было его отношение к людям, но прежде всего к себе:

Дурацкий сон как кистенём избил нещадно.

Невнятно выглядел я в нем и неприглядно –

Во сне я лгал и предавал и льстил легко я…

А я и не подозревал в себе такое…

Я не шагал, а семенил на ровном брусе,

Ни разу ногу не сменил, трусил и трусил.

Я перед сильным лебезил, пред злобным гнулся.

И сам себе я мерзок был, но не проснулся.

А вдруг – в костёр?! И нет во мне шагнуть

к костру сил.

Мне будет стыдно, как во сне, в котором

струсил.

Ученик: — А я думаю: на вершину может взойти только тот, кто не трусит,

кто честен: альпинист не поверил расхожему мнению, что умный в горы не пойдет. Он поверил горам, и потому они ему помогают – подставляют плечи. В известной песне Высоцкого «Скалолазка» этот мотив тоже звучит:

автор сначала удивлен, затем поднимается на Эльбрус – он и с самолета виден здорово. И лишь потом понимает, что истинное счастье в преодолении, в стремлении к вершине, когда весь мир перед тобой, ты счастлив и нем…»

1-ый ведущий: — Кстати, прообраз героя песни – грузинский альпинист

М.Хергиани – был именно таким человеком: прекрасный спортсмен

(«горный тигр» — называли его друзья), смелый, мужественный, он не признавал мужской трусости. Хергиани любил свою Родину, любил горы Сванетии, в которых родился. Там, в горах, он и был похоронен.

8 стр.

(Хергиани трагически погиб в Италии). Вот в чем смысл последней строки песни: наклоняются горные хребты самым прочным в мире обелиском.

Ученица: — Знаете, я заметила, что почти все песни и стихи, о которых мы сегодня говорим, посвящены погибшим героям, погибшим друзьям. Вспомнились строки песни Высоцкого:

Возвращаются все, кроме лучших друзей,

Кроме самых любимых и преданных женщин.

Ученик: — А мне кажется, что это мнение не совсем верно: ведь сам поэт в одном из стихотворений сказал: «Я не люблю фатального исхода». Просто он очень дорожил своими друзьями. Вот что писал его друг, актер Валерий

Золотухин: «Владимир Семенович был человеком увлекающимся, импульсивным, идущим в своих симпатиях и антипатиях до конца: уж если друг, то лучший и никакой другой, а если враг, то и руки не подаст и лицемерно улыбаться не станет…Нашу с ним дружбу почитаю за счастье и драгоценнейший подарок судьбы». («Советская культура» от 1 апреля 1986 года)

2-ой ведущий: — Драгоценнейший подарок…У Высоцкого есть прекрасное стихотворение, посвященное другу. Я прочитаю вам отрывок:

Если где-то в чужой незнакомой ночи

Ты столкнулся и ходишь по краю,

Не таись, не молчи, до меня докричи –

Я твой голос услышу, узнаю.

Может, с пулей в груди ты лежишь в спелой ржи?

Потерпи – я спешу, и усталости ноги не чуют.

Мы вернемся туда, где и воздух и травы врачуют,

Только ты не умри, только кровь удержи.

3-ий ведущий: — Когда размышляешь над тем, чем привлекает поэзия Высоцкого, вдруг начинаешь понимать – искренностью. В ней нет никакой фальши. Жил и писал так, как чувствовал. Я прочитаю своё любимое стихотворение, которое по-моему, является не только одним из лучших лирических стихотворений поэта, но и отражает его яростное стремление к правде в человеческих отношениях:

Я не люблю фатального исхода, от жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года, когда веселых песен не пою.

Я не люблю холодного цинизма, в восторженность не верю

И ещё: когда чужой мои читает письма, заглядывая мне через плечо.

9 стр.

Я не люблю, когда наполовину, или когда прервали разговор.

Я не люблю, когда стреляют в спину, но если надо выстрела в упор.

Я ненавижу сплетен в виде версий, червей сомненья, почестей иглу,

Или когда все время против шерсти, или когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой, уж лучше пусть откажут тормоза

Досадно мне, коль слово «честь» забыта

И коль в чести наветы за глаза.

Я не люблю себя, когда я трушу, и не терплю, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более, когда в неё плюют.

Учитель: — Я не люблю – нравственная формула отношения к человеческим порокам, но было бы ошибочно определять его внутренний мир поэта.

Этот мир, на мой взгляд, полон любви и добра. Только так воспринимая жизнь, можно написать:

«…Я люблю, — то же, что дышу и живу…»

Баллада о любви.

Чтец: Когда вода всемирного потопа вернулась вновь в границы берегов,

Из пены уходящего потока на сушу тихо выбралась любовь.

И растворилась в воздухе до срока, а срока было сорок сороков.

И чудаки – ещё такие есть –

Вздыхают полной грудью смесь,

И ни наград не ждут, ни наказания и

Думая, что дышат просто так,

Они внезапно попадают в такт

Такого же неровного дыханья…

Их голосам дано сливаться в такт,

И душам их дано бродить в цветах,

И вечностью дышать в одно дыханье,

И встретиться со вздохом на устах,

На хрупких переправах и мостах,

На узких перекрестках мирозданья…

Я поля влюбленным постелю,

Пусть поют во сне и наяву!

Я дышу, — и, значит, я люблю!

Я люблю – и, значит, я живу!

Учитель: — Какой предстаёт страна любви Высоцкого?

10 стр.

Ученица: — Я увидела её прекрасной. В ней живут счастливые люди – влюбленные. Их души бродят в цветах, дышат вечностью… Мне кажется, это стихотворение должны знать все, кто хочет встретиться с настоящей любовью. Оно учит нас беречь её – ведь это такое счастье! И тогда не будет разводов, не будет сиротства при живых родителях, не будет безотцовщины.

Пусть эти слова не покажутся кому-то наивными: Высоцкий верил в силу слова, как и вообще в высокое предназначение искусства.

1-ый ведущий: — Из воспоминаний актрисы театра драмы и комедии на Таганке Аллы Демидовой: «Сегодня часто сетуют, что женщины растеряли

свою женственность, а мужчины переняли много женских черт: слабость,

незащищенность, отсутствие воли и постоянное прислушивание к собственному состоянию и настроению…Высоцкий – один из многих актеров, который постоянно играл мужественные, решительные роли. Вся энергия была направлена на безусловные преодоление ситуации…В любой безысходности – искать исход. В беспросветности – просвет! Не думать о том, возможен ли он. И во всех случаях знать и верить: «Ещё не вечер!»

Учитель: — Раз мы уже заговорили о Высоцком – актере, наверное, нельзя не вспомнить известное высказывание о нем: « поэт, рожденный театром».

Мы сегодня говорили о том, что в поэзии Высоцкого чувствуются есенинские мотивы, космические масштабы Маяковского. Но, может быть, немногие знают, что Высоцкий играл Маяковского в спектакле «Послушайте!», им блистательно сыгран Хлопуша в «Пугачеве» Сергея Есенина. Вообще в его актерском репертуаре – в основном классика:

Гамлет в трагедии Шекспира, Галилей – в пьесе Б.Брехта, Лопахин из чеховского «Вишневого сада», Свидригайлов из «Преступления и наказания»…Ролей много, но любимая – одна: Гамлет.

2-ой ведущий: Владимир Высоцкий: «Вечные проблемы добра и зла, в таком очищенном виде, как они поставлены Шекспиром, звучат сегодня особенно остро. Я бы хотел, чтобы зрители, встречаясь с Гамлетом в зале нашего театра волновались, как и я, чтобы они понимали, как труден, драматичен путь к гармонии человеческих отношений. Я вообще целью своего творчества – в кино, театре, в песне – ставлю человеческое волнение.

Только оно может помочь духовному совершенствованию».

Учитель: Так кем он все-таки был Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом?

11 стр.

Он был личностью. Явлением.

Высоцкий продолжает свою жизнь. Его сегодня можно услышать на огромных стройках и на маленьких полярных станциях, в рабочих общежитиях и в геологических партиях.

Песня Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам. Вместе с самолетами они взмывают в небо. А однажды даже из космоса донеслось:

Если друг оказался вдруг

и не друг и не враг, а – так …

Звучит песня о друге.

Прослушав песню, учитель:

Соплеменники, встаньте, окажите честь,

Зачеркните «был», напишите «есть»!

Все встают.

Файлы: Бежин луг.ppt
Размер файла: 2202112 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология