Автор конспекта:
Автор(ы): — Стефанова Лариса Михайловна

Место работы, должность: —

учитель русского языка и литературы Государственного вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения "Республиканский центр образования" (Республика Коми, г. Сыктывкар)

Регион: — Республика Коми

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Литература

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

Цель: в игровой форме повторить тему Пословицы и поговорки, определить уровень знаний учащихся по данной теме.

Задачи:

1) образовательная: обобщить ирасширитьзнания учащихся о пословицах и поговорках русского народа;

2) развивающая: развивать речь учащихся, формировать познавательный интерес к фольклору;

3) воспитывать любовь и уважение к культурному наследию своей Родины.

1. Вступительное слово учителя. Знакомство с правилами игры. Представление команд и жюри. Сообщение теме игры. Слайд 1.

Добрый день, ребята! Сегодня у нас состоится игра «Счастливый случай». Сейчас я вас хочу познакомить с правилами игры. В игре участвуют 2 команды по 5 человек. Состоит игра из шести геймов. За правильные ответы команды будут получать очки. Командой-победительницей будет считаться та, которая наберёт наибольшее количество очков.

Давайте познакомимся с командами! Представление команд.

Представление жюри.

Я рада сообщить вам тему игры. Сегодня мы будем говорить о пословицах и поговорках. Слайд 2.

Учитель читает стихотворение:

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему – то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится-

Ведь с ней и горе, и беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их, друзья.

При выполнении заданий вам предстоит не только показать свои знания пословиц и поговорок, но и проявить находчивость и смекалку.

2. Основная часть. Все готовы? Начинаем игру «Счастливый случай»!

За каждый правильный ответ команды получают 1 балл. Жюри считает очки.

ГЕЙМ 1. РАЗМИНКА.

Ведущий предлагает каждой команде ответить на три вопроса.

Слайд 3. Вопросы для 1-ой команды:

1) Что такое пословица? (Пословица – краткое народное изречение, имеющее поучительный смысл.)

2) Закончите высказывание: «Поговорка – цветочек, пословица — … » («Поговорка – цветочек, пословица – ягодка».)

3) Назовите три пословицы, в которых употреблены числа семь и один. (Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семь бед – один ответ.)

Слайд 4. Вопросы для 2-ой команды:

1) Чем пословица отличается от поговорки?(Пословица – законченное суждение, поговорка – часть суждения.)

2) Вспомните пословицы о дружбе. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Дружба– великая сила. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Без беды друга не узнаешь. Дружба любит дело.)

3) Вспомните пословицы, в которых встречаются антонимы. (Ученье – свет, а неученье – тьма. Друг – ценный клад, недругу никто не рад. По одёжке встречают, по уму провожают. Маленькое дело лучше большого безделья. Добро побеждает зло. Старый друг лучше новых двух. Тяжело в учении, легко в бою. Сытый голодного не разумеет. Мягко стелет, да жёстко спать. Умный надеется на свои дела, а глупый полагается на надежду.)

ГЕЙМ 2. «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ». Слайд 5.

Задание: к зарубежной пословице подберите соответствующую ей по смыслу русскую пословицу.

Капитаны по очереди достают бочонки с номерами пословиц, команды дают ответы.

1. Перо сильнее меча. (Что написано пером, не вырубишь и топором.)

2. Вылетевшее слово и на четвёрке лошадей не догонишь. (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.)

3. С богачом о бедности не говорят. (Сытый голодного не разумеет.)

4. Друга узнаешь в опасности. (Друзья познаются в беде.)

5. Если есть дым, есть и огонь. (Дыма без огня не бывает.)

6. За стаей фазанов погнался – ни одного не поймал. (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.)

7. Молчаливость лучше многословия. (Слово – серебро, молчанье – золото.)

8. Зонт готовь при ясной погоде. (Готовь сани летом, а телегу – зимой.)

9. Много людей, много и мнений. (Сто голов, сто умов.)

10. Не суди о человеке по его внешности. (По одежде встречают, по уму провожают.)

11. Из иголки делают палку. (Из мухи делать слона.)

12. Плясать под чужую музыку. (Плясать под чужую дудку.)

ГЕЙМ 3.«ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ». Слайд 6.

Команды задают друг другу вопросы, подготовленные дома.

ГЕЙМ 4.«ТЁМНАЯ ЛОШАДКА».

Задание для 1 – ой команды.Слайд 7.

Русский писатель, лексикограф, этнограф и языковед, прославился как автор «Толкового словаря живого великорусского языка». Он назвал пословицу «коротенькой притчей», «сводом народной мудрости». О ком идёт речь? Назовите имя этого человека. (Владимир Иванович Даль)

Задание для 2 – ой команды. Слайд 8.

Величайший русский поэт, создатель современного литературного языка, автор известных сказок. Он широко использовал пословицы и поговорки в своих произведениях. Этот человек восторженно отозвался о пословицах: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Назовите имя автора этих слов. (Александр Сергеевич Пушкин)

ИГРА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ. Слайд 9. Разгадайте ребус-пословицу.

ОТВЕТ: На зеркало неча пенять, коли рожа крива.

Слайд 10. Закодированная пословица.

ОТВЕТ: На то и щука, чтобы карась не дремал.

ПЯТЫЙ ГЕЙМ. «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ…» Слайд 11.

Вспомните и назовите по двум данным словам пословицы и поговорки:

дело – смело время – потеха

шило – мешок лес – щепка

труд – пруд журавль – синица

болит – говорит телега – сани

коса – камень брод – вода

перо – топор слово – воробей

Слова первого столбика – для 1-ой команды, слова второго столбика – для 2-ой команды.

Учащиеся должны назвать следующие пословицы и поговорки:

Кончил дело – гуляй смело.

Шила в мешке не утаишь.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

У кого что болит, тот о том и говорит.

Нашла коса на камень.

Что написано пером, того не вырубишь и топором.

Делу – время, потехе – час.

Лес рубят – щепки летят.

Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки.

Готовь телегу зимой, а сани летом.

Не зная броду, не суйся в воду.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

ГЕЙМ 6. «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ».

Командам даются задания. Право ответа предоставляется команде, которая быстрее справится с выполнением задания.

Задание 1 «Из пяти пословиц шестая». Выберитеодноизсловвкаждой изпятипословицисоставьтес ниминовую пословицу. В первых пословицах выделеныслова- подсказки.Слайды 12-13.

1. Отоднойпохвалыхотьподземлю уйти.

2. Лежебокеисолнценевпорувсхо­дит.

3. Несоломакраситгумно, азерно.

4. Занятогочеловекаигрусть-тоска неберет.

5. Гдеохотаитруд, тамполяцветут.

ОТВЕТ: Землю солнце красит, человека – труд.

1. Всезаодного- одинзавсех.

2. Невсётозолото, чтоблестит.

3. Небоялсябраться, такинестра­шисьделать.

4. Виноватыйвинится, аправыйни­чегоне боится.

5. Издумоглоблинесделать.

ОТВЕТ: За всё браться – ничего не сделать.

Задание 2 «Зашифрованная пословица».Слайд 14.

В каждой горизонтальной строчке найдите буквы, которые не повторяются, и прочитайте известную пословицу.

ОТВЕТ: Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Задание 3 «Маленькая пословица, да дорогая».Слайд 15.

Переставьте в данных словах буквы так, чтобы получились новые слова. Например: замок – мазок. Если это сделаете правильно, то из начальных букв новых слов составится русская народная пословица.

1. замок – 10. пирит –

2. тропа – 11. пакля –

3. налим – 12. рондо –

4. проза – 13. среда –

5. товар – 14. садок –

6. плата – 15. забор –

7. совет – 16. фирма –

8. пират – 17. топор –

9. роман – 18. кагор –

ОТВЕТ: МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ.

1. замок – мазок 10. пирит – иприт

2. тропа – апорт 11. пакля – капля

3. налим – лиман 12. рондо – донор

4. проза – запор 13. среда – адрес

5. товар – отвар 14. садок – доска

6. плата – лапта 15. забор – образ

7. совет – отсев 16. фирма – рифма

8. пират – тапир 17. топор – отпор

9. роман – норма 18. кагор – горка

Задание 4 «Путаница». Слайд 16-17.

Прочитайте известные пословицы с перепутанными половинками и определите, из каких русских пословиц они составлены.

Смотришь в книгу – ума не надо.

Цыплят не вырубишь топором.

Не плюй в колодец: вылетит — не поймаешь.

Сила есть, а видишь фигу.

Слово не воробей – пригодится воды напиться.

Любишь кататься – дальше будешь.

Что написано пером, по осени считают.

Тише едешь – люби и саночки возить.

ОТВЕТ:

Смотришь в книгу, а видишь фигу.

Цыплят по осени считают.

Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.

Сила есть – ума не надо.

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Что написано пером, не вырубишь и топором.

Тише едешь – дальше будешь.

3. Подведение итогов игры. Награждение победителей. Заключительное слово учителя.Слайд 18.

Ребята! Наша игра закончилась. Спасибо за внимание!

Слайд 19. Использованные Интернет-источники.

Файлы: СТЕФАНОВА Л. М. СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ.rar
Размер файла: 2888788 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология