Автор конспекта:
Автор(ы): — Хребтищева Елена Юрьевна

Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №6 г. Петровска» Саратовской области

Характеристики урока (занятия) Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя; познакомить с историей возникновения «Записок охотника».

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 23

Используемые учебники и учебные пособия: —

n Ельцова О.В., Егорова Н.В. «Поурочные разработки по литературе по программе под редакцией А.Г.Кутузова: 7 класс. – М.:ВАКО, 2006

n В МИРЕ ЛИТЕРАТУРЫ.7 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / авт.-сост.А.Г.Кутузов, А.К.Киселёв, Е.С.Романичева и др.

n http://www.turgenev.org.ru/index.html — Интернет проект "Знаменитые люди Орловской губернии"

Используемое оборудование: —

презентация

Ход урока:

(предварительно учащиеся получили задание, написать, какие вопросы они бы задали Тургеневу, если бы у них появилась возможность взять у него интервью)

I. Вхождение в тему. Заочное интервью с И.Тургеневым.

Учитель. Сегодня на уроке нам предстоит ещё раз соприкоснуться с творчеством замечательного писателя-классика – Ивана Сергеевича Тургенева. (слайд №1) У вас была возможность задать ему заочно вопросы, давайте посмотрим, что же ответил нам великий классик. Итак интервью с И.Тургеневым ( слайды №2—8)

II. Повторение. Действительно, несмотря на то, что Тургенев был помещиком, он критически относился к крепостному праву. Приведите пример произведения И.Тургенева, которое подтверждает мою мысль («Му-му»).(слайд №9) Сегодня же мы познакомимся с ещё одним произведением автора, которое называется «Бежин луг». (слайд №10)

III. История цикла «Записки охотника». Раннее творчество — это стихотворения, поэмы, несколько повестей и пьес. В конце 40-х годов Тургенев был уже довольно известным писателем. Но настоящий успех пришёл вместе с публикацией рассказов «Записки охотника». Первым появился очерк «Хорь и Калиныч»(1747г), который произвёл огромное впечатление на читателей. Напомните, что означает термин «очерк»? (Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо)

В.Г.Белинский (слайд №11) так объяснял повышенное читательское внимание к произведению: «неудивительно, что маленькая пьеса «Хорь и Калиныч» имела такой успех: в ней автор зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто не заходил». Все рассказы цикла «Записки охотника» повествуют о крепостных, которые по своим нравственным качествам изображаются выше их бессердечных господ. В центре очерка «Хорь и Калиныч» два крестьянских характера. (Зачитаем фрагмент от слов «Оба приятеля нисколько не походили друг на друга» до слов «Калиныч любил и уважал Хоря».)(слайд №12)

Обратим внимание на взаимоотношения таких разных людей: они «приятели» (то есть люди, приятные друг другу), испытывают взаимную симпатию.

Хорь и Калиныч — две стороны единого национального русского характера, в котором сосуществуют трезвое отношение к жизни -и мечтательность, деловитость, предприимчивость — и пренебре­жение к материальному благополучию. Калиныч ближе к природе, Хорь — к людям, к обществу. Весь рассказ построен на антитезе -изображении двух противоположных, но дополняющих друг друга русских характеров.

Обратим внимание на значение имен героев, на их соответствие своим прозвищам.

По мнению Тургенева, единство этих двух разных характеров, соединение общественного и естественно-природного гармонично, а гармония материального и идеального, социального и природного предвещает русскому народу великое историческое будущее.

IV. Об истории рассказа «Бежин луг». Первая запись, которая фиксировала замысел писателя о соз­дании рассказа,(слайд 13) была сделана в августе 1850 года: «Бежин луг. Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь». Уже в феврале 1851 года произведение было напечатано в журнале «Со­временник».

Этот рассказ Тургенева породил самый громкий отклик в прак­тике русской школы. Его начали изучать почти сразу же за создани­ем. Произведение так интересовало словесников, что его включили даже в курс старших классов.

Цензура многое исключила: рассказ Кости о Тришке-Антихристе, упо­минания о леших, упоминание о том, что Акима-лесника утопили -о разбое писать не полагалось, и в рассказе событие описали так: «Аким-лесник утоп». Был убран и постскриптум о гибели Павлуши. Но даже и такой «причесанный» цензурой рассказ сохранил свою прелесть и стойкое место в школьном образовании. Сейчас мы читаем его в том виде, в каком его представил на суд читателей И.Тургенев

V. Выразительное чтение рассказа

VI. Беседа по рассказу

  • Попробуйте составить план рассказа, на какие эпизоды можно разделить
  • Перечислите действующих лиц очерка

VII. Рефлексия, домашнее задание. Понравился ли вам сегодняшний урок? Что нового о Тургеневе вы узнали? Цель урока была: познакомиться с историей возникновения очерка «Бежин луг», мы достигли её?

Дома: Перечитать очерк. Подготовьте характеристику мальчиков из произведения

Урок№2.

Тема: «Герои рассказа И Тургенева «Бежин луг» (слайд 14)

Цель урока: развивать навыки анализа текста

Оборудование: презентация

Ход урока:

I. Диктант «Понятийный» (слайд 15)

Допиши недостающее слово-термин:

1. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо____________

2. Средство художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер ___________________

3. Изображение природы в лит-ре и живописи____________

4. Построение, структура художественного произведения __

5. Короткие рассказы, цель которых испугать слушателя___

6. Слова, характерные для определённой местности________

7. Слова, характерные для простого разговорного языка___

Взаимопроверка, проверка и оценивание(слайд 16)

II. Поясните, как связаны эти понятия с произведением, которое мы анализируем.

III. Цель нашего урока: дать характеристику героям очерка «Бежин луг». Давайте вспомним план характеристики литературного героя (слайд 17)

  • Портретная характеристика
  • Поведение
  • Характер
  • Отношение к нему автора
  • Дополнительный пункт:

    - История, которую рассказывает герой

    (учащиеся дают характеристики героям очерка)

    IV. Кто их мальчиков больше всех знает страшилок-небылиц и чаще других их рассказывает? (Павлуша и Ильюша).

    Давайте сравним рассказы этих мальчиков.(слайд 18)

    Вопросы

    Павлуша

    Ильюша

    1. О ком в страшилках рассказывают мальчики?

    2. О ком из «загадочных» героев рассказывают оба мальчика, чем отличаются их рассказы

    3. Какова реакция слушателей на рассказы мальчиков?

    4. Какие непривычные слова вам встретились в речи мальчиков?

  • Какова речь мальчиков (подберите эпитеты)
  • (слайд 19)

    V. Анализ очерка.

    · Какой пункт в характеристику героев мы не внесли? (речь героев).

    Тургенев очень точно, детально передаёт речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторечия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять характеры героев.

    · О ком автор рассказчик говорит: «Что за славный мальчик»? (Павлуша) (слайд 20)

    · Как сложилась судьба Павлуши? (убился, упав с лошади) (слайд 21)

    · Почему автор заканчивает свой очерк сообщением о гибели Павлуши? (слайд 22)

    ( гибель предсказана в разговоре о водяном. «Своей судьбы не минуешь»)

    VI. Рефлексия. Кто из героев у вас вызвал симпатию и почему?

    VII. Домашнее задание. (слайд 23)Найти в очерке пейзажные зарисовки, подготовить пересказ любого из них, повторить изобразительно-выразительные средства языка(тропы)

    Урок№3.

    Тема: «Человек и природа в очерке И.В.Тургенева «Бежин луг» (слайд 24)

    Цель урока: показать взаимосвязь человека и природы в очерке, определить роль пейзажа

    Оборудование: презентация

    Ход урока:

    I.Диктант «Понятийный» (слайд 25)

    Запиши название изобразительно-выразительного средства:

  • образное определение 1___________(эпитет)
  • скрытое сравнение 2___________(метафора)
  • предание неживому предмету свойств живого 3___________(олицетворение)
  • Какое средство выразительности использовано:

  • «чистые, словно обмытые» 4____________(сравнение)
  • «заря пылает пожаром» 5____________(метафора)
  • II. Взаимопроверка, проверка, оценивание (слайд №26)

    III. Все эти средства используются при описании пейзажей, в очерке «Бежин луг» таких описаний довольно много, для чего это делает Тургенев, мы и должны разобраться на сегодняшнем уроке. Напомню, что родился И.С.Тургенев в средней полосе России, в имении Спасское-Лутовиново. Описания природы в очерке очень напоминают описание природы именно этих мест (слайд №27)

    IV. Проверка домашнего задания (пересказ пейзажной зарисовки)

    V. Анализ эпизодов-описаний природы

    • Дайте название описаниям пейзажей (слайд№28-32)
    • Определите, какими средствами выразительности пользуется автор при описании природы ( работа по группам), защита ответа
    • Можно ли сказать, что изменения в природе отражают настроения в душах героев?

    VI. Вывод по уроку. С какой целью Тургенев использует описание природы?

    (пейзаж помогает увидеть связь человека и природы. Пейзаж – это природа, увиденная глазами человека. Какой видит её человек? Как связана внутренняя, душевная жизнь человека с жизнью природы? Об этом заставляет задуматься пейзаж в произведении.)

    VII. Рефлексия. Для чего же писатели используют в своих произведениях описания природы

    VIII Домашнее задание: написать сочинение-размышление на тему «Человек и природа», подготовиться к итоговому тестированию по очерку «Бежин луг» (слайд №33)

    Итоговый тест (проводится в начале следующего урока) (слайд №34-35)

  • Напишите имена мальчиков, сидевших у костра в ночном
  • Как звали собаку героя-рассказчика?
  • Узнай героя по описанию:
  • «Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские.»

  • 4. Кто из мальчиков рассказывал о домовом?
  • О ком сказал автор-рассказчик: «Что за славный мальчик»?
  • Кто такой Тришка?
  • Как сложилась судьба Павлуши
  • Как звали самого маленького мальчика?
  • «Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило…» — что за средство выразительности?
  • Почему автор-рассказчик оказался у костра с ребятами-пастушками?
  • Файлы: Музы в военной шинели.docx
    Размер файла: 481721 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология