Автор конспекта:
Автор(ы): — Хребтищева Елена Юрьевна
Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №6 г. Петровска» Саратовской области
Характеристики урока (занятия) Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: — расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя; познакомить с историей возникновения «Записок охотника».
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 23
Используемые учебники и учебные пособия: —
n Ельцова О.В., Егорова Н.В. «Поурочные разработки по литературе по программе под редакцией А.Г.Кутузова: 7 класс. – М.:ВАКО, 2006
n В МИРЕ ЛИТЕРАТУРЫ.7 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / авт.-сост.А.Г.Кутузов, А.К.Киселёв, Е.С.Романичева и др.
n http://www.turgenev.org.ru/index.html — Интернет проект "Знаменитые люди Орловской губернии"
Используемое оборудование: —
презентация
Ход урока:
(предварительно учащиеся получили задание, написать, какие вопросы они бы задали Тургеневу, если бы у них появилась возможность взять у него интервью)
I. Вхождение в тему. Заочное интервью с И.Тургеневым.
Учитель. Сегодня на уроке нам предстоит ещё раз соприкоснуться с творчеством замечательного писателя-классика – Ивана Сергеевича Тургенева. (слайд №1) У вас была возможность задать ему заочно вопросы, давайте посмотрим, что же ответил нам великий классик. Итак интервью с И.Тургеневым ( слайды №2—8)
II. Повторение. Действительно, несмотря на то, что Тургенев был помещиком, он критически относился к крепостному праву. Приведите пример произведения И.Тургенева, которое подтверждает мою мысль («Му-му»).(слайд №9) Сегодня же мы познакомимся с ещё одним произведением автора, которое называется «Бежин луг». (слайд №10)
III. История цикла «Записки охотника». Раннее творчество — это стихотворения, поэмы, несколько повестей и пьес. В конце 40-х годов Тургенев был уже довольно известным писателем. Но настоящий успех пришёл вместе с публикацией рассказов «Записки охотника». Первым появился очерк «Хорь и Калиныч»(1747г), который произвёл огромное впечатление на читателей. Напомните, что означает термин «очерк»? (Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо)
В.Г.Белинский (слайд №11) так объяснял повышенное читательское внимание к произведению: «неудивительно, что маленькая пьеса «Хорь и Калиныч» имела такой успех: в ней автор зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто не заходил». Все рассказы цикла «Записки охотника» повествуют о крепостных, которые по своим нравственным качествам изображаются выше их бессердечных господ. В центре очерка «Хорь и Калиныч» два крестьянских характера. (Зачитаем фрагмент от слов «Оба приятеля нисколько не походили друг на друга» до слов «Калиныч любил и уважал Хоря».)(слайд №12)
Обратим внимание на взаимоотношения таких разных людей: они «приятели» (то есть люди, приятные друг другу), испытывают взаимную симпатию.
Хорь и Калиныч — две стороны единого национального русского характера, в котором сосуществуют трезвое отношение к жизни -и мечтательность, деловитость, предприимчивость — и пренебрежение к материальному благополучию. Калиныч ближе к природе, Хорь — к людям, к обществу. Весь рассказ построен на антитезе -изображении двух противоположных, но дополняющих друг друга русских характеров.
Обратим внимание на значение имен героев, на их соответствие своим прозвищам.
По мнению Тургенева, единство этих двух разных характеров, соединение общественного и естественно-природного гармонично, а гармония материального и идеального, социального и природного предвещает русскому народу великое историческое будущее.
IV. Об истории рассказа «Бежин луг». Первая запись, которая фиксировала замысел писателя о создании рассказа,(слайд 13) была сделана в августе 1850 года: «Бежин луг. Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь». Уже в феврале 1851 года произведение было напечатано в журнале «Современник».
Этот рассказ Тургенева породил самый громкий отклик в практике русской школы. Его начали изучать почти сразу же за созданием. Произведение так интересовало словесников, что его включили даже в курс старших классов.
Цензура многое исключила: рассказ Кости о Тришке-Антихристе, упоминания о леших, упоминание о том, что Акима-лесника утопили -о разбое писать не полагалось, и в рассказе событие описали так: «Аким-лесник утоп». Был убран и постскриптум о гибели Павлуши. Но даже и такой «причесанный» цензурой рассказ сохранил свою прелесть и стойкое место в школьном образовании. Сейчас мы читаем его в том виде, в каком его представил на суд читателей И.Тургенев
V. Выразительное чтение рассказа
VI. Беседа по рассказу
- Попробуйте составить план рассказа, на какие эпизоды можно разделить
- Перечислите действующих лиц очерка
VII. Рефлексия, домашнее задание. Понравился ли вам сегодняшний урок? Что нового о Тургеневе вы узнали? Цель урока была: познакомиться с историей возникновения очерка «Бежин луг», мы достигли её?
Дома: Перечитать очерк. Подготовьте характеристику мальчиков из произведения
Урок№2.
Тема: «Герои рассказа И Тургенева «Бежин луг» (слайд 14)
Цель урока: развивать навыки анализа текста
Оборудование: презентация
Ход урока:
I. Диктант «Понятийный» (слайд 15)
Допиши недостающее слово-термин:
1. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо____________
2. Средство художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер ___________________
3. Изображение природы в лит-ре и живописи____________
4. Построение, структура художественного произведения __
5. Короткие рассказы, цель которых испугать слушателя___
6. Слова, характерные для определённой местности________
7. Слова, характерные для простого разговорного языка___
Взаимопроверка, проверка и оценивание(слайд 16)
II. Поясните, как связаны эти понятия с произведением, которое мы анализируем.
III. Цель нашего урока: дать характеристику героям очерка «Бежин луг». Давайте вспомним план характеристики литературного героя (слайд 17)
Дополнительный пункт:
- История, которую рассказывает герой
(учащиеся дают характеристики героям очерка)
IV. Кто их мальчиков больше всех знает страшилок-небылиц и чаще других их рассказывает? (Павлуша и Ильюша).
Давайте сравним рассказы этих мальчиков.(слайд 18)
Вопросы
Павлуша
Ильюша
1. О ком в страшилках рассказывают мальчики?
2. О ком из «загадочных» героев рассказывают оба мальчика, чем отличаются их рассказы
3. Какова реакция слушателей на рассказы мальчиков?
4. Какие непривычные слова вам встретились в речи мальчиков?
(слайд 19)
V. Анализ очерка.
· Какой пункт в характеристику героев мы не внесли? (речь героев).
Тургенев очень точно, детально передаёт речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторечия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять характеры героев.
· О ком автор рассказчик говорит: «Что за славный мальчик»? (Павлуша) (слайд 20)
· Как сложилась судьба Павлуши? (убился, упав с лошади) (слайд 21)
· Почему автор заканчивает свой очерк сообщением о гибели Павлуши? (слайд 22)
( гибель предсказана в разговоре о водяном. «Своей судьбы не минуешь»)
VI. Рефлексия. Кто из героев у вас вызвал симпатию и почему?
VII. Домашнее задание. (слайд 23)Найти в очерке пейзажные зарисовки, подготовить пересказ любого из них, повторить изобразительно-выразительные средства языка(тропы)
Урок№3.
Тема: «Человек и природа в очерке И.В.Тургенева «Бежин луг» (слайд 24)
Цель урока: показать взаимосвязь человека и природы в очерке, определить роль пейзажа
Оборудование: презентация
Ход урока:
I.Диктант «Понятийный» (слайд 25)
Запиши название изобразительно-выразительного средства:
Какое средство выразительности использовано:
II. Взаимопроверка, проверка, оценивание (слайд №26)
III. Все эти средства используются при описании пейзажей, в очерке «Бежин луг» таких описаний довольно много, для чего это делает Тургенев, мы и должны разобраться на сегодняшнем уроке. Напомню, что родился И.С.Тургенев в средней полосе России, в имении Спасское-Лутовиново. Описания природы в очерке очень напоминают описание природы именно этих мест (слайд №27)
IV. Проверка домашнего задания (пересказ пейзажной зарисовки)
V. Анализ эпизодов-описаний природы
- Дайте название описаниям пейзажей (слайд№28-32)
- Определите, какими средствами выразительности пользуется автор при описании природы ( работа по группам), защита ответа
- Можно ли сказать, что изменения в природе отражают настроения в душах героев?
VI. Вывод по уроку. С какой целью Тургенев использует описание природы?
(пейзаж помогает увидеть связь человека и природы. Пейзаж – это природа, увиденная глазами человека. Какой видит её человек? Как связана внутренняя, душевная жизнь человека с жизнью природы? Об этом заставляет задуматься пейзаж в произведении.)
VII. Рефлексия. Для чего же писатели используют в своих произведениях описания природы
VIII Домашнее задание: написать сочинение-размышление на тему «Человек и природа», подготовиться к итоговому тестированию по очерку «Бежин луг» (слайд №33)
Итоговый тест (проводится в начале следующего урока) (слайд №34-35)
«Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские.»
Файлы: Музы в военной шинели.docx
Размер файла: 481721 байт.