Автор конспекта:
Автор(ы): — Зиннатуллина Милавша Минехаеровна

Место работы, должность: —

МОУ Исаковская СОШ Буинского района РТ,

учитель русского языка и литературы

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Обучающая:продолжение знакомства с творчеством А. Платонова.

Развивающая:работа над анализом литературного произведения, навыками чтения и пересказа; развитие познавательных интересов и связной речи учащихся.

Воспитывающая: пробудить в учащихся чувства сострадания, уважения к «маленькому» человеку, воспитывать доброту.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание: — урок по рассказу А.П.Платонова «Юшка» в 7 классе

Ход урока.

I.Организационный момент.

Учитель обращает внимание на пословицы.

— На какую тему подобраны эти пословицы? (о доброте).

Что такое доброта? (заслушиваются мнения учащихся)

— Сегодня у нас урок доброты. И поможет нам разобраться в этом чувстве писатель Андрей Платонович Платонов. Мы познакомились с его рассказом «Корова», где тоже речь шла о доброте.

В детстве Платонов испытал и тяжесть нищенской холщовой сумки за плечами, и горесть безвозвратных утрат, подростком познал непосильный наемный труд, участвовал в гражданской войне и строительстве новой деревни. Все эти «университеты» и образовали душу и разум Платонова с его болезненным неравнодушием к нужде и человеческому страданию.

(Проблема «маленьких» людей в литературе).

II. Работа над рассказом «Юшка».

Беседа по вопросам.

— Обратите внимание на начало рассказа: «Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек». Подумайте, почему автор решил рассказать о Юшке, в общем – то о человеке, ничем не примечательном?

(такие люди, как Юшка есть в нашей жизни)

— Прочитайте литературный портрет героя, что вы узнали о его образе жизни.

— Вы должны были выписать из рассказа, как называет автор героя? (чтение цепочки слов: старый на вид человек, старого Юшку, старик, добрый Юшка)

— Какое чувство вызывает Юшка? (сочувствие, сострадание). Выяснение значения и написания этих слов.

— Как относились к нему окружающие?

(Дети бросали в него камешки и сор горстями)

— Почему?

(Юшка ничего не отвечал детям, не обижался на них. Дети хотели, чтобы он злился).

— А почему?

(Злоба воспринималась ими как обязательное проявление жизни).

— Что в нём было непонятно детям?

(Он не умел злиться, быть жестоким, когда вокруг в мире было столько злобы, ненависти, жестокости. Дети привыкли видеть обозленных людей, и покорность, незлобивость Юшки вызывала у них потребность поиздеваться над человеком).

— Как Юшка относился к детям?

(Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие! Вы, должно быть, любите меня! Отчего я вам нужен?)

— А как относились к нему взрослые? Докажите текстом, что Юшка превратился в часть их существования. (Когда Юшка рано утром шёл по улице…)

-Для чего Юшка нужен взрослым?

(Чтобы помещать на нём всю злобу).

— Как воспринимал свою неустроенную жизнь Юшка? Считал ли он, как дочь хозяина, что ему лучше умереть?

(чтение диалога Юшки с Дашей)

— Что мы узнали из этого диалога?

(У людей слепое сердце)

— А какое это слепое сердце?

(Человек, думающий только о себе, не знает добра, жестокий, эгоист, доверяет только своим глазам, судит только по облику)

— Сердце какое должно быть? (зрящее)

— Любят ли дети Юшку?

(говорит, что «его любят без понятий», т.е. не могут проявить свою любовь, не умеют любить).

— Каким предстал перед вами Юшка? (жалким, слабым)

— Каким предстает Юшка в общении с природой?

(Он чувствовал себя частицей природы, в общении с природой он мог показать свою любовь ко всему живому)

— Какая у него душа? (добрая)

— Что произошло с Юшкой? (пересказ отрывка — единственный раз в жизни он возразил своим обидчикам, и это стоило ему жизни).

— Чтение отрывка «А чего я тебе, чем я вам мешаю! Я по закону родился, я тоже всему свету нужен…».

— Как слесарь объясняет причину его смерти? (забраковали тебя люди)

— Кто виноват в смерти Юшки? (жизнь, которая сделала людей жестокими, лишила их веры и доброты).

— Как взрослые отнеслись к его смерти?

(Все пришли на похороны, похоронили и забыли)

— О чем вы узнали в заключительном эпизоде рассказа) (пересказ эпизода)

— В чем заключался смысл жизни Юшки? Какой эпитет дает автор? (добрый)

— В чем заключается основная идея рассказа? (мнения учащихся).

III. Итоги урока.

Слово учителя.

— Автор показывает нам, что в жизни рядом с нами живут люди как Юшка. Но нельзя судить о людях только по внешнему облику. Мы должны быть добрыми, терпеливыми в отношении к ним.

— Выставление оценок.

— Напутствие учителя.

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Даётся нам недёшево! (С. Маршак)

IV. Домашняя работа.

Написать небольшой рассказ «Каким мне запомнился Юшка?»

Файлы: Фрагмент занятия по русскому языку в 9 классе.docx
Размер файла: 23200 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология