Автор конспекта:
Автор(ы): — Зиннатуллина Милавша Минехаеровна
Место работы, должность: —
МОУ Исаковская СОШ Буинского района РТ,
учитель русского языка и литературы
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
Обучающая:продолжение знакомства с творчеством А. Платонова.
Развивающая:работа над анализом литературного произведения, навыками чтения и пересказа; развитие познавательных интересов и связной речи учащихся.
Воспитывающая: пробудить в учащихся чувства сострадания, уважения к «маленькому» человеку, воспитывать доброту.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание: — урок по рассказу А.П.Платонова «Юшка» в 7 классе
Ход урока.
I.Организационный момент.
Учитель обращает внимание на пословицы.
— На какую тему подобраны эти пословицы? (о доброте).
Что такое доброта? (заслушиваются мнения учащихся)
— Сегодня у нас урок доброты. И поможет нам разобраться в этом чувстве писатель Андрей Платонович Платонов. Мы познакомились с его рассказом «Корова», где тоже речь шла о доброте.
В детстве Платонов испытал и тяжесть нищенской холщовой сумки за плечами, и горесть безвозвратных утрат, подростком познал непосильный наемный труд, участвовал в гражданской войне и строительстве новой деревни. Все эти «университеты» и образовали душу и разум Платонова с его болезненным неравнодушием к нужде и человеческому страданию.
(Проблема «маленьких» людей в литературе).
II. Работа над рассказом «Юшка».
Беседа по вопросам.
— Обратите внимание на начало рассказа: «Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек». Подумайте, почему автор решил рассказать о Юшке, в общем – то о человеке, ничем не примечательном?
(такие люди, как Юшка есть в нашей жизни)
— Прочитайте литературный портрет героя, что вы узнали о его образе жизни.
— Вы должны были выписать из рассказа, как называет автор героя? (чтение цепочки слов: старый на вид человек, старого Юшку, старик, добрый Юшка)
— Какое чувство вызывает Юшка? (сочувствие, сострадание). Выяснение значения и написания этих слов.
— Как относились к нему окружающие?
(Дети бросали в него камешки и сор горстями)
— Почему?
(Юшка ничего не отвечал детям, не обижался на них. Дети хотели, чтобы он злился).
— А почему?
(Злоба воспринималась ими как обязательное проявление жизни).
— Что в нём было непонятно детям?
(Он не умел злиться, быть жестоким, когда вокруг в мире было столько злобы, ненависти, жестокости. Дети привыкли видеть обозленных людей, и покорность, незлобивость Юшки вызывала у них потребность поиздеваться над человеком).
— Как Юшка относился к детям?
(Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие! Вы, должно быть, любите меня! Отчего я вам нужен?)
— А как относились к нему взрослые? Докажите текстом, что Юшка превратился в часть их существования. (Когда Юшка рано утром шёл по улице…)
-Для чего Юшка нужен взрослым?
(Чтобы помещать на нём всю злобу).
— Как воспринимал свою неустроенную жизнь Юшка? Считал ли он, как дочь хозяина, что ему лучше умереть?
(чтение диалога Юшки с Дашей)
— Что мы узнали из этого диалога?
(У людей слепое сердце)
— А какое это слепое сердце?
(Человек, думающий только о себе, не знает добра, жестокий, эгоист, доверяет только своим глазам, судит только по облику)
— Сердце какое должно быть? (зрящее)
— Любят ли дети Юшку?
(говорит, что «его любят без понятий», т.е. не могут проявить свою любовь, не умеют любить).
— Каким предстал перед вами Юшка? (жалким, слабым)
— Каким предстает Юшка в общении с природой?
(Он чувствовал себя частицей природы, в общении с природой он мог показать свою любовь ко всему живому)
— Какая у него душа? (добрая)
— Что произошло с Юшкой? (пересказ отрывка — единственный раз в жизни он возразил своим обидчикам, и это стоило ему жизни).
— Чтение отрывка «А чего я тебе, чем я вам мешаю! Я по закону родился, я тоже всему свету нужен…».
— Как слесарь объясняет причину его смерти? (забраковали тебя люди)
— Кто виноват в смерти Юшки? (жизнь, которая сделала людей жестокими, лишила их веры и доброты).
— Как взрослые отнеслись к его смерти?
(Все пришли на похороны, похоронили и забыли)
— О чем вы узнали в заключительном эпизоде рассказа) (пересказ эпизода)
— В чем заключался смысл жизни Юшки? Какой эпитет дает автор? (добрый)
— В чем заключается основная идея рассказа? (мнения учащихся).
III. Итоги урока.
Слово учителя.
— Автор показывает нам, что в жизни рядом с нами живут люди как Юшка. Но нельзя судить о людях только по внешнему облику. Мы должны быть добрыми, терпеливыми в отношении к ним.
— Выставление оценок.
— Напутствие учителя.
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево! (С. Маршак)
IV. Домашняя работа.
Написать небольшой рассказ «Каким мне запомнился Юшка?»
Файлы: Фрагмент занятия по русскому языку в 9 классе.docx
Размер файла: 23200 байт.