Автор конспекта:
Автор(ы): — Сторожева Татьяна Юрьевна

Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №6″ города Петровска

Характеристики урока (занятия) Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Показать истоки и смысл теории Раскольникова, трагизм и ее претворение в жизнь, определить одну из особенностей жанра романа.

Тип урока: — Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 22

Краткое описание: — Это интегрированный урок литературы и истории, посвященный изучению романа Достоевского "Преступление и наказание". Прилагается презентация.

Предварительное домашнее задание:
1.Выяснить, сколько человек в семье погибло в годы октябрьской революции, гражданской войны, в сталинских концлагерях, в годы Великой Отечественной война.

ХОД УРОКА

1.Определение темы урока.
Задание: Заполните таблицу, проведя соответствия:

Название произведения

Жанр

Основная проблема

«Евгений Онегин»

Философско-психологический роман

Типичный представитель 30 годов XIX столетия»Лишний человек»

«Герой нашего времени»

Роман в стихах

Типичный представитель 40 годов XIX столетия «Лишний человек»

«Обломов»

Социально-психологический роман

Человек идеи

«Преступление и наказание»

Социально-бытовой роман

Типичный представитель 20 годов XIX столетия «Лишний человек»


Что же главное в романе «Преступление и наказание»:

Хронология одного преступления. ИЛИ Кому важно мысль разрешить ?

2. Проанализируем жанровое своеобразие романа

Разбор жанровой специфики романа, доказательство учащихся по каждому напрвлению, отражённому на слайде№2
СЛАЙД №2
Социально-бытовой
Детективный
Любовный
Психологический
Философский
Религиозный
? - ответ на этот вопрос - цель нашего урока

ТЕМА УРОКА СЛАЙД №1-
Смысл теории Раскольникова, или каков жанр романа «Преступление и наказание»

Работая по теме урока, будем помнить слова самого Ф.М. Достоевского: «Меня называют психологом, я лишь реалист в высшем смысле».

3. Анализ теорий, представленных в романе по следующим вопросам
— кому принадлежит теория,
— в чём её суть,
— ваше понимание теории с точки зрения сегодняшнего дня
Работая с каждой страницей слайда, отвечаем на вышеуказанные вопросы

СЛАЙД №3
«Ведь природу поправляют и направляют, а без этого пришлось бы потонуть в предрассудках. Без этого ни одного бы великого человека не было».

СЛАЙД №4
«Возлюби, прежде всех одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел!»

СЛАЙД №5
«Человеку всё позволено!»

СЛАЙД №6
« «необыкновенный» человек имеет право разрешить своей совести перешагнуть через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует!»

СЛАЙД №7
«Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных), то есть, так сказать на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть дар или талант сказать в среде своей новое слово! .Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по моему, дать себе разрешение через кровь!»

СЛАЙД №8
«Да ведь тут арифметика!» (За одну жизнь — тысяча жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен).
4. Анализ теорий, предложенных учителем

СЛАЙД №9
Что такое закон? Выражение воли господствующих классов.

Отсталые массы не проймешь теорией, им нужен опыт.
(В.И. Ленин) – на слайде не указан автор, учитель на этом этапе не произносит фамилии

СЛАЙД№10
«Поэтому каждый, кто пытается разрушить это единство, кто стремится к отделению от него отдельной части, он враг, заклятый враг государства. И мы будем уничтожать каждого такого врага, мы будем уничтожать весь его род, его семью»…
(И. В. Сталин ) – на слайде не указан автор, учитель на этом этапе не произносит фамилии

СЛАЙД №11
«Завоевать душу народа можно только, если одновременно с борьбой за собственные положительные цели повести борьбу за уничтожение тех, кто является противниками наших целей»
(Гитлер) – на слайде не указан автор, учитель на этом этапе не произносит фамилии

5. Анализ последствий теорий
СЛАЙД №12
СЛАЙД №13
СЛАЙД №14
СЛАЙД №15


6. Рефлексия по теме урока
Встаньте те, у кого кто-нибудь погиб в результате воплощения данных теорий в жизнь?

7. Вывод: каков же жанр романа?
СЛАЙД №16
СЛАЙД №17

Социально-бытовой
Детективный
Любовный
Психологический
Философский
Религиозный
? - ответ на этот вопрос

- Предупреждение

9. Домашнее задание
Мини-сочинение «Теория Раскольникова в истории моей семьи»

Файлы: Преступление и наказание.ppt
Размер файла: 266240 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология