Автор конспекта:
Автор(ы): — Сторожева Татьяна Юрьевна
Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №6″ города Петровска
Характеристики урока (занятия) Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: — Показать истоки и смысл теории Раскольникова, трагизм и ее претворение в жизнь, определить одну из особенностей жанра романа.
Тип урока: — Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Учащихся в классе (аудитории): — 22
Краткое описание: — Это интегрированный урок литературы и истории, посвященный изучению романа Достоевского "Преступление и наказание". Прилагается презентация.
Предварительное домашнее задание:
1.Выяснить, сколько человек в семье погибло в годы октябрьской революции, гражданской войны, в сталинских концлагерях, в годы Великой Отечественной война.
ХОД УРОКА
1.Определение темы урока.
Задание: Заполните таблицу, проведя соответствия:
Название произведения
Жанр
Основная проблема
«Евгений Онегин»
Философско-психологический роман
Типичный представитель 30 годов XIX столетия»Лишний человек»
«Герой нашего времени»
Роман в стихах
Типичный представитель 40 годов XIX столетия «Лишний человек»
«Обломов»
Социально-психологический роман
Человек идеи
«Преступление и наказание»
Социально-бытовой роман
Типичный представитель 20 годов XIX столетия «Лишний человек»
Что же главное в романе «Преступление и наказание»:
Хронология одного преступления. ИЛИ Кому важно мысль разрешить ?
2. Проанализируем жанровое своеобразие романа
Разбор жанровой специфики романа, доказательство учащихся по каждому напрвлению, отражённому на слайде№2
СЛАЙД №2
Социально-бытовой
Детективный
Любовный
Психологический
Философский
Религиозный
? - ответ на этот вопрос - цель нашего урока
ТЕМА УРОКА СЛАЙД №1-
Смысл теории Раскольникова, или каков жанр романа «Преступление и наказание»
Работая по теме урока, будем помнить слова самого Ф.М. Достоевского: «Меня называют психологом, я лишь реалист в высшем смысле».
3. Анализ теорий, представленных в романе по следующим вопросам
— кому принадлежит теория,
— в чём её суть,
— ваше понимание теории с точки зрения сегодняшнего дня
Работая с каждой страницей слайда, отвечаем на вышеуказанные вопросы
СЛАЙД №3
«Ведь природу поправляют и направляют, а без этого пришлось бы потонуть в предрассудках. Без этого ни одного бы великого человека не было».
СЛАЙД №4
«Возлюби, прежде всех одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел!»
СЛАЙД №5
«Человеку всё позволено!»
СЛАЙД №6
« «необыкновенный» человек имеет право разрешить своей совести перешагнуть через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует!»
СЛАЙД №7
«Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных), то есть, так сказать на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть дар или талант сказать в среде своей новое слово! .Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по моему, дать себе разрешение через кровь!»
СЛАЙД №8
«Да ведь тут арифметика!» (За одну жизнь — тысяча жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен).
4. Анализ теорий, предложенных учителем
СЛАЙД №9
Что такое закон? Выражение воли господствующих классов.
Отсталые массы не проймешь теорией, им нужен опыт.
(В.И. Ленин) – на слайде не указан автор, учитель на этом этапе не произносит фамилии
СЛАЙД№10
«Поэтому каждый, кто пытается разрушить это единство, кто стремится к отделению от него отдельной части, он враг, заклятый враг государства. И мы будем уничтожать каждого такого врага, мы будем уничтожать весь его род, его семью»…
(И. В. Сталин ) – на слайде не указан автор, учитель на этом этапе не произносит фамилии
СЛАЙД №11
«Завоевать душу народа можно только, если одновременно с борьбой за собственные положительные цели повести борьбу за уничтожение тех, кто является противниками наших целей»
(Гитлер) – на слайде не указан автор, учитель на этом этапе не произносит фамилии
5. Анализ последствий теорий
СЛАЙД №12
СЛАЙД №13
СЛАЙД №14
СЛАЙД №15
6. Рефлексия по теме урока
Встаньте те, у кого кто-нибудь погиб в результате воплощения данных теорий в жизнь?
7. Вывод: каков же жанр романа?
СЛАЙД №16
СЛАЙД №17
Социально-бытовой
Детективный
Любовный
Психологический
Философский
Религиозный
? - ответ на этот вопрос
- Предупреждение
9. Домашнее задание
Мини-сочинение «Теория Раскольникова в истории моей семьи»
Файлы: Преступление и наказание.ppt
Размер файла: 266240 байт.