Автор конспекта:
Автор(ы): — Никандрова Наталья Геннадьевна
Место работы, должность: — МОУ Уршельская сош, учитель русского языка и литературы
Регион: — Владимирская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: — Знакомство с творчеством К. Симонова. Формировать навыки анализа стихотворения. Развивать интерес к истории прошлого России. Воспитывать любовь к Родине
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): — 19
Используемые учебники и учебные пособия: —
1. Литература 6 кл. учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель Полухина В. П. "Просвещение" Москва 2009г.
2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией Коровиной В.Я.
Используемая методическая литература: —
1.Методические советы для 6 класса. Литература. Под редакцией В. И. Коровина Москва "Просвещение" 2004
2. Литература в таблицах 5-11 класс.АСТ "Астрель" Москва
3. Читаем, думаем, спорим… 6 класс (дидактические материалы по литературе).Москва "Просвещение"2004
4. Уроки литературы в 5-6 классах. И. И. Аркин Москва "Просвещение" 2006
Используемое оборудование: —
1. Компьютер
2. Проектор
3.Экран
4. Распечатанный текст стихотворения (19 шт.)
5. Маркеры (3 цвета).
Используемые ЦОР: —
Электронная презентация
Краткое описание: — Данный урок для 6 класса. На уроке учащиеся знакомятся с биографией К. Симонова, анализируют текст стихотворения с опорой на схему анализа стихотворения,выделяют лексические и изобразительно-выразительные средства языка, используя приём маркировки текста, учатся высказывать своё отношение к прочитанному.
Цель урока:
- Познакомитьучащихся с творчеством К. Симонова.
- Формировать навыки анализа стихотворения (акцент на схему
- анализа стихотворения).
- Развивать интерес к историческому прошлому России.
- Воспитывать любовь к Родине.
— Оборудование:
- Презентация.
- Распечатанный текст стихотворения К. Симонова «Ты помнишь, Алёша,….».
- Маркеры.
— — Предварительная работа:
1 ученик готовит сообщение о К. Симонове, 2 ученик к его
сообщению готовит вопросный план.
— — — Ход урока:
Титульный слайд.
I. Вход в учебную ситуацию.
.
— Слайд 1: фото«Вставай страна» — У: С какими событиями в истории нашей Родины связан этот фрагмент презентации?
Д: С событиями периода Великой Отечественной войны.
У: Как защищали люди Родину в эти годы?
Д: Сражались на фронте, трудились в тылу на заводах, в партизанских отрядах.
У: Верно каждый по-своему защищал Родину. Писатели и поэты тоже были на защите своего Отечества: военные корреспонденты, рядовые, офицеры. Не понаслышке они создавали свои произведения о войне. Художественное слово, создаваемое писателями и поэтами, имело немаловажное значение: оно согревало душу, будило лучшие чувства, звало к победе! Стихи Твардовского, Самойлова, Симонова помогали идти в атаку, сражаться с фашистскими варварами. Сегодня мы с вами поговорим оК. Симонове и его стихотворении«Ты помнишь, Алёша,…» .
Слайд 2 : фото К.Симонова.
II. Пребывание в учебной ситуации.
— 1. Двое учащихся получили задание заранее.
Выступает первый ученик, рассказывает о поэте, в это время второй – записывает на доске вопросный план (объем сообщения и плана зависит от уровня подготовленности класса).
2. Блиц – опрос учащихся по пунктам плана, что запомнили, а что нет (я использую принцип игры «Снежный ком» или «Змейка», возможны индивидуальные кроссворды).
3. Выразительное чтение стихотворения К. Симонова«Ты помнишь, Алёша,…».
Читает учитель, затем еще раз 1 ученик.
4. Беседа по прочитанному тексту с опорой на план анализа.
У: Какой период войны описан в данном стих – ии?
Д: Начало войны – самый сложный и тяжелый период войны.
У: Какую проблему открывает нам автор?
Д: Как тяжело оказаться на дорогах войны, как тяжело смотреть на людей, которые страдают от потери близких и это еще тяжелее, чем воевать, как тяжело терять товарищей и осознавать, что по родной русской земле шагает беспощадный враг.
У: К чему призывает нас автор?
Д: Стойко переносить трудности войны, верить в победу, защищать Родину, близких, родных от врага.
У: Какие чувства вызывает стихотворение?
Дети, ориентируясь на слайд 3, формулируют свои мысли:
— Тревогу
Сострадание
Радость
Страх
Восхищение Я чувствую
Горе
Боль
Тяжесть испытаний
Сочувствие
— — 5. Работа по маркировке текста (в группах).
У: Выделите ключевые слова, которые помогают нам воссоздать картину: что поэт увидел на дорогах войны.
Желтым маркером дети отмечают: «дороги Смоленщины, усталые женщины, изба под Борисовом, плачущие старики, пожарища и т.д.».
У: Какие лексические особенности встречаются в тексте?
Д: Устаревшие слова.
Зеленым маркером дети выделяют слова: «тракт, погост, околица, покуда, кринки и т. п.»
Слайд 4 : Словарь
У: Какие средства выразительности помогают создать сжатые, но ёмкие картины войны?
Учащиеся маркируют оранжевым маркером средства выразительности и комментируют их. Каждая группа получает свое задание: 1- эпитеты, 2 – сравнения, 3 – метафоры, 4 – олицетворения.
Слайд 5 : Иллюстрация по тексту.
III. Выход из учебной ситуации.
— У: Какое значение имеют для нас подобные произведения?
Д: С помощью таких произведений мы можем заглянутьв неизвестные для нас страницы истории нашего Отечества.
У: Безусловно, художественные произведения – это своеобразный учебник истории, который ярко и правдиво откроет нам многие тайны истории нашей Родины.
!!! Теперь запишите дом. задание :подготовьтенаизусть чтение стихотворения о войне.
Следующий урок – урок – концерт.
—
Файлы: simonov.ppt
Размер файла: 1354752 байт.