Автор конспекта:
Автор(ы): — Галимова Фарида Мавлютовна
Место работы, должность: —
г.Казань ДМШ №30 педагог дополнительного образования
Регион: — Республика Татарстан
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дополнительное профессиональное образование
Класс(ы): — Все классы
Предмет(ы): — Музыка
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Тип ресурса: — методическая разработка
Краткое описание ресурса: —
В статье рассматривается роль игры ученика в ансамбле и раскрытие его творческого потенциала.
Ансамбль аккордеонистов — форма коллективного исполнительского творчества
"Ансамбль (от французского ensemble — вместе) — группа исполнителей, выступающих совместно" (Музыкальная энциклопедия, Москва, 1973 г., т.1 с. 17).
Ансамбль — это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Исполнение в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое — чувствовать и творить вместе. Единство художественных намерений, единство эмоционального отклика на исполняемое, вдохновенная игра всех — вот чем характеризуется ансамблевое искусство.
Игра ученика в ансамбле сопряжена с определенными трудностями: не так легко научиться ощущать себя частью целого. В то же время игра в ансамбле воспитывает у учащихся ряд ценных профессиональных качеств — она дисциплинирует в отношении ритма, дает ощущение нужного темпа, способствует развитию мелодического, гармонического и тембрального слуха, вырабатывает уверенность, помогает добиться стабильности. Так, известны случаи, когда ученик — аккордеонист, выступая как солист, играл неуверенно, робко, временами как бы "заикаясь". Поиграв же в ансамбле, он заметно укрепляет свои профессиональные качества. К тому же его игра становилась осмысленнее, эмоциональнее, ученик — аккордеонист раскрывался как музыкант. И это не случайно, В результате длительного контактирования ансамблисты обмениваются опытом, знаниями, отчего каждый становится богаче как специалист. Менее яркие в исполнительском отношении ученики подтягиваются до уровня более сильных, под влиянием партнеров активнее развивается художественный вкус участников ансамбля. Из сказанного можно сделать вывод: ученик, никогда не игравший в ансамбле, многого лишает себя, ибо польза от этого рода музыкальной деятельности более чем очевидна. Кроме того, в каждом музыканте должна быть заложена потребность общения на почве музыки, а эту задачу и выполняет ансамбль.
I. Ансамбль — школа совершенствования музыканта.
1) Воспитание волевых качеств.
Воля и самообладание — качества, необходимые музыканту. Без них нельзя обойтись ни в ежедневной самостоятельной работе, ни на эстраде. Но в еще большей мере эти качества нужны играющему в ансамбле. От них подчас зависит творческая атмосфера ансамбля аккордеонистов, его психологический климат. Волю, как и другие положительные качества, надо уметь воспитывать в себе, тренировать. Под определением воли подразумевается "сознательная саморегуляция человеком своего поведения и деятельности, регулирующая функция мозга, которая заключается в способности активно добиваться поставленной цели, преодолевая внешние и внутренние препятствия".
Для исполнителя воля — "важнейший часто решающий фактор артистического успеха; от ее наличия или отсутствия зависит нередко исход концертного выступления" (Гинзбург Г. "Заметки о мастерстве") "Если нет воли, нет и … воплощения" (Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры". Военные специалисты, например, считают, что сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть. Такой волей к победе должен обладать и музыкант. Но при одном условии — если имеется ясно выраженная цель. Недаром говорят: великая цель рождает великую энергию. И не только ее, но и особое состояние собранности, сосредоточенности, упорства, даже упрямства. Внешнее проявление воли — это выдержка, способность контролировать свои действия. Ансамбль — коллективная форма творчества, поэтому он не может существовать, если каждый его участник не научится управлять собой, своим настроением, эмоциями. Ведь в процессе разучивания музыкального произведения приходится вместе с участниками ансамбля решать сложные творческие и организационные вопросы. Таким образом, такие качества, как высокая сознательность, воля — необходимы в участниках ансамбля.
2) Воспитание таланта.
Талант — это своего рода алмаз. Лишь шлифуя алмаз, можно превратить его в бриллиант. Лишь систематически и настойчиво работая, можно добиться высочайшей степени мастерства.
Талант — не только высшая степень одаренности, это к тому же особая острота восприятия, непрестанная тревога от сознания, что еще чего-то в своей работе не сделал. Если музыкант теряет контроль над собой, живет вчерашним днем, если он перестает бережно относиться к своим способностям — талант останавливается в своем развитии или гибнет вовсе. Все мы знаем: когда не хочется чего-то делать, всегда найдется причина, почему не сделано, а когда хочется — обязательно найдется способ, как это сделать.
Значит, прежде всего надо хотеть, но хотеть сильно, страстно. Большое значение здесь имеет психологический фактор: надо уметь любое делать с
удовольствием. Ведь от того, как настроить себя, зависит подчас и результат. Одно дело, сказать себе: надо работать, другое же — хочу работать. В первом случае нами управляет сознание необходимости, во втором же — потребности: хочу, но могу не работать. Как следствие — недостаточная продуктивность в первом случае и высокая во втором.
3. Роль психологического климата в ансамбле.
Создание здорового морально-психологического климата — одно из важнейших условий успешной деятельности ансамбля. Понятие
"психологический климат" включает в себя: высокий уровень сплоченности
участников ансамбля, взаимопонимание, организованность и дисциплину, требовательность к себе и другим, взаимную поддержку и помощь, а также энтузиазм, настроение коллектива, то есть ряд факторов, создающих то, что принято называть творческой атмосферой ансамбля. "В хаосе не может быть искусства. Искусство — порядок, стройность, поддерживаемые почти военной дисциплиной" — утверждал К.Станиславский. Между тем дисциплина, как нравственная категория, эффективна лишь тогда, когда она становится глубочайшим убеждением человека — самодисциплиной, то есть предполагает возложение на себя обязанностей сознательно, без всякого принуждения.
Файлы: галимова 3.doc
Размер файла: 39936 байт.