Автор конспекта:
Автор(ы): — Галимова Фарида Мавлютовна

Место работы, должность: —

г.Казань ДМШ №30 педагог дополнительного образования

Регион: — Республика Татарстан

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дополнительное профессиональное образование

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Музыка

Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: —

В статье рассматривается роль игры ученика в ансамбле и раскрытие его творческого потенциала.


Ансамбль аккордеонистов — форма коллективного исполнительского творчества

"Ансамбль (от французского ensemble — вместе) — группа исполнителей, выступающих совместно" (Музыкальная энциклопедия, Москва, 1973 г., т.1 с. 17).
Ансамбль — это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Исполнение в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое — чувствовать и творить вместе. Единство художественных намерений, единство эмоционального отклика на исполняемое, вдохновенная игра всех — вот чем характеризуется ансамблевое искусство.
Игра ученика в ансамбле сопряжена с определенными трудностями: не так легко научиться ощущать себя частью целого. В то же время игра в ансамбле воспитывает у учащихся ряд ценных профессиональных качеств — она дисциплинирует в отношении ритма, дает ощущение нужного темпа, способствует развитию мелодического, гармонического и тембрального слуха, вырабатывает уверенность, помогает добиться стабильности. Так, известны случаи, когда ученик — аккордеонист, выступая как солист, играл неуверенно, робко, временами как бы "заикаясь". Поиграв же в ансамбле, он заметно укрепляет свои профессиональные качества. К тому же его игра становилась осмысленнее, эмоциональнее, ученик — аккордеонист раскрывался как музыкант. И это не случайно, В результате длительного контактирования ансамблисты обмениваются опытом, знаниями, отчего каждый становится богаче как специалист. Менее яркие в исполнительском отношении ученики подтягиваются до уровня более сильных, под влиянием партнеров активнее развивается художественный вкус участников ансамбля. Из сказанного можно сделать вывод: ученик, никогда не игравший в ансамбле, многого лишает себя, ибо польза от этого рода музыкальной деятельности более чем очевидна. Кроме того, в каждом музыканте должна быть заложена потребность общения на почве музыки, а эту задачу и выполняет ансамбль.
I. Ансамбль — школа совершенствования музыканта.
1) Воспитание волевых качеств.
Воля и самообладание — качества, необходимые музыканту. Без них нельзя обойтись ни в ежедневной самостоятельной работе, ни на эстраде. Но в еще большей мере эти качества нужны играющему в ансамбле. От них подчас зависит творческая атмосфера ансамбля аккордеонистов, его психологический климат. Волю, как и другие положительные качества, надо уметь воспитывать в себе, тренировать. Под определением воли подразумевается "сознательная саморегуляция человеком своего поведения и деятельности, регулирующая функция мозга, которая заключается в способности активно добиваться поставленной цели, преодолевая внешние и внутренние препятствия".
Для исполнителя воля — "важнейший часто решающий фактор артистического успеха; от ее наличия или отсутствия зависит нередко исход концертного выступления" (Гинзбург Г. "Заметки о мастерстве") "Если нет воли, нет и … воплощения" (Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры". Военные специалисты, например, считают, что сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть. Такой волей к победе должен обладать и музыкант. Но при одном условии — если имеется ясно выраженная цель. Недаром говорят: великая цель рождает великую энергию. И не только ее, но и особое состояние собранности, сосредоточенности, упорства, даже упрямства. Внешнее проявление воли — это выдержка, способность контролировать свои действия. Ансамбль — коллективная форма творчества, поэтому он не может существовать, если каждый его участник не научится управлять собой, своим настроением, эмоциями. Ведь в процессе разучивания музыкального произведения приходится вместе с участниками ансамбля решать сложные творческие и организационные вопросы. Таким образом, такие качества, как высокая сознательность, воля — необходимы в участниках ансамбля.
2) Воспитание таланта.
Талант — это своего рода алмаз. Лишь шлифуя алмаз, можно превратить его в бриллиант. Лишь систематически и настойчиво работая, можно добиться высочайшей степени мастерства.
Талант — не только высшая степень одаренности, это к тому же особая острота восприятия, непрестанная тревога от сознания, что еще чего-то в своей работе не сделал. Если музыкант теряет контроль над собой, живет вчерашним днем, если он перестает бережно относиться к своим способностям — талант останавливается в своем развитии или гибнет вовсе. Все мы знаем: когда не хочется чего-то делать, всегда найдется причина, почему не сделано, а когда хочется — обязательно найдется способ, как это сделать.
Значит, прежде всего надо хотеть, но хотеть сильно, страстно. Большое значение здесь имеет психологический фактор: надо уметь любое делать с
удовольствием. Ведь от того, как настроить себя, зависит подчас и результат. Одно дело, сказать себе: надо работать, другое же — хочу работать. В первом случае нами управляет сознание необходимости, во втором же — потребности: хочу, но могу не работать. Как следствие — недостаточная продуктивность в первом случае и высокая во втором.

3. Роль психологического климата в ансамбле.
Создание здорового морально-психологического климата — одно из важнейших условий успешной деятельности ансамбля. Понятие
"психологический климат" включает в себя: высокий уровень сплоченности
участников ансамбля, взаимопонимание, организованность и дисциплину, требовательность к себе и другим, взаимную поддержку и помощь, а также энтузиазм, настроение коллектива, то есть ряд факторов, создающих то, что принято называть творческой атмосферой ансамбля. "В хаосе не может быть искусства. Искусство — порядок, стройность, поддерживаемые почти военной дисциплиной" — утверждал К.Станиславский. Между тем дисциплина, как нравственная категория, эффективна лишь тогда, когда она становится глубочайшим убеждением человека — самодисциплиной, то есть предполагает возложение на себя обязанностей сознательно, без всякого принуждения.

Файлы: галимова 3.doc
Размер файла: 39936 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология