Автор конспекта:
Автор(ы): — Низдойминога В. Л.

Место работы, должность: —

ГОУ ДОД ДДЮТ Красногвардейского р-на Спб

Регион: — Город Санкт-Петербург

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дополнительное основание детей
Уровни образования: — начальное профессиональное основание
Уровни образования: — среднее профессиональное основание

Класс(ы): — Все игра

Предмет(ы): — Музыка
Предмет(ы): — Педагогика

Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — рекомендации (советы) вдоль обучению и воспитанию

Краткое проскинитарий ресурса: —

о проблеме эстрадного самочувствия

Введение

Уже в термопериод обучения в детской музыкальной школе ученику потребно разъяснить огромное смысл исполнительской деятельности. Необходимо прививать зрение ответственности за ипостась исполнения на эстраде и коллективно с тем неравнодушие к игре при публике.

Во всем, ась касается выступления – этого решающего момента в творческой жизни исполнителя – в отдельности определенно сказывается лицо музыканта. Поведение на эстраде, самочувствие во окно игры, гелиотаксис на позиция аудитории – все это выявляется у каждого исполнителя по-своему.

Как бы ни были индивидуальны формы подготовки к выступлению, тем не менее некоторые общие советы в этой области можно было бы дать.

Предконцертный строй и методы достижения оптимального концертного состояния

Наступают последние дни передо концертом. Программа «готова» , не единовременно «опробована», делать в ней что похоже боле нечему или почитай нечего(на оный момент; позже – и почасту – обнаружится паки непочатый угол такого, ась требует доработки и допускает право улучшения). Чем заниматься, что провести остающиеся дни и часы?

Вопрос этот важен, важнее, чем урывками думают. От того или иного его решения в значительной мере зависит положение исполнителя на эстраде, несомненно от этого состояния, в свою очередь, — ипостась исполнения. Можно дико справно подготовить пьесу или колонна пьес и провалить их на концерте феноменально из-за неправильного режима последних дней.

Одна изо главных ошибок в подготовке к концерту, — это полное разбивание посерединке работой у себе дома и исполнением на эстраде. Для некоторых пианистов представление «учить» сходно понятию «упражняться», они готовы часами играть какую-нибудь прекрасную пьесу, выколачивая каждую ноту, подолгу учить каждую руку отдельно, безо конца повторять взаперти и бог же пассаж. Одним словом сказать – заниматься «музыкой безо музыки»; им не приходит в голову сыграть создание целиком, думая, недавно счастливо о музыке, про них представление «музицировать» несовместимо с понятием «работа». Ведь понятно, ась при исключительности такого способа наилучшие музыкальные произведения превращаются в сольфеджио или этюд. Логическая и практическая ошибка, которую делают пианисты, работающие большей наполовину этим способом, состоит в том, ась они считают этот интальо этапом про достижения некоей «высшей» цели, несомненно итак что они пребывают в нем сверх всякой меры долго, то «этап» становится самоцелью, потом которой поуже пусто достигнуть нельзя.

День всякого музыканта-исполнителя складывается изо двух неодинаковых частей: во-первых, игра и то, ась к ней относится, во-вторых, все остальное. Начнем с первого. Играть в последние дни передо выступлением, конечно, нужно, несомненно меньше, чем раньше, и не с таким внутренним напряжением: желательно беречь силы про предстоящего. Когда пьеса или программа выучены, то решающее метеоусловия на концерте – с тем чтоб руки и, в особенности, головонька были свежими, не утомленными: здесь остальное или, во всяком случае, многое «приложится», в то окно что неисполнение названного условия быть может погубить аж прекрасно пройденное произведение. Поэтому большую ошибку совершают те, кто в последние дни работает до изнеможения, стараясь напоследок паки прочнее затвердить исполняемое или исправить какую-то обнаружившуюся недоделку: в погоне за второстепенным они упускают главное. Вдобавок, и второстепенное это оказывается вдоль большей части недостижимым. То, ась доделывается наспех, в концевой момент, или всегда не поспевает к сроку, или – в лучшем случае – скрепляется на «живую нитку», не «вросшую» паки в автоматизированную ткань целого; естественно, ась оно почитай не следовательно на эстраде, несомненно кое-как токмо портит, разлаживает аутодафе счастливо куска(а то и всей пьесы).

Как же поступать в тех случаях, как-нибудь передо самым концертом внезапу обнаруживается какая-либо недоделка?

Прежде счастливо потребно сказать, ась такие происшествия – ненормальность, свидетельствующая о небрежности, невнимательности предшествующей работы надо данным произведением: в противном случае недоделка была бы давнешенько замечена коль не в термопериод разучивания вдоль кускам, то при пробных проигрываниях. Если при этом недоделка таково серьезна, ась безо ее исправления ашуг считает невозможным публичное аутодафе пьесы, то положим он перенесет дату концерта или откажется от показа в нем этой пьесы и тщательно, несомненно не второпях, поработает надо неблагополучным местом; коль же вакуум не столь существенен(но требует, однако, основательной работы) или отнесение выступления, несомненно также замена произведения не возможны, здесь исполнителю не остается пусто другого, что закрыть временно(по пятница концерта) глаза на указанную недоделку и играть пьесу так, что есть. На плохой скончание это всё же разумнее, чем пред концерта до одурения зубрить злосчастное место: вследствие того ась на эстраде паче уж. Чтоб ашуг был « в форме», несомненно пьеса – не совсем, чем наоборот.

Вообще, выступая, потребно верить в себя, в свое аутодафе – напротив играть нельзя. Во окно работы потребно быть суровым к себе, безжалостно критиковать свою интерпретацию, искать и добиваться лучшего. Но как-нибудь разработка закончена, срок концерта назначена и до него остались считанные дни, переливающий обязан проникнуться убеждением, ась его аутодафе превосходно, не требует и не допускает никаких изменений и улучшений. Если это и не итак (а это, конечно, не итак – не токмо потому, ась ваше аутодафе разумеется небезупречно, несомненно и потому, ась возможности совершенствования безграничны), то нужно, применяя известную формулу Станиславского, играть что коль бы было так, поверить в это, отстраняя от себе – в рекомендованный термопериод – все, ась быть может подорвать подобную веру. А потом, за концерта, отбросить иллюзии, трезвым глазом измерить дистанцию посерединке фантазией и действительностью, посерединке «если бы» и «на самом деле» и взяться еще единовременно за придирчивейшую работу надо всем, ась покажется вам неудовлетворительным в вашем исполнении.

Если в последние дни передо выступлением рекомендуется малую толику ослабить напряжение занятий, сберегая силы про концерта, то это тем боле относится к самому дню такового. В пятница выступления надобно играть насквозь немного, несомненно паки лучше, ни крошки не подходить к роялю.

Последний дума до смерти испугает коль не выдержано концертирующих виртуозов, то новичков в этом деле и уж, конечно, большинство учеников. В их среде бытует предрассудок, похоже коль пятница не поиграешь, то повечеру и руки «не пойдут», и пьеса в некоторой степени выпадает изо памяти и пальцев. Как показывает испытание всех концертантов мира, и то, и другое – несомненный вздор. Техника, коль она есть и коль она настоящая, за взаперти пятница не пропадет; ощущение, ась руки «плохие», «деревянные», вызывается насквозь иными причинами( недавно всего, волнением) и быть может возникнуть аж за нескольких часов прилежной работы. Точно также пусто не случится за день, несомненно и за малую толику дней, с пьесой – не токмо одной, несомненно и с целой концертной программой – при условии, разумеется, ась та и другая справно выучены.

Выученное не итак нетягостно забывается. Случается, конечно, ась ашуг на концерте как-то напутает; несомненно это происходит вдобавок от волнения и других посторонних причин, и притом чаще всего аккурат с теми, кто этого боле счастливо боится и двадцать единовременно на дню «проверяет» свою пьесу. Такие исполнители, дайте им волю, повторяли бы упомянутую пьесу близешенько до самого выхода на эстраду – им бы все казалось, ась за двадцать минут, истекших С времени последнего повторения, они поуже успели нечто забыть. Но и это, увы, не госгарантия от «провалов» в памяти на концерте; компаратив наоборот. Если тем не менее младой пианист не решается идти на эстраду с «неразыгранными» руками, не «порепетировав» в пятница концерта, положим эта повторение состоится не позже, чем за малую толику часов до выступления, и полно не сверх всякой меры продолжительной. Предполагая, ась создание вечером, можно поиграть минут единица – час, максимально полтора как-то посерединке двенадцатью и двумя часами дня. Тем, у кого просто не сносно духу появиться передо публикой с ни разу в бог пятница не проигранной пьесой, рекомендуется во окно означенной «репетиции» самое малое не учить отдельные объединение пьесы, не повторять ее малую толику единовременно и, в особенности, не играть ее быстро, с увлечением, в полную силу – словом, не исполнять ее по-настоящему, что на концерте. В противном случае израсходуется селение «заряд» безвременно и повечеру аутодафе прозвучит безо должного подъема.

Исполнительская профессия надо произведением происходит не токмо во окно игры. Она (работа) продолжается – наполовину сознательно, наполовину инстинктивно – и тогда, как-нибудь пианист отходит от рояля и берется за другое дело, или сидит, «ни о чем не думая», или спит. «Один мой друг, — рассказывает Гофман, — путешествуя С мной, увидел однажды, что я положил руку и закрыл глаза. «Что, решил вздремнуть, Иосиф?» — спросил он. – «Нет, — отвечал я, — я занимаюсь».

В последние дни передо «показом» пианист начинает в отдельности непочатый угол думать о пьесе (или пьесах), которую ему предстоит сыграть; мысли его непроизвольно возвращаются к ней, всегда вертятся кругом нее. Плохого в этом пусто нет; наоборот, аккурат итак пьеса дозревает, «отлеживается», закрепляется в мозгу. Все литургия в том, что думать о ней. К сожалению, многие исполнители в это окно боле счастливо думают об одном: что бы не забыть на эстраде. Одержимые почитай маниакальным страхом передо этой опасностью, они непрерывно, предзнаменование за нотой, обрубок за куском, проверяют свою память. Ночью они просыпаются в холодном поту, ловя себе на том, ась не могут вспомнить тот или супротивный детали, которая, казалось, поуже итак стабильно «сидела в пальцах». С ужасом кидаются они к нотам, к роялю, с тем чтоб паки и паки единовременно посмотреть, повторить, закрепить в сознании проклятое место. Такая забота о произведении не приносит пользы исполнению; она приносит ему кое-как токмо вред, и язва значительный. Страх вдоль большей части открывает проем твоего дома аккурат тому, зачем ты боишься. Проверяя и «укрепляя» передо выступлением свою память способом, описанным выше, ашуг не токмо не спасает себе от забывания на эстраде, несомненно активно способствует таковому, провоцирует его.

Страх забыть, в чьем плену пребывают многие исполнители, — психический двойник страха ошибиться. Оба порождают инстинктивное позыв «застраховаться» способом и ценой, идущими во язва делу. Побороть первенький итак же важно, что и второй. В последние дни передо концертом. Когда создание выучено и, что показали неоднократные проверки, «идет» безо запинки, надобно надежно противостоять всегда возникающему искушению «демонтировать» его. Думая об исполняемом произведении, потребно в то же окно не позволять себе задумываться надо тем, какая предзнаменование или кой пальчик в таком-то месте, гнать от себе подобные мысли. В отношении довериться боле моторной памяти, рукам: они в данном случае надежнее головы.

Переходя к вопросу о внеигровом режиме последних дней передо выступлением, годится недавно счастливо предостеречь от резкого изменения привычного распорядка и от всякого рода крайностей. Нужно, например, хорошо, знамо дело высыпаться – в отдельности в морана передо концертом; в пятница последнего можно и аж надо поспать дополнительно полчаса – мгновение в середине дня. Сон – экстра реставратор физических и духовных сил, первая госгарантия «свежей» головы, которая. Как поуже указывалось, кое-как ли не существеннее счастливо на концерте. Однако не злоупотреблять этим средством, не думать, ась чем боле спать – тем лучше. «Переспать», в отдельности в пятница концерта, не менее вредно, чем недоспать. «Лишний» греза не дает глубокого торможения, настоящего покоя, пропускает в нервную систему всевозможные «ферменты возбуждения». После такого сна можно почувствовать себе не отдохнувшим, несомненно разбитым; игра полно нервной и в то же окно лишенной «нерва», джаз-ритм – вялым, проницательность слуха понизится.

Важно не перебарщить и в отношении других видов отдыха. Конечно, хреново идти на создание усталым. Поэтому в сии дни, в отдельности в пятница выступления, паче избегать всего, ась вызывает чрезмерное утрясение – тяжелой физической и напряженной умственной работы, длительного хождения, трудного или сверх всякой меры продолжительного чтения, возбуждающих развлечений. Лучше счастливо чередовать одним статья с другим, перемежать их с полным не затянутым отдыхом. Мера отдыха и другие черты поведения в пятница концерта, способствующие свежему и бодрому самочувствию во окно последнего, определяются не токмо соображениями общего порядка, имеющими силу про всех исполнителей; сии черты зависят также от конституционных особенностей, характера и других типовых и индивидуальных свойств артиста. Так, например, концертантам, отличающимися повышенной возбудимостью. Легко теряющим поверка надо собой во окно исполнения, годится проводить этот пятница полностью спокойно, разно избегая будоражащих впечатлений и происшествий; тем же, чья похвальная уравновешивание оборачивается порой на эстраде недостаточной яркостью игры, надобно бывает легонько «взвинтить» себе в последние часики передо концертом.

Перед выходом на эстраду, паки боле чем во все предшествующие часики и дни, надобно стараться помешать «выскакиванию» в понимание разрозненных кусочков произведения, которое идешь играть. Для этого желательно в отдельности неутомимо «держаться» мысленно за цифра спасительных образа – «камертон», то есть тошнота основного настроения, общего характера произведения, неложно установленную «единицу пульсации», определяющую джаз-ритм движения, и начальные интонации имеющей быть сказанной «музыкальной речи». Иначе говоря, идти на эстраду обязан «дирижер», соединяющийся управлять исполнением, несомненно не беспорядочная публика «оркестрантов», думающих кажинный о своей «партии». Сосредоточенность – тумблер не токмо к вопросу о режиме работы. Она «отмыкает» и другую проблему, паки большей важности, составляющую экспонат вечных забот и страхов учащихся. Речь изволь о волнении.

Эстрадное волнение

Исполнителей, которые не волновались бы передо выступлением, — мало. Ни талант, ни возраст, ни опыт, ни хорошее здравие не спасают от волнения. Казальс говорил, ась ксенофобия эстрады был свойственен, за редким исключением, всем известным ему артистам. У него самого преднамеченный создание навсегда вызывал, вдоль его словам, «все ужасы кошмара». Но заваруха волнению рознь.

Известная взволнованность, «приподнятость передо выступлением и во окно него не токмо естественна, несомненно и желательна, полезна, благотворна. Она спасает аутодафе от будничности, способствует возникновению артистического подъема.

Но минуя «волнения-подъема», существует паки супротивный экстерьер эстрадного волнения – «волнение – паника», являющееся подлинным бичом большинства учеников, несомненно и многих зрелых артистов. Под влиянием такого волнения часто изволь впустую кое-как лишь ли не весь подготовительная работа, заботливо и пунктуально проделанная исполнителем. Игра лишается управления, исполнителя «несет», движения его сжимаются, память ему изменяет, он комкает, мажет, путает, забывает в самых неожиданных местах. Обычный создание подобного «исполнения» — жестокая психологическая травма, растущая от раза к разу ужасть эстрады, приводящая в ряде случаев к вынужденному отказу одаренных людей от артистической деятельности.

Если оставить в стороне нервные заболевания, и те частые случаи, как-нибудь заваруха вызывается ясным или смутным сознанием того. Что вещица не готова, не напрочь «выходит», то причиной волнения считается чаще всего преувеличенная ограниченность волнующегося, его безбожие в себя, в свои способности, недооценка им своего дарования. Однако тонкие знатоки исполнительской психологии держатся вдоль этому поводу противоположно противоположного мнения: не в скромности, несомненно в нескромности, не в недостаточном, несомненно чрезмерном любовании собой видят они корни волнения.

Предконцертные волнения часто начинаются поуже за малую толику дней до выступления. В острых случаях мучают бессонница, сердцебиение, зрение тошноты, пища не изволь в зев и, самое страшное перестала выходить подготовленная программа: пальцы не слушаются, память изменяет. Но постоянно вдоль мере приближения решительного часа болезненные признаки начинают проходить. Случается, ась на смену упадку сил приходит возбуждение: не найти себе места. Рояль притягивает, что магнит. Хочется паки и паки единовременно попробовать бог или некоторый пассаж. И то-то и есть мгновение встречи с эстрадой наступает

Сживание с эстрадой протекает разнообразно в зависимости от склада нервной системы. Волнующийся мелодекламатор переступает порог зал в смятении. Ему труден декурия шагов до инструмента. Наконец дошел. Поклон. Нервная гидроэнергия получает целесообразное применение. Артист усаживается. Кажется, все в порядке. Можно начинать.

Зал затих. Секунды покоя. Мысль отключается от внешних впечатлений. Надо сосредоточиться! Если в дадаизм этих секунд удастся собраться, напомнить себе самые важные задачи, заполнить свое понимание представлением пьесы, с которой начинается программа, заваруха успокаивается, и все пойдет ладно.

Если же не удалось сосредоточиться, и нерв не успокоились, коль мысли скачут, то итак наступило перевозбуждение и пусто хорошего ждать нельзя. Бурные эмоции, вызванные публичностью исполнения, дезорганизуют исполнительский процесс. Практика укрепляет нервную систему, вырабатывает сопротивляемость воздействиям, мешающим играть.

Волнение передо выступлением – не навсегда враг. Врагом оно делается, как-нибудь становится доминантным переживанием. Когда же ашуг не теряет гериархия надо собой, заваруха имеет аж положительное значение: дуэль с ним мобилизует волю и настраивает селение солнечник – психику и «физику» — на предстоящую деятельность.

Методы преодоления волнения

Ошибка, которую допускают многие, состоит в попытках «бороться» с волнением: старательность подавить ксенофобия токмо ухудшает положение. Вместо того, с тем чтоб задерживаться на неприятных воспоминаниях о неудаче, здравомысленный шумовик обратит свои мысли к случаям, как-нибудь он выступал с особым успехом; здесь приятные эмоции вытеснят понемножку страхи, потому что нынче поуже интерес сосредоточено на другом. Все оборачивается к лучшему токмо в книга случае, коль прошлые неудачи рассматриваются что полезнейший урок. Бесконечные размышления о неприятностях не приводят к добру: рассеиваются с трудом; коль же умышленно направить свои мысли на что-либо приятное, появляется зрение уверенности в себе.

Но подсознание аж днем быть может вести себе в высшей степени неблагоразумно, и урывками музыканту не удается подавить волнение: он не в состоянии думать ни о чем, исключая прошлых и будущих неприятностей. В таких случаях недавно счастливо ищут прибежища в сочувствии, здесь что это вдоль всей вероятности быть самым последним средством. Вместо этого потребно заняться чем- нибудь таким, ась полностью захватывает вам в оный мгновение – музей, театр, кино, увлекательная, не связанная с музыкой работа. Волнение быть может вернуться, несомненно нынче его жертве поуже полегче полно с ним справиться, вследствие того ась испытание показал, ась сносно остренький неравнодушие к чему-либо быть может вытеснить страх. Любая оттиск волнения обостряется усталостью и такое простое средство, что перерыв быть может разогнать все мрачные мысли. Во всех случаях одержимости волнением серьезно вдоль крайней мере бы пролетом освободиться от внутренней скованности, здесь шумовик почувствует себе менее беспомощным.

При недостаточной бдительности или проявлениях слабости музыканта навсегда предостерегают мысли о провале, и, оберегая себе от их губительного влияния, можно воспользоваться маской уверенности; поначалу искусственная и наигранная, она С временем становится наполовину характера. Обуреваемый волнением ашуг аж самому близкому другу не обязан признаваться, ась боится выступления; он не обязан признаваться в этом и самому себе. Друзьям и себе годится говорить: « Я с нетерпением жду концерта». И коль повторять это почасту гласно или про себя, ксенофобия передо выступлением понемножку полно уступать должность чувству уверенности. Такое самовнушение надобно связывать с картиной предстоящего успеха. Не все народ мыслят ровно образно, несомненно во всех случаях самовнушение вдоль всей вероятности соответствовать желанию.

Музыкант-исполнитель не может, подобно поэту, выбирать про работы самые удачные минуты: заключая сертификат на бадняк вперед, он вынужден играть в загодя поставленный день, безотносительно от настроения. Это требует гибкости, способности сосредоточивать интерес на том, ась серьезно в оный момент. Качества сии вырабатываются годами ежедневной тренировки.

Концертное исполнение

Успех зависит от многих обстоятельств, несомненно связывать удачу токмо с определенными днями недели – итак ожидать неудачи во все остальные. Особенно сложные задачи возникают передо исполнителем, как-нибудь ему надобно готовить к выступлению не одним произведение, несомненно целую программу. Исполнитель обязан научиться унитарно охватывать программу. Надо «слепить» ее форму, ощутить корреляция входящих в ее сочинений.

Исполнение программы всецело требует устойчивости внимания. Если ашуг играет с душой, публика и обсуждение навсегда простят ему малую толику фальшивых нот, простят аж осечку памяти и тот. Кто знает об этом, полно меньше бояться ошибок, несомненно выходит и меньше ошибаться.

Исполнитель обязан игнорировать каждый промах, разрешенный на эстраде, иначе, разволновавшись из-за одной фальшивой ноты, можно загубить всю программу. Выходя на эстраду и уходя с эстрады николиже не надобно торопиться. Хорошая осанка означает нечто большее, чем достойный вид: это одновременно и боле глубокое дуновение и лучшее самочувствие, несомненно выходит и убежденность в себе. Особенно склонный волнению ашуг обязан уделить дополнительное окно подготовке азбука программы и в качестве первой пьесы годится выбрать что-либо «распевного» характера, ась полно способствовать «освобождению» плеч и рук.

Если концертмейстер чувствует себе в форме, термопериод отдыха в дадаизм концерта могут быть короткими. Глубокое дуновение способствует физической выносливости; дико надобно поэтому сделать благодушный инспирация передо началом трудного места. Многие непроизвольно берут дуновение созвучно с музыкальной фразировкой, тем не менее слушатели не должны этого итак же, что не замечает сам исполнитель.

В зале паче играть боле ярко, чем в комнате; пианист, ужившийся ждать «возвращения» звука, инстинктивно чувствует неволя изменения темпа или педали, которые, в несходство от аппликатуры, годится приспосабливать к обстановке. Умение слушать себе – во всех отношениях большое преимущество, в частности оно отвлекает от мыслей о собственной персоне, которые в каждый форме также опасны, что сомнение.

Нередко исполнители жалуются на усталость, возникающую в процессе исполнения. Здесь надобно сказать, ась изнурительность игры связана совсем не токмо с характером произведения, несомненно и с умением исполнителя «находить» моменты отдыха. Это «искусство» дается недавно счастливо эстрадным опытом. То же отчасти относится и к силовым эффектам в игре пианиста, которые боле зависят от умения распределять силу. Впрочем, урывками исполнители страдают не от недостатка, несомненно от избытка сил. Таким пианистам с хороший виртуозностью и физической силою надобно подумать надо тем, с тем чтоб обуздать себя.

Не менее серьезно обуздать и родной собственноличный темперамент, лишек которого часто отражается на технической стороне исполнения. Но, конечно, несравнимо похуже – безучастность, альбинизм инициативы. Труднее счастливо на свете играть просто и естественно. Только коль у исполнителя есть ясное художественное намерение, коль регги важно у него внутри, он сумеет использовать и свои технические ресурсы, и, вдоль возможности, преодолеть несовершенства инструмента, и суть – увлечь слушателей, не прибегая ни к каким вычурам и ухищрениям.

Заключение

Успешное аутодафе зависит недавно счастливо от самого исполнителя, от его уверенности в себе. Когда возникает корреляция с аудиторией, как-нибудь ее «дыхание» окрыляет и вызывает бобышка творческих сил, как-нибудь чувствуешь полную духовную и физическую свободу, дающую право невозбранно осуществлять свои художественные намерения, здесь можно говорить о хорошем, впрямь творческом эстрадном самочувствии. Познав это драгоценное чувство, потребно тонко хранить его в памяти и пытаться кажинный единовременно еще единовременно вызывать его во окно игры. Лучше счастливо в этом поможет воодушевление исполняем музыкой. Отдаться ей целиком, наслаждаться ее красотами и стремиться к тому. Чтобы зритель наслаждался коллективно с тобой – таков наивернейший толк про достижения нужной цели.

Список литературы

  • Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1971
  • Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 1961
  • Коган Г. У врат мастерства. М., 1961
  • Коган Г. Работа пианиста. М., 1963
  • Маккинон Л. Игра наизусть. Л., 1967
  • Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1988
  • Савшинский С. Пианист и его работа. Л., 1961
  • Файлы: Чайковский Ромео и Джельетта.ppt
    Размер файла: 9905152 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология