Автор конспекта:
Автор(ы): — Балалаешникова Светлана Олеговна

Место работы, должность: — МОУ СОШ № 1 г.Гусиноозерска, учитель информатики

Регион: — Республика Бурятия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

Цель: обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Арифметические основы построения компьютера».

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 10

Используемые учебники и учебные пособия: —

Е.С.Кутугина "Арифметические и логические основы построения компьютера", Томск, 2009 г.

"Интерактивный электронный учебник Образовательного центра "Школьный университет" "Числа, логика, компьютер", Томск, 2009 г.

Используемое оборудование: —

Компьютер, видеопроектор

Используемые ЦОР: —

Презентация "Сокровище нации".

"Интерактивный электронный учебник Образовательного центра "Школьный университет" "Числа, логика, компьютер", Томск, 2009 г.

Краткое описание: — Обобщающий урок проводится в форме игры "Сокровище нации".

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

«Арифметические основы построения компьютера».

Цель: обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Арифметические основы построения компьютера».

Урок проводится в форме игры «Сокровище нации». Класс разбивается на 3 группы: 2 группы по 5 человек — команды участники, 3 группа жюри.

Для проведения игры используется презентация, материал интерактивного электронного учебника Образовательного центра «Школьный Университет» по курсу «Арифметические и логические основы построения компьютера» и интернет ресурсы.

Слайд 1: «Арифметические основы построения компьютера»

Игра проходит в 5 раундов.

Слайд 2: 1 раунд «Померимся умом»;

2 раунд «Один на один»;

3 раунд «Домино»;

4 раунд «Найди ответ»;

5 раунд «Мой выбор».

1 раунд. «Померимся умом». (см. приложение 1, раунд 1)

Слайд 3:

Выбирается 1 из 10 вопросов. Отвечает тот, кто первый поднимет руку. Если нет ответа у оппонентов, то ответ засчитывается команде, которая выбирала номер вопроса. Все участники команды выбирают номера. Могут соглашаться с ответом оппонентов, могут не соглашаться. За правильный ответ баллы зачисляются обеим командам.

Слайд 4: Нажимаем на номер вопроса.

При выборе номера появляется вопрос. После ответов учеников можно сделать проверку. Для того чтобы вернутся к выбору номера ответа нажимаем

Как только ответы даны на все вопросы, возвращаемся на слайд 4 и нажимаем

Слайды с 3 по 14.

Выбираем следующий раунд.

2 раунд. «Один на один». Слайды с 15 по 35. Приглашаются участники команд по очереди. Показывается 4 слайда с картинками. Участнику задаются по 2 вопроса по содержанию картинок, например: «Что держала мышка?» (см.приложение 1, раунд 2). Каждому участнику за правильный ответ 1 балл.

3 раунд. Игра «Домино». Слайды с 36 по 39.

Задание из «Интерактивного электронного учебника» Образовательного центра «Школьный университет». (см. приложение 1, раунд 3). Участвует вся команда. Учитывается время и правильный ответ.

4 раунд. «Найди ответ». Слайды с 40 по 49.

Ответить на вопрос, используя интернет ресурсы и справочник «Интерактивного электронного учебника» Образовательного центра «Школьный университет», за 30 секунд. Один и тот же вопрос для обеих команд. За правильный ответ 1 балл. Участвует вся команда.

5 раунд. «Мой выбор». Слайды с 50 по 55.

Монитор с 5 темами. Выбирается вопрос и соперник. За правильный ответ 1 балл.

Слайд 56. Подведение итогов.

Подсчитываются баллы за каждый раунд.

Приложение 1

1 раунд.

1) Система счисления называется позиционной, если количественный эквивалент (значение) цифры зависит от её места (позиции) в коде числа.

2) В позиционных системах счисления основание системы равно количеству цифр (знаков в её алфавите) и определяет, во сколько раз различаются значения одинаковых цифр, стоящих в соседних позициях.

3) базисом системы счисления называют последовательность чисел, каждое из которых задаёт «вес» (степень основания) соответствующего разряда.

4) Непозиционной называется такая система счисления, в которой количественный эквивалент каждой цифры не зависит от её положения (места, позиции) в коде числа.

5) Запись числа в двоичной системе удобна для компьютера, но громоздка для человека. На помощь приходят системы, родственные двоичной,— восьмеричная и шестнадцатеричная.

6) Алгоритм перевода чисел из одной родственной системы в другую: при переводе в восьмеричную систему двоичное число разбивается на триады влево и вправо от десятичной запятой, а при переводе в шестнадцатеричную систему— на тетрады.

7) Алфавит системы счисления— это упорядоченное множество всех символов, используемых для записи чисел в данной системе счисления.

8) Какая система счисления используется в ЭВМ: бинарная или двоичная? (Эти слова — синонимы.)

9) Если бы осьминоги умели считать, то какой бы системой они скорее всего пользовались? (Восьмеричной.)

10) Программист попал в армию. Какой вопрос он задаст офицеру, давшему команду “По порядку номеров — рассчитайся!”? Ответ. “А в какой системе счисления считать?”

2 раунд.

Картинки из 4 слайдов:

Вопрос к первому ряду:

1) Какие точки ты видел на картинке 1? Серые и белые.

2) Алфавит какой системы счисления изображен на 3 картинке? Древнеегипетской.

Вопрос ко второму ряду:

1) Какое число было написано после слова Ответ на 3 картинке? Число 7

2) Какого цвета верхняя полоса на картинке 4? Синяя

Вопрос к третьему ряду:

1) Сколько цветов использовали для записи слов на 2 картинке? 5 цветов

2) Что изображено на картинке 4? Окружности

Вопрос к четвертому ряду?

1) Сколько нулей на 1 картинке? 3 нуля

2) Как называется система с основанием изображенным на картинке 2? Четверичная

Вопрос к пятому ряду:

1) Какого цвета пирамидка на 3 картинке? Синего

2) Какой буквой обозначено число 30? Л «люди»

3 раунд. Игра «Домино» из «Интерактивного электронного учебника» Образовательного центра «Школьный университет», урок 2 5 шаг. Участвует вся команда. Учитывается время и правильный ответ.

Приложение 1

1 раунд.

1) Система счисления называется позиционной, если количественный эквивалент (значение) цифры зависит от её места (позиции) в коде числа.

2) В позиционных системах счисления основание системы равно количеству цифр (знаков в её алфавите) и определяет, во сколько раз различаются значения одинаковых цифр, стоящих в соседних позициях.

3) базисом системы счисления называют последовательность чисел, каждое из которых задаёт «вес» (степень основания) соответствующего разряда.

4) Непозиционной называется такая система счисления, в которой количественный эквивалент каждой цифры не зависит от её положения (места, позиции) в коде числа.

5) Запись числа в двоичной системе удобна для компьютера, но громоздка для человека. На помощь приходят системы, родственные двоичной,— восьмеричная и шестнадцатеричная.

6) Алгоритм перевода чисел из одной родственной системы в другую: при переводе в восьмеричную систему двоичное число разбивается на триады влево и вправо от десятичной запятой, а при переводе в шестнадцатеричную систему— на тетрады.

7) Алфавит системы счисления— это упорядоченное множество всех символов, используемых для записи чисел в данной системе счисления.

8) Какая система счисления используется в ЭВМ: бинарная или двоичная? (Эти слова — синонимы.)

9) Если бы осьминоги умели считать, то какой бы системой они скорее всего пользовались? (Восьмеричной.)

10) Программист попал в армию. Какой вопрос он задаст офицеру, давшему команду “По порядку номеров — рассчитайся!”? Ответ. “А в какой системе счисления считать?”

2 раунд.

Картинки из 4 слайдов:

Вопрос к первому ряду:

1) Какие точки ты видел на картинке 1? Серые и белые.

2) Алфавит какой системы счисления изображен на 3 картинке? Древнеегипетской.

Вопрос ко второму ряду:

1) Какое число было написано после слова Ответ на 3 картинке? Число 7

2) Какого цвета верхняя полоса на картинке 4? Синяя

Вопрос к третьему ряду:

1) Сколько цветов использовали для записи слов на 2 картинке? 5 цветов

2) Что изображено на картинке 4? Окружности

Вопрос к четвертому ряду?

1) Сколько нулей на 1 картинке? 3 нуля

2) Как называется система с основанием изображенным на картинке 2? Четверичная

Вопрос к пятому ряду:

1) Какого цвета пирамидка на 3 картинке? Синего

2) Какой буквой обозначено число 30? Л «люди»

3 раунд. Игра «Домино» из «Интерактивного электронного учебника» Образовательного центра «Школьный университет», урок 2 5 шаг. Участвует вся команда. Учитывается время и правильный ответ.


А сейчас убедитесь в том, что вы способны победить в любой игре, а знания, полученные на предыдущих уроках, вам помогут. Составьте карточки домино таким образом, чтобы числа, записанные в разных системах счисления, были равными по значению. В ответе запишите номера карточек в том порядке, в котором их нужно составить.

1 – 41;8

2 – 0,5;175

3 – 20;0,25

4 – 5;41

5 – 20;5

6 – 8;175

7 – 0,5;0,5

8 — 0,499968; 0,328125

Ответ: 3,5,4,1,6,2,7,8

4 раунд. «Найди ответ». Нужно найти ответ на вопрос в сети Интернет или в справочнике «Интерактивного электронного учебника» Образовательного центра «Школьный университет». Учитывается скорость и правильный ответ.

1) К числу каких систем счисления относятся славянская, ионийская, финикийская? (алфавитным)

2) Принцип работы «древнего полинезийского телеграфа» ? (двоичная с.с – звонкие и глухие удары по барабанам)

3) Первая система счисления, основанная на позиционном принципе которую использовали люди для записи чисел за две тысячи лет до н.э. следы которой сохранились и до наших дней. (вавилонская шестидесятеричная с.с – в часе 60 минут, 1 минуте 60 сек, окружность делим на 360 градусов)

4) Какая система счисления, по свидетельству известного исследователя Африки Стенли, была у ряда африканских племён и с чем это было связано? (Была распространена пятеричная система счисления. Очевидна связь этой системы счисления со строением человеческой руки. Так, у человека пять пальцев на руке, которые удобно использовать для наглядного счёта).

5) Чем прославился в XIII веке монах Беда Достопочтенный? (Составил описание правил счёта, согласно которым различные загибы фаланг пальцев позволяли изображать единицы, десятки, сотни и тысячи, а определённые жесты рук— считать до миллиона).

5 раунд. Курсивом выделены правильные ответы

Книга перемен

1) Какие числа записаны с помощью римских цифр MMMD, LIV, XCIX, MCMXCVII?

Ответ: 3500, 54, 99, 1997

Принцип Домино

2) В системе счисления с основанием 5 запишите десятичные числа:

· 145; 1040

· 512; 4022

· 1000. 13000

Числа – близнецы.

3) Переведите двоичные числа в шестнадцатеричную систему счисления:

· 1010001001011; 144В

· 1011001101111; 166F

Числовые ребусы.

4) Найдите среднее арифметическое следующих чисел:

100101102, 11001002 и 1100102;

Ответ 150 + 100+50 = 300

300/3=100

10010110+1100100+110010=100101100

100101100/11=1100100

Что-то с памятью моей стало.

Запишите в прямом коде следующие двоичные числа:

· –11011; 10011011

· 10011; 00010011


А сейчас убедитесь в том, что вы способны победить в любой игре, а знания, полученные на предыдущих уроках, вам помогут. Составьте карточки домино таким образом, чтобы числа, записанные в разных системах счисления, были равными по значению. В ответе запишите номера карточек в том порядке, в котором их нужно составить.

1 – 41;8

2 – 0,5;175

3 – 20;0,25

4 – 5;41

5 – 20;5

6 – 8;175

7 – 0,5;0,5

8 — 0,499968; 0,328125

Ответ: 3,5,4,1,6,2,7,8

4 раунд. «Найди ответ». Нужно найти ответ на вопрос в сети Интернет или в справочнике «Интерактивного электронного учебника» Образовательного центра «Школьный университет». Учитывается скорость и правильный ответ.

1) К числу каких систем счисления относятся славянская, ионийская, финикийская? (алфавитным)

2) Принцип работы «древнего полинезийского телеграфа» ? (двоичная с.с – звонкие и глухие удары по барабанам)

3) Первая система счисления, основанная на позиционном принципе которую использовали люди для записи чисел за две тысячи лет до н.э. следы которой сохранились и до наших дней. (вавилонская шестидесятеричная с.с – в часе 60 минут, 1 минуте 60 сек, окружность делим на 360 градусов)

4) Какая система счисления, по свидетельству известного исследователя Африки Стенли, была у ряда африканских племён и с чем это было связано? (Была распространена пятеричная система счисления. Очевидна связь этой системы счисления со строением человеческой руки. Так, у человека пять пальцев на руке, которые удобно использовать для наглядного счёта).

5) Чем прославился в XIII веке монах Беда Достопочтенный? (Составил описание правил счёта, согласно которым различные загибы фаланг пальцев позволяли изображать единицы, десятки, сотни и тысячи, а определённые жесты рук— считать до миллиона).

5 раунд. Курсивом выделены правильные ответы

Книга перемен

1) Какие числа записаны с помощью римских цифр MMMD, LIV, XCIX, MCMXCVII?

Ответ: 3500, 54, 99, 1997

Принцип Домино

2) В системе счисления с основанием 5 запишите десятичные числа:

· 145; 1040

· 512; 4022

· 1000. 13000

Числа – близнецы.

3) Переведите двоичные числа в шестнадцатеричную систему счисления:

· 1010001001011; 144В

· 1011001101111; 166F

Числовые ребусы.

4) Найдите среднее арифметическое следующих чисел:

100101102, 11001002 и 1100102;

Ответ 150 + 100+50 = 300

300/3=100

10010110+1100100+110010=100101100

100101100/11=1100100

Что-то с памятью моей стало.

Запишите в прямом коде следующие двоичные числа:

· –11011; 10011011

· 10011; 00010011

Файлы: Сокровище нации.rar
Размер файла: 4682737 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология