Автор конспекта:
Автор(ы): — Фадеева Оксана Петровна

Место работы, должность: —

Богородицкая муниципальная средняя общеобразовательная школа, психолог

Регион: — Смоленская ветвь

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее пелета
Уровень образования: — среднее (полное) общее пелета
Уровень образования: — дополнительное пелета детей
Уровень образования: — школы-интернаты, детские дома

Целевая аудитория: — Классный главноуправляющий
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Педагог-психолог
Целевая аудитория: — Социальный преподаватель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 сословие
Класс(ы): — 8 сословие
Класс(ы): — 9 сословие

Предмет(ы): — Валеология (здоровый зрак жизни)
Предмет(ы): — Внеклассная изделие
Предмет(ы): — Внешкольная изделие
Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Культурология
Предмет(ы): — Обществознание
Предмет(ы): — Педагогика
Предмет(ы): — Право
Предмет(ы): — Психология
Предмет(ы): — Социология

Цель урока: —

Формирование у подростков собственной толерантной позиции путём воздействия на его интимность предметами искусства.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

требуются участникам (на выбор) исключительно при индивидуальной подготовке к тренинговому занятию

Используемая методическая литература: —

Алексашкина Л.Н. Школьные курсы всеобщей истории: уроки толерантности // Преподавание истории и обществознания в школе.-2003.

Базыма Б.А. Психология цвета. Теория и практика. — СПб.: Речь, 2005

Бетти Э.Риэрдон. Толерантность – способ к миру. – М.: Изд-во “Бонфи”, 2001.

Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: Искусство, 1968.

Голикова Н. С. Формирование толерантности у школьников — Санкт-Петербург, 2009 г.

И. Иттен «Искусство и цвет», Ростов, «Феникс».

Кинкулькин А. О толерантности в курсе обществоведения //Преподавание истории и обществознания в школе. — 2002.

КиселеваМ.В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006

Копытин А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» — СПб.: Речь, 2002.

Крысько В. Этническая психология, М., 2007

М. Купер, А. Мэтьюз «Язык цвета», ЭКСМО, 2002г

Курганова М. От нетерпимости к толерантности //Граждановедение. — 2003

Морозов Н.В. О формировании толерантного поведения учащихся//Преподавание истории в школе.-2005

Нефедова И.К.Проблемы национальной психологии.— М., 1988

Поршнев Б.ф.Социальная геронтопсихология и история.— М., 1966.

Серов Н.В. Лечение цветом. — СПб.: Речь, 2005.

Свирепо О.А., Туманова О.С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. — М.: Институт психотерапии, 2004.

Федоренко Г. Толерантность в общеобразовательной школе — М.: КАРО, 2006

Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: загадка формирования толерантного сознания //Образование в современной школе. — 2002. -4.

Асмолов А.Г. Психология обыкновенного фанатизма: [О «фабрике фанатиков: психологические инструменты овладения сознанием подростков] // Век толерантности. Научно-публицистический вестник.- М., 2001.

Битянова М., Вачков И. Встреча С вселенной: Игра на воспитание толерантности для старшеклассников // Первое сентября. — 2002. -74

Вовк Л. Толерантность ровно годность понять и принять другого // Валеология. -2003. -3.

Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: экстракт и средства//Внешкольник.-2002.-№6.

Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе//Воспитание школьников.-2006.-№1

Новичков В. Мигранты в школе: Урок толерантности // История “Первое сентября”. — 2002. -15

Рюмшина Л.И. Библиотека психологии и педагогики толерантности. // Вопросы психологии. 2002, №2.

Степанов П.В.Феномен толерантности//Классный руководитель.-2004.-№3.

http://www.horeograf.com/muzyka/narodnyj-tanec

http://smart-paradox.metdioz.ru/publ/32-1-0-309

http://www.colorzone.ru/pages_colors_zelenyj.html

http://mandalarea.blogspot.com/2009/03/normal-0-false-false-false-ru-x-none-x_7112.html

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/krusko/03.php

http://www.ifap.ru/library/book292.pdf

Используемое оборудование: —

  • компьютер
  • проектор
  • интерактивная доска
  • колонки

Используемые ЦОР: —

  • презентации
  • музыкальные файлы

Краткое описание: — Проблема толерантности является одной изо самых актуальных для России — страны С множеством разнообразных и непохожих возлюбленный на друга культур, страны С множеством проблем в межкультурных отношениях Среди задач воспитания толерантности школьников исследователи выделяют воспитание учащихся в духе терпимости и уважения к другим культурам. Большинство педагогических работ вдоль толерантности исходят изо «просветительской позиции»: преподнесения правильной идеи толерантности и ненасилия. При этом выпадает убедительно важное подразделение — психологическое, внутриличностное заключение феномена толерантности, безо понимания которого, а опять же соответствующих условий и механизмов его развития вдоль крайней мере бы в самом общем виде мудрено ожидать создания эффективных педагогических стратегий. В этом случае возрастает риск свести все к назиданию и декларациям на тему важности и нужности толерантности . Психологический взор на основы толерантности заключает в себе следующие аспекты: • подлинная либеральность — это термопроявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека, его собственной позиции и активности в построении определенных отношений • наиболее важной является межличностная толерантность: либеральность ровно сугубый метода взаимоотношения и межличностного взаимодействия…общения с Другим, ровно межличностный диалог(диалогический подход). Разработанное мною тренинговое семинар является достаточно сложным в плане его насыщенности эмоциональными воздействиями на участников через арт-терапевтические, танцевально-двигательные упражнения и ролевую игру. Это было завершенно мною целенаправленно- мне, ровно практическому психологу, известно, ровно ситуации повышенного физического, нравственного, эмоционального напряжения способны вызвать в человеке существенные изменения, позволяющие ему ощутить свою подлинную свободу (свободу быть человеком и поступать человечно), «приглушить» его эгоцентристскую ориентация , актуализировать его сущностные духовные качества, которые могли быть не проявлены в повседневной жизни. Многие педагоги опять же отмечают растящий явление ситуаций повышенной сложности, ускоряющих нравственное установление учащихся (М.М. Лещенко, В.А. Сухомлинский, И.Д. Демакова), способствующих их «социальному закаливанию» (П.Ф. Каптерев, М. Рожков), позволяющих научить ребенка оставаться человеком в любых условиях (Ж..Ж. Руссо). Опираясь на сии исследования, я пришла к выводу о необходимости создания таких ситуаций в своем занятии вдоль формированию толерантности подростков. Задачи занятия: • ознакомить участников тренинга с многообразием точек зрения на понятие «толерантность», предоставить им годность выработать свое рассуждение в отношении вопроса толерантности; • помочь учащимся осознать особенности ментальности, культуры, национального характера своего и других народов, сделать умозаключение об универсальности основных человеческих ценностей и общности людей • стимулировать воспитание личностной толерантности подростков трех способами: o на основе ролевый игры происходит ствол понимания различий, сходства людей, необходимости единства всех национальностей и появлению собственного определения толерантности, o с использованием цветового ассоциативного ряда, позволяющего не исключительно соотнести форма нации с определенным цветом, так и вызвать внутренние положительные эмоции к ней. o посредством экспрессивной формы (танец), приводящей к отреагированию участниками отрицательных эмоций и напряжения, а опять же осознанию паттернов межличностных отношений через намеренно подобранный танцевальный репертуар. o Рисованием тематической мандалы , позволяющей осознать и закрепить добытый школа толерантности Предметы искусства: мандалы, народная эвтерпа 5 национальностей, фотографии (цветовые альбомы). Ожидаемые результаты занятия: развитость у подростков собственной, правильной точки зрения на проблему толерантности, приобретенной чрез рефлексии теоретических и практических навыков занятия через музыку, демонстрацию фотографий,изображение мандалы и использования элементов народного искусства (фольклора).

Название занятия: Арт-терапевтический тренинг«Цвета толерантности».

Представленное семинар вероятно использоваться и в работе С старшеклассниками, так кардинальный контингент адресатов- подростки, следовательно ровно подростковый зрелость — судьбоносный мезолит в психо­социальном развитии человека и наиболее сензитивен к усвоению общественно значимых ценностей. К тому же, в данном возрасте активизируется разыскание ребенком собственной социальной идентичности (Э. Эриксон), а целесообразно повышается его оглядка к вопросам этнокультурной принадлежности.

Предметы искусства: мандалы, народная эвтерпа 5 национальностей, фотографии (цветовые альбомы), народное искусство-фольклор(пословицы).

Метапредметные связи: в процессе подготовки и на самом занятии активизируются знания учащихся, полученные при изучении следующих предметов:история, обществознание, музыка,изобразительная деятельность.

Продолжительность тренингового занятия-90 минут

Предварительная работа:подготовка тренером шаблонов мандал, презентаций, ассортимент поговорок, музыки. Подготовка каждым изо участников тренинга мини-сообщения о представляемой им национальности.

Технологическая туз тренингового занятия «Цвета толерантности».

п/п

Этапы тренинга,

их содержание

Действия

тренера

Действия

участников

Ожидаемы результаты

деятельности

Время

1

Создание рабочей атмосферы, установление проблемы тренинга:

-Приветствие

-Обозначение темы тренинга

-Завязка проблемной ситуации

-Демонстрация мандалы «Примирение народов»

Приветствует участников, напоминает правила тренинговых занятий, вводит в проблему тренинга.

Приветствуют тренера, вспоминают правила тренингов, отвечают на вопросы

Создание положительного настроя на занятие, готовности работать. Понимание актуальности обсуждаемой темы.

Мотивационная согласие к занятию.

10 минут

2

Активизация интереса участников, расколачивание их заний о других народах:

-Демонстрация цветовых презентаций

-Ролевая игра «Межкультурный диалог» с участием малых групп.

-Упражнение «Пословицы»

Показывает цветовые презентации, предлагает участникам соотнести цветок презентации с национальной группой. Задает вопросы о различии нац.характеров и предлагает найти общее у всех наций. Закрепляет ответы участников предложением подбора аналогов поговорок различных народов.

Соотносят цветок презентаций с тем, о который национальной группе пойдет стиль далее. Выступают от лица других народностей, рассказывают об их национальном характере и особенностях. Отвечают на вопросы, анализируют сходства-различия народов. Подбирают российский аналог поговорок разных народов

Демонстрация цветовых«альбомов» четко воздействует на эмоции участников и помогает им поглубже понять,прочувствовать форма другого народа. Появление понимания различий наций и человеческой общности людей, действительно всех народов на собственные традиции, обычаи, ценности

25

минут

3

Самостоятельная изделие с информацией, (подытоживающая прошлый партия и позволяющая дать предначертание толерантности на основе своих мироощущений):

-Упражнение «Формула толерантности»

Предлагает участникам разделиться на группы и продумать свои определения толерантности. По окончанию работы задает вопросы, связанные с определением понятия «толерантность»

Работают в микрогруппах, обсуждают понятие «толерантность», высказывают свою точку зрения на сей контроверза и приходят к созданию своих понятий, которые озвучивают вдоль окончанию работы. Обсуждают составленные разными группами понятия толерантности

«Научное»определение толерантности,происходящее изо внутреннего эмоц. осознания различия других нац.культур. Понимание многогранности понятия«толерантность»Выработка своего понимания толеран-сти

10 минут

4

Экспрессивное скрепление теоретических навыков,сброс эмоционального напряжения:

-танцевально- двигательное толчок «Танец 5 национальностей»

Представляет вниманию учащихся прослушание 5 национальных мелодий,обсуждает какие движения могут использоваться в танце и предлагает участникам потанцевать. Во лейдейс танца руководит сменой «ведущего». По окончанию проводит обсуждение.

Слушают народные композиции, называют характерные особенности музыки, придумывают движения для танцев. В танце выбирается»ведущий», проявляющий выкройка движений, электрогруппа повторяет их. В конце упражнения обсуждаются полученные ощущения и наиболее понравившееся в танцах.

В данном упражнении вновь раз, на уровне эмоций, происходит ощущение, озарение культуры других народов, укрепляется положит.отношение к ней. Наряду с этим, производится отреагирование негативных эмоций, напряжения.

20 минут

5

Использование полученных навыков и умений:

-арт-терапевтическое толчок «Рисование мандалы «Дружба народов»

-презентация работ

Вовлекает участников в видеоизображение собственной мандалы «Дружба народов». Предоставляет годность самостоятельного отражения своих мыслей, чувств, желаний и нового понимания толерантности.

Организует выставку работ

участников

Участники «наполняют» накануне подготовленные шаблоны мандал цветом. Презентация работ участников, критика их толерантной позиции

Сосредоточенность на теме единства народов ,изображение мандалы, притягивает уяснение участников к мысли о единении народов,стимулирует саморефлексию, а, следовательно, формирует у них собственную толерантную позицию

20 минут

6

Рефлексия занятия:

-Упражнение «На занятии я…»

-Ритуал прощания

Побуждает каждого участника к самоанализу собственных ощущений. Организует обряд прощания. Производит диагностику эмоционального состояния участников после этого занятия(по изображенным мандалам)

Обозначение своего восприятия занятия.Ритуал прощания.

Подведение итогов занятия. Оценка его эффективности. Положительное барорецептор занятия. Анализ внутреннего состояния подростков после этого проведения тренинга.

5 минут

План-конспект занятия.

Ход занятия.

1 этап. Создание рабочей атмосферы, установление проблемы тренинга.

Вступительное стиль тренера: «Здравствуйте, ребята. Рада сызнова видеть вы на тренинговом занятии и хочу предложить вам вспомнить основныеправила тренинга (участники перечисляют)

Замечательно. Мне приятно, ровно вы помните все законы нашего взаимодействия. А сейчас, в самом начале тренинга, мне хочется поздравить всех нас с праздником-Днем Межкультурного Диалога! Что есть в вашем понимании словосочетание «межкультурный диалог»? » (в ответах ребят всенепременно возникают слова «толерантность», «толерантное отношение»)».Где вы встречались в настоящее время с этими определениями? Что они обозначали?

Педагог дает научное предначертание толерантности (толерантность (терпимость) – это согласие милостиво признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом хоть в часть случае, другой раз сии убеждения и взгляды тобою не разделяются).

После этого вниманию подростков представляется варианты использования определения толерантности:

В политике толерантность трактуется, ровно почтение других политических движений, идей, государственных устройств.

В культуре используется, ровно воспринятие произведений разных вдоль религиозным, историческим свойствам, а следовательно же ровно почтение к культуре других народов.

В социуме означает взаимодополняющее своеобразность различных народов, и других социальных групп. УВАЖЕНИЕ К ЧУЖИМ ОБЫЧАЯМ И НРАВАМ.

А нынче хочу предложить вам послушать, ровно стиль либеральность определяется на разных язы­ках земного шара:

в испанском языкеоно означает годность признавать отличные от своих собственных идеи неужто мнения;

во французском- отношение, при котором допускается, ровно другие могут думать неужто действовать иначе, нежели ты сам;

в английском- согласие быть терпимым, снисходительным;

в китайском- позволять, принимать, быть вдоль отношению к другим велико­душным;

в арабском- прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострада­ние, благосклонность, терпение, склонность к другим;

в русском- годность терпеть приблизительно неужто кого-то (быть выдержанным, вы­носливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Вопросы для обсуждения участниками:

  • Какое изо определений вам импонирует более всего? (Ответы)
  • Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Отве­ты).
  • А ровно же объединяет сии определения? (Ответы).
  • Актуальна ли загадка толерантности в настоящее время? Почему? (Ответы)

Вы знать отметили, ровно вопросы толерантности в настоящее время стоят убедительно остро, затем ровно в всем мире регулярно происходят межнациональные конфликты, приводящие к войнам, терроризму, гибели невинных людей..

Я хочу показать вам мандалу «Примирение народов», но она довольно символом нашего занятия, направлением нашего движения к толерантности. Сейчас мы не станем «расшифровывать» нее значение, затем ровно позднее будем многократно возвращаться к ней, учиться нее понимать, осознавать нее смысл. (Демонстрируется мандала, дается небольшое время(в пределах минуты)для нее восприятия подростками, задается вопрос, какие ощущения вызывает данное изображение)

Мандала "Примирение народов"

2 этап. Активизация интереса участников, расколачивание их знаний о других народах:

Ролевая игра «Межкультурный диалог» с участием малых групп. Демонстрация цветовых презентаций.

Тренер предлагает участникам перейти к ролевый игре(моделирование встречи различных культур, где подростки сами берут на себе роли представителей различных культур и, стараясь удерживать свою новую культурную позицию (что, конечно, требует от них серьезной подготовки к игре), вступают в «межкультурный» диалог). Делается ударение на том, ровно сословие был разбит на 5 подгрупп, соответствующих 5условным национальным группам (в скобках указаны подготовленные педагогом цветовые альбомы-презентации, а опять же компактно уточняется нейрофизиологическое и психологическоевоздействие демонстрируемого в презентации цвета на эмоции и чувства личности)

  • Народы Закавказья : грузины, азербайджанцы, армяне(«красная» презентация. Психология красного цвета:он способствует эффективному запоминанию, стимулирует нервную систему, активизирует эмоции, поднимает витальный энергичность личности. К тому же, ало-красный цветок создает слух безопасности, уверенности и четко влияет наугнетенное эмоциональное состояние)
  • Народы Средней Азии: узбеки, казахи, таджики, киргизы, туркмены(«оранжевая» презентация. Психология оранжевого цвета: раскрепощает эмоции человека, знаменательно снижаетего неприятные ощущения, помогает простить другого человека, отпустить неразрешимую ситуацию, способствует возникновению хорошего настроения и оптимистической позиции личности.)
  • Народы Прибалтики : эстонцы, литовцы, латыши(«синяя»презентация. Психология синего цвета: он развивает психические способности. "Очищает" мышление-освобождает от неуверенности,тревог и страхов, актвивизирует интуицию, подводит к плавному принятию правильного решения. Также густо-синий цветок чуточку "охлаждает"- снижает пафосность личности)
  • Славянские народы: белорусы, украинцы, молдаване(в связи с историческими корнями данную нацию было кончено поместить в категорию «славяне»)- «желтая»презентация.Психология желтого цвета: активизирует положительные эмоции, освобождает от негативных, спосбствует лучшей концентрации мыслей, помогает воспринимать новые идеи и принимать различные точки зрения.)
  • Россия и нее малые народности: тюркские и алтайские, финноугорские народы России, тунгусоманьчжурская электрогруппа народов России, буряты, калмыки, евреи и другие национальности(«зеленая» презентация. Психология зеленого цвета: он способствует возникновению эмпатии,помогает в взаимодействии людей возлюбленный с другом, формирует гармонию в взаимоотношениях. Помимо перечисленного, оливково-зеленый цветок обладает успокаивающим воздействием, стабилизирует психическое состояние)
  • Примечание:Россию и нее народности надлежит представлять последними.

    -Ребята, так прежде, нежели каждый изо вы начнет представлять «свою» нацию, мне полезно бы показать вам презентации, которые помогут вам догадаться-о который группе народов пойдет речь. Обратите оглядка на цветок каждой презентации, соотнесите его с вашими внутренними ощущениями страна неужто иного национального сообщества, попробуйте понять- о который изо перечисленных национальных групп пойдет речь. Еще одной подсказкой послужат изображаемые предметы ландшафта местности проживания народа, традиционные символы стран, в виде растительности, выращиваемых фруктов, и прочие детали.( Демонстрируются 5 презентаций (каждая в течении 1-2 минут).

    Примечание:последний слайт «Национально-психологические особенности характера народов Закавказья(Прибалтики, Азии и др.)» в каждой презентации открывается в конце представления учащимися «своей национальности», с целью обобщения сказанного ребятами.)

    Каждый шакирд рассказывает о «своей нации» вдоль плану:

    • Национальное приветствие.
    • Общие данные(принадлежность к национальной группе, численность, религия)
    • Национальные особенности, основные традиции нации.
    • Известные публика представленной нации

    Примечание: Весь сказание шакирд ведет от первого лица, мера есть принимает на себе кинороль представителя нации, старается всемерно отточенно и занимательно нее представить.

    После краткого представления всех наций (3 минуты) в пределах группы, открывается концевой слайт презентации, подкрашивающий резюме выступления вдоль группе и являющий нее национально-психологические черты.

    По окончанию ролевый игры преподаватель обращает оглядка учащихся на мандалу «Примирения народов» и предлагает им найти все цвета наций, изображенных в презентации.Далее надлежит критика игры:

    1. Какие религии вы знаете? Разные вероисповедания объединяют неужто разъединяют людей?

    2. Национальные особенности какого народа вам импонируют? Что восхищает Вас в других национальностях?

    3.Хорошо неужто плохо, ровно мы все разные? Почему?

    После обсуждения наставник предлагает упражнение «Пословицы», в котором к пословице страна неужто иного народа надлежит подобрать российский аналог (данное толчок призвано подчеркнуть сходные черты национальностей):

    • Вражда и дружба-сестры. (Кыргызстан)

    От ненависти звук любви-один шаг. (Россия)

    • Где нянек много, засим детка безного. (Белоруссия)

    У семи нянек детка безо глаза. (Россия)

    • Два арбуза не удержишь. (Кавказ)

    За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь. (Россия)

    • От рябины яблок не жди. (Латвия)

    От осинки не родятся апельсинки. (Россия)

    • Нерадивый дважды делает. (Татарская республика)

    Семь раз как-то отмерь-один отрежь! (Россия)

    • В чей обоз сел, те песни и пой. (Казахстан)

    В экзотичный община С своим уставом не лезь. (Россия)

    • Больше знай, меньше болтай. (Татарская республика)
      Больше думай, меньше говори. (Россия)
    • Неторопливый балда загодя достигает цели, нежели ходкий жеребенок. (Узбекистан)
      Тише едешь – потом будешь. (Россия)
    • Один утренний час скорее двух вечерних. (Украина)
      Утро вечера мудренее. (Россия)
    • Тот не заблудится, кто спрашивает. (Эстония)
      Язык звук Киева доведет. (Россия)

    -Ребята, ровно вы заметили в данной игре с пословицами? (педагог подводит учащихся к пониманию общности народов в их стремлениях, моральных качествах и т.п.).

    Снова делается ударение на мандалу «Примирение народов», говорится о гармоничном сосуществовании всех цветов на ней, об их неразрывной связи и взаимодействии. Проводится параллель с народами и национальностями.

    Ведущий подводит один итог, цитируя великих людей:

    • Национальные черты невозможно преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей изо национального окружения других народов, не замыкают народы в себе. Д. Лихачев
    • Наша истинная народ — это человечество.Герберт Джордж Уэллс

    3 этап. Самостоятельная изделие с информацией

    Упражнение «Формула толерантности».

    Ведущий делит участников на группы вдоль 3—4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое предначертание толерантности. Попросите участников включить в это предначертание то, что, вдоль их мнению, является сущностью толерантности. Определение чай быть кратким и емким. После обсуждения чин от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников.

    После окончания обсуждения в группах каждое предначертание выписывается на доске неужто на большом листе ватмана.

    Обсуждение: Ведущий задает следующие вопросы:

    • Что отличает каждое изо ваших определений?
    • Есть ли что-то, ровно объединяет какие-то изо предложенных вами определений?
    • Какое предначертание наиболее удачно?
    • Можно ли дать одно предначертание понятию «толерантность»?

    Подводится итог, ровно понятие «толерантность» имеет груда сторон и граней..

    4 этап. Экспрессивное скрепление теоретических навыков, сброска эмоционального напряжения.

    Ребята, мне убедительно мило видеть наличие у каждого изо вы своей точки зрения, своего мнения, а в настоящее время мне хочется предложить вам каплю отдохнуть. Давайте потанцуем!

    Танцевально-двигательное толчок «Танец 5 национальностей»

    Прослушать вдоль очереди фрагменты мелодий, попробовать угадать их «национальность» и подумать, кто бы мог танцевать подо каждую мелодию, какие должны быть движения?

    1 мелодия: «Барыня» (русская народная) –Кто хочет показать свои движения, частный танец? А кто еще?

    2 мелодия: «Литовская полька»(Литва)

    3 мелодия: «Лезгинка» (Грузия)

    4 мелодия: «Гопак»(Украина)

    5 мелодия: «Мама Азия» (исполнитель Mr.Credo)

    Участники танцуют «Танец 5 движений». Ведущий начинает танец, выполняя «свои» движения в авангардизм 15-20 с. Остальные повторяют их. Затем кивком головы наиважнейший дает скобка кому-то изо участников продолжить движения в пульс музыке, бог в свою хвост передает это действительно следующему – и следовательно вдоль кругу.

    Музыка закончилась, остановились, послушали тишину. Как бьется сердце, приложите руку к сердцу, послушайте его. Что свыше прости понравилось? Кому какие движения было мило делать? Какая изо мелодий наиболее прости пришлась вдоль душе?

    5 этап. Использование полученных навыков и умений:

    Формирующаяся на протяжении прости тренинга в общении С сверстниками, в организуемых педагогом проблемных ситуациях, в межкультурном диалоге, позиция подростка в отношении представителей иных культур должна быть отрефлексирована им. Рефлексия через арт-терапию позволяет каждому изо участников сосредоточиться на своих эмоциях, ощущениях, прояснить для самого себе собственное связь к другому.

    Арт-терапевтическое толчок «Рисование мандалы «Дружба народов»

    Ведущий обращает оглядка на то, ровно на занятии подростки навалом узнали, поняли, сформировали свою точку зрения на контроверза толерантности. Предлагает каждому участнику создать свою мандалу «Дружба народов»,используя любые цвета, формы, знаки. (Шаблоны мандалы заблаговременно подготавливаются тренером, выбираются участниками)

    По окончании рисования проводится представление учащимися своих работ, сопровождающаяся мини-размышлением о своем изображении и процессе его изготовления. Оформление выставки «Дружба народов».

    Примечание :это толчок предполагает предварительное связь участником с искусством мандалы. На представленном тренинге подросткам даются шаблоны мандалы первого уровня, мера есть простые.

    По изображенным участниками мандалам, производится распознавание педагогом, психологом внутреннего эмоционального состояния участников.

    6 этап. Рефлексия занятия.

    Упражнение «На занятии я…»

    Каждый изо подростков в кругу продолжает фразу, начатую ведущим и отражающую его точку зрения.

    Ритуал прощания

    «Пожелания возлюбленный другу»

    Методические пояснения к плану-конспекту занятия:

    Данное семинар является арт-терапевтическим тренингом, следовательно ровно воспитательное и развивающее действие в нём осуществляется свободно через предметы искусства: мандалы (демонстрация и изображение), музыкальные произведения, цветовые фотоальбомы-презентации, произведения народного искусства-фольклора (поговорки), а опять же ролевую игру. Вся арт-терапевтическая энергия занятия направлена на установление у учащихся устойчивой толерантной позиции. Разработанное семинар является психологическим, так вероятно масштабно использоваться социальными педагогами, классными руководителями, учителями, педагогами дополнительного образования, при учёте его теоретического обоснования и построения. Коснусь этого момента подробнее.

    1. Выбор мною основных цветов занятия обусловленличным анализом существующих теорий цвета:

    • С точки зрения нейрофизиологического воздействия все цвета и их сочетания позволительно разделить на двум основные группы (исследователи Геринг, С.В.Кравков ):
      группа А. Простые, чистые, яркие цвета (красный, синий, золотистый и т.д)-наиболее убедительно влияют на психику, стимулируют энергичность и раздражают органы чувств. Эти цвета изрядно подходят людям С здоровой и неутомлённой нервной системой, в частности, детям.
      группа Б. Сложные, малонасыщенные цвета (розовый, бежевый, коричневый, серо-фиолетовый и др.)- успокаивают психику, почему их следовательно любят взрослые публика с утомлённой, перегруженной нервной системой. Но вкупе с тем, сложные цвета вызывают сложные противоречивые эмоции, почему не подходят детям.
    • С точки зрения психологии цвета, физиономист Карл Флехингаус и врач Макс Люшер, в диагностике предлагают использовать 8 цветов(красный, желтый, зеленый, синий, серый, фиолетовый, черный, коричневый). Однако, говоря о целенаправленной работе с цветом, сии авторы не рекомендуют пользоваться следующими цветами: чёрным и серым (так ровно «чёрный- это нигилизм цвета, а серый- нейтральный, бесцветный»), а опять же фиолетовым и коричневым («тёмные и безжизненные цвета, не отображающие основных психологических потребностей»)
    • С точки зрения использования цветов спектра, в который традиционно входят следующие цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, приведу яркость цветового воздействия на личность:

    Тонизирующее действие (красный,оранжевый, жёлтый)

    Успокаивающее действие (синий). Что же касается выбора посредь Синим и Голубым цветом, надлежит отметить, ровно Синий цветок обладает свойствами, сходными с Голубым, так следовательно ровно яркость Синего цвета высока, мера и действие на человека не в пример сильнее, нежели у Голубого. Исходя изо этого, было отдано предпочитание использованию Синего цвета на занятии.

    Зеленый цветок занимает нейтральное положение.

    Фиолетовый оказывает угнетающее воздействие, а не успокаивающее ровно у Синего неужто Голубого, почему сей цветок не был включён в занятие.

    Таким образом, изучив и проанализировав вышеперечисленные точки зрения, для оптимального воздействия на эмоции участников, мною были отобраны следующие цвета: КРАСНЫЙ, ЖЁЛТЫЙ, ЗЕЛЁНЫЙ, ОРАНЖЕВЫЙ, СИНИЙ.

    2. В процессе изображения учащимися мандал, напротив, РЕКОМЕНДУЕТСЯ потребление всех предпочитаемых участником цветов. К тому же, вдоль результатам его творчества, вследствие цветовому многообразию изображенных мандал, позволительно судить об эмоциональном состоянии личности.

    3. Последовательность цветовых презентаций должна сохраняться в виде, предложенном мною в конспекте занятия, с целью предупреждения утомления участников цветовым воздействием (активные цвета «разбавляются» успокаивающими и нейтральными)

    4. Танцевально-двигательное толчок обладает не исключительно эффектом выброса негативной энергии, так и способствует рефлексии и личностному росту учащихся, ведь ещё с древних времен известно, ровно танец горазд воздействовать на наше индивидуальное сознание, трансформировать его, «дать исход внутреннему через внешнее» (А. Старк, А.Гиршон). Образное заключение упражнений- это смоделированные условно выраженные эмоциональные состояния челове­ка, способы его взаимодействия с окружающим миром. В своей работе я постаралась подобрать мелодии, не просто соответствующие определенной национальности, активизирующие оглядка и эмоциональный энергичность участников, так и обладающие разным темпом. Поэтому, на занятии полезно придерживаться указанной мною очерёдностью музыкальных произведений.

    5. Завершать танцевально-двигательное толчок требуется обратной вербальной (словесной) связью. Это способствует интеграции физических и эмоциональных компонентов личности участников.

    6. Как упоминалось ранее, тренировка является достаточно сложным и в плане временной продолжительности (90 минут), ив плане его эмоциональной наполненности элементами арт-терапиии через предметы исусства. Тем не менее, семинар не вызывает эмоциональной и физической усталости у подростков, затем ровно в течении прости занятия происходит смена видов деятельности, а опять же проводятся упражнения, помогающиеотреагированию негативных эмоций и релаксации.

    Данное семинар требует значительной работы С стороны ведущего (педагога, методиста,психолога, так оно является чрезвычайно эффективным в своей практической реализации вдоль формированию толерантности у школьников.

    Файлы: КРАСНЫЙ АЛЬБОМ.ppt
    Размер файла: 1150976 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология