Автор конспекта:
Автор(ы): — Тимербаева Р.Х.

Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — Программа элективного курса ставит задачи, исходящие из комплексных задач совершенствования устной и письменной русской деловой речи учащихся: 1.Создание словарного запаса, определенного на основе языкового содержания минимума русской деловой речи; 2.привитие навыков различения стилей речи, углубление круга знаний об официально — деловом стиле, используемого в текстах деловых бумаг; 3. формирование представления о сферах употребления конкретных жанров деловой речи; 4.формирование умений сравнивать и сопоставлять деловые бумаги на русском и на татарском языках и использовать выводы об особенностях создания текстов деловой речи на разных языках в практической деятельности; 5.выработка орфоэпических, орфографических и пунктуационных навыков; 6.привитие «интереса к изучению текстов официально — делового стиля речи, стремления к овладению деловыми бумагами на русском языке. 7.пояснение логики структуры программы и особенностей организации учебного процесса по курсу. Программа состоит из двух взаимосвязанных частей: первая предусматривает теоретические сведения о каждом жанре, входящем в определенную группу деловых бумаг; вторая — умения, которые должны сформироваться у учащихся в результате выполнения различных заданий и упражнений, направленных на овладение русской письменной деловой речью. Теоретические сведения «добывают» в процессе выполнения практических заданий в результате специально организуемых наблюдений и исследований. Умения вырабатываются на основе теоретических сведений, полученных в процессе практической работы. При практическом изучении деловых, хотя основными является анализ текста, проводимый с точки зрения строения, определения основной мысли, типа и стиля речи, использования в нем изобразительно — выразительных средств, необходимо рассмотрение особенностей его орфографии и пунктуации.

Учащихся в классе (аудитории): — 19

Используемые учебники и учебные пособия: —

1). Программа образовательных учреждений Русский язык 5-9, 10-11кл. М.Просвещение, 2001г.

2). Программа – методические материалы Русский язык 10-11кл. Составил Л.М.Рыбченкова – М.Дрофа, 2002г.

3). Костомаров В.Г.Культура речи и стиль. М, 1980г.

4). Особенности преподавания русского языка и литературы в современной школе. (материалы – научно — практические конференции) Москва – Казань – 2004г.

5). Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х. Деловое письмо. (пособие для учителей и учащихся) Казань, 1999г.

6). Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х. Требования к деловой речи. Издательство «Просвещение» Москва – 2005г.

7). На каждом столе пособие для учащихся «Деловое письмо» под редакцией Ахбаровой Г.Х., Скиргайло Т.О. Издательство «Просвещение» М. – 2004г.

Используемое оборудование: —

Средства обучения:

учебники под редакцией Л.А.Чешко «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах», Л.З.Шакировой «Русский язык 10-11 класс», учебные пособия для учителей и учащихся под редакцией Скиргайло Т.О. и Ахбаровой Г.Х. «Деловое письмо», справочники, словари, программированные учебные пособия, чертежи, схемы, технические средства(магнитофоны, видеозаписи, компьютер). Средствами обучения курса «Деловое общение» является весь комплекс средств. способствующих оснащению учебного процесса, его совершенствованию.

Краткое описание: — Объяснительная записка Значение деловых бумаг в жизни современного человека за последнее десятилетие сильно возросло. Причины этого — изменения социально -общественного, информационного и культурологического и т.д. характера.. Расширились для человека возможности межкультурной коммуникации. Пожалуй, трудно найти совершеннолетнего гражданина нашей страны, ни разу не обратившегося за эти годы к какому — нибудь жанру деловых бумаг. Современный выпускник школы независимо оттого, какую профессию выберет в дальнейшем, должен быть готов к написанию хотя бы простых, очень часто встречающихся в жизни деловых бумаг. Знание некоторых жанров деловых бумаг, умение их составлять помогут молодому человеку при необходимости самостоятельно осваивать новые виды и формы деловых документов, включая и электронные варианты.

Продолжительность обучения:

I полугодие — 17 часов

II полугодие- 17 часов

1 полугодие: личное письмо, служебное письмо, открытое письмо, личные приглашения, официальные приглашения, расписка и её структурные элементы, объявление (письменное или словесное извещение), заявка, афиша, реклама, удостоверение, справка и ее реквизиты, объяснительная записка, служебная записка, докладная записка.

2 полугодие: доверенность (личные и официальные, разовые и длительные), заявление и его установленная форма (простые и сложные заявления), протоколы и его виды (краткие, полные, стенографические), выписка из протокола и её содержание, автобиография и её разновидности, характеристика (литературная и деловая), резюме и её пункты.

Приемы и средства обучения.

Для повышения интенсивности каждого из методов обучения применяются следующие приемы и средства обучения:

Приемы обучения:

составление плана прочитанного, пересказ, составление’ конспекта, составление по содержанию текста объявления, сравнение рекламы и объявления, проведение конкурсов на лучшее сочинение, объявление и т.д., письмо по образцам, проведение в классе ролевых пресс-конференций (например, на тему «Моя деловая (официальная) автобиография», выступая в роли писателя, врача, педагога и т.д.), проведение деловых игр (например, составление деловых характеристик друг на друга, затем зачитывание тому, кого охарактеризовали, потом анализ ошибок и недочетов).

Совокупность приемов служит ознакомлению с новым материалом, приобретению умений и навыков, их закреплению, применению в деловых общениях.

Что должен знать и уметь ученик.

В результате изучения элективного курса ученик должен знать:

стилистические нормы современного русского языка и требования
необходимости их наблюдения;

требования к составлению личных и служебных документов;

правила речевого этикета;

разные словари и справочники и уметь ими пользоваться;

В_результате изучения данного курса ученик должен уметь:

выявление стилевых особенностей — текстов деловых бумаг путём сравнения текстов, принадлежащих к разным стилям речи;

определение в тексте элементов композиционных моделей предложенного жанра деловой бумаги;

нахождение речевых штампов, клише в тексте деловой бумаги;

редактирование текстов в соответствии с требованиями к жанру деловой бумаги;

самостоятельное составление композиционной модели определенного жанра
деловой бумаги на основе указанного текста.

Программа

Анализ текста, деление его на части, его стили (официально — деловой стиль, его языковые особенности; публицистический стиль, его жанры и языковые особенности), средства связи его частей. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, разделительными, противительными), Знаки препинания между ними. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Сложноподчиненные предложения, главное и придаточное предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания между ними.

Типичные речевые сферы применения сложноподчинённых предложений. Авторское употребление знаков препинания.

Общие сведения о языке: роль языка в жизни общества. Русский литературный язык и его стили.

Обобщение изученного по фонетике, лексике, грамматике, правописанию, культура речи: систематизация сведений о признаках текста, теме основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, рассуждении, описании, о стилях речи.

Деловые бумаги: поздравление, приглашение, письмо, объявление, расписка, объяснительная записка, заявление, справка, удостоверение, деловые письма, автобиография, характеристика, доверенность, протокол, выписка из протокола., резюме, реклама.

Методы и формы обучения.

Методы и формы обучения деловому общению разнообразны: демонстрационные (наглядные), живое слово учителя, беседа, работа с книгой, выполнение упражнений, творческие и исследовательские работы, пересказ, семинарские занятия, консультации, собеседования.

Основное содержание компонента

по каждому разделу.

Овладение нормами деловой речи целесообразно вести параллельно с изучением программных тем по русскому языку. Наибольшей эффективностью пользуются следующие системы заданий и упражнений:

1.Ознакомление с правильной формой жанра делового письма.

2.Выявление стилевых особенностей текстов деловых бумаг путем сравнения текстов, принадлежащих к разным стилям речи.

3. Определение в тексте элементов композиционных моделей предложенного жанра деловой бумаги.

4. Нахождение речевых штампов, клише в тексте деловой бумаги (например, заявления, справки и т.д.).

5.Редактирование текстов в соответствии с требованиями к жанру деловой бумаги.

6.Самостоятельное составление композиционной модели определенного жанра деловой бумаги на основе указанного текста,

7. Речевое «наполнение» моделей по структурным элементам.

8.Ориентировка на самостоятельную творческую работу по составлению изученного вида деловой бумаги при определенной жизненной ситуации (например, составление и защита проектов, связанных с использованием деловых бумаг).

Учебно-тематический план.

I – полугодия.

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Организационная форма работы. Работа учителя и учащихся.

Виды занятий

1

Письмо( личное)

Работа с пакетом ( письмо-

просьба, письмо-сообщение, письмо-приглашение)

1. Практикум. Работа с книгой.

2.Написать письмо Катерине Петровне от имени дочери, ( К. Паустовский. ‘Телеграмма".

2

Служебные письма, его составные части (введение, доказательства.

заключение)

Работа с разновидностями служебных писем: сопроводительное письмо,

письмо-сопровождение, письмо-просьба, письмо-ответ, письмо-напоминание, письмо-извещение, письмо-приглашение. Оформление адреса (адрес, адресат, адресант).

1. Практикум. Творческая работа.

2.Напишите письмо в местную газету о том, как ученики нашей школы участвуют в проведении недели рус. языка.

3

Открытие

письмо.

Работа над образцом составленного открытого письма. "Дети времени".

(открытое письмо моему ровеснику)

(Из "Молодежной газеты")

1) Прочитайте текст. Известен ли автор открытого письма? К какой проблеме старается привлечь внимание ученик школы? Искренен и убеди­телен ли автор? Какими языковыми средствами он добывается этого? ( использованием особой лексики, при помощи синтаксических конструкций и т.д.)

2) Приведите примеры: обнеупотребительной лексики, просторечной лексики.

3) Выпишите 5-6 синонимов,
антонимов, многозначных, слов,

4) Какую роль играют вос­
клицательные предложения?

5) Приведите примеры односоставных предложений. Выделите обращения.
Объясните знаки препинания.

6) Определите эмоциональную тональность письма. Актуальна ли проблема, поднятая автором открытого письма? Что бы вы ему сказали, если бы встретились.

1. Собеседование работа брошюрам.

2.Напишите небольшое открытое письмо-ответ на проблему, поднятую в открытом письме "Дети времени".

4

Зачет. Защита рефератов.

1ч.

Тема рефератов Письма личные, письма служебные, письма открытые, подобрав из литературы соответствующие образцы.

1 .Контрольная работа. 2.Повторите

требования к составлению адреса, а потом адреса своих родственников, живущих в другой республике, области.

5

Приглашение.

Личное

приглашение.

1ч.

Работа по таблице. «Требования к пригласитель­ным билетам». Текст на стр. 37. учебного пособия «Деловое письмо». (М — 2005 г. «Просвещение».)

1 Творческая работа, исследование. 2. Написать приглашение своему другу об участии в районном конкурсе «Играй гармонь».

6

Служебные

(официальные

приглашения)

1ч.

Работа над текстом официального приглашения, Упр. №7, сто, 37 учебного пособия «Деловое письмо» (М-2005 г. «Просвещение»). 1) По каким признакам официально — делового стиля можно определить, что этот текст является ли приглашением — объявлением? Известны ли организаторы мероприятий?

2)Составьте к тексту план и докажите, что это служебное приглашение.

1.Собеседование, творческая работа.

2. «Напишите приглашение -
объявление, посвященное 1сентября — День знаний и всемирный День мира».

7

Урок-практикум.

Разработка проекта "Личные и официальные приглашения"

1ч,

Защита проекта.

Семинар. Награждение победителей защиты проекта.

8

Расписка, ее

структурные элементы.

1 ч.

Анализ текста» Найдите в нем слова официально-делового стиля. Можно ли назвать этот текст распиской?

Почему? Назовите в расписке отсутствующие структурные элементы. Перестойте текст по требованиям к расписке. Упр. №1, №2 стр. 44. «Деловое письмо».

1 .Исследовательская

работа по брошюре.

2.Составъте расписку в получении денег для

своего класса, заработанных во время уборки урожая.

9-10

Объявление, (письменное или словесное извещение, заявка), Афиша, Реклама.

Тексты с объявлениями. Определить их стиль. Какое из объявлений соответствует требованиям, предъявляемым

этому жанру деловой бумаги?

Выпишите сложные слова, разберите их по составу, объясните правописание частицы Не , приведите примеры нейтральных и стилистически окрашенных слов. Объясните «Н» и «НН» в причастиях и отглагольных

прилагательных. Составление плана, в котором перечисляются структурные элементы афиши.

1 .Работа по книге.

2.Составить афишу предстоящего

спортивного праздника в школе на основе известных образцов.

11

Зачёт. Расписка, ее

структурные элементы.

Объявление. Заявка. Афиша. Реклама.

Синтаксический строй рекламы: тип предложений, наличие сходных конструкций. (Упр. №4, №5. Стр. 51 «Деловое письмо» ). Письмо в тетрадях. Записать содержательную, интересную и правильно оформленную рекламу.

1 .Контрольная работа.

2.Составить рекламу посещаете.

кружка, который вы

12-13

Справка. Удостоверение.

Реквизиты справки.

2 ч

Работа над текстом № 6 Стр. 59 «Деловое письмо» .

1)Является ли приведенный в

тексте документ справкой или удостоверением? Почему? 2)Проанализируйте

словарный состав и синтаксические конструкции, использованные в этом документе.

3) Определите жанр деловой бумаги.

Докажите свою точку зрения.

1.Исследовательская работа. 2.Напишите (справку о вашем место жительстве для представления в лингвистический клуб «Знатоки русского языка».

14

Урок-практикум. Заполнение бланков, справок и удостоверений.

Контрольно — проверочная работа.

Практическая работа по бланкам с целью

контроля.

15-16

Объяснительная

записка.

Служебная

записка.

Докладная

записка

Работа над образцами:

1 )Объяснительная записка и её реквизиты.

2) Служебная записка и её реквизиты.

3) Докладная записка и её реквизиты. Выводы учащихся. Работа учащихся по тексту.

1) Прочитайте текст. Определите, какая -это записка: служебная, объяснительная или докладная. Докажите своюточку зрения.

2)Назовите стилевые черты

текста, проявившиеся в его лексике, морфологии и синтаксисе.

3) Сделайте синтаксический разбор предложения: " Вследствие этого при неизвестных обстоятельствах разбито окно на третьем этаже".

1.Работа с книгой, творческая и

групповая работа.

2. По данным учителем ситуациям выберите одну ситуацию и напишите объяснительную записку.

Напишите служебную записку директору школы о работе класса в период уборки урожая картофеля.

Напишите докладную записку классному руководителю о том, что и сколько читают учащиеся вашего класса (используйте) данные библиотеки).

17

Итоговая индивидуальная

контрольная работа по изученным деловым бумагам.

1ч.

Выполнение заданий по карточкам.

Индивидуальные выступления учащихся. Семинар.


Учебно-тематический план.

II полугодие.

уро

ка

Тема урока

кол-

во

часов

Организационная форма

работы. Работа учителя и

учащихся.

Виды занятий

1

Доверенность

(личные и

официальные,

разовые и

длительные).

Оформление

доверенности.

2 ч.

Объяснения учителя. Работа

по таблице «образцы доверенностей». Запись в тетрадях. Выполнение

заданий и упражнений,

1.Прочитайте тексты. Какие из них написаны по требованиям к доверенности как к деловому документу?

2. Найдите в текстах эмоционально-окрашенные существительные, полные и краткие прилагательные, числительные, глаголы лица и неопределенной формы. Какие из них присущи официально дело­вому стилю, какие художественному стилю?

3. Докажите примерами из текстов наличие признаков официально-делового стиля: точность, краткость, упот­ребление специальных терминов, речевых обо­ротов(штампов), отсутст­вие эмоционально-окра­шенных слов, прямой порядок слов в предложении и т.д.

Собеседование, творческая работа.

Урок изучения новой темы.

Составьте доверенность от имени

старосты класса на получение у кассира автовокзала забро­нированных билетов для поездки в Казань.

3 — 4

Заявление. Простые. Сложные.

2 ч.

Рассказ учителя. Работа по образцам. Выделение установленной формы. Выполнение заданий и упра­жнении.

Оформите, поставив имена и фамилии в нужном падеже, вступительную часть заявления.

Кому подано: Валентина Гнатюк. Николай Остапенко. Елена Плеско. Владислав Седых. Станислав Трубач. Марина Родкевич. От кого подано: Галина Мещенко, Елизавета Меерзон. Петр Белуга. Игорь Красных, Владимир Юрко

Консультация, собеседование. Напишите заявление с просьбой принять вас в высшее учебное заведение.

5.

Деловая игра

«Заявление как деловая бумага», «Доверенность как деловая бумага».

1 ч

Составление вопросов (с помощью учителя). Проведение интервью с ученым-лингвистом на чему

«Заявление как деловая бумага», выступая е роли корреспондента.

Деловая игра. Написать сложное заявление.

6-7

Протоколы и его виды.

Краткие, полные и стенографические.

Знакомство с планом составления протокола. Работа по образцам.

Выполнение упражнений. (стр. 78 «Деловое письмо»).

Урок изучения новой темы.

Практическая работа. Изучив

схему структурных частей протокола собрания, составьте протокол родительского собрания.

8

Выписка из

протокола и ее

содержание.

1ч.

Методика составления выписки из протокола. Составление выписки из протокола подготовки к лыжным соревнованиям.

Выписка из протокола родительского собрания. Урок изучения новой темы, творческая работа.

9-

10

Автобиография и

ее разновидности.

1 ч.

Образцы автобиографий (как официальный документ и как литературное произведение). Выполнение заданий и упражнений на стр.89 «Деловое письмо».

Написать автобиографию Достоевского. Пресс-конференция.

11

Контрольное

письмо.

1 ч

Умение писать протокол и

автобиографию в форме делового документа.

Контрольная работа. Написать личную автобиографию литературным стилем.

12-

13

Характеристике

а и ее пункты.

Литературная

и деловая.

2 ч.

Работа с текстом. Прочитайте

текст. Какая эта характеристика:

литературная или деловая? Какие требования соблю­дены, какие нет?

Деловая игра. Используя содержание текста, попробуйте составить деловую характеристику. на Бирюка на своего друга.

14

Зачет. Литературная

деловая характеристика.

Составление деловой характеристики. Составление литературной характеристики (работа ведется по индивидуальным листам).

Урок-зачет. Написать деловую

характеристику на одного из товарищей.

15

Резюме

Объяснение учителя. Знакомство с планом составления резюме. Работа по образцам. Письмо резюме, чтобы летом устроиться на временную работу»

Урок изучения новой темы, беседа, рассказ. Написать резюме на кого-нибудь из своих знакомых.

16-

17

Практическое

совершенство­вание умений но оставлению деловых бумаг, изученных в 5-9 классах

2 ч

Задания и упражнения.

Лексические, морфологические и синтаксические стилевые особенности.

Урок — семинар

Файлы: pril 2 klass.rar
Размер файла: 3841231 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология