Автор конспекта:
Автор(ы): — Учитель музыки ООШ №14 г. Балаково Санникова Г.В.

Место работы, должность: — Учитель музыки ООШ №14 г.Балаково

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: — Цели урока: познакомить учащихся с жанром авторской песни; раскрыть тематику бардовской песни; показать её огромный воспитательный потенциал, заключённый в сочетании выразительных стихов и искренней мелодии.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Музыка 8 класс

Используемая методическая литература: —

Ю.Визбор Когда все были вместе…/сост. Сухарев Д.А. М.,1989

Влади М. Владимир или прерванный полёт. М.,1989.

Возьмёмся за руки, друзья. Рассказы об авторской песне. /Сост.Л.П.Беленький. М., 1990

Используемое оборудование: —

Аудиозапись, магнитофон, портреты.

Краткое описание: — Жанр бардовская песня имеет и другие названия — авторская, туристская, студенческая песня. Кто же такие барды? Бард (от англ. и ирландского — bard — певец) – народный певец у древних кёльтских племён. В средние века бардами называли профессиональных поэтов- певцов, служивших при княжеском дворе в Ирландии, Уэльсе и Шотландии. В наши дни бардами иногда называют создателей авторской песни.

8 класс

Учитель музыки ООШ №14 г. Балаково Санникова Г.В.

Бардовская (авторская) песня

Цели урока: познакомить учащихся с жанром авторской песни; раскрыть тематику бардовской песни; показать её огромный воспитательный потенциал, заключённый в сочетании выразительных стихов и искренней мелодии.

Задачи урока: формирование умений следить за развитием музыки; развитие вокально-хоровых навыков; воспитание патриотических чувств.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы: беседа, наглядно-слуховой анализ, сравнение.

Оборудование: аудиозапись, магнитофон, портреты.

Ход урока

1.Рассказ учителя о бардовской песне.

Жанр бардовская песня имеет и другие названия — авторская, туристская, студенческая песня. Кто же такие барды? Бард (от англ. и ирландского — bard — певец) – народный певец у древних кёльтских племён. В средние века бардами называли профессиональных поэтов- певцов, служивших при княжеском дворе в Ирландии, Уэльсе и Шотландии. В наши дни бардами иногда называют создателей авторской песни.

Авторская песня- самобытное, неординарное музыкальное явление. Своё начало этот жанр берёт в музыкальной культуре Древней Руси — древние слагатели былин(баяны), певцы- дружинники. Автор стихов и музыки является её непременным исполнителем. Создатель авторской песни обычно не музыкант, а поэт. Определяя сущность авторской песни, Б.Окуджава говорил, что это- «поэзия под гитару», а В.Высоцкий говорил, что это поэты, которые исполняют свои стихи под музыку. Исполнение таких песен отличается доверительностью, простотой (обычно исполняется под гитару). Истоками авторской песни являются: городской романс, кант(бытовая многоголосная песня), крестьянские песни, творчество декабристов, революционные молодёжные песни 20-х годов, песни беспризорников, студенческий фольклор. Авторскую песню запрещали, обвиняли в непрофессионализме, называли «самодельщиной». Но песни, сочинённые в стройотрядах, в кругу друзей-единомышленников, очень быстро распространялись по стране и становились народными. Почему же люди разных профессий пишут песни? Что заставляет их это делать? Как вы думаете?

В своих стихах-песнях автор пишет о том, что его волнует, о своём видении мира. Размышляют о добре и зле, о смысле жизни, о человеческих чувствах. Авторы-исполнители хотят, чтобы мы увидели мир их глазами, поняли его несовершенство, его суетность и непостоянство.

Когда во всех концах державы, магнитной лентой шелестя,

Возникли песни Окуджавы, страна влюбилась в них, хотя… Какая брань, какие клички тем песням выпали в свой срок…

Булат Окуджава - один из тех, кто напомнил о первоначальном союзе слова и музыки. Его девиз – автор должен работать не на потребу публике, а выделять и показывать во всех красках окружающий мир. Поэтому он и призывает художников окунуть кисти «в арбатских и зарю», фактически приравнивая эти два понятия. Окуджава продолжил традиции 19 века – дух декабристов, когда честь и достоинство были превыше всего. Главные темы его творчества – Любовь, Вера и Надежда. Его песни вселяют веру в торжество Добра и Справедливости.

Поём песню Б.Окуджавы «Пожелание друзьям».

Владимир Высоцкий и после смерти продолжает своим творчеством оказывать влияние на развитие авторской песни. Его по праву называют «сердцем» авторской песни. К его песням можно относиться по-разному. Их можно любить или не любить. Но мимо песен В.Высоцкого нельзя пройти. И нельзя сделать вид, что их просто-напросто не существует. Сами песни не дадут этого сделать. Ибо они всегда заметны, всегда слышимы.

Звучит фонограмма песни В.Высоцкого «Спасите наши души».

Лучшие песни Владимира Высоцкого – для жизни. Они – друзья людей. В песнях этих есть удивительная добрая сила. Сила, которая помогает выстоять слабым и обрести уверенность – растерявшимся. На его песни можно опереться, как на плечо, потому что в них звучит надёжность и правда.

Поём «Песню о друге» В.Высоцкого.

Может, кто и ныне снова хрипоте его не рад.

Может, кто намеревается подлить в стихи его елея…

А ведь песни не горят, они в воздухе парят.

Чем им делают больнее, тем они сильнее. Б.Окуджава.

Звучит фонограмма песни «Парус».

Юрий Визбор. Он многое успел в жизни, ему многое было подвластно. Журналист, киноактёр, сценарист, горнолыжник, бард…

Визбор – певец мужества в трудных условиях истинной доблести, несмотря ни на что, столь не модного в наш прагматичный век «мужского царства». Популярность этого человека при жизни, оборвавшейся в 1984году, когда Юрию только исполнилось 50, поистине была фантастической, и вовсе не потому что Визбор был ещё и талантливым актёром, сыгравшим в частности, роль Бормана в «Семнадцати мгновениях весны». Его песни: «Лыжи у печки стоят», «Серёга Санин» и многие другие создали подлинную романтику этой совсем не романтичной эпохи.

Давайте споём песню «Милая моя» Ю.Визбора.

Следующее произведение, которое вы сейчас услышите признано классикой.

Звучит песня «Под музыку Вивальди».

Музыку этой песни на слова А. Величанского написали В.Берковский и С.Никитин. В авторской песне Сергей Никитин давно и прочно занял своё место. Но вот что интересно: в отличие от предыдущих авторов, он чаще всего не поэт, а композитор и исполнитель. В этом его индивидуальность, своеобразие его творчества.

В истории авторской песни есть печальное событие. В 1967 году Валерий Грушин с друзьями ушёл в водный поход на байдарках в Восточные Саяны. На водном маршруте ребята заметили в ледяной воде барахтающихся детей (перевернулась моторная лодка). Валерий бросился в воду их спасать, но сам выплыть не смог. Смерть его потрясла институт, в котором он учился (Куйбышевский авиационный институт). Валерий был душой компании – пел песни под гитару, сам сочинял их. Чтобы сохранить память о нём, родился в 1968 году фестиваль авторской песни, он носит имя Валерия Грушина. Приезжают туда люди со всей России, привозят свои песни.

Как вы думаете, почему появилась авторская песня?

Вывод. Авторская песня возникла из протеста пустой эстрадной развлекательности и отдаёт предпочтение поэзии, выразительному слову. Ей не нужны украшения и спецэффекты, стадионы и дворцы спорта. Она должна идти от сердца к сердцу. Надеюсь, вы сегодня на уроке это почувствовали. И в заключение мне хотелось бы с вами спеть песню Олега Митяева «Как здорово».

Файлы: Окуджава.jpg
Размер файла: 4673 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология