Автор конспекта:
Автор(ы): — Филимонов Д.И., Шарабарина Д.В.
Место работы, должность: — учитель истории и обществознания МБОУ «Большешатьминская СОШ им. Героя Советского Союза Васильева В.В.»
Регион: — Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Тьютор
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Изобразительное искусство
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Культурология
Цель урока: —
знакомство с архитектурой России XVIII века
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: — —
- Данилов А.А. История Государства и народов России XVI-XVIII века: Учебник для 7 класса – М.: Дрофа, 2004г.;
- Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVIII века – М.: Просвещение, 1999г.;
- Симонова Е.В. История государства и народов России: Метод.пособие для учителей – М.: Дрофа, 2004г.
Используемая методическая литература: —
- Симонова Е.В. История государства и народов России: Метод.пособие для учителей – М.: Дрофа, 2004г.
Используемое оборудование: —
медиапректор, экран
Используемые ЦОР: —
презентация, схема тестовое задание
Краткое описание: — Познакомить учащихся с основными направлениями и особенностями развития архитектуры в XVIII в., развитие художественного и эстетического вкуса, расширить знания обучающихся об архитектурных стилях России в XVIII в., воспитание чувства гордости за свою родину.
Тема урока
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях;
- повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения нового материала и показа демонстрационных фрагментов;
- развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности;
- интенсификация учебно-воспитательного процесса(уменьшение времени подачи материала) ;
- развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
Оборудование:компьютер, проектор, экран, цветные карандаши, клей, фотографии различных архитектурных зданий.
Карта занятия:
Комментарий хода урока
Время (мин.)
№ слайдов
Развитие личностных качеств и психических процессов
Репродуктивные формы деятельности
Продуктивные формы деятельности
Актуализация целепологания. Учитель приветствует детей и после этого определяет тему урока и ставит проблему перед детьми. (Важность изучения данной темы). Обучающиеся высказывают свои точки зренияю.
7
1-2
- Аргументированность
- Рефлексивность
- Ясность речи
- Точность речи
Настроившись на работу, определив актуальность нашей темы, обобщив необходимый материал приступаем к изучению новой темы. Для этого мы выслушиваем опережающее задание одного из учеников. Перед классом тоже ставится проблема: внимательно выслушать своего одноклассника и попытаться заполнить представленную таблицу.
5
3-4
- Внимание
- Память
- Точность речи
- Аргументированность
- Умение работать с дополнительной литературой
Выслушав и поблагодарив ученика мы с классом переходим к обсуждению услышанного материала и заполнению таблицы.
2
5
- Память
- Внимание
- Коммуник. Культура
- Рефлексивность
- Точность речи
Заполнив таблицу вновь приступаем к изучению нового архитектурного стиля. Опережающее задание для одного из учеников. Перед классом вновь ставится задача: выслушать новый материал, запомнить и попытаться заполнить таблицу.
5
6-8
- Внимание
- Память
- Точность речи
- Аргументированность
- Умение работать с дополнительной литературой
Выслушав и поблагодарив ученика мы с классом переходим к обсуждению услышанного материала и продолжаем заполнять нашу таблицу.
2
9
- Память
- Внимание
- Коммуник. Культура
- Рефлексивность
- Точность речи
Заполнив до конца таблицу, приступаем к закреплению ранее услышанного материала.
1
10
- Память
- Внимание
- Активность
Изучив новые архитектурные стили и закрепив таблицу еще раз вместе с классом закрепляем материал. Для этого ребята отвечают на вопрос, который они могут видеть на экране.
2
11-16
- Рефлексивность
- Аргументированность
- Активность
- Коммуник. Культура
- Точность речи
- Культура эмоций
Закрепив материал и по необходимости его прокомментировав, возвращаемся к проблеме, которая была поставлена перед обучающимися в начале урока (отличается ли архитектурный стиль XVIII века от современного строительства?)
2
17
- Рефлексивность
- Аргументированность
- Активность
- Коммуник. Культура
- Точность речи
Ответив на поставленный вопрос, совместно с детьми делаем вывод по урокую.
2
- Память
- Внимание
- Точность речи
Изучив новый материал, записываем домашнее задание и точно его объясняю.
2
18
- Память
- Внимание
Записав домашнее задание еще раз с классом закрепляем материал. Закрепление материала будет проходить в виде групповой работы- составление коллажа.
5
-
- Навыки работы в группе
- Культура эмоций
- Коммуник. Культура
- Рефлексивность
Выполнив задание, каждая группа должна защитить свой коллаж. Для этого к доске выходит один представитель от группы и объясняет работу группы.
4
-
- Точность речи
- Активность
- Рефлексивность
- Ответственность
Изучив весь материал и закрепив его, переходим к выставлению и обоснованию оценок за урок.
6
- Память
- Внимание
—
Ход занятия
План:
1 вопрос: Актуализация целепологания.
Здравствуйте, ребята! На протяжении нескольких уроках мы разбирали эпоху XVIIIв. И сегодня нам предстоит разобраться в особенностях развития архитектуры этого периода времени. Давайте подумаем, в чем важность изучения этой темы?(Обучающиеся высказывают свои точки зрения).
Отличается ли архитектурный стиль XVIIIв. От современного строительства? В конце урока мы сможем ответить на этот вопрос.
Середина и вторая половина XVIIIв. Ознаменовались широким каменным строительством, главным образом в городах. Укрепление Российской империи, военные победы на суше и на море; образование обширного внутреннего и внешнего рынка; экономическое развитие побудили царский двор, вельмож и богатых купцов строить роскошные здания – общественные и частные. Все это содействовало созданию замечательных произведений русского зодчества.
Особое внимание уделялось строительству в Петербурге и Москве. Были учреждены комиссии о каменном строении Санкт – Петербурга и Москвы, разработан план застройки.
Город строился на основе геометрически правильной прямоугольной системы или полукольцевой. Застройка улиц и площадей городов регламентировалась по высоте (Санкт – Петербург – 3 этажа, Москва – 2 этажа). Главные улицы и площади должны были застраиваться образцовыми домами, поставленными вплотную друг к другу.
Давайте с вами подумаем какие события в XVIIIв. Могли оказать влияние на развитие этого периода?(Ребята высказывают свои точки зрения, затем записываем правильные события: перенос столицы в С – Пб, каменное строительство, влияние Европейской культуры). 2 слайд.
В архитектуре XVIIIв. Выделяется два основных архитектурных стиля – барокко и классицизм. Давайте познакомимся поподробнее с ними.
2 вопрос: Выслушивание опережающего задания и заполнение таблицы «Русская архитектура XVIIIв.».
Барокко (итал. Причудливый, странный). Один из главенствующих стилей в искусстве конца XVI – серединеXVIIIвв. Барокко тяготело к торжественности, изменчивости и многогранности мира. Были свойственны: контрастность, динамичность, напряженность образов, стремление к величию и пышности, соединение реальности и иллюзии.3 слайд
Раннее барокко (Нарышкинский стиль) – Доменико Трезини, Бартоломео Растрелли, Жан Леблон. Ими были построены здания Двенадцати коллегий, Кунсткамера, Летний дворец Петра I и другие сооружения.
Летний дворец Петра I – в 1710г. В летнем саду началось строительство летнего дворца – небольшого двухэтажного каменного здания на берегу Фонтанки. Петр любил селиться около воды, чтобы можно было, выйдя из дома, спуститься по лесенке к ожидавшей его лодке. Строил дворец Д.Трезини, а в отделке принимал участие Андриас Шлютер. Дом двухэтажный, прямоугольный в плане, чем -то напоминающий жилище богатого голландского бюргера.
Позднее барокко – Варфоломей Растрелли. Род его руководством на набережной Невы был построен шедевр русской архитектуры – Зимний дворец. В окрестностях Петербурга построил впечатляющие дворцовые ансамбли(Большой дворец в Петергофе и Екатерининский дворец в Царском селе).4 слайд.
Растрелли превращал город – крепость Петра I в дворцовый город. Зимний дворец, построенный в 1754 – 1762гг.. Он поражал своей роскошью. В 1837г. Внутри вспыхнул пожар, который нанес ему непоправимый вред. Восстанавливали дворец 15 месяцев. Внешний вид восстановил В.П.Стасов и А.П.Брюллов. В старой части Петербурга запрещали строить здания выше Зимнего дворца. В настоящее время он входит в музейный комплекс.
Для творчества Растрелли характерно стремление придать зданиям торжественный, величавый вид, что подчеркивалось богатым декоративным убранством, четкостью пропорций, ритмом колонн.
В условиях возросших строительных нужд, архитектурные приемы барокко, изысканно – сложные и пышные оказались неприемлемыми, т.к. декоративность стиля требовала значительных материальных затрат. Таким образом возник кризис барокко и поиск экономичной и реалистичной архитектуры. Поэтому именно классическая архитектура античности, простая и ясная стала своего рода эталоном красоты и основой формирующегося в России классицизма.
Спасибо за доклад. Ребята, у вас на столе лежит лист с таблицей, возьмите его пожалуйста. Давайте попытаемся её заполнить.
Русская архитектура XVIIIв. 5слайд
Стиль
Характерные черты
Представители
Барокко
- Контрастность
- Динамичность
- Торжественность
- Стремление к пышности
- Декоративная скульптура
- Д.Трезини «Летний дворец Петра I»;
- В.Растрелли «Зимний дворец»
—
3 вопрос: Выслушивание опережающего задания и заполнение таблицы «Русская архитектура XVIIIв.».
- Классицизм (лат. образцовый) – культурно – эстетический стиль и направление XVII – начала XIXвв. Ориентирован на античное искусство. В архитектуре ему присуща простота и ясность форм, строгость линий, органичное соединение городской застройки с элементами природы. Представители: Василий Иванович Баженов, Матвей Федорович Казаков.(6 слайд.)
- (7 слайд).В.И. Баженов – творения связаны с Москвой. Напротив Кремля, на холме, вознесся горделивый и изящный дом Пашкова, богатого заводовладельца. В центре находится трехэтажный, строгих очертаний корпус с колоннами и статуями, увенчанный ротондой – круглой надстройкой. Главное здание соединялось галереями с боковыми двухэтажными флигелями, украшенными коллонадой.
- М.Ф. Казаков – предки были крепостными. Простое и величественное здание Московского университета перекликается с монументальным зданием Сената в Кремле.
- (8 слайд). Сенат – задача: вписать здание в треугольный участок выделенный под строительство.
Спасибо за доклад. Давайте вернемся к нашей таблице и заполним вторую часть. Заполняем таблицу.
Русская архитектура XVIIIв.(9, 10 слайд).
Стиль
Характерные черты
Представители
Барокко
- Контрастность
- Динамичность
- Торжественность
- Стремление к пышности
- Декоративная скульптура
- Д.Трезини «Летний дворец Петра I»;
- В.Растрелли «Зимний дворец»
Классицизм
- Простота
- Ясность форм
- Строгость линий
- В.И.Баженов «Дом Пашкова»;
- М.Ф.Казаков «Московский университет», «Сенат».
—
Архитектура XVIIIв. Нагляднее всего свидетельствовала о том, что Россия за короткий срок превратилась не только в великую военную державу, но и один из крупнейших и признанных культурных центров Европы.
В XVIIIв строительство велось по определенному плану и город был построен в единый архитектурный ансамбль.
В настоящее время единого архитектурного стиля нет на всей территории России. И города не выглядят так красиво и торжественно как прежде.
Вы весь урок просидели в группах, а теперь задание для групп: У вас на столах лежит ватман, фломастеры, клей и фотографии – из этих материалов первая группа составляет коллаж по барокко, а вторая – по классицизму. На это вам отводится 3минуты, после чего приступаем к защите своих работ. Время пошло. Вы должны при защите обратить внимание на стиль и что для этого стиля характерно.
Презентация
-
Нарисовать нашу школу в стиле барокко или классицизма;
- Или поискать и принести фотографии любых зданий и определить его стиль.
- Составление коллажа:
Вы весь урок просидели в группах, а теперь задание для групп: У вас на столах лежит ватман, фломастеры, клей и фотографии – из этих материалов первая группа составляет коллаж по барокко, а вторая – по классицизму. На это вам отводится 3минуты, после чего приступаем к защите своих работ. Время пошло. Вы должны при защите обратить внимание на стиль и что для этого стиля характерно.
Презентация