Автор конспекта:
Автор(ы): — Садриева А.Э.

Место работы, должность: — Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» города Альметьевска Республики Татарстан

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — все уровни образования

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Другое

Цель урока: —

— профилактика вредных привычек, здоровый образ жизни, осознание вреда от сигареты, алкоголя;

— развитие аргументирования, учить выражать собственное мнение;

— воспитание заботливого отношения к своему здоровью.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Краткое описание: — Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом. Л. Н. Толстой

1. Организационный момент.

2. Вредные привычки. Поговорим о них.

— Что означает слово «привычки»? (Закономерность в поведении человека)

Тогда, конечно, понятно, что они могут быть полезными и вредными. Почему?

— Назовите полезные, хорошие привычки…

Ну, а как вы думаете, какие привычки будут вредными?

Вот о них (о вредных привычках) мы сегодня и поговорим, Вернее, об одной из вредных привычек, о пристрастии к курению.

— С чего все начиналось.…Заглянем в историю.

Выступление 1.«Высадившись на берег, мы отправились вглубь остова. Нас встретило множество голых людей, очень стройных и сильных, которые шли из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой они пили. Иные несли одну большую сигару и при каждой остановке зажигали ее. Затем каждый делал из нее 3-4 затяжки, выпуская дым через ноздри». Такую запись сделал в своем дневнике Колумб, путешественник и первооткрыватель Америки, когда высадился на ранее неизвестный берег.

Туземцы угощали путешественников табаком, причем сначала курили сами, потом передавали трубку гостям. Отказ от «трубки мира» хозяева рассматривали как недружелюбные действия. Испанцы же не хотели портить отношения с туземцами. Вероятно, эти испанцы и были первыми европейцами, пристрастившимися к курению.

На вернувшихся в Испанию моряков смотрели с подозрением: человек выпускает изо рта и носа дым, значит, спутался с нечистой силой.

Курильщики завезли семена табака и стали его культивировать.

Распространение табака встречало в странах сильное противодействие. В Турции курение табака рассматривалось как нарушение законов Корана, и виноватых сажали на кол. Персидский шах Аббас приказал сжечь торговца, который завез табак в военный лагерь. Римский папа Урбан 7 отлучал от церкви тех, кто курил или нюхал табак, а однажды за курение сигар монахов живыми замуровал в стену.

В Россию табак попал в конце 16 века и тоже был встречен не очень приветливо. За курение полагалось весьма серьезное наказание — от палочных ударов и порки до отрезания носа и ушей и ссылки в Сибирь. Торговцев табаком ждала смертная казнь.

Но постепенно запрет на курение отменялся в одной за другой странах. С годами к вредной привычке приобщались мужчины, женщины, молодые люди, подростки и даже дети. Возникла мода на курение: сигареты, мол, придают девушкам особую элегантность, а юношам мужественность. Обязательной принадлежностью теле- и киногероев стала сигарета.

— Ну, а что же врачи? Разве они не боролись против курения?

Выступление 2.(Ученик в белом халате) Конечно, да. Но не очень успешно. О том, что табак вреден для здоровья, знали давно. Видели, что курильщиков мучает надсадный кашель, знали, что в накуренном помещении трудно дышать, что табак мешает умственной работе. Опыты показали, что животные гибнут под действием никотина. Тогда и родилась фраза: «Капля никотина убивает лошадь». Если быть точным, то каплей чистого никотина можно убить не одну, а целых три лошади. Но курильщики только посмеивались: видно, я крепче лошади, сколько никотина потребил, а жив! Утешали себя: табачный деготь остается на фильтре.

Врачи выяснили, что рост числа курящих параллельно увеличивает количество опасных болезней. Начиная с начала 1960 годов, стали публиковать в газетах и журналах результаты научных исследований. И люди ужаснулись! Оказывается: если человек курит в день от 1 до 9 сигарет, то сокращает свою жизнь (в среднем) на 4,6 года по сравнению с некурящими; если курит от 10 до 19 сигарет, то на 5,5 года; если выкуренных сигарет 20-39 — на 6,2 года

Установили, что люди начавшие курить до 15-летнего возраста умирают от рака легких в 5 раз чаще. Длительно и много курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 — инфарктом миокарды, в 10 раз язвой желудка и в 30 раз раком легких.

Нет такого органа, который бы не поражался табаком: почки и мочевой пузырь, половые железы и кровеносные сосуды, головной мозг и печень.

— Обычно только время может рассудить, кто прав. Прогнозы на будущее делают ученые. Они должны были выявить закономерности.

Выступление 3.(Слайд на интер. доске). (Ученый; атрибутика к внешнему виду). О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное

распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число

людей не считает курение вредным для здоровья.

Курение — не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают всерьез.

Никотин – один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную

никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака — от 1/2 капли. Для человека

смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли.

Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь).

Курильщик не погибает по тому, что доза вводиться постепенно, не в один прием. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид — другой яд, содержащийся в табаке. В

течение 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака:

поглощая в среднем 800 г никотина. Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению.

Никотин включается в процессы обмена, происходящие в организме человека, и

становиться необходимым.

Однако если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина,

может наступить смерть. Такие случаи наблюдались в разных странах. Нашим крупным

ученым — фармакологом Н. П. Крафковым описана смерть молодого человека после того,

как он впервые в жизни выкурил большую сигару.

Во Франции, в Ницце, в итоге конкурса «Кто больше выкурит» двое «победителей»,

выкурив по 60 сигарет, умерли, а остальные участники с тяжелым отравлением попали в больницу.

В Англии зарегистрирован случай, когда длительно курящий 40-летний мужчина ночью,

во время трудной работы, выкурил 14 сигар и 40 сигарет. Утром ему сделалось плохо, и,

несмотря на оказанную медицинскую помощь, он умер.

В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак в связках в порошке,

положили спать девочку, и она через несколько часов умерла.

Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями

органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни

увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьезных

заболеваний. Табачный дым задерживает солнечные ультрафиолетовые лучи, которые

важны для растущего ребенка, влияет на обмен веществ, ухудшает усвояемость сахара и

разрушает витамин "С", необходимый ребенку в период роста. В возрасте 5-9 лет у

ребенка нарушается функция легких. Вследствие этого происходит снижение

способностей к физической деятельности, требующей выносливость и напряжения.

Обследовав свыше 2 тыс. детей, проживающих в 1820 семьях, профессор С. М. Гавалов

выявил, что в семьях, где курят, у детей, особенно в раннем возрасте, наблюдаются частые острые пневмонии и острые респираторные заболевания. В семьях, где не было курящих,

дети были практически здоровы.

У детей, матери которых курили во время беременности, имеется предрасположенность к

припадкам. Они значительно чаще заболевают эпилепсией. Дети, родившиеся от курящих матерей, отстают от своих сверстников в умственном развитии. Так, ученые ГДР В. Гибш

и X. Блюмберг при обследовании 17 тысяч таких детей выявили отставание в чтении,

письме, а также в росте.

Заметно возросло количество аллергических заболеваний. Русскими и зарубежными

учеными установлено, что аллергизирующем действием обладает никотин и сухие

частицы табачного дыма. Они способствуют развитию многих аллергических заболеваний

у детей, и чем меньше ребенок, тем больший вред причиняет его организму табачный

дым.

Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной – сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. В

результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще 100 лет назад

пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие,

расстройство пищеварения.

Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих.

Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние

здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться

успеха (например, юношам стать летчиками, космонавтами, спортсменами, девушкам -

балеринами, певицами и др.).

Выступление 4.Курение и школьник несовместимы. Школьные годы — это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками.

Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это

относиться не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше дети,

подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее

привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.

Сердце у курящего делает в сутки на15 тысяч сокращений больше, а питание организма кислородом и другими необходимыми веществами происходит хуже, т.к. под влиянием табака кровеносные сосуды у подростка сжимаются. Вот почему у курящих ребят слабеет память, вот почему среди них чаще встречаются плохо успевающие.

Ученые выяснили, что в табаке содержится масса ядовитых веществ. Среди них наиболее известен никотин: по своей ядовитости он равен синильной кислоте.

Окись углерода (угарный газ) вступает в соединение с гемоглобином, который является переносчиком кислорода. При курении происходит резкое уменьшение содержания кислорода в крови. А это очень тяжело переносит головной мозг подростка. Аммиак раздражает слизистую оболочку рта, гортани, трахеи, бронхов. Вот почему у курильщиков не редкость рыхлость десен, язвочки во рту, часто восполняется зев, что приводит к возникновению ангин. От длительного курения происходит сужение голосовой щели, появляется осиплость голоса.

В последние годы ученые уделяют большое внимание веществам, вызывающим рак. К ним относятся бензопирен и радиоактивный изотоп полоний-210. Если курильщик наберет в рот дым, а затем выдохнет его через платок, то на белой ткани останется коричневое пятно. Это и есть деготь. В нем очень много веществ, вызывающих рак. Если ухо кролика несколько раз смазать табачным дегтем, то у животного образуется раковая опухоль.

Трудно перечислить вредные вещества, содержащиеся в табаке, их ведь насчитывали почти 1200! В течение нескольких лет ученые проводили наблюдении над 200 курящими и 200 некурящими школьниками. А теперь посмотрим, какими оказались сравнительные результаты.

(Таблица на доске)

Отклонения

Курящие

Некурящие

1. Нервные

14%

1%

2. Понижение слуха

13%

1%

3. Плохая память

12%

1%

4. Плохое физическое состояние

12%

2%

5. Плохое умственное состояние

18%

1%

6. Нечистоплотность

12%

1%

7. Плохие отметки

18%

3%

8. Медленно соображают

19%

3%

Оказалось также, что на организм девочки табак действует гораздо сильнее: «вянет кожа», быстро сипнет голос.

За последние десятилетия ученые выяснили, что у людей некурящих стали обнаруживаться болезни, присущие курильщикам. Причина… Некурящие люди длительное время находились в помещении вместе с курильщиками. При курении в организм человека проникает 20-25% ядовитых веществ, а 50% вместе с выдыхаемым дымом поступает в воздух. А им дышат окружающие. Получается, что некурящие «курят». Появился даже специальный термин – «пассивное» курение.

В США при всем засилии табачной рекламы , десятки миллионов американцев бросили курить. То же происходит и в Англии, Швеции и Финляндии. Норвегия твердо решила стать некурящей нацией к новому веку. Во многих странах приняты законы, запрещающие подросткам курить.

Выступление 5.Демонстрация слайдов презентации. (Фотогалерея о вреде курения)

В нашей стране нельзя курить во Дворцах спорта, бассейнах, спортзалах, учебных и медицинских заведениях, санаториях и курортах, на транспорте.

Но все-таки продают сигареты в киосках. К сожалению, категорическими запретами не всегда повлияешь на заядлого курильщика. Всякого рода самоделки, суррогаты куда вреднее, чем табак, приготовленный в фабричных условиях. Просто запретить людям курить, наверное, еще невозможно, а вот убедить бросить курить можно.

Вред табака доказан, многие люди бросили курить, идет борьба против «пассивного» курения… Сторонники же табака часто ссылаются на то, что многие выдающиеся люди, например, Дарвин, Ньютон, А.М.Горький, композитор С.В.Рахманинов и даже ученый-терапевт С.П.Боткин — курили. Значит, курение не мешало им достичь успехов? Хочу привести некоторые высказывания известных деятелей культуры и науки. Писатель А.Дюма-младший: «…я отложил свою сигарету и поклялся, что никогда не буду курить. Эту клятву я твердо сдержал и вполне убежден, что табак вредит мозгу так же определенно, как и алкоголь».

Цитаты на слайдах с портретами авторов высказываний: Л. Н.Толстой, бросив курить, сказал так: « Я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружение, тошноту, туман в голове….». Великий врач С.П.Боткин был заядлым курильщиком. Умирая, еще сравнительно не старым (57лет), он сказал: «Если бы я не курил, то прожил бы еще 10-15лет». Сколько бы еще сделал для науки, для спасения людей, но, увы, не сумев избавиться от своей пагубной привычки, не смог спасти и себя.

А вот мнение величайшего шахматиста А.Алехина: «…никотин ослабляющее действует на память, разрушает нервную систему и ослабляет силу воли, способности. Я могу сказать, что сам получил уверенность, выигравши матч за мировое первенство лишь тогда, когда отучился от страсти к табаку».

Так говорили о вреде курения для умственной работы взрослого человека выдающие люди. Если же вести речь о подростках, то нужно заявить категорично: умственный труд и курение- несовместимы!

Горячий совет всем- отказаться от курения, от этой вредной привычки.

При первом курении першит в горле, учащенно бьется сердце , во рту появляется противный вкус. Все эти неприятные ощущения связаны с первой сигаретой, не случайны. Это защитная реакция организма. И надо ею воспользоваться- отказаться от следующей сигареты. Пока не наступил час, когда сделать это будет нелегко.

Подумай о том , что мы тебе рассказали. Если ты считаешь, что вред, наносимый курением твоему здоровью, маячит где-то далеко, а может быть, вообще минует тебя,- ошибаешься. Посмотри на курящую девушку, на ее цвет лица, пальцы, зубы, обрати внимание на ее голос. Сигарета не придает девушке элегантности, а делает ее вульгарной. Важно, чтобы девочка поняла, что в будущем, когда станет матерью, вред, наносимый курением здоровью сегодня, может отразиться на развитии ребенка еще задолго до рождения.

3. Итоги. 31мая — всемирный день отказа от курения. На улицах и нашего города молодежь, те, кто волнуется за свое, за наше будущее часто проводят акции: «Мы — против сигареты», «Сигарета — на конфету».

Сказать, что подростки, молодые люди не понимают серьезности всего, конечно, нельзя.

Вспомним слова Л.Н.Толстого: «Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы в жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом»…

Каждый вправе решать. Он сам хозяин своей жизни. Он решает : быть или не быть.

Рубрики: Другие Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология