Автор конспекта:
Автор(ы): — Климова С.В.

Место работы, должность: — Муниципальное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская СОШ №7- учитель биологии

Регион: — Воронежская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: — 1.Образовательные: — обобщить и систематизировать знания о характерных признаках покрытосеменных растений, их значении в природе и жизни человека; — закрепить знания по данной теме. 2. Развивающие: — развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать; -развивать умения пользоваться определительными карточками; — развивать память учащихся; — вырабатывать навыки распознавать растения данного семейства среди других растений; — расширять кругозор; — развивать познавательный интерес к предмету. 3. Воспитательные: — воспитывать бережное отношение к природе; — воспитывать экологическую культуру подростков; 4.Развлекательные: — создать благоприятную атмосферу на занятиях, превратить урок из скучного мероприятия в увлекательное приключение. 5.Коммуникативные: — научить работать в коллективе по принципу «Один за всех и все за одного»; — установление эмоциональных контактов. 6. Релаксационные: — снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

Л.Д.ПарфиловаТематические игры по ботанике.Методическое пособие. М. творческий центр Сфера.2002 г

Используемая методическая литература: —

  • Н.М.Верзилин Путешествие с домашними растениями. Л., 1958
  • А.Е.Богоявленская Активные формы и методы обучения биологии. М., 1996.
  • Используемое оборудование: — Карточки с шифрограммами, загадками, ребусами.
    Гербариирастений класса однодольные и двудольные растения.
    Определительные карточки.
    Карточки с названиями семейств.

    Краткое описание: — Карта маршрута Дневник раскопок «Холм памяти» «Холм знаний» «Холм узнавания» «Холм умений» «Холм загадок» «Холм ребусов» «Холм творчества» Лабиринт Подведение итогов урока. Выставление оценок

    Ход урока:

    Учитель:
    Сегодня у нас необычное занятие, мы произведём с вами биологические раскопки. Нам предстоит поработать на семи холмах и посетить лабиринт. Тот, кто успешно поработает на раскопках, сможет преодолеть лабиринт и получить хорошую оценку за урок.
    — — Класс делится на три команды. На доске вывешивается «Карта маршрута» и
    «Дневник раскопок», где будут по ходу работыделаться соответствующие записи.
    — — Карта маршрута.

  • Холм памяти
  • Холм знаний
  • Холм узнавания
  • Холм умений
  • Холм загадок
  • Холм ребусов
  • Холм творчества
  • Лабиринт
  • — — — Дневник раскопок.

    Холм памяти
    баллы
    Холмзнаний
    Холм узнавания
    Холм умений
    Холм загадок
    Холм ребусов
    Холмтворчества
    Лабиринт

    — — — Учитель:
    Итак, в путь…
    — — — «Холм памяти»
    От каждой команды вызывается 2 человека к доске. Они получают карточку, на которой написана шифрограмма, на доске есть ключ к ней. Они должны составитьхарактеристику, пользуясь шифром, записать на доске шифр, переписав его с карточки, и указать, характеристика, какой систематической категории была зашифрована. На выполнение задания отводится 3 минуты.
    — — — — Ключ к шифрограмме.

  • Стержневая корневая система.
  • Жилкование параллельное или дуговое.
  • Формула цветка кратна 4 или 5.
  • Соцветие корзинка.
  • Сетчатое жилкование листьев.
  • Цветки бывают язычковые, трубчатые, воронковыгнутые.
  • Формула кратна 3.
  • Мочковатая корневая система.
  • Плод семени.
  • 10.Две семядоли в зародыше семени.
    11.Многолетние травы.
    12.Одна семядоля в зародыше семени.
    13. — Первая команда – 1, 3, 5, 10 – класс двудольные
    Вторая команда – 2, 7, 8, 12 – класс однодольные
    Третья команда – 4, 6, 9, 11 – семейство сложноцветные.
    — Команда, закончившая первой, получает 1 балл, второй – 0,5 балла, третьей – 0 баллов. Если допущены ошибки, то минус 1 балл.За правильность выполнения ещё по баллу.
    — — — «Холм знаний»
    При раскопках обнаружены таинственные письмена. Вы должны их разгадать и рассказать о них, не называя растения. Рассказ может быть в любой произвольной форме. Каждая из команд – соперниц должна догадаться, о каком растении идёт речь.
    На отгадывание и составление рассказа отводится 4 минуты. Затем по очереди каждая команда зачитывает по одному рассказу другой команде 1-2 и 3, 2 – 1 и 3, 3 – 1 и 2. За правильный ответ 1 балл. Ученики, которыеотгадывают название растений и составляют о них рассказ – 1 балл.
    Первая карточка:

  • В землю крошки, а из земли лепёшки (пшеница)
  • Анаграмма КЕЧСОН (чеснок)
  • Вторая карточка:

  • У мамы – дочки на шнурочке (земляника)
  • Анаграмма ДОРПОМИ (помидор)
  • Третья карточка:

  • Золотист он и усат, а в карманах сто ребят (кукуруза)
  • Анаграмма ПУСТАКА (капуста)
  • — — — — — «Холм узнавания»
    При раскопках обнаружены таинственные растения. Вы должны их узнать. На стульях рядом сдоской лежат стопкой гербарии. Ученики по очереди выбегают к доске, берут лежащий сверху гербарий и записывают название растение. За каждый угаданный гербарий – 1 балл.
    — Первая команда:
    Рябина — №1
    Земляника- №2
    Клевер- №3
    Горох- №4
    ромашка- №5
    Вторая команда:
    Земляника- №1
    Горох- №2
    Рябина- №3
    Ромашка- №4
    клевер- №5
    Третья команда:
    Горох- №1
    Клевер- №2
    Ромашка- №3
    Земляника- №4
    рябина- №5
    — — — — — «Холм умений»
    На каждую парту раздается заранее подготовленные гербарные листы и определенные карточки.
    Ученики работают парами. По команде учителя через 4 минуты все сдают работы. Когда все работы сданы – проверяются правильность определения.
    Если ученики определили названия растения правильно, то они получают по 1 баллу, если неправильно -то0 баллов.
    — — — — — «Холм загадок»

  • Во лугах сестрички: золотой глазок, белые реснички.
  • Название какого цветка связано со звонком?
  • Название какого цветка -кондитерское изделие?
  • Вот так диковинка: на ветке морковинка! Висит, краснеется — на солнышке греется!
  • Не жил в ягоде жучок, и не кушал червячок, а сорвал её с куста, глядь, а срединка вся пуста.
  • Помидору брат, а кумачу не рад: он в лиловой рос одёжке, не краснеет даже в ложке.
  • Был ребёнок – не знал пелёнок, а стал стариком – сто пелёнок на нём.
  • Из растений, чей портрет выбит на монете, чьих плодов нужнее нет, на земной планете нет.
  • Цветок- напрасный, плод – опасный, а поле всё засажено.
  • — За правильно отгаданную загадку1 балл.
    — —

    «Холм ребусов»

    — — — — — — — «Холм творчества»
    Ученики подготовили дома заранее вопросы. Любой член команды может загадать вопрос команде соперников, отвечать может любой ученик, который первым поднимает руку. Каждая команда задаёт по 2 вопроса.
    Если команда не знает ответа, то право ответа предоставляется другой команде. Если ответ правильный, то она получает 1 балл.
    Учитываются только те вопросы, которые составлены строго по данной теме.


    Лабиринт.
    Вот и добрались мы с вами до последнего препятствия. Нам необходимо пройти через лабиринт, чтобы успешно закончить наши раскопки. На доске вывешивается плакат, на котором записаны характеристики семейств. Ученики (по 2) должны записать последовательность цифр, характеризующих определённое семейство, название которого они получают на карточках. Та команда, которая первая вспомнит это задание, получает 1 балл, второй 0,5 балла, третьей – 0 баллов.
    Ученики, выполнившие задание без ошибок, получают ещё по баллу.
    — — Ответы:
    Семейство сложноцветные – 2, 3, 4, 8, 12.
    Семейство бобовые – 1,5, 9, 14, 15.
    Семейство злаки – 13, 10, 6, 7, 11.
    Подведение итогов урока. Выставление оценок.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология