Автор конспекта:
Автор(ы): — Злобина Елена Олеговна

Место работы, должность: — МОУ СОШ № 33 учмтель начальных классов

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 1 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — Закрепить умение писать имена с большой буквы, расширить словарный запас детей, учить грамотному письму, умению различать имена собственные и нарицательные.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 26

Краткое описание: — Урок проводится в виде путешествия в страну больших букв.Так же во время урока учащиеся совершают экскурсию в исторический музей имен. Гуляя по залам музея, сказочные персонажи помогают ребятам узнать об истории создании различных имен, раскрыть значение своего собственного имени. В процессе путешествия учащиеся усваивают правило написания имён.

Урок
по русскому языку
в 1-в классе.
Тема урока
« Большая буква в именах».

Учитель Злобина Е.О.

2010 год
Русский язык. Развитие речи.
Тема: Большая буква в именах.
Цель: закрепить умение писать имена с большой буквы, расширить словарный запас детей, учить грамотному письму, умению различать имена собственные и нарицательные.
Ход урока.
1. Постановка цели урока.
1. Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну Больших букв.
Когда впервые познакомились с большой буквой?
Что знаете о ней?
Все ли буквы алфавита имеют большую букву?
Почему не все?
2. Сегодня мы закрепим умение писать имена людей с большой буквы. А поможет нам в этом экскурсия в исторический музей имен. Его название зашифровано в буквах и знаках.
КАК ВАС ЗОВУТ-?
2 . Минутка чистописания.
1. Прочитайте название музея.
Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?
Вспомните правило написания предложения.
Какой знак поставите в конце предложения? Почему?
2. Запись предложения в тетради и на доске с комментированием.
3. Прочитайте еще раз название музея.
Каждый из вас сейчас пройдет по залам этого музея и познакомиться
с его экспонатами.
3.Зал «Почему нас так зовут?».
1. Ответить на этот вопрос нам помогут герои сказок (картинки
героев). Постарайтесь вспомнить их имена, название сказки и ее автора.

« В чашечки тюльпана на зеленом листочке сидела девочка. Она была
маленькая, всего в 1 дюйм. Ее так и прозвали …
( Дюймовочка). Г. Х. Андерсен.

« Девочка беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит
старикам: « Я из весеннего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и
нарумянена. Зовут меня … (Снегурочка). В. И. Даль.
Как зовут доброго доктора, который лечит всех зверей? ( Айболит).
К. И. Чуковский.
А как зовут малыша – коротышку из цветочного города, который помогал
Вам весь год учиться? ( Незнайка). Н. Носов.
Имена записывают в тетради и на доске с объяснением.
ОБОБЩЕНИЕ.
Посмотрите, какие выразительные имена дали авторы сказок своим
героям. Все понятно из имени. Дюймовочка – за малый рост 2,5 см.,
Снегурочка – сделана из снега, Айболит – лечит тех, у кого что-то болит,
Незнайка – не очень-то любит учиться, поэтому у него мало знаний.
Тоже самое бывает и у имен людей. А для этого мы пойдем в следующий
зал.
4.Зал «Так было».
1. Какие же имена были раньше?
Древние русские имена разнообразные. Часто они были характеристикой
людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его могли отличить от других.
2. На доске.
Третьяк : Почему эти слова записаны с большой буквы?
Черныш : Что обозначает каждое имя?
Добрыня : С какими именами уже встречались и где?
Несмеяна :
Запишите в тетради любое имя из этих имен.
С какой буквы вы его запишите.
3. Был и другой период в истории русских имен, когда их выбирали по церковному календарю.
Коль ты родился на Ефима, ты назван именем таким.
Но вот уже более 100 лет родители свободно выбирают имя для своего ребенка. Переходим в следующий зал.
5.Зал «Ты и твое имя».
Между живущих людей безымянным никто не бывает …
Имя свое от родителей в сладостный дар получает …
1. У каждого из вас есть имя. Напишите свое имя. С какой буквы записали?
2. Дать понятие короткого и полного имени. Объяснить, когда употребляется каждое.
Допишите свое полное имя. ( короткое).
3. Игра «Не ошибись».
На доске записаны имена. Определить форму имени, досказать другую.
Витя — …….. , Татьяна -…. , Ольга -…… , Иван — …… , Вова — …… .
4. На доске записана загадка.
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Побежали в лавочку и купили прянички
Сколько девочек было?
У нас в классе есть девочка, которую можно так называть.
Какие это имена?
Напиши свое ласковое имя. Так зовут вас родители. Какое имя записали?
С какой буквы записали?
5. Имена – клички
Однако в нашей речи можно слышать не имена, а клички, Степка, Васька.
Если ласковая форма имени выражает доброжелательные отношения к человеку, то эти имена унижают его, выражают пренебрежение. Старайся всегда обращаться к другому человеку по имени, вежливо.
Переходим в другой зал. В нем мы узнаем, что означает имя каждого из вас.

6. Зал «Что значит твоё имя».
1. На парте каждого из вас лежит карточка с именами. Прочитайте, откуда пришло ваше имя и что оно обозначает.
2. На доске.
Защитник : Встаньте мальчики, имя которых обозначают
Благородный : слова, записанные на доске.
Лев :
Девочки называют, что обозначают их имена.
3. Рассказ об именинных днях.
Они записаны на другой стороне карточки.
Переходим в занимательный зал.

7. Зал «Занимательный».
На доске загадки в рассказе.
Меня зовут Лена, а мама зовет меня (елка). У меня есть брат (василек) и подруга (роза). Пошли мы как-то в поле (Василек) нарвал (васильки).
Их мы подарили бабушке. Бабушку зовут (груша). Она дала нам (яблоко) и (грушу).
Объясните написание слов – картинок.
Спишите 2 последних предложения.
Как записали слова в картинках?
Переходим в следующий зал.
8. Зал «Имена – смешинки».
Вы часто слышите веселые стихи с именами. Как называются такие стихи?
Дети читают подготовленные ими фольклорные дразнилки.
9. Итог урока.
Наше путешествие в Музей имен закончилось.
Как же нужно писать имена людей?
Что нового узнали на уроке?


Файлы: ОТКРЫТЫЙ УРОК БОЛЬШАЯ буква в именах.doc
Размер файла: 89088 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология