Автор конспекта:
Автор(ы): — Лугавцова Татьяна Владимировна
Место работы, должность: — МОУ СОШ села Песчанка Аткарского района Саратовской области
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Мировая художественная культура
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
1. Заинтересовать учащихся личностью поэта, представить М.Ю. Лермонтова как живого современника, близкого нам своей искренней любовью к родине и народу.
2. Охарактеризовать патриотизм Лермонтова как чувство, связанное с общественно-политическими взглядами писателя.
3. Раскрыть значение событий 1812года для формирования национального самосознания Лермонтова.
4 Анализируя балладу «Бородино»,рассказать о безмерной любви к Отчизне, о самоотдаче, о желании простых солдат защитить родную землю.
5. В ходе занятия развивать чувство патриотизма, чувство собственного достоинства за умение праотцов геройски сражаться с захватчиками.
6.Создать условия для развития и реализации творческих способностей учащихся:
- выразительное чтение произведения;
- аналитическая работа с текстом;
- умение высказывать своё мнение о прочитанном.
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 4
Используемые учебники и учебные пособия: —
Коровина В. Я. Литература 5 кл Москва" Просвещение" 2008 стр 164-171
—
Используемая методическая литература: — Золотарёва И.В.,ЕгороваН.В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл.-М.: «ВАКО»,2005
Литература. 5-11 кл. Тесты для текущего контроля. Авт.-сос.Н.Ф.Ромашина- Учитель,2008
Используемое оборудование: —
Выставка книг, посвящённых М.Ю.Лермонтову и войне 1812года, мультимедиопроектор, компьютер, экран
Краткое описание: — Урок базовый в 5 классе посвящён 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова,200-летию Бородинского сражения.Урок с музыкальным сопровождением,показом презентации с историко-биографическими собщениями,твоческим выступлением учащихся, с обобщительным контролем лексических и текстовых знаний.Урок пробуждает интерес к поэту-патриоту, его яркой, достойно прожитой жизни и его творчеству.
Открытый урок литературы
в
5 классе
200-ЛЕТИЮ со дня рождения М.Ю.Лермонтова ПОСВЯЩАЕТСЯ.
Тема. «Бородино» -патриотический призыв
М.Ю.Лермонтова к современникам. (слайд 1)
Цели.1. Заинтересовать учащихся личностью поэта, представить М.Ю. Лермонтова как живого современника, близкого нам своей искренней любовью к родине и народу.
2. Охарактеризовать патриотизм Лермонтова как чувство, связанное с общественно-политическими взглядами писателя.
3. Раскрыть значение событий 1812года для формирования национального самосознания Лермонтова.
4 Анализируя балладу «Бородино»,рассказать о безмерной любви к Отчизне, о самоотдаче, о желании простых солдат защитить родную землю.
5. В ходе занятия развивать чувство патриотизма, чувство собственного достоинства за умение праотцов геройски сражаться с захватчиками.
6.Создать условия для развития и реализации творческих способностей учащихся:
— выразительное чтение произведения;
— аналитическая работа с текстом;
— умение высказывать своё мнение о прочитанном.
Оборудование. Выставка книг, посвящённых М.Ю.Лермонтову и войне 1812года, мультимедиопроектор, компьютер, экран
План урока.
Звучит мелодия романса «Белеет парус одинокий».
Вступительное слово учителя:
-Ребята, знакомы ли вам слова прозвучавшего романса? Кто автор слов?
-Правильно, это слова Лермонтова, замечательного поэта, который , как мятежный парус, искал полной, беспокойной, значительной жизни. И если он не находил того, чего жаждало сердце, в окружающей его мире, то обращал свой взор в героическое прошлое и насыщался им , как святым источником.
-Как вы думаете, ребята, может ли художественное произведение рассказать что-либо об авторе, о его мыслях, чувствах, об обстановке вокруг в момент создания?
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ:
-Если внимательно читать произведение и вдумываться в него и ещё сравнивать факты из истории и литературы, то можно понять и почувствовать настроение автора.
-Автора можно увидеть рядом с героями, например, старый солдат из «Бородино» передаёт мысли автора.
-Я учила «Бородино» и думала, что если бы Лермонтов раньше родился, то мог быть участником сражения.
-Мне казалось, когда читал слова « богатыри не вы», что Лермонтов меня спрашивает, чем мы сегодня гордимся, есть ли среди нас люди, похожие на богатырей.
-Я думаю, что, если в произведении герои любят и защищают Родину, умирают за неё, значит, и сам автор поступал также.
УЧИТЕЛЬ:
-Правильно вы говорите: в талантливом произведении всегда угадывается автор, он незримо присутствует между строк.
-Темой нашего урока будет продолжение разговора о «Бородино» как патриотическом призыве к современникам поэта и к нам, сегодняшним читателям. (Слайд 2)
Задачи урока:
-представить М.Ю.Лермонтова как живого собеседника, любящего родину и народ;
-выразительно прочитать текст, выражая гордость за праотцов, защитивших Отечество;
-раскрыть значение событий 1812 года для Лермонтова;
-высказывать своё мнение о теме и идее «Бородино» (Слайд 3)
Выбор эпиграфа(цитаты для пояснения замысла урока) (Слайд 4)
(выбрать нужное и объяснить):
УЧИТЕЛЬ:
-Тема подвига русского народа во время Бородинского сражения и через 200 лет после этого события продолжает нас волновать. Почему всё-таки «недаром помнит вся Россия про Бородина»? Почему вспомнил о ней Лермонтов в 1837 году и написал героическую балладу «Бородино» к 25 годовщине битвы?
-Я попросила вас подготовить небольшие исторические справки о времени и жизни Лермонтова к моменту создания «Бородино»
СООБЩЕНИЯ УЧЕНИКОВ: (слайд 5)
-В 30-е годы Лермонтов учился в Благородном пансионе при Московском университете. Здесь он написал свои первые стихи. Юноша был очень талантлив: прекрасно рисовал и лепил скульптуры, хорошо играл на скрипке и флейте, увлекался математикой и шахматами, овладел европейскими языками. Но главным делом своей жизни он выбрал поэзию.
— В 1837 году на дуэли убивают А.С.Пушкина, это очень потрясло Лермонтова. Во главе России в то время стоял царь Николай Первый, который был напуган восстанием декабристов. Он заставил жандармов следить за умными людьми в России, писателями, поэтами. Министр образования Уваров так ненавидел русскую литературу, что однажды в порыве гнева сказал: «Хочу, наконец, чтобы русская литература прекратила своё существование, тогда я по крайней мере буду спать спокойно».
(Слайд 6)
— В 30-е годы 19 века, когда жил Лермонтов, существовали две культуры: Россия — дворянская и Россия – крестьянская, народная. Лермонтов, живя среди дворянского общества, ненавидел его и презирал. Под красивой одеждой и золотыми мундирами он видел глупость, фальшь, лицемерие. Поэт служил на Кавказе в гусарском полку и наблюдал, как славу простого народа присваивали себе высшие чины.
— Лермонтов прожил всего 27 лет. Он всегда был выше узких интересов дворян : его не волновали высокие чины и награды. Поэт всю свою недолгую жизнь боролся с царским правительством. Зато он любил простой народ. Проезжая мимо деревень, он радовался крестьянским избам, хорошему урожаю, а если это случалось в праздничный день, то он часами мог любоваться пляской мужиков.
(Слайд 7)
— В 30-е и 40-е годы в России не было места героям и подвигам. Поэтому поэт Лермонтов искал их в прошлом России. Он родился в год, когда закончилась Отечественная война и русские полки возвращались из Франции. Отец Лермонтова тоже записался в армию, но по болезни не участвовал в сражениях. Зато два брата бабушки Лермонтова (Дмитрий и Афанасий Столыпины) рассказывали о войне и сражениях. Наверное, их речь звучит в «Бородино».
УЧИТЕЛЬ:
-Несомненно, исторические события 1812 года помогли сформироваться патриотическому чувству Лермонтова. Профессор Московского пансиона Н.Л.Бродский вспоминает: «Два события :Бородинское сражение и пожар Москвы- вызвали в Лермонтове чувство гордости за свой народ в его борьбе за национальную независимость».
Лермонтову довелось служить с солдатами, которые участвовали в Бородинском сражении. (Слайд 8)
Под влиянием всех изустных преданий о 1812 годе у поэта сложилось убеждение, что главным героем в этих героических событиях был народ. И то, что Москва была спалена пожаром, явилось выражением народной воли. Это была форма борьбы всего народа с врагом.
Любовь к Москве и русскому народу слились у Лермонтова в одно большое патриотическое чувство: (Слайд 9)
Москва, Москва! Люблю тебя, как сын,
Как русский,- сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый , безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и обманом
Тебя низвегнуть.
-Ребята, а кто ещё из русских писателей , подобно Лермонтову, упоминает об обмане врага. (И.А.Крылов в басне «Волк на псарне»).
-Почему Наполеон основной удар решил направить на Москву? (Он говорил своим солдатам- французам: «Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги, если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову, если я займу Москву, я поражу Москву в самое сердце». (Слайд 10)
-Итак, в 125 км от Москвы, близ села Бородино русские войска заняли оборону.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ «БОРОДИНО»
-Теперь , ребята, представьте себя героями баллады «Бородино». Я раздам вам открытки с изображением солдат и офицеров войны 1812 года, и вы от их имени расскажите о героическом событии. Фоном вашего выступления будут рисунки художника В.Шевченко.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА «Узнай слово» (Слайд 11)
-Работая с текстом «Бородино», вы встретились с устаревшими слова, я просила вас запомнить их лексическое значение . Теперь по толкованию предлагаю вам вспомнить эти слова и записать.
- полевое укрепление РЕДУТ
- артиллерийский снаряд КАРТЕЧЬ
- станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия ЛАФЕТ
- стоянка войска под открытым небом БИВАК
- высокий круглый военный головной убор из кожи КИВЕР
- солдаты кавалерийских частей УЛАНЫ ,ДРАГУНЫ
- сражение СЕЧА
- стальной клинок, меч БУЛАТ
- враги, иноземцы БУСУРМАНЫ
Краткая беседа по содержанию стихотворения:
– Почему поэт назвал своё стихотворение «Бородино»?
(Хотел подчеркнуть грандиозность Бородинского сражения, его громадное значение в судьбе России )
– Почему рассказ о Бородинском сражении ведётся от имени старого солдата?
(Рассказ от имени старого солдата придаёт описанию Бородинского сражения характер правдивости, естественности. )
-Как вы думаете, таких солдат, как рассказчик, было много в русской армии? (В армии было больше таких солдат, поэтому и победили)
-Много ли раз звучит в произведении слово «я»,а «мы», почему?
( «Мы» выражает мысли и чувства всех сражавшихся)
-Как рассказчик относится командиру и способен ли он шутить в трудные минуты?
( «жаль его, сражён булатом», «есть разгуляться где на воле»)
-Высказывает ли бывалый воин Бородинской битвы недоверие к следующему поколению?
(Современники поэта вызывают осуждение, потому что не находят применения ни силе, ни таланту)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
– Попробуем определитьтемуэтого стихотворения, о чём оно? Запишите в тетрадь. (Слайды 12-15)
(Об одном эпизоде Отечественной войны 1812 года.Тема – изображениеБородинской битвы)
– С какой целью автор вспоминает события Бородинской битвы? Какие чувства и мысли он пытается передать читателю? Каковаидеяпроизведения? Запишите в тетрадь.
(Идеястихотворения –восхищение подвигом русских солдат: «Да, были люди в наше время, богатыри – не вы»)
Тест (7 заданий)
(Письменная работа, провести на слух, проверить, оценить всех) (2 мин)
Тест
М.Ю. Лермонтов «Бородино»
1. Исторической основой произведения является:
А. Великая Отечественная война;
Б. Отечественная война 1812 года;
В. Русско-японская война.
2.О Бородинском сражении рассказывает:
Б. Командующий армией;
3. Герой стихов (рассказчик) служил в :
Б. Кавалерии;
4. Кому принадлежат слова:
«Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали…»:
А. Старому солдату;
Б. Драгуну;
В. Полковнику.
5.В строках: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри – не вы…» — используется:
А. Сравнение;
Б. Антитеза;
В. Метафора
6. Какое настроение царит в русской армии перед боем:
А. Ликование;
Б. Солдаты готовятся к бою;
В. Все легли спать.
7. Изображение боя представляет собой:
А.Описание;
Б. Рассуждение;
В. Повествование.
Ключ. (Слайд 16)
Вывод урока:
– Каково значение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» в наши дни?
( 175 лет прошло с момента написания этого стихотворения, но и теперь мы читаем его с чувством гордости за свой народ.)
-К чему призывает нас поэт?
(Быть патриотами Отечества, гордиться героическим прошлым, соответствовать этому прошлому, применять силы и знания)
Подведение итога урока (рефлексия): (Слайд 17)
–Для чего нам нужен был этот урок? Чему научились?
(Сегодня мы ближе узнали Лермонтова М.Ю. и героев «Бородино», как события войны 1812 года повлияли на поэта, определили тему и идею стихотворения, учились выразительно читать.)
– Запишем домашнее задание : (Слайд 18)
Написать сочинение- размышление «Как я читал(а) «Бородино»? по опорным словам:
Читая «Бородино», я думаю…………..
Между строк представляю……
С поэтом нельзя не согласиться, что…..
Хочется верить, что………
РЕСУРСЫ
Файлы: М.Ю.Лермонтов Бородино.ppt
Размер файла: 1344000 байт.