Автор конспекта:
Автор(ы): — Шарипова Людмила Петровна

Место работы, должность: — г. Дудинка, ДСШ №1

Регион: — Красноярский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

Повторение служебных и знаменательных частей речи

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 22

Используемые учебники и учебные пособия: —

учебник Русский язык. Тростенцова

Используемая методическая литература: —

дидактический материал, Тетрадб по русскому языку,

Используемое оборудование: —

компьютер, мильтимедийный проектор

Используемые ЦОР: —

тесты

Краткое описание: — Повторение сведений о предлогах и союзах

Урок русского языка в 7-м классе по теме "Частица как часть речи"

Цель: повторение служебных и знаменательных частей речи: предлог, союз. Знакомство с частью речи “Частица”.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Повторение сведений о предлогах и союзах.

1. Фронтальный опрос.

  • С какими служебными частями речи мы уже познакомились?
  • Что называется предлогом?
  • Какие предлоги называются производными, а какие – непроизводными?
  • С какими падежами употребляются предлоги благодаря, согласно, вопреки, навстречу, наперекор? (с д.п.)
  • Что вы знаете о правописании предлогов?
  • Как пишутся предлоги в течение, в продолжение, вследствие?
  • Приведите примеры предлогов, которые пишутся через дефис?
  • Что называется союзом?
  • Расскажите о сочинительных союзах. На какие группы они делятся?
  • Какие союзы служат только для связи предложений?

2. Объяснительный диктант.

Дождиклил сквозь солнце, и под елью мшистой2 мы стояли точно в клетке золотистой2. (А. Майков). (Cхема)

В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть. (С.Есенин.) (Cхема)

То солнце покажется, то снова2 дождь польет. (Cхема).

3. Морфологический разбор.

Союз то…то.

Я поспешил домой, чтобы открыть ворота и принять гостей.

Мне грустно, потому что весело тебе.

— К какой части речи относятся слова грустно, весело в этом предложении?

4. Фонетический разбор (полный или частичный)

Елью – ель -ю. (4 б., 5 зв.,).

5. Индивидуальная работа.

“Тесты по русскому языку” И.В. Текучев. Союз. Тест № 47. (с. 90-92).

III. Сообщение темы и целей урока.

1. Объяснение нового материала.

Слово учителя.

Частицы – это служебные (неизменяемые) слова, которые вносят в предложение добавочные оттенки (смысловые, эмоциональные и др.), а также служат для образования форм слов; членами предложения не являются.

“Какое-то расплывчатое определение”, — скажете вы. – Нельзя ли поконкретнее?”

— Можно, если рассмотреть их разряды, по которым частицы распределяются в зависимости от того, какие дополнительные оттенки они вносят в нашу речь.

(На доске табличка

Частица

Начнем знакомство с частицами, которые служат для образования наклонений глагола. Почему?

Потому что вы с ними знакомились в прошлом году в 6 классе. И потому что они служат, т.е. служебные.

Условное наклонение:

Учился бы, нарисовал бы, прочитала б.

Повелительное наклонение:

Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я!
Пускай идет домой.
Давай улетим!
Да здравствует солнце!

Эти частицы называющие формообразующие. (Вывешивается табличка “Формообразующие

С частицами НЕ и НИ вы тоже знакомы. Изучали правописание НЕ с различными частями речи. На последующих уроках мы еще поговорим об этих частицах. А пока запишем несколько примеров:

Ни у кого, ни с кем. – отрицательные местоимения.

Не уйти, не уйду. – не с глаголами.

Не решая, не решив. – не с деепричастиями.

Дом не построен, поле не засеяно. – не с краткими причастиями.

Не правда, а ложь. – не с существительными.

Не глубокая река, а мелкая. – не с прилагательными.

Эти частицы называются отрицательными (вывешивается табличка).2. Работа с книгой.

Прочитаем правило § 67 (с. 135) первую часть.

Что же это за оттенки?

Грамматическая категория, которая выражает отношение говорящего к высказыванию, отношение высказывания к действительности называются модальностью.

Модальность может выражаться с помощью частиц, которые называются модальными (вывешивается табличка).

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология