Автор конспекта:
Автор(ы): — Овчинникова Ольга Юрьевна
Место работы, должность: —
МОУ "СОШ №31" г.Сыктывкара учитель информатики
Регион: — Республика Коми
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Цель урока: —
- Сформировать у учащихся понятия «информация», «информативность», познакомить учащихся с классификацией знаний;
- Подготовить учащихся к умению выделять информационную составляющую в деятельности человека;
- Обратить внимание учащихся на роль информации в жизни человека;
- Обобщить сведения о видах информации по форме ее представления на основе анализа примеров.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: — 14
Используемые учебники и учебные пособия: —
Базовый учебник — Информатика. Базовый курс. 8 кл. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.
Используемое оборудование: —
компьютерный класс, оснащённый компьютерной техникой, мультимедийным проектором
Используемые ЦОР: —
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
INF_10_ogr_inf.oms
Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС)
Информационный модуль
http://www.fcior.edu.ru/card/10996/vidy-i-svoystva-informacii.html
2
9_21.pps
Теория, вид — анимация
Презентация
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/56962bc9-7482-4988-a5fb-6df967fddbc9/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&
Краткое описание: —
Знакомсмтво с понятием информация. Какая бывает информация
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
1
Организационный этап
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зову Ольга Юрьевна. Кого сегодня нет на уроке? Сегодня мы с вами начнем изучать новую тему «Человек и информация». Записываем в тетради число и нашу тему урока.
Садятся. Открывают тетради и записывают число и тему рока.
3
2
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала
На протяжении всей своей истории человечество овладевало сначала веществом, затем энергией и, наконец, информацией. При этом на заре цивилизации человеку хватало элементарных знаний и первобытных навыков, но постепенно объем информации увеличивался, и люди почувствовали недостаток индивидуальных знаний. Потребовалось научиться обобщать знания и опыт, которые способствовали правильной обработке информации и принятию необходимых решений. Человек стал придумывать различные устройства. Появляются различные средства и методы обработки информации.
Слушают
3
3
Этап изучения новых знаний и способов деятельности
ЦОР №1 «INF_10_ogr_inf.oms» — «Информация и человек»
ЦОР №2 «9_21.pps» — «Информативность сообщений»
Давайте подумаем что же такое информация.
Давайте посмотрим на слайд. Информация для человека – это прежде всего его личные знания, которыми он обладает. Давайте запишем общее определение термина «информация».
Информация для человека– это знания, которые он получает из различных источников.
В основном информацию человек получает в виде сообщений. Давайте рассмотрим несколько сообщений:
1) О чём вам “говорит” сообщение написанное на арабском языке? Это сообщение не понятно, знание не пополнит.
2) Следующее сообщение: 2*2 = 4. Информация понятна, но не новая. Поэтому для вас ни каких знаний “не несёт”.
3) Следующее сообщение: «Определение производной из курса математики для 10 класса». Текст написан на русском языке, информация новая, но не понятная. Знания не пополнятся, так как это информация не доступна вашему возрасту.
Вывод:В каком случае сообщение может пополнить наши знания? Давайте посмотрим на доску, на которой изображена презентация.
Сообщение, полученное человеком, может пополнить его знания, если содержащиеся в нем сведения являются для человекапонятными и новыми.
Разнообразные знания человека можно разделить на две группы: декларативные (Я знаю, что…) и процедурные (Я знаю, как…).
Декларативные знания – это факты, которыми мы располагаем и просто декларируем их. Такие знания по другому называют фактами (знания о явлениях (смена времён года), знания о событиях (ВОВ 1941–1945 гг.), знания о свойствах объектов (вода может находиться в трёх состояниях), знания о зависимостях между объектами (у квадрата все стороны равны)) .
Процедурные знания показывают как именно выполнить какое-то действие — правила: знания о последовательностях действий, направленных на достижение некоторой цели (порядок выполнения арифметических действий).
Записывают определение «информация»
Записывают в тетрадь: «Сообщение, полученное человеком, может пополнить его знания, если содержащиеся в нем сведения являются для человекапонятными и новыми.»
Записывают в тетрадь классификацию знаний.
15
4
Этап первичной проверки понимания изученного
Приведите мне примеры декларативных знаний.
А теперь процедурных.
Приводят примеры декларативных и процедурных знаний
2
5
Этап закрепления изученного
Упражнение №1 (физминутка) Если я называю факт – поднимаете руки вверх, если правило – хлопаете в ладоши.
1. Солнечное затмение происходит тогда, когда Солнце и Земля занимают положение на одной линии.
2. У квадрата все углы прямые.
3. Жи-, ши- пиши с И.
4. 988 год – Крещение Руси.
5. Я знаю, как найти периметр прямоугольника.
6. Фамилию, имя, отчество пишу с большой буквы.
Упражнение №2 (Практическое задание) На компьютере в любом текстовом редакторе продолжите фразы:
1. Информация для человека – это…
2. Информация понятна, если она…
3. Сообщение может пополнить знания человека, если…
4. К фактам относятся знания…
5. К правилам относятся знания…
6. Знания человека можно разделить на…
7. Две формы получения знаний…
Ребята выполняют упражнения
2
10
6
Этап информации о домашнем задании
Задание на дом для Вас такое – составить кроссворд, используя любые понятия, с которыми мы познакомились сегодня на уроке.
Открывают дневники и записывают домашнее задание
2
7
Этап подведения итогов занятия
Учитель оценивает учащихся с обоснованием поставленной оценки.
2
8
Этап рефлексии
Ответьте на вопрос: Было ли вам интересно на уроке?
Ответы дайте в виде движений:
- если неинтересно – присядьте;
- если безразлично – обычная поза стоя;
- если было интересно – поднимите руки вверх;
- если было очень интересно – поднимите руки вверх, хлопая в ладоши.
1