Автор конспекта:
Автор(ы): — Филимонова Светлана Юрьевна

Место работы, должность: — МБОУ «Гатчинская гимназия им. К.Д.Ушинского», учитель начальных классов.

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: —

1)Познакомиться с басней Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

2)Формирование представлений о содержании и смысле прочитанного произведения, как средстве духовно-нравственного развития личности младших школьников.

3)Развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

4)Совершенствование навыков чтения, развития речи.

5)Воспитывать чувство уважения к пожилым людям, родителям.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 27

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник «Литературное чтение. Родная речь» для 2 класса (составители: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.).

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.-М.:Азбуковник, 1999.

Используемое оборудование: —

Экран, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы, математические веера, демонстрационные материалы для доски.

Краткое описание: — Конспект урока литературного чтения. Тема: "Старый дед и внучек". УМК "Школа России", 2 класс.

Конспект урока литературного чтения, 2 класс

УМК «Школа России»

Тема урока. Чтение и анализ басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

Цели урока.

1)Познакомиться с басней Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

2)Формирование представлений о содержании и смысле прочитанного произведения, как средстве духовно-нравственного развития личности младших школьников.

3)Развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

4)Совершенствование навыков чтения, развития речи.

5)Воспитывать чувство уважения к пожилым людям, родителям.

Оборудование:экран, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы, математические веера, демонстрационные материалы для доски, учебник «Литературное чтение. Родная речь» для 2 класса (составители: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.).

I.Организация класса.

II.Постановка темы и цели урока.

-Ребята, внимательно посмотрите на доску. Это шифровка, рядом дан ключ, который поможет вам в ее разгадке. Подумайте и скажите, что здесь зашифровано?

( На доске: ЛВЕИВЧНТИОКЛОСЛТАОЕЙ VOVOVO)

Ответы уч-ся: «На доске зашифровано имя, отчество и фамилия писателя – Лев Николаевич Толстой».

-Правильно, здесь зашифровано имя, отчество и фамилия великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.

Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

Ответы уч-ся: «Мы будем читать произведения Л.Н.Толстого».

-Сегодня мы познакомимся с басней «Старый дед и внучек».

-А что такое басня?

Ответы уч-ся: «Басня – это небольшой рассказ, в котором есть поучение или мораль».

-Значит, если мы будем читать басню, то обязательно чему-то научимся.

-Я бы хотела, чтобы в конце урока вы смогли ответить на вопросы:

(открываю записи на доске)

Я почувствовал …

Я задумался …

Я понял…

IV.Изучение нового материала.

1)Рассказ о Л.Н.Толстом с использованием мультимедийной презентации.

-Сейчас я расскажу вам о жизни писателя. Слушайте внимательно, будьте готовы ответить на мои вопросы.

Слайд 1. На экране вопросы:

1) Где жил Л.Н.Толстой?

2) Каким он был человеком?

3) Как Толстой помогал детям из бедных семей?

4) О чем он писал в своих рассказах для детей?

-Прочитайте вопросы про себя.

-Прочитайте вопросы вслух по цепочке.

Слайд 2,3.

-Перед вами портрет Л.Н.Толстого, который родился в 1828 году, почти 200 лет назад. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для детей и взрослых.

Слайд 4,5.

-Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал ,что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудился.

Слайд 6.

-Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.

Слайд 7.

-В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые сам написал. Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес.

Слайд 2.

-В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том. что надо делать людям добро, о необходимости учиться и о многом другом.

2)Проверка восприятия материала.

Слайд 1 (с вопросами).

-Прочитайте первый вопрос, дайте на него ответ.

Ответы уч-ся:« Где жил Л.Н.Толстой?

Л.Н.Толстой жил в Ясной Поляне».

-Прочитайте второй вопрос ,дайте на него ответ.

Ответы уч –ся:«Каким он был человеком?

Он был трудолюбивым, добрым умным человеком».

-Прочитайте третий вопрос, дайте на него ответ.

Ответы уч-ся: «Как Толстой помогал детям из бедных семей?

Толстой открыл школу, написал учебники и учил детей» .

-Прочитайте последний вопрос,ответьте на него.

Ответы уч-ся:«О чем он писал в своих рассказах для детей?

В своих рассказах он писал о дружбе, помощи слабым, о добре и сочувствии».

-Молодцы.Вы были внимательны, правильно ответили на все мои вопросы.

3)Актуализация знаний учащихся.

-Л.Н.Толстой в своем творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и поговоркам. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. Сегодня мы прочитаем три пословицы. Все они объединены одной темой. Только начало и конец у них перепутаны. Возьмите карточки, карандаши и соедините начало и конец пословиц так, чтобы получились верные высказывания

Слайд 8 .

1.Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

2.Вся семья вместе, и душа на месте.

3.Нет лучше дружка, чем родная матушка.

-Посмотрите на экран. У кого не так?

-Прочитайте вслух первую пословицу, которая у вас получилась. Что значит «почитает»? Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ответы уч –ся : «Надо уважать своих родителей, любить их .Родители всегда помогут».

-Прочитайте вторую пословицу. Как вы ее понимаете?

Ответы уч – ся:«Когда все вместе, то ни за кого не переживаешь, не волнуешься».

-Прочитайте третью пословицу. Объясните ее смысл.

Ответы детей: «Мама- лучший и самый надежный друг.»

-Какой темой объединены эти пословицы?

Ответы уч-ся:«Все три пословицы о семье».

4)Физкультминутка.

Дружно маме помогаем-

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полоскаем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

5)Словарная работа.

-Басня, «Старый дед и внучек», рассказывает об истории , которая произошла в одной семье. Написана она очень давно, при чтении нам встретится слово, которое в наше время практически не употребляется.

Дома Диана нашла это слово в «Толковом словаре» и приготовилась объяснить нам его значение.

ЛОХАНКА

(Карточка со словом вывешивается на доску)

Ответ Дианы:«Лоханка – круглая или продолговатая деревянная посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости».

6)Первичное восприятие текста. Рефлексия.

-Послушайте басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».Я попрошу вас после прослушивания подумать и продолжить своими словами 1 и 2 предложение, написанное на доске.

Я почувствовал …

Я задумался

7)Проверка первичного восприятия текста.

-Продолжи первое предложение, написанное на доске.

Ответы уч-ся:« Я почувствовал, как обидно было дедушке. Мне было его жалко».

-Продолжи второе предложение.

Ответы уч-ся:«Я задумался о том, как надо относиться к старым людям.»

-Я согласна с вами. У меня это произведение вызвало такие же чувства, как у вас.

IV.Структурный анализ текста.

1)Чтение басни про себя.

-Прочитайте басню про себя и подумайте, на какие две смысловые части можно ее разделить?

2)Чтение басни вслух по цепочке.

3)Чтение и анализ Iчасти.

-На сколько частей можно разделить басню?Докажи.

Ответы уч-ся:«Я считаю, что басню можно разделить на две смысловые части. В первой части говорится о том, как обидели деда. Во второй – о том, как сын проучил родителей».

-Прочитайте первую часть басни.

-Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?

Ответы уч-ся:«Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой».

-Что случилось во время обеда за печкой?

Ответы уч-ся:«Дед хотел подвинуть чашку с едой, уронил и разбил ее».

-А почему дед уронил и разбил чашку?

Ответы уч-ся: «Потому что он был очень старый, плохо видел».

-Прочитай, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?

Ответы уч-ся:«Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке».

-Правильно ли поступила невестка? Почему?

Ответы детей: «Невестка поступила неправильно, он же не специально разбил чашку».

4)Чтение и анализ IIчасти.

-Прочитайте вслух вторую смысловую часть басни.

-Зачем Миша делал лохань?

Ответы уч-ся:«Чтобы кормить из нее родителей, когда они станут старыми».

-Прочитай, почему родители Миши заплакали?

Ответы уч-ся:«Им стало стыдно за то, что они так обижали старика».

— Как после этой истории стали относиться к дедушке?

Ответы уч-ся: «Стали сажать его за стол и ухаживать за ним».

V.Логический анализ текста.

1)Определение поучения басни.

-Можно ли назвать эту басню поучительной? Чему она нас учит?

Ответы уч-ся: «Басня учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям».

-Какова идея этого произведения?

Ответы уч-ся:«Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя».

2)Определение актуальности басни «Старый дед и внучек»

-Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может ли произойти такая история в наше время?

-Есть ли в вашей семье пожилые люди? Расскажите, как вы к ним относитесь?

-В одной из частей домашнего задания я попрошу вас написать рассказ о своей семье, о том, как вы заботитесь о своих родных и близких. К рассказу можно будет сделать рисунок или приложить фотографию.

3)Выбор пословицы для определения идеи басни.

Слайд 8.

1.Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

2.Вся семья вместе, и душа на месте.

3.Нет лучше дружка, чем родная матушка.

-Посмотрите на экран. Здесь пословицы, которые мы с вами составили в начале урока. Возьмите веера, и покажите мне номер той пословицы, которая наиболее точно отражает идею басни «Старый дед и внучек».

(Дети показывают №1).

-Молодцы, ребята, я согласна с вашим выбором.

VI.Сравнение басен И.А.Крылова и Л.Н.Толстого.

-Скажите, с какими баснями мы знакомились на прошлых уроках? Кто их автор?

Ответы уч-ся: «И.А.Крылов. «Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и муравей».

-Давайте сравним басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» и басни И.А.Крылова. В чем их различие?

Ответы уч-ся:«В басне Толстого действующие лица – люди, она написана в прозе. В басне Крылова действующие лица – животные, она написана в стихотворной форме».

-Что в них общего?

Ответы уч-ся:«Все эти басни поучительные».

VII.Итог урока. Рефлексия.

-С каким произведением познакомились на уроке?

-Кто автор?

-Какое новое слово узнали на уроке? Что оно обозначает?

-Давайте вернемся к незаконченным предложениям на доске. У нас осталась еще одна строка.

Я понял …

— Продолжите это предложение.

Ответы детей:«Я понял, что нужно заботиться о стариках, родителях; любить и уважать их; что родным людям надо быть внимательными по отношению к друг к другу».

VIII/Домашнее задание.

Прочитать сведения о Л.Н.Тостом на стр.108 учебника и составить три вопроса по тексту.

Творческое задание: написать рассказ о своей семье; о том, как вы заботитесь о своих родных и близких; к рассказу можно сделать рисунок или приложить фотографию.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология