Автор конспекта:
Автор(ы): — Овчинникова Н.П.

Регион: — Алтайский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Цель: (высказывание Гоголя) «Вовсе не губерния, и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет «Мёртвых душ». Это пока ещё тайна, которая должна быть вдруг, к изумлению всех (ибо ни одна душа из читателей не догадалась), раскрыться в последующих томах».

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

словарь, поэма Гоголя "Мертвые души"

Краткое описание: — урок исследования

Тема «Что же представляет собой мысль Н.В.Гоголя в поэме «Мёртвые души»?

(урок открытых мыслей – исследование текста)

Душой ли, славу полюбившей,

Ничтожность в мире полюбить?

Душой ли, к счастью не остывшей,

Волненья мира не испить?

Н.В.Гоголь

Поэма Гоголя «Мёртвые души»- одно из самых загадочных произведений литературы 19века о внутреннем мире человека, о его душе, несущее в себе глубочайший нравственно-философский смысл.

Что может дать пользу душе, а что вред? (от эпиграфа)

Попробуем осмыслить поэму в контексте «Авторские исповеди», создавая нравственно-философскую и психологическую интерпретацию текста.

Цель: (высказывание Гоголя) «Вовсе не губерния, и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет «Мёртвых душ». Это пока ещё тайна, которая должна быть вдруг, к изумлению всех (ибо ни одна душа из читателей не догадалась), раскрыться в последующих томах». Что за тайна?

Ещё одно высказывание Гоголя: «Я приглашаю рассмотреть ближе свой долг и обязанность земной своей должности, потому что это уже нам всем темно представляется».

Вы готовы поделиться своими открытиями?

Наш исследовательский маршрут(на доске)

1. «Полюби нас чёрненькими, а беленькими нас всякий полюбит». Составление цветовой палитры эпизодов поэмы.

2. Психологический портрет автора поэмы. Сопоставление образов помещиков с биографическими фактами Гоголя («Четыре письма к разным лицам по поводу «Мёртвых душ»).

3. «История моей собственной души».

Задания группам:

1. Выделите в тексте вышедшие из употребления слова.

2. Подчеркните ключевые фразы о чертах характера и интересах героев поэмы и выражающие основные мысли автора.

3. В первой главе поэмы обратить внимание на палитру цветов.

Ответ на 3 вопрос:

«…когда бричка подъехала к гостинице, встретился молодой человек в белых канифасовых панталонах…», «… верхний фасад гостиницы был выкрашен вечною жёлтою краскою…», «…в окне помещался сбитенщик с самоваром из красной меди и лицом таким же красным, как самовар, так что издали можно было подумать, что на окне стояло два самовара, если б один самовар не был с чёрною, как смоль, бородою…», «…завёрнутая в синюю бумагу жареная курица…», «…городской сад, который состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся, с подпорками внизу, в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зелёною масляною краскою…».

Вывод: Гоголь выделяет 6 цветов: жёлтый, зелёный, белый, красный, синий, чёрный.

(на доске палитра эпизодов поэмы)

Задание группам: (на дом творческое)

1. Составить интерпретацию цвета, используя словарь языческой мифологии славян и современные энциклопедические справочники по символике цвета, и записать по одному ключевому слову, раскрывающему смысл цвета.

(Цвет получает в народной традиции символическую трактовку). Символика цвета неоднозначна..

Вывод: Цвет несёт в поэме чаще всего отрицательное значение.

БЕЛЫЙ – 1. Сакральность, чистота, свет, плодородие.

2. Связан с представлением о потустороннем мире («белый траур» у многих славянских народов; смерть, старость в образе женщины в белых одеждах) и демонических существах (например, белые одежды русалок, лешего в восточно-славянском фольклоре).

КРАСНЫЙ – 1. Цвет жизни, огня, плодородия, здоровья.

2. «Сопровождает» демонических персонажей: красную одежду или шапку носят домовой, леший, водяной, чёрт, карлики; красные глаза, зубы, волосы у ведьмы, чёрта, русалок.

3. Особо значимы в народных представлениях красная нить, красное полотно, красное пасхальное яйцо, которые наделяются защитными свойствами и используются в качестве оберега.

4. Наиболее агрессивный цвет: символизирует кровь, гнев, страсть к соблазнам, огонь, чувства, раны, войну, кровопролитие, угрозу.

ЧЁРНЫЙ – имеет конкретную и однозначную символику: ассоциируется с мраком, землёй, смертью, выступает как знак траура (например, в семьях, где был траур, пасхальные яйца красили в чёрный или другие тёмные цвета. В христианстве чёрный символизирует скорбь, несчастье и оплакивание.

ЗЕЛЁНЫЙ – 1. Соотносится с растительностью, изменчивостью, незрелостью.

2. Атрибут «чужого» пространства, где обитает нечистая сила: в южнославянских заговорах на зелёную гору, зелёное дерево изгоняются злые духи.

3. Характеризует персонажей народного творчества: зелёные волосы у лешего, русалки, водяного; зелёного цвета бес, водяной; зелёные глаза у лешего, русалки, водяного.

4. Зелёный цвет – знак разложения и плесени. Бог Осирис умирающей и воскресающей природы изображается зелёным.

5. Это цвет эльфов, а значит, непослушания и проказ.

6. Это цвет зависти и ревности.

7. Это символ молодости, незрелости, наивности.

ЖЁЛТЫЙ – Наделяется негативной оценкой, часто осмысляется как символ смерти (появление жёлтого пятна на руке предвещает смерть; в жёлтый цвет окрашивают яйца, предназначенные для поминовения).

У мифологических персонажей жёлтые волосы (домовой, женские лесные души – повитрули). Растения с жёлтыми цветами (корнями, соком) и предметы жёлтого цвета используются при лечении «жёлтых» болезней (желтуха, лихорадка).

Жёлтый цвет (наряду с красным) может выступать как заместитель золота, он связан с богатством и говорит о накопительстве.

СИНИЙ — Как цвет ясного неба и моря, представляет высоту и глубину, постоянство, надёжность, преданность, правосудие, совершенство, размышление и мир.

Синий цвет иногда символизирует сомнение, недоверчивость.

Вывод: Интерпретация цветовой символики в поэме: красный цвет –страсть к соблазнам; зелёный – наивность; жёлтый – болезнь; чёрный – несчастье; синий – постоянство; белый – старость.

На доске иллюстрации, выполненные известным художником Петром Боклевским, — портреты помещиков. Ребята получают задание:

Соотнести каждого помещика с определённым цветом. Пояснить, доказывая текстом.

Ответ: красный – Ноздрёв, жёлтый – Коробочка, зелёный – Манилов, синий Собакевич, чёрный – Чичиков, белый – Плюшкин.

Комментарий:

Гоголь, комментируя внешность Манилова, использует зелёный цвет:» Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зелёном шалоновом сюртуке…»; описывая внешность Ноздрёва – красный: «Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его…». С образом Собакевича несколько сложнее: то сравнивает его с медведем («Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему прказался весьма похожим на средней величины медведя») . Значит, цвет коричневый. Но в тексте есть ещё одна цитата «…у самого окна висела клетка, из которой глядел дрозд тёмного цвета, очень похожий на Собакевича».

Файлы: приложение 2 (продолжение).ppt
Размер файла: 1332224 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология