Автор конспекта:
Автор(ы): — Семко Светлана Анатольевна

Место работы, должность: —

МОУ СОШ № 9 г. Сокол Вологодской области, учитель русского языка, литературы и МХК

Регион: — Вологодская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

выявление идеи повести Тарас Бульба через соотнесение произведения с фольклорными источниками

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

В мире литературы. 7 класс.: учебник хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений/ Автор-составитель А.Г.Кутузов и др. – М.: Дрофа, 2008. – 476 с

Используемая методическая литература: —

Русское народное поэтическое творчество / Под ред. А. М. Новиковой и А. В. Кокорева. М., Художественная литература, 1969

Печерская Т. И. Изучение фольклора в 5 классе. Учебное пособие. – Новосибирск: НГУ, 2004

http://www.teremok.in/Mifologija/Rus_mifologila/Ilja_kalin_sar.htm

http://www.russianplanet.ru/filolog/epos/roland/index.htmhttp://www.russ…

http://gogol.lit-info.ru/gogol/family/illyustracii.htm

Используемое оборудование: —

Компьютер, мультимедийный проектор

Используемые ЦОР: —

Презентация Повесть Н. В. Гоголя Тарас Бульба и фольклор

Краткое описание: —

Данный урок является последним (шестым) при изучении повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба. После изучения повести автор учебника предлагает сопоставить произведение с некоторыми фольклорными источниками.

Для выявления идеи произведения, а также постановки этой повести в ряд с шедеврами мировой литературы, на данном уроке предлагается сопоставить текст с русской былиной Илья Муромец и Калин-царь, древнегреческим эпосом Илиада (вопрос об авторстве Гомера представляется спорным, не случайно в Примерной программе основного общего образования по литературе эта поэма находится в разделе Героический эпос в мировой культуре, наряду с Калевалой) и средневековой поэмой Песнь о Роланде.

Межпредметные связи с историей и мировой художественной культурой помогают окунуться в эпохи и выявить сходства произведений

Ход урока.

1. На протяжении всего изучения произведения мы говорили о том, что основа данной повести – историческая. Значит, Н. В. Гоголь обращался при написании «Тараса Бульбы» к каким-то источникам. Это могли быть не только летописи, исторические документы. Каждый писатель в своём творчестве использует традиции тех великих людей, чьи мысли ему близки.

2. Посмотрите на тему нашего сегодняшнего урока (слайд 1). Попробуйте сформулировать цель урока.

3. Несомненно, если говорить о фольклорных источниках, то сразу вспоминаются былины.

Давайте вспомним определение былины (слайд 2).

Какие циклы былин Вам известны? Кто из героев-богатырей запомнился Вам больше всего (слайд 3)?

Какими качествами должен обладать герой, чтобы о нём народ сложил старину?

Чем отличаются киевские богатыри от новгородских? Рассмотрите иллюстрации на слайде 4.

4. К сегодняшнему уроку Вы прочитали былину «Илья Муромец и Калин-царь».

Охарактеризуйте героя былины: какие качества характера позволяют назвать его богатырём? Посмотрите ещё раз на иллюстрацию к былине (слайд 5)

Проанализируйте произведение с точки зрения композиции. Какой эпизод является кульминацией? Обоснуйте свою точку зрения.

Какова идея этой былины? Какие изобразительно-выразительные средства помогают раскрыть идею произведения?

5. Можно ли говорить о связи былины и повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»? Повесть написана в XIXвеке, а рассказывает о XVI. Былина же повествует о «преданьях старины глубокой».

Попробуйте найти общее между этими произведениями. Для этого обратимся к фрагментам повести «Тарас Бульба»:

( -героический характер,

— идея борьбы за Родину,

-гипербола, постоянные эпитеты, метафоры)

Как вы думаете, почему повесть Гоголя схожа с былиной?

6. А теперь давайте обратимся ещё к двум фольклорным источникам. Один из них вам известен – это «Илиада» Гомера. Другое произведение менее известно, но не менее значимо – это «Песнь о Роланде», произведение древнефранцузского эпоса. Давайте поработаем по вариантам. Вам предлагаются фрагменты из этих произведений и вопросы к ним.

(каждый получает карточку с вопросами и фрагмент фольклорного произведения, на работу с ними даётся 5-6 минут, затем идёт проверка)

7. Работа с поэмой «Илиада» Гомера (слайд 6).

А. Сообщение об истории создания поэмы (приложение 1).

Б. Работа с карточкой.

1) Подготовьте выразительное чтение фрагмента. Обратите внимание на изменение темпа чтения. Найдите слова, на которые падает логическое ударение.

2) Подчеркните те слова, значение которых вам непонятны. Справьтесь об их значении в толковом словаре или спросите у учителя.

3) Какие черты героев, по вашему мнению, подчёркиваются в произведении? Найдите слова, в которых показано отношение рассказчика к герою.

4)Какие тропы и стилистические фигуры использованы в этом фрагменте? Какова цель их применения?

Фрагмент "Илиады" (приложение 2).

3)Сила, мужество, стремление победить:

Оба исторгнули вновь длиннотенные копья и разом

Сшиблися вновь, как свирепые львы, пожиратели крови,

Или как звери лесов, нелегко одолимые вепри

4)Эпитеты: «великий», «мощный».

Сравнения: Сшиблися вновь, как свирепые львы, пожиратели крови,

Или как звери лесов, нелегко одолимые вепри

Гиперболу: «Быстро Аякс подхватил несравненно огромнейший камень, ринул его…»).

Вывод: Каково авторское отношение к героям?

8. Работа с «Песней о Роланде» (слайд 7).

А. Сообщение об истории создания(приложение 3).

Б. Работа с карточкой.

1) Подготовьте выразительное чтение фрагмента. Обратите внимание на изменение темпа чтения. Найдите слова, на которые падает логическое ударение.

2) Подчеркните те слова, значение которых вам непонятны. Справьтесь об их значении в толковом словаре или спросите у учителя.

3) Какие черты героев, по вашему мнению, подчёркиваются в произведении? Найдите слова, в которых показано отношение рассказчика к герою.

4) Какие тропы и стилистические фигуры использованы в этом фрагменте? Какова цель их применения?

Фрагмент "Песни о Роланде" (приложение 4)

3)Мужество, храбрость, любовь к Родине: «Роланд бесстрашно рвется в гущу боя» , «Я ненавижу вас! — Роланд кричит.- Мы служим правде; вы, злодеи, — лжи».

4) Эпитеты: «Великий», «жесток».

Сравнения:«Как лев иль леопард, стал горд и лют».

Гиперболу: «Клинком коню хребет переломил. Убил и мавра и коня под ним»).

Схожи ли произведения? Чем?

9. Обратите внимание на иллюстрации к произведениям. Мы с вами уже знакомились иллюстрации к повести «Тарас Бульба». Я предлагаю вам посмотреть на иллюстрации (слайд 8) к произведениям, о которых мы говорили на уроке.

Вспомните, какая иллюстрация соответствует каждому произведению.

Есть ли что-то общее между всеми этими иллюстрациями?

Как вы думаете, почему?

10. Итак, мы выявили сходства повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя и трёх фольклорных источников, разных по времени и месту создания.

Попытайтесь теперь ответить на вопрос: «В чём сходства повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и фольклорных источников?» (1 вариант); «Какова причина сходства повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и фольклорных источников?» (2 вариант)

11.На следующем уроке вы будете знакомиться с остальными повестями из цикла «Миргород», я предлагаю вам перечитать одну из повестей цикла, кроме «Тараса Бульбы», подготовить пересказ сюжета, выявить тематику и проблематику произведения.

Письменное задание: выписать из «Словаря литературных терминов» определение термина «цикл».

Дополнительное задание: нарисовать иллюстрацию к прочитанной повести.

Файлы: Приложение 4.doc
Размер файла: 29696 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология