Автор конспекта:
Автор(ы): — Семко Светлана Анатольевна
Место работы, должность: —
МОУ СОШ № 9 г. Сокол Вологодской области, учитель русского языка, литературы и МХК
Регион: — Вологодская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
выявление идеи повести Тарас Бульба через соотнесение произведения с фольклорными источниками
Тип урока: — Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: —
В мире литературы. 7 класс.: учебник хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений/ Автор-составитель А.Г.Кутузов и др. – М.: Дрофа, 2008. – 476 с
Используемая методическая литература: —
Русское народное поэтическое творчество / Под ред. А. М. Новиковой и А. В. Кокорева. М., Художественная литература, 1969
Печерская Т. И. Изучение фольклора в 5 классе. Учебное пособие. – Новосибирск: НГУ, 2004
http://www.teremok.in/Mifologija/Rus_mifologila/Ilja_kalin_sar.htm
http://www.russianplanet.ru/filolog/epos/roland/index.htmhttp://www.russ…
http://gogol.lit-info.ru/gogol/family/illyustracii.htm
Используемое оборудование: —
Компьютер, мультимедийный проектор
Используемые ЦОР: —
Презентация Повесть Н. В. Гоголя Тарас Бульба и фольклор
Краткое описание: —
Данный урок является последним (шестым) при изучении повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба. После изучения повести автор учебника предлагает сопоставить произведение с некоторыми фольклорными источниками.
Для выявления идеи произведения, а также постановки этой повести в ряд с шедеврами мировой литературы, на данном уроке предлагается сопоставить текст с русской былиной Илья Муромец и Калин-царь, древнегреческим эпосом Илиада (вопрос об авторстве Гомера представляется спорным, не случайно в Примерной программе основного общего образования по литературе эта поэма находится в разделе Героический эпос в мировой культуре, наряду с Калевалой) и средневековой поэмой Песнь о Роланде.
Межпредметные связи с историей и мировой художественной культурой помогают окунуться в эпохи и выявить сходства произведений
Ход урока.
1. На протяжении всего изучения произведения мы говорили о том, что основа данной повести – историческая. Значит, Н. В. Гоголь обращался при написании «Тараса Бульбы» к каким-то источникам. Это могли быть не только летописи, исторические документы. Каждый писатель в своём творчестве использует традиции тех великих людей, чьи мысли ему близки.
2. Посмотрите на тему нашего сегодняшнего урока (слайд 1). Попробуйте сформулировать цель урока.
3. Несомненно, если говорить о фольклорных источниках, то сразу вспоминаются былины.
Давайте вспомним определение былины (слайд 2).
Какие циклы былин Вам известны? Кто из героев-богатырей запомнился Вам больше всего (слайд 3)?
Какими качествами должен обладать герой, чтобы о нём народ сложил старину?
Чем отличаются киевские богатыри от новгородских? Рассмотрите иллюстрации на слайде 4.
4. К сегодняшнему уроку Вы прочитали былину «Илья Муромец и Калин-царь».
Охарактеризуйте героя былины: какие качества характера позволяют назвать его богатырём? Посмотрите ещё раз на иллюстрацию к былине (слайд 5)
Проанализируйте произведение с точки зрения композиции. Какой эпизод является кульминацией? Обоснуйте свою точку зрения.
Какова идея этой былины? Какие изобразительно-выразительные средства помогают раскрыть идею произведения?
5. Можно ли говорить о связи былины и повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»? Повесть написана в XIXвеке, а рассказывает о XVI. Былина же повествует о «преданьях старины глубокой».
Попробуйте найти общее между этими произведениями. Для этого обратимся к фрагментам повести «Тарас Бульба»:
( -героический характер,
— идея борьбы за Родину,
-гипербола, постоянные эпитеты, метафоры)
Как вы думаете, почему повесть Гоголя схожа с былиной?
6. А теперь давайте обратимся ещё к двум фольклорным источникам. Один из них вам известен – это «Илиада» Гомера. Другое произведение менее известно, но не менее значимо – это «Песнь о Роланде», произведение древнефранцузского эпоса. Давайте поработаем по вариантам. Вам предлагаются фрагменты из этих произведений и вопросы к ним.
(каждый получает карточку с вопросами и фрагмент фольклорного произведения, на работу с ними даётся 5-6 минут, затем идёт проверка)
7. Работа с поэмой «Илиада» Гомера (слайд 6).
А. Сообщение об истории создания поэмы (приложение 1).
Б. Работа с карточкой.
1) Подготовьте выразительное чтение фрагмента. Обратите внимание на изменение темпа чтения. Найдите слова, на которые падает логическое ударение.
2) Подчеркните те слова, значение которых вам непонятны. Справьтесь об их значении в толковом словаре или спросите у учителя.
3) Какие черты героев, по вашему мнению, подчёркиваются в произведении? Найдите слова, в которых показано отношение рассказчика к герою.
4)Какие тропы и стилистические фигуры использованы в этом фрагменте? Какова цель их применения?
Фрагмент "Илиады" (приложение 2).
3)Сила, мужество, стремление победить:
Оба исторгнули вновь длиннотенные копья и разом
Сшиблися вновь, как свирепые львы, пожиратели крови,
Или как звери лесов, нелегко одолимые вепри
4)Эпитеты: «великий», «мощный».
Сравнения: Сшиблися вновь, как свирепые львы, пожиратели крови,
Или как звери лесов, нелегко одолимые вепри
Гиперболу: «Быстро Аякс подхватил несравненно огромнейший камень, ринул его…»).
Вывод: Каково авторское отношение к героям?
8. Работа с «Песней о Роланде» (слайд 7).
А. Сообщение об истории создания(приложение 3).
Б. Работа с карточкой.
1) Подготовьте выразительное чтение фрагмента. Обратите внимание на изменение темпа чтения. Найдите слова, на которые падает логическое ударение.
2) Подчеркните те слова, значение которых вам непонятны. Справьтесь об их значении в толковом словаре или спросите у учителя.
3) Какие черты героев, по вашему мнению, подчёркиваются в произведении? Найдите слова, в которых показано отношение рассказчика к герою.
4) Какие тропы и стилистические фигуры использованы в этом фрагменте? Какова цель их применения?
Фрагмент "Песни о Роланде" (приложение 4)
3)Мужество, храбрость, любовь к Родине: «Роланд бесстрашно рвется в гущу боя» , «Я ненавижу вас! — Роланд кричит.- Мы служим правде; вы, злодеи, — лжи».
4) Эпитеты: «Великий», «жесток».
Сравнения:«Как лев иль леопард, стал горд и лют».
Гиперболу: «Клинком коню хребет переломил. Убил и мавра и коня под ним»).
Схожи ли произведения? Чем?
9. Обратите внимание на иллюстрации к произведениям. Мы с вами уже знакомились иллюстрации к повести «Тарас Бульба». Я предлагаю вам посмотреть на иллюстрации (слайд 8) к произведениям, о которых мы говорили на уроке.
Вспомните, какая иллюстрация соответствует каждому произведению.
Есть ли что-то общее между всеми этими иллюстрациями?
Как вы думаете, почему?
10. Итак, мы выявили сходства повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя и трёх фольклорных источников, разных по времени и месту создания.
Попытайтесь теперь ответить на вопрос: «В чём сходства повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и фольклорных источников?» (1 вариант); «Какова причина сходства повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и фольклорных источников?» (2 вариант)
11.На следующем уроке вы будете знакомиться с остальными повестями из цикла «Миргород», я предлагаю вам перечитать одну из повестей цикла, кроме «Тараса Бульбы», подготовить пересказ сюжета, выявить тематику и проблематику произведения.
Письменное задание: выписать из «Словаря литературных терминов» определение термина «цикл».
Дополнительное задание: нарисовать иллюстрацию к прочитанной повести.
Файлы: Приложение 4.doc
Размер файла: 29696 байт.